20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Не отдадим ни пяди!"

Архивная публикация 2005 года: "Не отдадим ни пяди!"

Пока вы читаете этот номер «Профиля», в силу вступает новый Жилищный кодекс. Помимо всего прочего он делает землевладельцами всех без разбору — и инвесторов, вкладывающих в недвижимость, и просто жильцов приватизированных квартир. Но реализовать свои права и получить выгоду от нового имущества мы вряд ли сможем. Во всяком случае, в Москве.Зима выдалась снежная. Скамейки, качели и горку в нашем дворе замело до половины, лишь верхушки жалко выглядывают. Среди сугробов — громадная снежная баба и узкая утоптанная тропинка, на которой молодая женщина никак не может развернуть детскую коляску. Буксующий слева BMW не оставляет ей возможности для маневра. Справа тропинку подпирают спины «ракушек».

Пока вы читаете этот номер «Профиля», в силу вступает новый Жилищный кодекс. Помимо всего прочего он делает землевладельцами всех без разбору — и инвесторов, вкладывающих в недвижимость, и просто жильцов приватизированных квартир. Но реализовать свои права и получить выгоду от нового имущества мы вряд ли сможем. Во всяком случае, в Москве.Зима выдалась снежная. Скамейки, качели и горку в нашем дворе замело до половины, лишь верхушки жалко выглядывают. Среди сугробов — громадная снежная баба и узкая утоптанная тропинка, на которой молодая женщина никак не может развернуть детскую коляску. Буксующий слева BMW не оставляет ей возможности для маневра. Справа тропинку подпирают спины «ракушек».

— Вот ведь понаставили! Поразъездились! С ребенком не пройдешь! — ворчит мамаша.

— Ничего, — успокаивает ее образованная подруга по несчастью, которая коляску предусмотрительно оставила дома, а ребенка тащит на руках. — Вот кодекс в силу вступит, новый, Жилищный, и будет вся земля во дворе наша. Каждому, у кого квартира, — по куску. Я на своем ни одной машине встать не позволю! И собачников не пущу, чтоб не гадили!

— А какая земля — кому? Вот детская площадка — кому? Не знаешь? А ракушечникам тоже ведь дадут?

— Ну, может, на количество квартир делить надо… Обмеры там, этот, как его… кадастр, вот!

— А твой кусок, он же маленький совсем, наверное? Как же ты туда не пустишь?

— Ну, не знаю… А мы объединимся! С тобой, с Машей и еще с Ирой из 12-го подъезда! Вот и будет большой кусок, только чтобы дети гуляли!

— Ой, а ведь если земля — наша, мы за нее деньги брать можем! Вот поставим новые карусели и будем билеты продавать, как у цирка. А еще…

Домохозяйки, подбодренные кодексом, на глазах превращаются в бизнес-леди. Затягивают петлю коммерческого азарта на шее будущих посетителей каруселей. И коляска уже не кажется такой тяжелой. «А еще можно киоск с мороженым пустить, пусть за аренду платят!» Если бы все было так просто…

Владение без владельца

Жилищный кодекс касается земельных отношений лишь вскользь, да и то во многом повторяет нормы, которые уже введены и теоретически должны работать. Однако права собственности в нем прописаны: с 1 марта 2005 года владельцем земли может стать любой человек, приватизировавший свою квартиру. Правда, это совсем не означает, что «золотая» столичная земля ($13,5 тыс. за сотку в центре города, согласно кадастровой оценке) будет бесплатно раздаваться кому ни попадя.

Земельные участки, на которых стоят многоквартирные дома, вместе с территорией, необходимой для их обслуживания, москвичи получат в общедолевую собственность. То есть персонального кусочка никому не достанется. Ситуация еще хуже, чем с бывшими колхозниками: у тех паи были хоть и не выделенные и не обмеренные, но все-таки свои собственные, их можно было даже ухитриться продать. Горожанам такой возможности не оставили. Вероятно, для того, чтобы пьяный дядя Вася или глухая баба Дуся в силу своей алкогольно-старческой деменции не продали 10 кв. м предприимчивым жуликам, ущемив тем самым интересы соседей.

Чтобы владеть землей всем миром, придется создавать товарищества собственников жилья (ТСЖ). Они-то теоретически и должны распоряжаться придомовыми участками. Даже при этой ущербной форме собственности ТСЖ могут извлекать из земли прибыль на благо жильцов дома: например, сдавать участки под парковку для соседнего рынка. На практике это у них вряд ли получится. Дело в том, что принятый еще в 2001 году Земельный кодекс уже давал товариществам право на землю. Но с тех пор ни одно из существующих в Москве 1,5 тыс. ТСЖ своих прав так и не реализовало. Без согласования с многочисленными городскими чиновниками они не могут даже поставить ограду вокруг дома.

