Наверх
15 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Не так обложили"

Автовладельцам обещали, что от реформы транспортного налога большинство из них только выиграют. Однако, похоже, ошибочка вышла.   В последний день января по центральной площади Кирова две лошади катали старую «копейку» с медведем в качестве пассажира. Медведь, правда, при ближайшем рассмотрении оказался ряженым. Так ехидные кировчане дали понять властям, что задуманная реформа транспортного налога не что иное, как медвежья услуга населению. Напомним, что после долгих дискуссий было решено понизить транспортный налог и одновременно повысить акциз на бензин. В правительстве и Думе рассудили, что в этом случае владельцы более дорогих и мощных автомобилей будут платить больше, а остальные особой разницы не почувствуют. Расчет, похоже, не оправдался.
   Рассмотрим ситуацию подробнее. Итак, в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, в соответствии с которыми базовая ставка транспортного налога снижена с 2011 года в два раза. Но при этом региональным властям даны широкие права: можно установить нулевую ставку (для автомобилей мощностью не более 150 л.с.), а можно увеличить ее — максимум в 10 раз. Вот кировские депутаты и воспользовались такой возможностью, увеличив ставку в 9 раз, и теперь там за машину мощностью 100-150 л.с. нужно платить из расчета 30 рублей за одну «лошадку», 150-200 л.с. — 44 рубля.
   Одновременно началось повышение акцизов на бензин. С 2011-го по 2013 год ставка будет увеличиваться на один рубль ежегодно. И теперь цены на самый популярный 92-й бензин в регионе выросли до 25 рублей за литр, а на дизельное топливо — до 29 рублей. Эксперты считают такое повышение акциза слишком резким. «Мы посчитали, что даже при полной отмене транспортного налога необходимо было увеличить акциз всего на 83 копейки, а не на три рубля в течение трех лет», — говорит председатель координационного совета общественной организации автомобилистов «Свобода выбора», член экспертного совета при Комитете по транспорту Госдумы РФ Вячеслав Лысаков. Все эти нововведения напрямую связаны с воссозданием системы дорожных фондов. В свое время, как известно, они были ликвидированы на том основании, что деньги оттуда разворовывались. Однако ситуация с дорожным строительством и ремонтом стала хуже некуда, и теперь фонды восстанавливают. При этом, поясняет старший юрист юридической компании «Налоговик» Антон Кротин, согласно законопроекту, который в декабре 2010 года был внесен в Госдуму, акцизы на топливо будут распределяться между федеральными и территориальными дорожными фонда-ми, а транспортный налог полностью будет поступать в региональный дорожный фонд.
   Поэтому можно не сомневаться, что и в других регионах ставка транспортного налога будет поднята ближе к верхнему пределу. А вот в то, что кто-то установит нулевую ставку, верится с трудом. По данным Вячеслава Лысакова, пока всего шесть субъектов Федерации ставку снизили.
   Законодатели решили, видимо, что раз двигатель у авто мощнее 150 л.с. (что характерно для более дорогих легковых машин), то его владелец в состоянии платить налогов больше. «А ведь это далеко не всегда так», — говорит Вячеслав Лысаков. Он считает, что пострадают малые и средние предприятия, связанные с грузоперевозками. Грузоперевозчики, говорит эксперт, уже сегодня работают на грани рентабельности, в дальнейшем их положение только ухудшится. Рост налога — это проблема не только юридических лиц. Из всего парка грузовых автомобилей владельцами порядка 60-70 % машин являются водители, сотрудничающие с компаниями.
   Кроме того, легковушки с моторами мощностью более 150 л.с. — это не всегда «Майбахи» и «Ягуары». На Дальнем Востоке примерно 3 млн таких машин, в основном это японский секонд-хенд. Вячеслав Лысаков отмечает, что год выпуска машины, налоговиков интересовать не будет. «Таким образом, если учесть членов семей, то получится, что будут затронуты интересы не менее чем 20-30 млн человек», — подсчитал эксперт.
   Вячеслав Лысаков рассказывает, что пытался привлечь внимание к проблеме, добился созыва совещания в Совете Федерации, после которого заместитель министра финансов Сергей Шаталов просил выслать ему все расчеты, что и было сделано. Однако административная машина уже была запущена, и закон приняли в том виде, как он был задуман.
   Акций вроде той, что прошла в Кирове, в стране пока немного, но, возможно, все еще впереди. По закону, регионы должны установить собственные сроки уплаты транспортного налога, но не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Так, в Москве с 2011 года срок уплаты транспортного налога перенесен с 1 июля на 1 декабря.
   Но если квитанции с новыми суммами налога мы получим еще относительно нескоро, то бензин дорожает уже сейчас. По мнению старшего аналитика ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олега Душина, правительство рассчитывает на Федеральную антимонопольную службу (ФАС) — ей придется контролировать цены на бензин, которые будут расти теперь и «под соусом» повышения акцизов. Однако до сих пор ФАС реально повлиять на стоимость моторного топлива не удавалось. Поэтому Олег Душин считает, что риски социальных выступлений достаточно высоки. Автомобилисты — народ весьма активный, способный защищать свои интересы, что уже было продемонстрировано не раз. Так что вряд ли власти так просто от них отмахнутся.
   

   РЕФОРМА
   БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ
   Для автомобилей мощностью до 100 л.с. включительно установили базовую ставку в 2,5 рубля за 1 л.с. (вместо 5 рублей), 100-150 л.с. (включительно) — 3,5 рубля (вместо 7 рублей), 150-200 л.с. — 5 рублей (вместо 10 рублей), 200-250 л.с. — 7,5-15 рублей (взамен 15 рублей), при мощности более 250 л.с. базовая ставка будет уменьшена с 30 рублей до 15 рублей.

   

   МЫ ТУТ ПРИКИНУЛИ…
   Председатель профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов подсчитал, во что реально выльется новое налогообложение. В качестве примера он взял усредненный расчет на одну фуру, поставленную на учет в Белгородской области.
   Средняя мощность магистрального тягача составляет 400 л.с. Среднегодовой пробег — 100 тыс. км. Среднее потребление топлива — 38 л/100 км. Акциз в составе цены на бензин — 1 рубль. Итого получается 38 тыс. рублей. Транспортный налог за фуру составит 34 тыс. рублей. А все вместе — 72 тыс. рублей. В то время как в 2010 году водители платили только транспортный налог, и в данном конкретном случае он составлял 42,52 тыс. рублей. То есть «для грузоперевозчиков Белгородской области реальная нагрузка увеличится в 1,69 раза», — отмечает Александр Котов.

   

   НУ ЧТО СКАЗАТЬ ВАМ, МОСКВИЧИ?
   В закон Московского правительства 2008 года «О транспортном налоге» изначально вписаны конечные ставки, вне зависимости от примененного множителя (коэффициента). Если в течение 2011 года он изменен не будет, то не изменятся и ставки. На сегодня никаких изменений в закон не внесено.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK