Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "Не стой под стрелой!"

Кризис затормозил развитие не только строительства, но и страхования строительных рисков. Однако страховщики не унывают и ищут новые возможности заработать.    На прошлой неделе в Саратове случилось ЧП — стрела башенного крана обломилась и упала на строящееся десятиэтажное здание. Комментарии в прессе были лаконичными: «Возможно, речь шла о нарушениях при эксплуатации техники… По некоторым данным, упавший кран был запрещен к использованию». Какая бы из причин ни оказалась истинной, случай этот хорошо характеризует состояние всей строительной отрасли: больше половины используемой техники уже отработало установленный нормативами срок, а дешевая рабочая сила из ближнего зарубежья, как правило, едва знакома с правилами безопасности. Ситуацию усугубляет использование некачественных материалов и банальная халатность проектировщиков.
Рынок начинается
 
   Печальные сообщения со строительных площадок нередки. В марте этого года в Нижнем Новгороде падение крана привело к гибели двух жильцов, в том числе годовалого ребенка. Конечно, погибших уже не вернуть, но разбираться с финансовыми последствиями таких инцидентов строителям, так или иначе, приходится.
   Во всем мире риски строительных компаний страхуются, в России же страхование строительно-монтажных работ (СМР) только начинает приобретать цивилизованные формы. Широкое распространение оно получило лишь в столицах: по экспертным оценкам страховщиков, в Москве и Санкт-Петербурге охвачено страхованием до 80% рынка СМР.
   Но сознательность столичных строителей легко объяснима. По словам исполнительного вице-президента «Группы Ренессанс Страхование» Натальи Карповой, в первую очередь спрос на услуги страховщиков стимулируют городские правительства, требующие страховать все проекты, финансируемые из бюджета. Ряд подрядчиков приобретают полисы по условиям контракта с участием иностранных инвесторов, определенную роль играют и банки, выдающие кредиты на строительные работы только при наличии страховки.
   Однако средние, мелкие и региональные игроки строительного рынка пока еще не рассматривают страхование в качестве эффективного инструмента защиты. В целом по России доля застрахованных строительных объектов, по разным оценкам, составляет 20—25%. «На данный момент это сформировавшийся рынок, достаточно узкий, но тем не менее состоявшийся, с неплохими темпами роста в предыдущие три года (в среднем на 25% в год. — «Профиль»)», — размышляет Антон Щербаченко, начальник отдела комплексного страхования строительных рисков компании «КапиталЪ Страхование».
   По итогам 2008 года объем рынка страхования строительных рисков составил около 14 млрд рублей. Концентрация рынка велика — на шесть крупнейших страховщиков в этом сегменте приходится практически половина сборов (СОГАЗ, «КапиталЪ Страхование», «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», РОСНО и «Гефест»), хотя количество страховых компаний, занимающихся данным видом страхования, за последние годы стремительно выросло: теперь страховую защиту СМР предлагают около сотни игроков почти во всех регионах страны.
Экономить будем
   Кризис сильно ударил по строительному сектору: по данным Минэкономразвития, объем строительных работ с начала года по июнь сократился на 19,2%. Резкий спад объемов кредитования строительства жилой и коммерческой недвижимости повлек за собой замораживание ряда проектов.
   Приостановилось и развитие профильного страхования. Из-за консервации работ или отсутствия средств строительные компании стали экономить на страховке. «Кризис значительно влияет на страхование СМР, — говорит Радий Сулейманов, начальник отдела страхования технических рисков ОСАО «Ингосстрах». — Серьезно сократились программы строительства коммерческой недвижимости как в капитальном строительстве, так и в связи с перевооружением основных средств промышленных предприятий».
   Вследствие сжатия рынка выросла конкуренция среди страховщиков. Ряд игроков, боясь потерять клиентов, стали снижать ставки, а то и откровенно демпинговать. «Такая практика может привести к падению платежеспособности страховщиков, что негативно отразится и на клиентах — из-за отказов в выплате и банкротств многие убытки останутся неурегулированными. Это может подорвать и доверие к институту страхования как таковому», — сетует Наталья Карпова.
