Насколько верным был этот шаг? Что важнее для поддержания стабильности в России -- надежный рубль или стабильный рынок ГКО?Андрей Козлов, первый заместитель председателя Центрального банка РФ: "Банк России считает, что, пока рынок живет в предвкушении неизбежной девальвации рубля, отступать от политики поддержания курса рубля нельзя ни на йоту. И наши действия будут очень жесткими. Центробанк изменит эту политику только тогда, когда эксперты почувствуют, что паника на финансовом рынке закончилась. Все должны знать: девальвация рубля невозможна ни при каких условиях. Центробанк даже не рассматривает этот вопрос -- девальвация будет иметь катастрофические последствия для экономики России.
Что же касается рынка государственных ценных бумаг, тут мы видим позитивные сдвиги. По всем их видам идет снижение доходности. И это хороший знак. Однако считать кризис законченным пока рано".
Владимир Тарачев, председатель подкомитета Государственной думы по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страховании: "Я убежден, что в нынешних условиях девальвация рубля не нужна. Информация о массовом оттоке средств иностранных инвесторов с нашего финансового рынка, о чем так шумит пресса, сильно преувеличена. После того как Международный валютный фонд предоставил России очередной транш стабилизационного кредита ($670 млн. ожидается до конца июня.-- "Профиль"), после получения денег из других источников ситуация в стране вернется к нормальному состоянию. При этом внутренний долг будет выплачиваться все-таки за счет продажи государственных ценных бумаг.
Пирамиду ГКО--ОФЗ никто не отменял, и на сегодняшний день это довольно заманчивый инструмент для размещения свободных денежных ресурсов.
Сейчас в операциях по ГКО участвуют в основном юридические лица. Но ведь у населения на руках несколько десятков миллиардов долларов. И если сделать ГКО привлекательными для частных лиц -- а это планируется уже в нынешнем июне,-- то эти миллиарды пойдут на стабилизацию финансового рынка. Из бесед в Министерстве финансов я выяснил, что через эти бумаги будет привлечено дополнительно 4--5 млрд. рублей, то есть почти $1 млрд.
Безусловно, новый руководитель Госналогслужбы Борис Федоров, как человек весьма жесткий, сумеет собрать в ближайшее время причитающиеся налоговые платежи.
В итоге есть надежда, что дисбаланс бюджета будет ликвидирован. А сбалансируем бюджет -- все у нас встанет на ноги".
Сергей Веремеенко, управляющий Международного промышленного банка: "Совершенно очевидно, что девальвация рубля не может принести ничего хорошего ни российскому финансовому рынку, ни тем более экономике в целом. Поэтому ничего, кроме "замораживания" рынка, то есть повышения ставки ЦБ до нынешнего запредельного уровня -- 150%, делать не оставалось.
Однако долго так продолжаться не может: учетная ставка Банка России непременно должна быть снижена. "Дорогие" деньги не дают возможности инвесторам вкладываться в выгодные проекты, к которым в первую очередь относятся государственные ценные бумаги. Возвращение нашей финансовой системы к разумному уровню ставки рефинансирования в самые короткие сроки даст положительный эффект. От этого прежде всего выиграет государство, поскольку дополнительный приток средств на рынок ГКО--ОФЗ позволит снять нервозность в сфере государственного долга. Это будет означать, что игроки снова поверили в перспективность, а главное, в устойчивость данного рынка.
К тому же инвесторы-нерезиденты постепенно будут увеличивать свое присутствие на этом рынке. Значит, сюда потекут новые деньги, которые в условиях нестабильности просто-напросто ушли бы из страны. Или же переместились на другие секторы рынка.
Пока же многие банки из-за высокой ставки ЦБ вынуждены отказываться от самых выгодных проектов, так как привлечение заемных средств через межбанковские кредиты в нынешней ситуации, скажем так, затруднено. А для некоторых, особенно мелких и средних банков и вовсе невозможно".
Антон Фарбер, генеральный директор финансовой группы "Либерти": "Выбор Центробанка между ГКО и рублем в пользу рубля мне представляется оправданным. Из двух зол ЦБ выбрал меньшее.
Конечно, держать доходность по ГКО на нынешнем уровне -- значит пустить бюджет под откос. Ведь на рынке госбумаг играют и нерезиденты, которые ждать и вникать в наши нынешние трудности не будут. Высокая доходность госбумаг -- это в опосредованном виде недоверие к возможностям российского государства. Чем дольше будет сохраняться такая высокая доходность госбумаг, тем меньше будет уверенность иностранных инвесторов, что государство сможет погасить эти "запредельные" обязательства в полном объеме. А значит, деньги хлынут на валютный рынок. То есть "спасать" надо будет уже рубль.
Но с другой стороны, в случае немедленной девальвации тотчас возникнет множество экономических проблем. Рухнут форвардные контракты по доллару. Многие банки будут поставлены в связи с этим на грань разорения. Подскочат цены на импорт, а это больно ударит по населению больших городов, которые обеспечиваются продовольствием во основном за счет зарубежных поставок. Эффект же от увеличения экспорта начнет ощущаться лишь через какое-то время. А шахтерские забастовки и студенческие волнения показали, что лишнего времени нет вообще".
ПАВЕЛ ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