25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Не любят русские конвейер"

Архивная публикация 2006 года: "Не любят русские конвейер"

Корреспондент «Профиля» побывал на азиатских фабриках BenQ и на зеленоградском заводе «Квант». Исравнил, как работают российские и китайские производители электроники. Наши работают не так экономно, как китайцы, а зарплата у них намного выше. Заводы BenQ находятся в городе Сучжоу, неподалеку от Шанхая. Сучжоу по китайским меркам невелик, около 10 млн. жителей. Это один из образцово-показательных производственных центров Китая: в местном технопарке обитают фабрики множества транснациональных IT-компаний, от Bosch до Nokia.

Первое, что обращает на себя внимание на самом заводе BenQ, — щедро разбросанная по всей территории корпоративная символика. Трудно себе представить российский завод, где даже таблички на газонах выполняются в фирменном стиле, а у китайцев это обычное дело. Прямо на территории фабрики BenQ располагаются футбольные поля. Это при том, что большая часть занятых — девушки. «На работу принимают именно девушек, так как у них лучше развита мелкая моторика рук, — говорит сопровождающий журналистов сотрудник BenQ. — Они более усидчивы и сосредоточены на работе. Набираем персонал в возрасте от 17 до 21 года, после 21 года сборщица теряет производительность».

Темп работы на сборочном конвейере высокий, а зарплата сотрудниц, которые занимаются установкой компонентов (набивкой) на электронные платы блоков питания, невелика даже по российским меркам: 1000 юаней, или, в пересчете на более привычную для россиян валюту, $120. Если сборка осуществляется не на конвейере, где скорость работы определяется тем,насколько быстро движется лента, контроль производительности ведется с помощью табло, на котором высвечиваются цифры плана на смену и текущие показатели его выполнения. В случае отставания от плана загорается красная лампа, что для рабочего крайне неприятно — человек восточной культуры готов видеть в этом потерю лица. На некоторые рабочие места проход осуществляется через металлодетекторы — для профилактики воровства.

Прежде чем попасть на территорию другого завода, где собираются экраны для жидкокристаллических мониторов, необходимо обуться в бахилы. Устройство для их автоматического надевания категорически отказывается принимать ногу в обуви 45-го размера — это, по китайским понятиям, уже слишком. В зал, где идет сборка мониторов, в отличие от предыдущего цеха, не пускают, показывают только из-за стекла — чистая зона, сотрудники ходят в хлопчатобумажных скафандрах. Здесь фотографировать нельзя.

Для китайских производителей даже в том случае, если они выпускают технику под своей маркой, сборка оборудования по чужим заказам приносит, заметим, значительную часть прибыли. Например, журналистов во время экскурсии по заводу провели мимо цеха, где тестировались мониторы с торговым знаком Dell.

На заводе «Квант», принадлежащем компании Sitronics, к пролетариям относятся гуманнее. «Работа на конвейере все-таки не требует специальной подготовки. Своих сотрудников мы обучаем технологическим операциям, после чего они вполне могут приступать к выполнению обязанностей», — говорит Александр Шницер, начальник производственного отдела. Отсутствие жесткого отбора сотрудников оборачивается тем, что на казенный лад принято называть текучестью кадров, — выдержать работу без перекуров и без возможности уйти в случае неявки сменщика может не каждый наш соотечественник. Но такого, как в Китае, числа желающих стоять у конвейера в Зеленограде нет и не предвидится, несмотря на более высокую по сравнению с Китаем зарплату (на «Кванте» работник сборочных цехов получает 8—9 тыс. рублей), поэтому отдел кадров не в состоянии обеспечивать жесткий отбор «на входе».

Как следствие этой и иных причин, вести конкуренцию с тем же BenQ наш производитель не может в принципе, он ориентирован только на местный рынок. Приходится рассчитывать на не занятые иностранными производителями рыночные ниши. Например, в России до сих пор весьма высок спрос на кинескопные мониторы с диагональю экрана 15 дюймов. Западные компании это производство сворачивают, а для «Кванта» сборка таких кинескопов все еще остается прибыльным занятием.

Не всегда китайские производители могут себе позволить наращивать объем производства даже при наличии спроса. На заводе BenQ в Сучжоу пришлось отказаться от идеи увеличить количество рабочих часов на предприятии по неведомой пока в России причине: нехватка энергетических мощностей. В том, что электроэнергия в Китае дефицитна, легко убедиться. Даже ночная подсветка зданий работает только несколько часов после наступления темноты, отключаясь глубокой ночью.