   Однако кризис заставляет страховщиков быть более гибкими и изобретательными. Так, по словам начальника отдела страхования технических рисков РОСНО Екатерины Усковой, ее компанией разработана специальная программа по страхованию СМР в период кризиса. В частности, предусмотрены особые условия для уже застрахованных строительных проектов, где из-за недостатка финансирования приостанавливаются работы, и, наоборот, определены условия принятия на страхование ранее замороженных объектов, возведение которых возобновляется.
Олимпийские надежды
    Тем не менее страховщики не теряют оптимизма. По их мнению, сегмент страхования СМР пострадает от кризиса меньше других. Причин тому несколько. Во-первых, пока неплохо идут дела в инфраструктурных проектах, финансируемых из бюджета. «В этом году рынок страхования строительных рисков имеет шанс сохранить рост — до 3%, поскольку большая часть его приходится на страховую защиту бюджетных инфраструктурных проектов, — говорит генеральный директор САО «Гефест» Александр Миллерман. — Несмотря на то, что ряд проектов, основанных на частных инвестициях, замораживается, государственное финансирование будет сохранено, хотя и в сокращенном (до 25%) объеме».
   Страховщики также делают ставку на промышленные предприятия, под инвестиционные программы которых банки продолжают выдавать деньги, и на новые сегменты рынка: остается еще достаточно много сфер, в которых страхование раньше было не очень развито, — например, в строительстве объектов электроэнергетики, нефтегазового сектора. Участники рынка признают: кризис заставил работать активнее, двигаться в менее доходные сегменты строительного рынка.
   Большие надежды компаний связаны и с олимпийской стройкой, где, несмотря на экономический коллапс, работы продолжаются. Этот масштабный проект — лакомый кусок для страховщиков, ведь стоимость олимпийских объектов очень велика. Всего к Олимпийским играм-2014 планируется возвести 185 различных сооружений, кроме того, практически заново будет отстроена вся транспортная инфраструктура Сочи: планируется построить 46 транспортных объектов, 75 км новых автодорог, 100 км железнодорожных путей, 20 развязок и тоннелей. Стоимость работ, по оценкам Минтранса, составит 400 млрд рублей, большая часть финансирования пойдет в рамках целевой программы модернизации транспортной системы России. Остальные средства выделят частные и государственные инвесторы: кстати, «Газпром» — самый крупный инвестор сочинских строек после государства.
   На основную роль в страховании строительно-монтажных рисков Олимпиады-2014 претендует образованный в мае 2008 года Сочинский страховой пул. В его состав вошли семь компаний — лидеров рынка страхования СМР: СОГАЗ, «АльфаСтрахование», «Гефест», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Росгосстрах» и «Согласие» (по данным Росстрахнадзора, в 2007 году на эти компании пришлась четверть от общего сбора страховых премий на рынке — 180,4 млрд рублей из 776 млрд рублей). Создание пула позволит объединить усилия крупнейших страховщиков и, как следствие, минимизировать риски и обеспечить комплексную страховую защиту. Ведь речь идет о строительстве спортивных сооружений, посещать которые будут тысячи людей, что требует тщательного контроля над соблюдением всех норм и правил. Кроме того, помимо страхования общих рисков участники пула выполняют содержащееся в инвестиционных соглашениях требование к инвесторам о страховании ответственности за исполнение взятых на себя обязательств.
{PAGE}
Дайте только СРО
    Под рынок страхования СМР соломка была подстелена еще в докризисные времена. Дело в том, что с января 2009 года отменены строительные лицензии. Теперь допуском компаний на рынок занимаются саморегулируемые организации (СРО), для членов которых предусмотрено страхование ответственности. По словам инициаторов и сторонников введения СРО, с 2010 года, когда закончится действие всех ранее выданных лицензий, рынок станет более прозрачным и цивилизованным. Страховщики же получат дополнительный фронт работ: из взносов членов СРО формируется компенсационный фонд для страхования ответственности входящих в организацию компаний.
   С начала года Ростехнадзор зарегистрировал 12 строительных СРО, до конца 2009-го, по прогнозам экспертов, их количество может увеличиться в несколько раз — до 60—80 организаций. «Общий объем рынка страхования ответственности членов СРО оценивается достаточно скромно — около 1,5 млрд рублей, это где-то одна десятая всего рынка страхования в строительстве, — говорит Александр Миллерман. — Тем не менее значение этого небольшого нового рынка достаточно велико, поскольку он будет формировать массовое отношение строителей к страхованию». Главным образом это коснется региональных и средних организаций, ведь большинство крупных строительных компаний Москвы и Санкт-Петербурга уже имеют большой страховой опыт.