Прежде чем отдавать землю в собственность горожанам, столичные власти должны ее разграничить: наделить дома участками так, чтобы никому не было обидно, да еще оставить резервные территории для развития города. Межевание обходится, по официальным данным, в 42 тыс. рублей за гектар. Но денег из бюджета на эти нужды выделяется гораздо меньше, да и спешить московским властям особо некуда. Поэтому сейчас размежевано лишь 120 из 4000 столичных кварталов.

Чиновники не собираются расставаться с «золотыми» участками, которые они по привычке считают «общегородской территорией». Эксперты полагают, что нормы Жилищного кодекса смогут работать практически по всей России, но только не в Москве. Тем более что местные власти давно известны довольно небрежным отношением к исполнению федеральных законов. Если уж на полную оплату коммунальных услуг столица перейдет лишь с 2008 года (об этом уже официально объявлено), то почему бы не подождать и с передачей участков? «Раздавать землю? С какой стати? — возмутился один из московских чиновников, услышав вопрос «Профиля». — Да и зачем она горожанам? Они же не инвесторы…»

Здесь вам не тут!

Впрочем, инвесторы от новых законов тоже ничего не выиграют. «Кодекс меняет положение только де-юре, а де-факто все остается по-прежнему, — объясняет Кайдо Каарма, директор отделения «Парк Тауэрс» управления новостроек «МИЭЛЬНедвижимость». — Раньше инвестор, выиграв конкурс на право застройки участка, оформлял на землю права аренды: сначала на 49 лет, а в последнее время — только на время строительства. Потом эти права вместе с домом передавали ТСЖ. Теперь инвестор будет землю покупать, но владеть ею будет опять же очень недолго. По окончании строительства и продажи квартир земля перейдет в собственность жильцов».

Большинство опрошенных «Профилем» участников рынка недвижимости считают, что вступление в силу Жилищного кодекса никак не повлияет на оборот столичной земли. Во всяком случае, в ближайшие 2— 3 года, поскольку подобные законы всегда отражаются на рынке с некоторым запозданием. «Нормы поменялись, но будут ли выставляться участки на продажу — это еще большой вопрос. Возможно, в Подмосковье с этим будет проще, а в Москве продавать землю — довольно опрометчиво. Сегодня этот участок пустует, а завтра на нем понадобится проложить коммуникации или сделать транспортную развязку. И как тогда договариваться с собственником?» — рассуждает Олег Репченко, руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости».

Продажа участков в столице наверняка приведет к созданию вторичного рынка земли и, как следствие, к различным спекуляциям в этой области. На это в основном и упирают московские власти, объясняя свое нежелание следовать федеральным законам. В том, что чиновники не позволят лишить себя столь мощного рычага давления на строителей и инвесторов, сейчас никто не сомневается. «В Москве вряд ли будет возможно просто купить участок земли и построить на нем то, что захочешь. Согласовывать проект все равно придется, а чиновники после введения кодекса просто возьмутся за создание новых препон к его исполнению», — говорит Каарма.

Записывайтесь в очередь

«Квартиры можно сравнить с бензином, а земля в таком случае — это нефть. Покупай скважину — и не прогадаешь в любом случае», — шутит Репченко. Интерес к земле сейчас огромен. Особенно со стороны потенциальных иностранных инвесторов, они-то пока не оставляют надежды на следование букве закона. Для иностранцев собственные участки могли бы стать дополнительной гарантией надежности их вложений в России. Кстати, западные компании (например, крупные торговые сети) не настаивают на том, чтобы застраивать Москву по своему усмотрению. Их вполне устроили бы и площадки, проданные под целевые проекты.

По мнению Людмилы Кондрахиной, директора департамента городской недвижимости Vesco Realty, возможность покупки земли станет серьезным стимулом в первую очередь для крупных западных инвесторов, которые смогут составить реальную конкуренцию местному бизнесу. Пока иностранцы у нас работают в основном в сегменте коммерческой недвижимости, поскольку любят прозрачность и прогнозируемость бизнеса. Московский жилищный рынок они, по словам Репченко, пока не понимают. Возможность покупки земли может эту ситуацию изменить. «Особое внимание со стороны инвесторов будет уделено промзонам, находящимся в центре Москвы. Эти территории крайне ценны с точки зрения потенциального элитного строительства, и борьба за возможность их приобретения должна развернуться нешуточная», — считает Кондрахина.

За какое именно строительство возьмутся крупные иностранные (да и российские) инвесторы — пока не ясно. Но можно предположить, что они заинтересуются доходными домами.

Этот бизнес, очень активно развивавшийся в дореволюционной России, сейчас практически забыт. Тем временем у этого сегмента рынка есть немало преимуществ. Во-первых, он практически пустой, то есть конкуренцией здесь и не пахнет. А во-вторых, доходные дома приносят владельцам пусть и не высокий, но стабильный и гарантированный доход. В условиях, когда рынок недвижимости переживает не лучшие времена и суперприбыли постепенно уходят в прошлое, доходные дома становятся очень перспективным бизнесом, на который уже начинают обращать внимание инвесторы.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».