Из-за невозможности увеличить объем производимой продукции экстенсивным путем китайцам приходится идти по интенсивному. Огромное значение придается мотивации персонала, которая может принимать весьма причудливые формы. Помимо гимна компании, висящего на видном месте, и наглядной агитации по технике безопасности можно обнаружить таблички над писсуарами в мужском туалете, напоминающие сотрудникам мужского пола о необходимости обращать внимание даже на мелкие недочеты в производстве. Как поставлена наглядная агитация в женских туалетах, корреспондент «Профиля» не выяснял.

Огромное количество китайских заводов — чисто сборочные предприятия. Пусть высокотехнологичные, оборудованные по последнему слову техники, но всего лишь одно из звеньев IT-индустрии, на которое приходится самая неквалифицированная часть работы. Доля работников с высшим образованием низка. На конвейере они и ни к чему, а научно-исследовательские центры переносить в Китай западные компании не спешат. BenQ Mobile, правда, благодаря сделке по приобретению мобильного подразделения компании Siemens получила в собственность центры разработки в Европе, Азии и Южной Америке, что позволяет держать весь процесс создания новых устройств под крышей одной компании. Но опять-таки не только в Китае.

Производство на «Кванте», как правило, организуется по следующей схеме. После того как решение о выпуске определенного изделия принято, на первом этапе осуществляется так называемая «китовая» сборка (от английского kit — комплект). При этом комплектующие, из которых собирают готовые изделия, поставляются из-за рубежа. В дальнейшем, по мере отработки технологии, западные комплектующие могут заменяться российскими. В настоящее время создание полностью российских продуктов — задача слишком сложная и, учитывая ориентацию производства на внутренний рынок, едва ли выгодная. Да и сборочное производство в отсутствие дешевой рабочей силы может быть прибыльным только в определенных рыночных нишах.

Джерри Вонг, исполнительный директор компании BenQ, утверждает, что компании, которая не ведет собственных разработок, не стоит рассчитывать на большие доходы: «Интеллектуальная собственность важна для hi-tech компаний, и то, что Siemens принадлежат права на большое количество разработок в области мобильной связи, стало одной из причин, по которой мы приобрели их подразделение, занимающееся мобильными телефонами». Отечественная промышленность не сможет состязаться с китайской на мировом рынке сборочных производств. Оплата труда российского рабочего в обозримой перспективе всегда будет выше, чем у его китайского коллеги, а внутренний российский рынок едва ли сможет принять большое число крупных игроков. При таком раскладе для отечественного поставщика электроники иных вариантов, кроме как вкладывать деньги в инновационные технологии, нет.

В Warcraft не дадут играть жуликам

По сообщению warcry.com, компания Blizzard, которой принадлежат права на популярную компьютерную игру World of Warcraft, провела кадровую чистку среди игроков. Был введен запрет на интернет-доступ к игре для 5400 участников, которые с помощью программного обеспечения, специально изготовленного для нечестной игры, увеличивали собственные игровые ресурсы. Еще 10 тыс. игроков отлучены от серверов World of Warcraft за нарушение правил игры.

Это уже не первая акция Blizzard против так называемых читеров — игроков, использующих жульнические методы. Для наказанного единственным способом вернуться в игру является покупка еще одного диска с World of Warcraft. Начинать игру в этом случае придется с самого начала.

От Интернета зависит половина его пользователей

Около половины интернет-пользователей США решают все возникающие у них проблемы — от поиска колледжа для детей до выбора нового места жительства — с помощью Глобальной сети, сообщает Reuters. По данным Pew Internet and American Life Project, американцев, ищущих при решении важных вопросов ответы в Интернете, теперь насчитывается не меньше 60 млн., что почти на 10% больше, чем два года назад.

В исследовании участвовало более 2 тыс. жителей США, ответивших на вопрос: «Какую роль сыграл Интернет в вашей жизни за последний месяц?» Экстраполяция результатов социологического опроса позволила сделать вывод, что около 17 млн. американцев в течение месяца пользуются Интернетом при поиске школы или больницы, 16 млн. руководствовались информацией, почерпнутой из Всемирной паутины, при покупке автомобиля или вложении средств. Другие популярные поводы обращения к Сети — поиск работы и жилья.

Корреспондент «Профиля» побывал на азиатских фабриках BenQ и на зеленоградском заводе «Квант». Исравнил, как работают российские и китайские производители электроники. Наши работают не так экономно, как китайцы, а зарплата у них намного выше. Заводы BenQ находятся в городе Сучжоу, неподалеку от Шанхая. Сучжоу по китайским меркам невелик, около 10 млн. жителей. Это один из образцово-показательных производственных центров Китая: в местном технопарке обитают фабрики множества транснациональных IT-компаний, от Bosch до Nokia.

Первое, что обращает на себя внимание на самом заводе BenQ, — щедро разбросанная по всей территории корпоративная символика. Трудно себе представить российский завод, где даже таблички на газонах выполняются в фирменном стиле, а у китайцев это обычное дело. Прямо на территории фабрики BenQ располагаются футбольные поля. Это при том, что большая часть занятых — девушки. «На работу принимают именно девушек, так как у них лучше развита мелкая моторика рук, — говорит сопровождающий журналистов сотрудник BenQ. — Они более усидчивы и сосредоточены на работе. Набираем персонал в возрасте от 17 до 21 года, после 21 года сборщица теряет производительность».

Темп работы на сборочном конвейере высокий, а зарплата сотрудниц, которые занимаются установкой компонентов (набивкой) на электронные платы блоков питания, невелика даже по российским меркам: 1000 юаней, или, в пересчете на более привычную для россиян валюту, $120. Если сборка осуществляется не на конвейере, где скорость работы определяется тем,насколько быстро движется лента, контроль производительности ведется с помощью табло, на котором высвечиваются цифры плана на смену и текущие показатели его выполнения. В случае отставания от плана загорается красная лампа, что для рабочего крайне неприятно — человек восточной культуры готов видеть в этом потерю лица. На некоторые рабочие места проход осуществляется через металлодетекторы — для профилактики воровства.

Прежде чем попасть на территорию другого завода, где собираются экраны для жидкокристаллических мониторов, необходимо обуться в бахилы. Устройство для их автоматического надевания категорически отказывается принимать ногу в обуви 45-го размера — это, по китайским понятиям, уже слишком. В зал, где идет сборка мониторов, в отличие от предыдущего цеха, не пускают, показывают только из-за стекла — чистая зона, сотрудники ходят в хлопчатобумажных скафандрах. Здесь фотографировать нельзя.

Для китайских производителей даже в том случае, если они выпускают технику под своей маркой, сборка оборудования по чужим заказам приносит, заметим, значительную часть прибыли. Например, журналистов во время экскурсии по заводу провели мимо цеха, где тестировались мониторы с торговым знаком Dell.

На заводе «Квант», принадлежащем компании Sitronics, к пролетариям относятся гуманнее. «Работа на конвейере все-таки не требует специальной подготовки. Своих сотрудников мы обучаем технологическим операциям, после чего они вполне могут приступать к выполнению обязанностей», — говорит Александр Шницер, начальник производственного отдела. Отсутствие жесткого отбора сотрудников оборачивается тем, что на казенный лад принято называть текучестью кадров, — выдержать работу без перекуров и без возможности уйти в случае неявки сменщика может не каждый наш соотечественник. Но такого, как в Китае, числа желающих стоять у конвейера в Зеленограде нет и не предвидится, несмотря на более высокую по сравнению с Китаем зарплату (на «Кванте» работник сборочных цехов получает 8—9 тыс. рублей), поэтому отдел кадров не в состоянии обеспечивать жесткий отбор «на входе».

Как следствие этой и иных причин, вести конкуренцию с тем же BenQ наш производитель не может в принципе, он ориентирован только на местный рынок. Приходится рассчитывать на не занятые иностранными производителями рыночные ниши. Например, в России до сих пор весьма высок спрос на кинескопные мониторы с диагональю экрана 15 дюймов. Западные компании это производство сворачивают, а для «Кванта» сборка таких кинескопов все еще остается прибыльным занятием.

Не всегда китайские производители могут себе позволить наращивать объем производства даже при наличии спроса. На заводе BenQ в Сучжоу пришлось отказаться от идеи увеличить количество рабочих часов на предприятии по неведомой пока в России причине: нехватка энергетических мощностей. В том, что электроэнергия в Китае дефицитна, легко убедиться. Даже ночная подсветка зданий работает только несколько часов после наступления темноты, отключаясь глубокой ночью.