   Кроме того, уверены эксперты, даже при страховании ответственности в рамках СРО компаниям все равно придется приобретать полисы для отдельных объектов. «Необходимо понимать, что страхование ответственности для членов СРО имеет лимиты, рассчитанные на среднестатистические убытки. Это не может заменить полноценного управления рисками, особенно когда речь идет об организации, работающей на строительстве крупного инфраструктурного объекта», — поясняет эксперт.
   Все опрошенные «Профилем» участники рынка уверены: страхование в строительстве останется востребованной услугой. С подъемом строительства вернутся и былые темпы роста рынка страхования СМР. Вопрос только в том, когда это может произойти. «Поскольку строительная отрасль обладает значительной инерцией, то можно предположить следующее: если предприятия отрасли в значительной степени не будут «загружаться» госпрограммами с гарантируемым финансированием, отрасль начнет выходить из рецессии только спустя год-полтора после восстановления финансовых рынков. Соответственно, в этом случае ожидать быстрого восстановления рынка СМР, наверное, не приходится», — рассуждает Радий Сулейманов.
   Пока же ясно одно: строительная отрасль сейчас находится в стадии реформирования — вводятся технические регламенты, механизм саморегулирования, растет ответственность и страховая культура девелоперов и строительных компаний. Поэтому строймонтажное страхование неизбежно ждут изменения.

   Какие виды строительных рисков вы страхуете?
   Александр Миллерман, генеральный директор САО «Гефест»:
   «Мы больше 15 лет специализируемся на страховании в строительстве, поэтому предлагаем максимальный спектр страховых услуг в этой сфере. Данный сегмент страхового рынка оказался менее уязвимым в условиях кризиса, чем другие, и конкуренция на нем резко усилилась, причем зачастую конкуренция недобросовестная — с применением демпинга и введением клиентов в заблуждение относительно качества страховой услуги. Но компании—лидеры в страховании СМР продолжают двигаться вперед. Мы, например, сейчас нацелены на развитие рынка независимых экспертных услуг в страховании строительных рисков — сюрвея. За рубежом сюрвейерские отчеты используются страховщиками при определении условий договоров страхования и страховых тарифов, а также при перестраховании. В российской практике такие случаи единичны. Мы сотрудничаем с целым рядом экспертных организаций и имеем большой опыт, поэтому участвуем в разработке различных продуктов, соответствующих потребностям страховщиков».
   Екатерина Ускова, начальник отдела страхования технических рисков РОСНО:
   «Во всех развитых странах страхование СМР относится к «страховой классике», это один из устоявшихся видов страхования. В РОСНО в тесном методологическом контакте с крупнейшим немецким страховым концерном Allianz AG разработан комплексный продукт по страхованию строительно-монтажных рисков, полностью соответствующий европейским стандартам. Мы страхуем риски, возникающие на всех этапах — от закладки фундамента до сдачи готового объекта. Нам есть что предложить строительным организациям, которые занимаются и новым строительством, и реконструкцией существующих объектов. В зависимости от потребности клиента можно застраховать полный цикл строительного процесса, отдельные его этапы или же сопутствующие работы. При имущественном страховании объекта строительства помимо классических «огневых» рисков в договор могут включаться дополнительные риски. В РОСНО существует практика предоставления клиентам индивидуальных скидок — например, если у строительной компании большой опыт и безупречная репутация на строительном рынке».
   Наталья Карпова, исполнительный вице-президент «Группы Ренессанс Страхование»:
   «Набор услуг у большинства участников рынка, как правило, стандартный и включает страхование объектов СМР от всех рисков, страхование профответственности строителей и спецтехники. Но помимо стандартных программ наша группа предлагает услуги по страхованию на период консервации, предпринимательских рисков, связанных с убытками от задержки начала производственной деятельности, а также гражданской ответственности (причинение вреда вследствие недостатков работ). Кроме того, у разных участников рынка варьируется и уровень сервиса. Например, «Группа Ренессанс Страхование» разрабатывает программу превентивных мероприятий и дает рекомендации клиенту, что позволяет снизить его затраты на покупку полиса». 

{PAGE}
 Надежная крыша

    Принятые сегодня в России правила СМР основаны на мировой практике. В соответствии с ними может быть застрахован любой расположенный на стройплощадке объект. Помимо непосредственно сооружаемого здания, тоннеля, завода или моста страховые компании берут под свою защиту работающую технику (в том числе и арендованную), временные сооружения, бытовки, склады, стройматериалы. Это особенно важно, к примеру, при проведении работ с использованием дорогостоящей техники, такой как горнопроходческие щиты зарубежного производства (применяются при строительстве тоннелей). Тариф по этому виду страхования составляет в среднем 0,15—1,5% от сметной стоимости объекта; кроме того, строители получают консультации специалистов страховой компании по минимизации возможных рисков, а следовательно — оптимизируют затраты на риск-менеджмент.
   Как правило, каждый объект страхуют разом от всех бед. Прежде всего, полис защищает от специфических строительных неприятностей, таких как обрушение перекрытий, кровельных блоков, проседание грунта. По стандартному полису СМР оплачиваются убытки, вызванные и пожарами, и заливами, и стихийными бедствиями, и банальными кражами. Отдельно просчитываются природные риски, характерные для региона. Так, например, страховщикам, обслуживающим олимпийские объекты, приходится учитывать риски, характерные для Краснодарского края, — сход селей и оползней.
   По желанию страхователя в договор страхования СМР могут быть включены риски гражданской ответственности перед третьими лицами. Кстати, страхование ГО — один из самых убыточных видов страхования в строительстве. Страховые выплаты происходят в 40% случаев, особенно если работы ведутся в городских условиях. Часто повреждаются коммуникации, припаркованные у стройплощадки автомобили и т.д. Выплаты эти обычно относительно небольшие, но производятся часто.
   Наоборот, наиболее крупные убытки обычно связаны со страхованием СМР, причем, по статистике, чаще всего они связаны с самым сложным видом строительных объектов — тоннелями. В 2008 году «Гефест» выплатил 62,9 млн рублей за обрушение свода временной отделки тоннеля на участке обхода города Сочи. Несколькими годами раньше компании пришлось выплатить более существенную сумму, 106, 6 млн рублей, за обрушение строящегося Лефортовского тоннеля. «Ингосстрах» в этом году уже компенсировал потери в двух страховых случаях: повреждение перекрытия строящейся эстакады железнодорожной станции аэропорта в Московской области ($178 тыс.) и повреждение трансформатора при проведении работ на строительстве газоконденсатного завода в Сахалинской области ($120 тыс.)
   Выплаты могут быть очень крупными, особенно если речь идет о полной гибели объекта строительства, это миллионы и десятки миллионов долларов. Все серьезные страховые компании имеют облигаторные договоры перестрахования технических рисков, что позволяет им выплачивать только маленькую часть крупного убытка. Остальное ложится на плечи крупнейших мировых перестраховщиков.
   Договор страхования СМР и ответственности обычно заключается на срок, необходимый для сооружения объекта: скажем, месяц, год или три года. Но по желанию клиента полис может действовать и в течение всего гарантийного периода (обычно это от 12 до 24 месяцев — срок, в течение которого устраняются выявленные при эксплуатации сооружения недостатки). В это время страховая компания будет оплачивать ущерб, причиненный в ходе ликвидации рабочими своих недоделок, а также компенсировать повреждения, возникшие из-за строительного брака.
   Из особенностей строительно-монтажного страхования можно отметить главную — это вид нестандартный, то есть договоры страхования на похожие объекты могут сильно отличаться, в арсенале страховщиков большое количество оговорок, расширяющих или сужающих покрытие, чтобы учесть все особенности конкретного проекта.
   Как отмечают сами страховщики, порой, даже имея полис, некоторые клиенты зачастую предпочитают не заявлять о наступлении страхового случая, а исправлять ситуацию своими силами (конечно, если речь идет о мелких убытках). Причина банальна — основная часть ЧП происходит при строительных и пусконаладочных работах, а не при каких-то форс-мажорных обстоятельствах. В результате страдает репутация компании, допустившей огрехи в работе, а ей это не на руку. Но даже с учетом такого «тихушничества» клиентов объем выплат в рамках страхования СМР, по словам самих страховщиков, растет. Увы, таково состояние российского строительного рынка.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK