Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Не первый украинский фронт"

Намерение Украины в скором времени выйти из единого экономического пространства (ЕЭП), а также накапливающиеся проблемы в российско-украинских экономических отношениях заставляют задуматься о том, а не перерастет ли все это в полномасштабную экономическую войну.Eсть распространенная точка зрения, что Украина стремится попасть в ВТО наперегонки с Россией и ради такого приза готова «сдать» ЕЭП. При этом правление нового президента Виктора Ющенко уже ознаменовалось нарастанием упорства Киева по спорным переговорным позициям в области торгово-экономических отношений с Москвой. В этом смысле распространенное на прошлой неделе РИА «Новости» грозное кремлевское (хотя и анонимное) намерение пересмотреть систему отношений внутри СНГ с тем, чтобы прекратить «фактически субсидировать» за счет низких цен на энергоносители экономику ряда стран Содружества, относится прежде всего к Украине.

Например, первый замминистра энергетики Украины Алексей Ивченко надеется, что и в 2006 году его стране удастся сохранить действующие условия оплаты транзита российского газа по своей территории. «Действующие условия» — это оплата природным газом по цене $50 за 1000 куб. м. Москва же предлагает с бартером покончить, перейдя к денежным расчетам, причем «по ценам и тарифам, соответствующим европейскому уровню» (так это формулируют в «Газпроме»). Глава Минпромэнерго России Виктор Христенко формулирует конкретнее: «По сути, сейчас для Украины действуют внутрироссийские цены. У нас есть соглашения с Европой, по которым цена газа должна быть безубыточной. У газа есть цена, и она отличается от $50 за тысячу кубометров… Протокол на 2006 год не будет подписан, если у нас не будет видения конструкции расчетов в 2007, 2008 и последующих годах».

Намечается и новое направление противостояния. По данным источников в правительстве Украины, страна намерена с конца сентября текущего года ввести либо пошлины на импорт железной руды, либо квотирование импорта данной продукции. Эта мера касается в том числе поставок российской руды. При этом если ранее импорт железорудного сырья (ЖРС) осуществлялся только из России, то недавно меткомбинат «Азовсталь» закупил партию его аж в Бразилии. Надо отдать должное украинским чиновникам, отвечающим за экономическую политику. Не прошло и месяца после такого непатриотичного шага «Азовстали», как правительство Украины начало предпринимать контршаги.

Зато порадовали украинских рударей чиновники из братской славянской соседней страны России, полностью открыв российские рынки ЖРС. Российские горнорудные предприятия, разумеется, сильно обеспокоились такими перспективами. Тем более что в тот момент они накладывались на тенденцию снижения спроса и цен на металлопродукцию как на российском, так и на мировом рынках, а соответственно, и на ужесточение конкуренции между российскими и украинскими производителями ЖРС. Более всего российские производители обеспокоены негативным для них эффектом от введения 31 мая 2005 года Россией исключительных (пониженных) тарифов на перевозки импортного ЖРС через сухопутные погранпереходы с Украиной. Российские горно-обогатительные комбинаты настаивают на отказе от поддержки украинских горнорудных компаний, аргументируя это необходимостью «усиления защиты национальных интересов в области черной металлургии».

Такая защита не создала бы даже некоего нового прецедента в российско-украинских отношениях. К настоящему времени украинские металлурги накопили большой опыт применения демпинга. Соотвественно, есть и прецеденты применения в ответ Россией (по отношению к украинским производителям) ряда ограничительных мер: антидемпинговые пошлины на поставки швеллера в размере 17,4%, на ввоз сортового проката — 21%; компенсационная пошлина на ввоз плоского оцинкованного проката — 24,3%; поставки стальных труб с Украины квотируются.

Российские же металлурги в один голос заявляют, что не выдержат натиска украинского металла. Хотя это, между прочим, не мешает им лоббировать открытие российского рынка для украинских ГОКов. Тут надо отметить, что внутри России позиция сегодня отнюдь не консолидированная: отчасти именно российские металлурги играют против российских же ГОКов. С одной стороны, они защищают российский рынок от украинского металла, с другой — открывают возможность неконтролируемых поставок ЖРС для собственных нужд. И именно российские металлурги пролоббировали решение Федеральной службы по тарифам о предоставлении исключительного тарифа на перевозку ЖРС с Украины.

Источники в горнорудных компаниях как на лоббиста этого решения указывают на Магнитогорский металлургический комбинат, который таким образом подключил государственное ведомство к спору хозяйствующих субъектов. ФСТ ввела специальные тарифы только для руды с Украины, оставив в силе прежние, к примеру, для Казахстана. Эксперты полагают, что это выгодно именно Магнитке: транспортировка тонны руды с Полтавского ГОКа до ММК обходилась бы комбинату в $37, а с Лебединского и Михайловского ГОКов — лишь в $13—14, однако теперь эти тарифы практически сравнялись.

Председатель комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Совета Федерации Оганес Оганян считает такое решение ФСТ «беспрецедентным». «Совершенно недопустимо, чтобы органы исполнительной власти были причастны к спору между хозяйствующими субъектами», имея в виду споры по стоимости сырья между металлургическим комбинатом и поставщиками (эти споры и стали поводом к разыгрыванию «украинской карты»). В результате решения ФСТ уже в июне российские горнорудные предприятия столкнулись с повышением объемов поставок украинского сырья на российский рынок. Ежегодно украинские производители смогут ввозить в Россию до 5 млн. тонн руды, при этом украинский рынок для россиян практически закрыт.

Если в 2004 году и I квартале 2005-го доля импортной железорудной продукции на российском рынке составляла 12%, то в июле 2005 года — уже 14%, по данным ОАО «Рудпром». При создавшейся ситуации доля импортного ЖРС на российском рынке будет и дальше возрастать.

Общемировая практика принятия решений по предоставлению преференций предприятиям другого государства предполагает адекватные меры по поддержке российского бизнеса на территории Украины в тех же объемах. Однако пока таких шагов сделано не было. Если только приведенное выше заявление главы Минпромэнерго Виктора Христенко не повлечет за собой неких конкретных действий по выстраиванию «цивилизованных отношений».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK