Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Не по графе в паспорте"

«Любая идея нуждается в миссионерах» — министр образования и науки Андрей Фурсенко, пожалуй, наиболее точно определил задачи и суть взглядов собравшихся в минувшую субботу в Москве на ассамблею фонда «Русский мир».Из Татарстана, Израиля, США и Питера

Они приехали из США и Латвии, из Израиля и с Украины. Они были русскими, татарами, евреями, украинцами, грузинами. Они были носителями совершенно разных взглядов — патриотических, либерально-западнических, прогрессивных, консервативных, утопических, никаких. Они все имели разную биографию и представляли совершенно разные слои, сферы, регионы: граф Петр Шереметев из Франции, политолог Ариэль Коэн из США, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин из Татарстана, депутат Европарламента Татьяна Жданок из Латвии, ректор госуниверситета Людмила Вербицкая из Питера. Но все они представляли русский мир — большой, необычный, разный. Они говорили о необходимости общаться. О надобности создавать сетевые организации, о существовании в глобальном мире. Наконец, о том, что понятие «русский мир» на протяжении веков действительно было понятием разнообразным, всеохватывающим и емким.

…Прошедшая ассамблея высветила множество удивительных вещей. К примеру, что люди из совершенно разных слоев, стран и регионов готовы общаться и обсуждать, как поддерживать русскую культуру, русский язык. Как передавать это следующему поколению, родившемуся и растущему уже за пределами российских рубежей (см. интервью с представителем Латвии). Выступавшие обращали внимание, как вновь начал расти интерес к изучению русского языка, скажем, в странах Восточной Европы. Как сказал исполнительный директор фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов, после спада в 1990-е в последние годы русский язык во многих постсоциалистических государствах вышел на второе место по изучению после английского. На конференции «Русского мира» говорили о необходимости более тесно и часто общаться друг с другом. Но главное — никто не замыкался на том, что такое русский, не пытался втиснуть это понятие в рамки жесткого определения. И уж точно никто не призывал мерить по графе «национальность». Многие приводили также массу любопытных примеров, как «русскими» в Европе, Северной и Латинской Америке становились узбеки, татары, евреи. 

И, что особенно любопытно, не только европейцы (канадцы, американцы, израильтяне) начинают так воспринимать всех выехавших из пределов бывшего Советского Союза (а подчас и Российской империи), но и сами выехавшие начинают считать себя гораздо более русскими, нежели думали о себе до перемены места жительства, добровольной или вынужденной.

Отвечая Дидро…

Русский мир веками воспринимался европейцами с определенной долей любопытства, удивления и непонимания. Поэтому не надо считать, что отношения России с Западом наполнились своеобразием лишь в последние четыре-пять лет. Последние 150 лет, если не все 400, они развивались витками — годы, а то и десятилетия (в более медленное время) надежды и очарования сменялись годами напряженности и взаимного непонимания.

…Европейские купцы еще в XVII веке отмечали своеобразие российского ведения бизнеса, процесса принятия решений и иерархии почитаний. В конце XVIII века княгиня Дашкова спорила с Дидро о рабстве, доказывая французскому философу, что главная угроза для крепостных крестьян — непомерная жадность «правительств и исполнителей в провинциях», а не их хозяева, которые заинтересованы в процветании хозяйства. Не напоминает ли это отчасти разговоры, которые ведутся сегодня на саммитах Россия—Евросоюз?.. Или вот другое замечание. Начало XIX века, граф Ростопчин из Парижа пишет Воронцову: «Россия — это бык, которого поедают и из которого для прочих стран делают бульонные кубики». Замените быка на «Газпром», и получится день нынешний в заявлениях многих российских политиков. 

…Уже ко второй половине XVIII века некоторые в России призывали ее к большей суверенности вплоть до закрытости по типу Индии и Китая. Тогдашние патриоты исходили из того, что торговые (да и прочие) отношения с чужаками нужно поддерживать лишь по номенклатуре тех товаров, которые не производятся в самой стране, и не более. Кстати, также тогда констатировалось (обеими сторонами), что в балансе торговли России с Европой преобладает сырье, импортируются же в империю преимущественно предметы роскоши (вспомним недавние печальные замечания Путина о структуре импорта в РФ из европейской зоны).

Пассионарная экзотика

То же происходило и с человеческими контактами. В XIX веке отношение Европы к приезжавшим туда русским блестяще изобразил Достоевский в «Игроке» в репликах и диалогах с французами, англичанами и даже поляком. Аристократия, имевшая состояния и свободно владевшая французским, все равно воспринималась как нечто непонятное и экзотическое с восточных границ. 

