Профиль

Архивная публикация 2003 года: "Не "Россией Единой""

©
Владимир Путин объявил о своем намерении баллотироваться на пост президента. Форма, в которой было сделано это заявление, показывает, что "кандидат N1", скорее всего, не будет выдвигаться от "Единой России".
©
Путин рассказал о своих планах на ближайшие три месяца в четверг, во время традиционного общения с народом по телевизору. Президент был краток и сказал только, что баллотироваться на выборах будет, пообещав поведать подробности этой волнующей темы позже.

Ранее ожидалось, что Путин, к торопливости вообще не склонный, заявит о своем намерении участвовать в выборах ближе к концу декабря. Также считалось, что "Единая Россия", при поддержке главы государства добившаяся убедительной победы на парламентских выборах, удостоится чести выдвинуть его кандидатом в президенты. По всей видимости, честь была признана слишком высокой.

Вопрос о президентских намерениях, заданный Валентиной Алексеевной из Краснодара, попал в эфир, разумеется, неспроста. В нем содержался довольно прозрачный намек: Путин считает своей партией всех граждан России, имеющих право голоса. И именно от этой партии он и намерен выдвигать свою кандидатуру.

На практике это означает, что "Единая Россия" по-прежнему остается самой любимой (и во всех отношениях выгодной) партией, однако узаконивать отношения с ней президент пока не собирается. То есть опорой его власти станет не партийная структура, на что уже было замахивались функционеры ЕР, а традиционная система сдержек и противовесов - аппаратных и политических.

В общем, по крайней мере, один позитивный прогноз на новый год можно сформулировать. Путин, скорее всего, не станет Андроповым, Борис Грызлов и Владислав Сурков - коллективным Сусловым, а "Единая Россия" - КПСС.

Может, правда, оказаться, что это будет единственным позитивным прогнозом, связанным с предстоящими президентскими выборами. Пока обстоятельства складываются так, что соперников у Путина только двое: вездесущий Владимир Жириновский и забывший свои гробовые дела ради публичной политики Герман Стерлигов, экс-кандидат в мэры Москвы. Оба уже заявили о намерении участвовать в выборах.

Жириновский на выборах имеет все шансы повторить собственный успех двухнедельной давности. Его электорат, как показала практика, числом не убавляется, а укротить лидера ЛДПР пока некому - ни на правом фланге, ни на левом.

Обещанный единый кандидат от либералов в лице Союза правых сил и "Яблока" по мере продолжения консультаций между двумя партиями превращается в фигуру все более туманную. Некоторые эксперты даже полагают, что сам процесс "кастинга", который осуществляет совет, сформированный из представителей обеих партий, был запущен с единственной целью - не выдвигать никого. По той простой причине, что любой единый кандидат, будь то депутат Госдумы Владимир Рыжков или опальный олигарх Михаил Ходорковский, автоматически оттеснил бы руководителей СПС и "Яблока" с позиции главных российских либералов.

Говорят, "кастинг" проводится весьма своеобразно. Например, Владимиру Рыжкову на переговорах задавали вопросы типа: "А не заслан ли он Кремлем?", "А почему ушел из гайдаровского "Демвыбора России" после думских выборов 1995 года?" Потенциальные кандидаты в президенты, конечно, от такой экзаменовки были не в восторге.

Впрочем, по-видимому, тот же Рыжков и сам не стремился стать единым кандидатом от либералов. Как отмечают эксперты, он склонен избегать трудных политических решений и не способен идти на риск. А выдвигаться кандидатом в президенты от двух проигравших выборы партий да к тому же под аккомпанемент разговоров о "невостребованности" либерализма в России - дело рискованное.

Что же касается кандидатуры Михаила Ходорковского, то она, по сведениям "Профиля", вообще не была допущена к "кастингу". По вполне понятным причинам: во-первых, такой кандидат точно "задвинул" бы старых либеральных лидеров, во-вторых, ни Борису Немцову, ни Григорию Явлинскому не хочется совсем уж ссориться с Кремлем, а выдвижение опального олигарха, сидящего в Матросской Тишине, к такой ссоре приведет обязательно.

Конфликт между Ходорковским и властью, как показали события прошлой недели, далеко не исчерпан. Решение о расторжении сделки по слиянию ЮКОСа и "Сибнефти" свидетельствует, что на компромисс в виде передачи своего бизнеса Роману Абрамовичу Ходорковский не пошел. И "компетентные органы" продолжили свое наступление. На этот раз целью стала созданная при участии ЮКОСа общественная организация "Открытая Россия". Московское управление Министерства по налогам и сборам начало ее проверку.

Что же касается Григория Явлинского, то он, похоже, еще надеется лично поучаствовать в выборах. На прошлой неделе был запущен слух о якобы состоявшемся разговоре между лидером "Яблока" и президентом, в котором речь шла о предстоящей предвыборной кампании.

Явлинский понимает: Путин заинтересован в каком-нибудь сопернике-либерале, таком, который и наберет больше одного процента, и проблем действующему главе государства не создаст. Для президента это во многом вопрос его репутации на Западе, особенно с учетом состава новой Думы. Лидер "Яблока" - идеальный спарринг-партнер для Путина. Поэтому не исключено, что Явлинский в результате махнет рукой на консультации с СПС и пойдет на выборы самостоятельно.

Еще печальнее может оказаться участь главы компартии Геннадия Зюганова. Вождь коммунистов сейчас задумывается о том, чтобы вообще бойкотировать президентские выборы. Так сказать, пропустить ход, чтобы в спокойной обстановке зализать раны, полученные на думских выборах, восстановить внутрипартийную дисциплину и, наконец, отсрочить неизбежный уход на пенсию.

Однако покой лидеру КПРФ может только сниться. На прошлой неделе председатель исполкома Народно-патриотического союза Геннадий Семигин дал понять, что готов стать кандидатом от компартии вместо Зюганова.

Семигин озвучил то, о чем думают многие коммунистические функционеры. Они предпочли бы избавиться от своего бессменного лидера, с которым ассоциируется провал на выборах в Думу, а заодно двинуть вперед собственную карьеру. Поэтому перспективы Зюганова незавидны. Скорее всего, ему придется уступить место кандидата от КПРФ кому-нибудь если не более молодому, то хотя бы перспективному.

Пока в Москве плетут тонкие политические интриги, на Северном Кавказе вновь идет в ход оружие. Бурные внешнеполитические события - смерть Гейдара Алиева, пленение Саддама Хусейна (подробнее см. материал на с. 22) - несколько отвлекают внимание от происходящего в Дагестане, где группа боевиков совершает успешный рейд по горным районам. Однако на самом деле дагестанские события - это очень серьезный сигнал для федеральной власти, возможно, даже более опасный, чем известное вторжение банд Басаева летом 1995 года.

Конечно, в группе имеются наемники, и действия свои она координирует с командирами в Чечне. Однако большинство боевиков явно составляют местные жители. А значит, потенциал сепаратизма и исламского экстремизма в Дагестане гораздо выше, чем это до недавнего времени казалось Москве. Между тем Кремль, сделав Ахмата Кадырова президентом Чечни и с триумфом выиграв парламентские выборы, склонен считать кавказские проблемы решенными.

Самое читаемое
Exit mobile version