Из-за невозможности увеличить объем производимой продукции экстенсивным путем китайцам приходится идти по интенсивному. Огромное значение придается мотивации персонала, которая может принимать весьма причудливые формы. Помимо гимна компании, висящего на видном месте, и наглядной агитации по технике безопасности можно обнаружить таблички над писсуарами в мужском туалете, напоминающие сотрудникам мужского пола о необходимости обращать внимание даже на мелкие недочеты в производстве. Как поставлена наглядная агитация в женских туалетах, корреспондент «Профиля» не выяснял.

Огромное количество китайских заводов — чисто сборочные предприятия. Пусть высокотехнологичные, оборудованные по последнему слову техники, но всего лишь одно из звеньев IT-индустрии, на которое приходится самая неквалифицированная часть работы. Доля работников с высшим образованием низка. На конвейере они и ни к чему, а научно-исследовательские центры переносить в Китай западные компании не спешат. BenQ Mobile, правда, благодаря сделке по приобретению мобильного подразделения компании Siemens получила в собственность центры разработки в Европе, Азии и Южной Америке, что позволяет держать весь процесс создания новых устройств под крышей одной компании. Но опять-таки не только в Китае.

Производство на «Кванте», как правило, организуется по следующей схеме. После того как решение о выпуске определенного изделия принято, на первом этапе осуществляется так называемая «китовая» сборка (от английского kit — комплект). При этом комплектующие, из которых собирают готовые изделия, поставляются из-за рубежа. В дальнейшем, по мере отработки технологии, западные комплектующие могут заменяться российскими. В настоящее время создание полностью российских продуктов — задача слишком сложная и, учитывая ориентацию производства на внутренний рынок, едва ли выгодная. Да и сборочное производство в отсутствие дешевой рабочей силы может быть прибыльным только в определенных рыночных нишах.

Джерри Вонг, исполнительный директор компании BenQ, утверждает, что компании, которая не ведет собственных разработок, не стоит рассчитывать на большие доходы: «Интеллектуальная собственность важна для hi-tech компаний, и то, что Siemens принадлежат права на большое количество разработок в области мобильной связи, стало одной из причин, по которой мы приобрели их подразделение, занимающееся мобильными телефонами». Отечественная промышленность не сможет состязаться с китайской на мировом рынке сборочных производств. Оплата труда российского рабочего в обозримой перспективе всегда будет выше, чем у его китайского коллеги, а внутренний российский рынок едва ли сможет принять большое число крупных игроков. При таком раскладе для отечественного поставщика электроники иных вариантов, кроме как вкладывать деньги в инновационные технологии, нет.

В Warcraft не дадут играть жуликам

По сообщению warcry.com, компания Blizzard, которой принадлежат права на популярную компьютерную игру World of Warcraft, провела кадровую чистку среди игроков. Был введен запрет на интернет-доступ к игре для 5400 участников, которые с помощью программного обеспечения, специально изготовленного для нечестной игры, увеличивали собственные игровые ресурсы. Еще 10 тыс. игроков отлучены от серверов World of Warcraft за нарушение правил игры.

Это уже не первая акция Blizzard против так называемых читеров — игроков, использующих жульнические методы. Для наказанного единственным способом вернуться в игру является покупка еще одного диска с World of Warcraft. Начинать игру в этом случае придется с самого начала.

От Интернета зависит половина его пользователей

Около половины интернет-пользователей США решают все возникающие у них проблемы — от поиска колледжа для детей до выбора нового места жительства — с помощью Глобальной сети, сообщает Reuters. По данным Pew Internet and American Life Project, американцев, ищущих при решении важных вопросов ответы в Интернете, теперь насчитывается не меньше 60 млн., что почти на 10% больше, чем два года назад.

В исследовании участвовало более 2 тыс. жителей США, ответивших на вопрос: «Какую роль сыграл Интернет в вашей жизни за последний месяц?» Экстраполяция результатов социологического опроса позволила сделать вывод, что около 17 млн. американцев в течение месяца пользуются Интернетом при поиске школы или больницы, 16 млн. руководствовались информацией, почерпнутой из Всемирной паутины, при покупке автомобиля или вложении средств. Другие популярные поводы обращения к Сети — поиск работы и жилья.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».