Любопытно, что вроде бы в сравнении с другими нациями, скажем, китайцами, индийцами или выходцами с арабского Востока, русских в мире должно быть не так уж много. Они не выезжали миллионами, как, к примеру, ирландцы или итальянцы в начале XX века; они не образовывают многочисленных компактных и дееспособных колоний в странах, куда перебираются, как это делают армяне, китайцы или евреи. Скорее, наоборот, русские в основном стремятся к дисперсности. Сохраняя язык, привычки и причуды, они все же не мечтают создать русские кварталы, Russia towns и тому подобные ареалы, воссоздающие прошлую жизнь на новом месте. И все-таки едва стоит нескольким тысячам русских появиться в какой-либо стране, в ресторанах, отелях и магазинах немедленно появляются русскоязычные продавцы, гиды, менеджеры. Это, конечно, можно было бы объяснить тем, что русские, дескать, не знают иностранных языков. Многие действительно не знают, как, впрочем, и многие англичане, итальянцы и тем более французы. Но вот, к примеру, появление буквально за два-три года сети русских магазинов в Лондоне, совпавшее с массовым же появлением в Британии русских, вряд ли можно объяснить простым несварением русских желудков при потреблении местной пищи. Они просто предъявили спрос на пельмени, сметану и творог (коих в британской кухне нет), после чего явилось и предложение.

Русские двояки по своей сути. Они не строят городков, но активно стараются воссоздать свой стиль жизни. Они не прижимаются семья к семье, но при этом их всегда видно. Они подчас стараются не выделяться, но всегда оказываются заметны в своей пассионарности.

Возможно, именно это желание встроиться в другую жизнь и при этом остаться собой и вызывало частое недоумение европейцев, начавших строить общий рынок задолго до создания Европейского союза. 

Поэтому ныне задача русского мира — не подстраиваться под другой мир, а быть частью его. Тем более что по истечении 90 лет вновь открылась такая возможность, пусть и сопровождаемая пока многочисленными обоюдными несуразностями в виде виз, квот, взаимных подозрений и упреков.

Нужно не только поддерживать, нужно развивать

Когда в Москве говорят о русском мире, неизбежно подразумевают в первую очередь соотечественников в ближнем зарубежье. Или русскоязычных. Или просто русских. 

Соотечественники живут в разных государствах бывшего СССР. Например, в Латвии. Латвия — это Рига. А Рига — это один из традиционных системообразующих центров Российской империи. С точки зрения современных реалий этот центр очень показательный и одновременно — очень своеобразный. Можно даже сказать — автономный, потому что рижскому русскому миру для полнокровной жизни хватает собственных вековых традиций. Хотя, конечно, и на «большую землю» рижане вот уже второй десяток лет смотрят с надеждами.

Об этих надеждах «Профилю» рассказывает участник ассамблеи «Русского мира» Сергей Долгополов, бывший вице-мэр Риги, ныне депутат Латвийского сейма:

— Если говорить о русском мире, то у нас нет проблем с поддержанием его на нынешнем уровне. Русское информационное пространство в Латвии, пожалуй, даже активнее латышского. И за счет российских телеканалов, широко представленных в кабельных и спутниковых сетях, и за счет радиостанций (как российских, так и местных русскоязычных), и за счет огромного разнообразия печатной продукции.

То есть потребителям культуры обязательно что-нибудь предложат, и им будет что переваривать. Но это именно потребительский подход. С точки зрения же качества, увы, происходит скатывание в «попсу».

Если мы говорим об активном сохранении русской культуры, русского языка, о развитии и воспроизводстве этой среды, нужен совершенно иной подход. Вот, например, у нас завершен переход среднего образования на латышский язык. Для русских школьников это не было проблемой — все они спокойно говорят на латышском. Другое дело, что уменьшается количество учебных часов и на изучение русского языка и русской культуры. Причем это не требование латвийского законодательства — это инициатива самих педагогов. Или, скажем, почему в Латвии есть украинская школа, белорусская, польская, а русской нет? Опять же: закон не запрещает российскому государству открывать русские школы хоть в каждом хуторе! Более того, по закону им будут гарантированы определенные преференции со стороны Латвии. 

А школа — это и есть первый шаг для воспроизводства и развития культуры. Именно в этом творческом процессе формируются мотивации принятия личностью самостоятельных решений — в противовес методикам «промывания мозгов».

В России есть программа привлечения талантливых соотечественников, в том числе из Латвии, для обучения в российских вузах. Это хорошо. Но с точки зрения российского государства было бы не менее важно приглашать сюда и латышскую молодежь — тогда формируется определенный сорт элиты.

Возвращаясь к фонду «Русский мир». Конечно, он будет делать первые шаги, заниматься грантами, учебниками, методическими пособиями. Но этим занимаются и другие. Очень важно, чтобы фонд нашел свою нишу. Это могли бы быть проекты, которые не просто поддерживают, но развивают русскую культуру в ближнем зарубежье, повышают интеллектуальный потенциал русского мира.
Беседовал Андрей Сорокин

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK