Наверх
24 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Не устраивайте мне сцену"

Новый театральный сезон обещает слишком много хорошего, чтобы это могло быть правдой.Последняя неделя августа — горячая пора в театральном мире. Критики в предвкушении премьер говорят, что наступающий сезон обещает стать самым удачным за последние десять лет. Если еще пару лет назад театр безуспешно пытался конкурировать с активной индустрией развлечений (мюзиклами, клубными шоу и кино), то сегодня, по мнению Елены Греминой, руководителя Театра doc., он наконец признал, что в нише масс-культа храм искусств играет последнюю роль и повернулся к основам, пытаясь вновь стать элитарным. Кроме того, традиционно консервативные театры нашли в себе смелость пойти на эксперименты (например, МХАТ сейчас ведет переговоры со знаменитым авангардным лондонским театром «Роял Корт» об обмене режиссерами и драматургами).
К заслугам нынешнего театрального менеджмента критики относят и то, что там перестали заигрывать со зрителем и «бороться» за низкие цены на билеты. В предстоящем сезоне они не будут опускаться ниже $15—20 (например, Большой театр планирует ежедневно продавать билетов на сумму $20—80 тыс., а Музыкальный театр им. Станиславского — на $10—20 тыс.). То есть российские цены впервые вышли на «мировой» уровень. Правда, даже дорогие билеты все равно не окупают затрат на постановку. В среднем столичная премьера обходится в $150—300 тыс., а опера в ГАБДТ — более чем в $1 млн. Те театры, которые находятся на государственном финансировании (около 600 театров в России) получают дотацию, доля которой в годовом бюджете театра составляет 50—60%. Эти средства идут на зарплаты и оплату коммунальных услуг. Для того чтобы позволить себе роскошные декорации и наряды (как, например, самая дорогая пьеса столицы — спектакль «Шантеклер» Константина Райкина в «Сатириконе» стоимостью в $500 тыс.), театры нуждаются в спонсорах. В новом сезоне аналитики прогнозируют увеличение доли спонсорского участия (например, Сбербанк совместно с Национальной театральной премией «Золотая маска» выпустил единственный в мире «театральный» «пластик»: платежная карта VISA Classic «Золотая маска» одновременно является и дисконтной при покупке билетов в театр).
В новом сезоне «звездам», проверенным временем, придется потесниться. По мнению театрального критика Елены Груевой, молодая театральная плеяда наконец-то займет лидирующие позиции и имена режиссеров и актеров, которые успешно «разминались» в течение двух последних лет, перестанут произносить с определением «молодые». Режиссеры Кирилл Серебренников, Ольга Субботина и Миндаугас Карбайскис — люди вольные и ни к одному театру не приписанные. Кстати, отсутствие постоянного места жительства у творческой группы тоже одна из примет нынешнего театра. За «звездами» нового поколения (Ириной Гриневой, Викторией Толстогановой, Еленой Морозовой, Евгением Мироновым или Андреем Смоляковым) придется побегать по разным площадкам, что оживит театральный рынок. «Старые» «звезды» окажутся в руках молодых режиссеров. Например, спектакль «Квартет» (режиссер Роман Мархолиа), сыгранный по классической пьесе Рональда Харвуда с элементами видеоарта, предложит публике «рождественскую» «звезду» Барбару Брыльску и Кахи Кавсадзе (Абдула в «Белом солнце пустыни»).
По мнению Эдуарда Боякова, гендиректора фестиваля «Золотая маска», главный герой современного театра не режиссер и не актер, а драматург. Самыми многообещающими премьерами открывающегося сезона Бояков считает пьесы братьев Пресняковых «Терроризм» во МХАТе и «Пленные духи» в Центре драматургии и режиссуры Казанцева-Рощина. Там же готовит новую пьесу «Трансфер» Максим Курочкин (автор «Кухни» с Олегом Меньшиковым). В Театре doc. аншлаг обещает пьеса братьев Дурненковых «Культурный слой». В новом сезоне на сцену поднимутся и «великие писатели земли русской»: пьесу Владимира Сорокина «Достоевский трип» выпустят в сентябре в новосибирском театре «Красный факел» (москвичи увидят его чуть позже в рамках проекта «Новая драма»), а его же «Свадебное путешествие» — в Театрально-культурном центре им. Мейерхольда на Новослободской. Спектакль по текстам Людмилы Улицкой репетирует новый худрук Театра драмы им. Станиславского Владимир Мирзоев.
Окончательно сбрасывать классиков с корабля истории никто, впрочем, не собирается. Хотя и относиться к ним с прежним пиететом — тоже. Шестичасовой «Вишневый сад» Эймунтаса Някрошюса со звездной командой (Ирина Апексимова и Евгений Миронов) станет серьезным испытанием не только для духа, но и для тела зрителей и актеров. Свою версию гомеровской «Илиады» во МХАТе представит Евгений Гришковец в пьесе «Осада», а «Мещане» идеолога соцреализма Максима Горького мы увидим в неожиданном ракурсе в постановке Кирилла Серебренникова. В «Современнике» Нина Чусова, поразившая зрителей спектаклями «Вий» и «Мамапапасынсобака», взялась за «Грозу» Островского. Петр Фоменко обещает отметить 10-летие своей мастерской постановками «Трех сестер» Чехова и «Бесприданницы» Островского.
«Мои прогнозы на ближайшее будущее нашего театра не оптимистичны».

Максим СУХАНОВ, актер театра и кино
«Профиль»: На какие спектакли вы собираетесь пойти в новом сезоне?
Максим Суханов: Мне всегда интересно ходить на спектакли Мирзоева, Стуруа, Фоменко. Недавно посмотрел «Чайку», которую поставил молодой режиссер Павел Сафонов, и обязательно пойду смотреть его следующую работу. Хочу посмотреть «Вишневый сад» Някрошюса. Сам я репетирую в театре Вахтангова в спектакле «Король Лир», премьера которого состоится в сентябре.
«П.»: Кто определяющий человек в современном театре: актер, режиссер, драматург или продюсер?
М.С.: Для того чтобы создать уникальное зрелище на сцене, в первую очередь необходим режиссер, который оправдает надежды продюсера, потратившего деньги на спектакль. Режиссер должен наверняка знать, какие актеры нужны для осуществления его замысла. Но перед этим драматург должен создать ту пьесу, которая заинтересует режиссера и на которую даст деньги продюсер.
«П.»: Как, кстати, соотносятся деньги и творчество?
М.С.: Я думаю, гигантский труд всех, кто участвует в создании спектакля, должен оплачиваться соразмерно их душевным тратам и тому удовольствию, которое получает зритель. Это всего лишь культура финансовых отношений, которой в нашей стране, мягко говоря, есть куда развиваться. У нас всегда будут существовать группы альтруистически настроенных творцов, создающих талантливые произведения. Эти люди, как правило, существуют под руководством лидера, у которого нет финансовых проблем, зато есть авторитет, позволяющий ему манипулировать безвольными соратниками.
«П.»: Как вы думаете, есть ли у современного театра силы и возможности поднять художественную планку?
М.С.: Мои собственные прогнозы на ближайшее будущее нашего театра не оптимистичны. Слишком продолжительное время публике — безвольной и неразвитой ее части — прививалось мнение, что театр — это сказка, сыгранная фальшивыми человечками для тех, кому скучно читать книги. На самом же деле драматический театр требует от зрителя не меньших душевных затрат, чем от актеров. Почувствовать энергию, которая возникает в результате талантливой игры актера, и соединиться с ней под силу зрителю, пришедшему в театр не для ликбеза. А таких зрителей мало.

ПАВЕЛ БОЛОТНИКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK