Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Небесные тела не подвластны ни декретам Совнаркома, ни папскому волюнтаризму"

Каждый раз, когда на улицах начинают торговать елками, перед всяким русским человеком, умеющим перекрестить лоб, предстает неприятный факт, что самый веселый из праздников попадает на самые суровые дни поста. Из когтистых лап совести каждый выдирается как может.


Выход первого номера нашего журнала приходится на первый день нашего нового, 2008 года. На понедельник 1 января. Здесь нет ни ошибки, ни поправки. То есть в чем смысл? Верующие вы или не верующие, православные или кришнаиты, вы должны признать некоторые непреложные факты касательно проблемы нашего, российского календаря. Юлианский календарь, «старый», и с научной, и с практической точки зрения был неизмеримо совершеннее «нового», григорианского. Внедрение этого календаря папой Григорием XIII было обскурантистской выходкой, имевшей вполне прагматическую подоплеку. Экспансия этого календаря была и остается важной, можно сказать, символической частью «западной» не только культурно-идеологической, но и силовой экспансии. В России предпринятый большевиками переход на «новый» стиль преследовал единственную цель — уничижение церкви и поругание православных праздников. И наконец, ни технических, ни культурно-политических препятствий для возвращения России к нормальному календарю не существует. Засим поздравляем вас с прошедшим Рождеством Христовым. И с Новым годом!
Михаил Леонтьев и редакция «Профиля»


   Нельзя обидеть ни родителей, ни людей старомодных, то есть атеистов. А еще корпоративная вечеринка — нехорошо отдаляться от коллег! А мы праздновать будем, но стол сделаем без мяса: а что, можно и рыбу замечательно приготовить. Как будто в дни, когда по-хорошему положено сухоястие, есть большое различие между мясом и рыбой… Однако много хуже мяса и рыбы вопиюще неуместное в эти дни веселое застолье с музыкой, с танцами. Двойственность эта неприятна, но как удержаться — ведь «все празднуют»!
   Празднуют действительно все. Нужды нет, по сей день в наших городах и селах находят снаряды и мины Великой Отечественной — вполне взрывоопасные. Нравственная же мина, заложенная коммунистами, издавшими некогда памятный декрет Совнаркома о переходе на «прогрессивный» календарь, пережила коммунистический режим. Из года в год мы на этой мине помаленьку подрываемся.
   Ни в одной из стран Западной Европы Новый год не пользуется такой безумной любовью, как у нас в России. Да, тамошний народ не прочь попрыгать где-нибудь на Елисейских Полях, петардами побаловаться. Но там это всего лишь праздник, без двойного дна. А у нас оно есть. В свое время коммунисты пытались запретить ставить в домах елки, получалось плохо. И тогда сделали хитрый ход: елку, пышнее и помпезнее, чем раньше, разрешили, но перевели все стрелки с Рождества на Новый год. Новый год в Советском Союзе был, по сути, подделкой Рождества. Отсюда идет нелепая советская присказка: «Новый год — праздник семейный!» Да с какой пьяной радости семейный?! Новый год был в России, как и везде, вопиюще недомашним праздником, на Новый год устраивались балы, гулянья. А отчего бы и не повеселиться всем миром, когда религиозный праздник, Рождество, в самом деле отмеченный в домашнем кругу, уже позади? В СССР Новый год был единственным праздником, лишенным коммунистического официоза. Поэтому и трудно отказаться от празднования Нового года, причем именно этого — григорианского.
   Между тем абсурд и настроения, привносимые в нашу жизнь «новым» календарем, куда больше, нежели кажется нам каждый раз в конце декабря.
  



Юлианским календарем мы обязаны Юлию Цезарю. В завершение работ по его созданию император произнес: «Мой календарь не будет побежден никогда». Более совершенной системы летосчисления человечество действительно не видело ни до, ни после. Он представляет собой уникальный компромисс между тропическим годом (период между солнцестояниями или равноденствиями) и сидерическим годом (период обращения Солнца по эклиптике — его траектории — относительно неподвижных звезд). Проще говоря, юлианский календарь составлен для людей, живущих на Земле, но взирающих на небеса.
   Взяв за основу великое наследие античности, христианская церковь, тогда еще единая церковь Востока и Запада, в 325 году, на Первом Вселенском соборе в Никее, связала его с церковным годом, состоящим из двух кругов: неподвижного, связанного с определенными календарными датами, например с Рождеством Христовым, всегда приходящимся на 25 декабря, и подвижного, в котором праздники, прежде всего Пасха, с определенной датой не связаны. Но вспомним: с чем же тогда связана Пасха? Христос был распят в иудейскую Пасху, а воскрес после нее. Иудейский же календарь не солнечный, а лунный! Иудейская Пасха празднуется 14—15-го числа весеннего месяца нисана и приходится на полнолуние, всегда приходится на полнолуние, на то он и лунный календарь. Таким образом, Никейский собор установил праздновать христианскую Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия. Проще говоря, числа христианской Пасхи менялись потому, что были «увязаны» с иудейской.
   Отсюда и вытекает еще одна очень важная особенность юлианского календаря: он является солнечно-лунным, то есть каждые 19 лет (так называемый метонический цикл — в честь древнего афинского астронома Метона) одни и те же фазы луны падают на те же календарные числа.
   Юлианский календарь — самый точный, к чему мы еще вернемся. Некоторые эстеты сравнивают его с поэмой (4-летие с четверостишием, високосный год с рефреном) и находят ритмическую структуру в периодичности его чисел.
   Откуда же взялся григорианский календарь? Подарил его миру папа Григорий XIII в 1582 году. Отметив, что во времена Никейского собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а к XVI столетию сместился на 10 дней вперед, папа решил «вернуть равноденствие на надлежащее ему место», о чем и сообщил в соответствующей булле. Как это можно было сделать? Полностью вычеркнув из исчислений сидерический параметр, то есть намертво привязав год к тропическому исчислению, к Земле! В один прекрасный день католики (тогда еще это не затронуло протестантов) легли спать вечером 4 октября, а проснулись по папскому велению 15 октября! По научным меркам 1582 года это был чудовищный шаг назад, во мрак невежества. Ведь еще во II веке до н.э. Гиппарх обнаружил, что точка весеннего равноденствия перемещается относительно звезд навстречу годичному движению Солнца, из чего однозначно вытекает, что фиксация его по дате является принципиальной ошибкой! Почти все университеты Западной Европы резко выступили против календарной реформы. Особенно решительно протестовал научный мир в Париже и Вене. Внедрение нового календаря сопровождалось обильным хождением в народе сатир и протестных воззваний. Нелишне упомянуть, что автор проекта этого календаря, Луиджи Лилио, лично был у папы в милости. Формально на новый календарь был объявлен конкурс, но победителем чисто случайно оказался не кто-нибудь, а выдвиженец понтифика. Что-то до боли созвучное нашим дням! От начала разработки календаря, который большинство ученых мужей определили как «искаженный юлианский», до его повсеместного внедрения в католическом мире прошло менее года. Ничего не скажешь, серьезный и выверенный труд!
   Некоторые ученые полагают, что притеснения Коперника и его последователей были вызваны как раз предваряющим их введением григорианского календаря: система Коперника вступала с ним в противоречие, а позиции новодела были еще шатки.
   Но и это еще не все. Из-за «переброса» летосчисления вперед нарушилось солнечно-лунное согласование христианской Пасхи с иудейской. В результате католическая Пасха может не только совпадать с иудейской, но даже предварять ее, что выглядит несколько странно: Христос не мог воскреснуть раньше, чем был распят! Это канонический нонсенс и прямое подпадание под анафему всех древних Соборов!
   А календарь Цезаря вправду не побежден. От него, повсеместно отмененного, не отказались астрономы: в астрономии нужна точность! Часть восточных церквей, захотевших быть «как все», празднует Рождество по новому стилю, но Пасху все же по установлениям Никейского собора. Поэтому все «новостильные» православные на самом деле «полуновостильные». Можно, конечно, жить и так, только следует вспомнить, что новый календарь вводился как раз из-за пасхалии!
   Католики же со времен Григория XIII притерпелись к неканоничной Пасхе. Так и живут-маются.
   Итак, понятно, что даже ради нормализации общественной жизни Церковь отступиться от «старого стиля» не должна и не может. Между тем нормализация нужна. «Постный» Новый год не единственная мина, подложенная большевиками. Спасибо папе Григорию и товарищу Ленину, мы имеем запряженную впереди лошади телегу. Спросить на улице первого встречного: в какой день мы празднуем Рождество? Он, скорее всего, ответит: 7 января. Дата Рождества в массовом сознании, так сказать, перенесена. Люди не хотят держать в голове, что 7 января — это на самом деле 25 декабря, и почти сжились с нелогичным предварением церковного праздника праздником светским.



   Но и у тех, кто постится, есть логические сбои. Достоин изумления странный обычай, кое-где практикуемый среди наших православных. В светский Новый год люди следуют в храмы на молебен по случаю «новолетия». Но какое же такое «новолетие» посреди декабря?
   Всякий, желающий сегодня соблюдать пост, вынужден вообще отказывать себе в новогоднем веселье, в шампанском в полночь и прочих приятных забавах. Несправедливо получается. Светское государство заимствует календарь у христиан, но при этом лишает светского праздника самую представленную в стране часть этих самых христиан — православных. Так называемый старый Новый год, между прочим, будний день. Особо не погуляешь.
   Упорядочение январских празднований нужно для единства нации. Можно возразить: процент воцерковленных православных не столь велик, чтобы равнять по ним жизнь. Ответим: для любого единения нужно ядро, пусть и небольшое. Многие из не слишком церковных людей с удовольствием зайдут с детьми в храм на нормальное Рождество. Ныне же они мешают своими фейерверками поститься соседям, а после разухабистого светского праздника забывают о церковном. И для большинства он остается вторичен, весь акцент по-прежнему стоит на Новом годе.
   Нам, не только верующим, следует осознать, что юлианский календарь — такое же драгоценное достояние Российской империи, как волшебные названия наших городов. Самару мы отыграли обратно, Вятка, веселая Вятка, связанная с поговорками-прибаутками, еще называется Киров. Но мы хотя бы знаем, что Киров нам нужен не больше, чем Куйбышев или Молотов. Проблему же возвращения юлианского календаря, возвращения нашего национального достояния, мы недопонимаем.
   Можно вообразить негодование некоторой части общества: почему это в нашем многоконфессиональном и светском государстве кто-то хочет равнять календарный стиль по православным? Ответ есть и на это: год, который мы встречаем сейчас по «новому» стилю, все равно является энным годом от Рождества Христова. Никто ведь, кажется, покуда не претендует на отмену Христова Рождества как официально принятой в государстве точки отсчета? Так не лучше ли равнять по своим христианам, а не по чужим? И не лучше ли праздновать по более академичному и правильному способу счисления? Спор вокруг празднования Нового года — это не спор секуляристов с верующими. Это спор между православными и католиками с протестантами. Пока, по какой-то странной причине, все еще решаемый в пользу католиков и протестантов.
   Юлианский календарь является традиционным для нашей страны, это мерило ее идентичности. Кстати, до революции католики и протестанты, желая жить вместе с прочими согражданами, превосходным образом праздновали юлианское Рождество.
   Жизнь надлежит исправлять не в рассуждении «кого больше», а в рассуждении исторической правильности. Православные же ценности России должны быть оберегаемы не только как религиозные, но и как культурно-исторические.
   Практические же сложности, могущие возникнуть в связи с разностильем, изрядно преувеличены. От того, что помимо летосчисления от Рождества Христова на Земле функционируют и синтоистский календарь, и ветхозаветный, и еще многие другие календари, наши компьютеры не виснут.
   Доводится слышать и о сложностях, так сказать, позиционных: переведши себя на иной календарь, Россия-де отдалится от прочих европейских стран. Хочется спросить: кто несколько десятков лет просидел за железным занавесом — Российская империя, жившая по юлианскому календарю, или все же Советский Союз со своим григорианским? Большим ли утешением было для двух невыездных поколений сознание, что в безнадежно недостижимом Париже Новый год празднуют в тот же день?
   Никто не мешает, наконец, остальной Европе, если захочет, вслед за нами вернуться к нормальному календарю. (Кстати сказать, это изрядно подправило бы историческую науку европейского Запада: в отличие от нас их историки не используют двустильную разметку событий, что порождает изрядные неточности…) Нам же зазорно руководствоваться календарным новоделом папы-волюнтариста только потому, что он указ для других.
   Мы много говорим об уникальности судьбы нашего Отечества. Отчего же мы никак не решимся подтвердить эту уникальность делом?



Инакопразднующие
Новый, 2008 год по григорианскому календарю встретили примерно 70% жителей Земли. У остальных на дворе другой год, а порой и тысячелетие. Главные «несогласные» — мусульмане, лунный год которых продолжается всего 354 дня. 10 января они отметили свой Новый год — 1 мухаррама 1429 года хиджры. Иран, хоть и мусульманский, пользуется солнечным календарем шамси, по которому Новый год — 1 фарвардина 1387 года — наступит 20 марта. В Израиле, где счет лет ведется от сотворения мира, Новый, 5769 год встретят только 30 сентября — в первый день месяца тишри.
В странах Южной и Восточной Азии европейский календарь повсеместно соседствует с местным. В Японии 1 января отметили не только 2008 год нашей эры, но и 2668 год от легендарного основания империи, а также 20-й год правления нынешнего императора Акихито. В Китае, где империя давно ушла в прошлое, 7 февраля встречают год Земляной Крысы с неопределенным номером — нумерация лет здесь ведется в пределах 60-летних циклов. В Северной Корее в тот же день наступит 97-й год «эры чучхе», отсчет которой ведется с года рождения великого вождя Ким Ир Сена. В Индии 21 марта наступит 1930 год эры Сака по национальному календарю — его приняли в 1957 году, чтобы примирить между собой 35 местных календарных систем. Впрочем, сегодня этот календарь почти вытеснен григорианским. То же можно сказать о календарях Мьянмы (Бирмы), где 16 апреля отпразднуют наступление 1370 года, и Таиланда, где этот год будет 2551-м. А вот в Королевстве Непал большинство населения еще привержено традициям и 14 апреля собирается встретить 2065 год с момента воцарения легендарной Солнечной династии. Впрочем, скоро этот обычай уйдет в прошлое вместе с монархией — как раз в эти дни она должна уступить место республиканскому строю.
В Эфиопии, где до сих пор употребляется юлианский календарь, 11 сентября этого года встретят новое тысячелетие — 1 мэскэрэма 2000 года. Да и у нас этот календарь (он же «старый стиль») еще не совсем сдал позиции. Именно благодаря ему самые стойкие жители СНГ продолжают праздничный марафон до 13 января — «старого Нового года». Напомним, что разница двух стилей возникла после реформы, проведенной в 1582 году папой Григорием ХIII — он просто-напросто упразднил все дни между 5 и 14 октября. В России та же операция была проведена 1 февраля 1918 года. Юлианский год отстает от григорианского на 11 минут, и каждые 115 лет разрыв между ними увеличивается на сутки. С 2101 года любителям «старого стиля» придется праздновать Новый год 14-го, а Рождество — 8 января. Если, конечно, к тому времени набирающая темп глобализация не ухитрится объединить все календари мира в один.

Вадим Эрлихман

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK