Наверх
27 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Не в пользу бедных"

Жизнь в современном мегаполисе может быть безопасной. Если, конечно, соблюдать некоторые простые правила. Однако в российских условиях насладиться безопасной городской жизнью могут только наиболее обеспеченные граждане.
Автопробегом по терроризму

Правила жизни в мегаполисе действительно просты. Во-первых, жить надо в пригороде, в отдельном доме. Во-вторых, из дома лучше не выходить. В-третьих, если покидать дом все же приходится, следует пользоваться личным, а не общественным транспортом, причем по возможности далеко не отъезжать. В-четвертых, не посещать криминогенные районы. Самое удивительное, что при нынешнем уровне развития информационных технологий в современном западном мегаполисе можно выполнять все или почти все эти правила и жить полноценной жизнью.

Для современных крупных городов в США и Европе характерен процесс децентрализации. «На периферии мегаполисов возникают новые деловые и культурные центры, которые притягивают к себе население, — говорит Ольга Вендина из Института географии РАН. — Старый центр при этом зачастую переживает стагнацию, что характерно для американских мегаполисов, либо превращается в средоточие потребления класса люкс и культурных функций высокого порядка».

Такая тенденция характерна и для Москвы, однако российская специфика все-таки имеет место. Если раньше жители, скажем, Тушина, ездили за покупками в ГУМ и ЦУМ, то теперь имеется сеть крупных торговых центров, расположенных по МКАД. Просто на Западе этот процесс зашел дальше, на окраинах мегаполисов там расположены не только торговые центры, но и офисы, кинотеатры — в общем, все то, что могло бы позволить жителю того же Тушина чувствовать себя в полной мере москвичом, не покидая пределов родного микрорайона. Кроме, конечно, тех случаев, когда ну очень хочется в Большой театр.

Однако пока крупных офисных центров на окраинах российских мегаполисов не наблюдается. Поэтому работающие москвичи вынуждены чуть ли не по два часа в день проводить в метро — месте небезопасном, как показали события последних недель.

Проблему мог бы решить личный транспорт. Однако это опять-таки не про нас. Лишь у 30% москвичей, согласно опросам, есть машина. В других городах этот показатель ниже. А на практике людей, ежедневно добирающихся на машине до офиса, еще меньше. Столичные трассы не в состоянии переварить три миллиона московских частных авто. Тем более что жители крупных российских городов часто живут далеко от места работы. В итоге общественный транспорт оказывается перегруженным, что повышает риск техногенных катастроф и привлекает террористов.

Матрица не пройдет

Теоретически житель крупного города может работать, не выходя из дома. Речь идет, разумеется, не о многочисленных предложениях работы на телефоне, которыми пестрят газеты бесплатных объявлений. Продвинутые граждане уходят в Сеть, работают в «виртуальных офисах», зарабатывая реальные деньги, и делают все необходимые покупки в Интернет-магазинах. По некоторым западным прогнозам, к 2010 году оборот Интернет-торговли приблизится к обороту обычной розницы.

Но России это опять не касается. Безусловно, «интернетизация всей страны» идет довольно быстро. Еще в 2000 году 90% москвичей либо не имели доступа в Сеть, либо почти ничего не знали о ее существовании. К 2003 году эта цифра сократилась, но до сих пор 71% москвичей не имеют доступа в Интернет.

Более того, домашний выход в Сеть есть только у 5% москвичей. Причем в большинстве случаев речь идет об обычном модеме, а не о мощной «выделенке». Пропускная способность телефонных сетей невелика, а связь — ненадежна. С этим «виртуальный офис» не построишь. К тому же российский стиль менеджмента, при котором начальник всегда хочет держать под рукой и на виду реального, а не виртуального подчиненного, развитию «виртуальных офисов» не способствует.

Интернет-магазины в России тоже работают плохо. Их, как правило, создают программисты-фанаты, знающие слово Linux, но не подозревающие о существовании слова «маркетинг». Такого рода торговцы, естественно, не догадываются, что горячую пиццу следует доставлять через полчаса, а не через два дня (такой рекорд по скорости доставки пиццы, заказанной по Интернету, был поставлен в ходе недавнего эксперимента по изучению рынка информационных технологий в России).

«В перспективе весьма вероятно появление значительного слоя людей, чье рабочее место и личное пространство будут совпадать, — считает член научного совета Московского центра Карнеги Илья Семенов, — однако в ближайшем будущем, через 8-10 лет, их число не превысит 10% населения российских мегаполисов». Значит, находиться на рабочем месте дома основная масса жителей российских мегаполисов еще долго не сможет: они будут неизбежно выходить на улицы в час пик и ехать на метро в офис.

Остров Манхэттен в море Гарлем

В любом западном мегаполисе есть районы, которые посещать не стоит, если хочешь остаться цел. Простите за неполиткорректность, но белый и благополучный житель Нью-Йорка никогда не поедет в Гарлем, а франкоязычный парижанин — в арабские кварталы.

В Москве и других российских городах-миллионниках таких районов пока нет. С одной стороны, это хорошо, поскольку трущобы город не украшают. А с другой стороны, вы имеете приблизительно равный шанс получить по голове ни за что ни про что хоть в Бибиреве, хоть в Александровском саду.

Поэтому самые «белые и благополучные» москвичи, дорого ценящие свою безопасность и готовые щедро за нее платить, выбирают особенный путь. Они заселяют охраняемые элитные жилые комплексы, часто имеющие свои магазины, школы, поликлиники. «В Москве возникают замкнутые анклавы обеспеченного населения, которые могут существовать автономно от города, — говорит Ольга Вендина. — В результате нарушается солидарность жителей города, причем городская элита оказывается совершенно не заинтересована в решении общегородских проблем: для себя она все проблемы уже решила».

Некоторым утешением (не без примеси злорадства) для простых москвичей может быть только то, что в наших условиях «элитное жилье» — понятие относительное. Престижный район способен превратиться в этнический анклав. А владельцы квартир в элитном доме могут с удивлением обнаружить, что обещанные инвестором выселение и снос вьетнамского общежития под окнами перенесены на 115 лет вперед. Русский мегаполис — особый мегаполис.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK