29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Нечто похожее на «Звездные войны»"

Архивная публикация 2007 года: "Нечто похожее на «Звездные войны»"

Современный Голливуд начинается с 70-х годов. До этого он был преимущественно явлением традиционной американской культуры с вестерном как главным жанром. Затем наиболее экономически действенная часть голливудской продукции начала работать универсально, на весь мир.Голливуд — это мировой центр кинопроизводства, который делает картины, рассчитанные на весь мир, затрагивающие интересы всего мира. В США Голливуд — это вообще инородное тело, такой идеальный образец глобализации на американской территории. Но с тем же успехом эта глобализация могла произойти на любой другой территории, тем более что голливудские картины снимаются часто не в Голливуде, а в Новой Зеландии, Румынии, в общем, где удобнее и дешевле.

В свое время у меня была такая концепция, связанная с мигрированием центров мировой культуры. В 20-е годы центр был в Париже — чтобы прославиться на весь мир, нужно было ехать во Францию. В результате кризиса, связанного со Второй мировой войной, аналогичную роль в 50-е годы играл Нью-Йорк. Потом возобладали постмодернизм и развлекательность, центр в 70-е перебрался в Лос-Анджелес.

В 50-е годы, когда нью-йоркского писателя приглашали в Голливуд писать сценарии, он делал вид, что едет туда ради денег, и постоянно извинялся перед окружающими. В 70-е, когда нью-йоркского писателя приглашали в Голливуд, он брал с собой всю семью, тут же переезжал в Калифорнию и считал, что его карьера достигла зенита... Потом мне показалось, что центр мигрировал в сторону Японии и Юго-Восточной Азии. Но он вскоре вернулся обратно в Калифорнию. В этот период была миграция творчески активного населения из Юго-Восточной Азии. В итоге Азия переместилась в Калифорнию...

Современное американское кино подкупает зрелищностью и универсальностью подхода к конфликтам. У них большое количество фильмов, касающихся космических тем и сюжетов, универсальных страхов, романтических комедий, анализирующих взаимоотношения между полами, которые тоже могут быть универсального характера, тему «отцов и детей».

Фильмы универсальной тематики — это и «Властелин колец», и «Гарри Поттер» — книга английская, производство наполовину английское, наполовину американское, но это голливудская продукция. Национально специфическая продукция, посвященная проблемам афро-американцев или женщин, — это, к примеру, «Малышка за миллион долларов» Клинта Иствуда. Она получила «Оскара» и пользовалась в США огромным успехом. У нас в прокате собрала всего $300 тыс. Фильм ориентирован в первую очередь на американское мироощущение.

Европейская продукция, сделанная по принципу универсальности, тоже уже существует. Например, «Пятый элемент» Люка Бессона. И даже болливудские фильмы, рассчитанные на мировую аудиторию, транснациональны и нормально конкурируют с голливудской продукцией. Но ни одна страна в мире не может делать крупнобюджетные, крупномасштабные фильмы как систему, чтобы они составляли большую часть национального кинопроизводства. Европейский союз мог бы, но он придерживается концепции культурного многообразия, при которой фильм делается на локальные темы, рассчитанные на локальные аудитории.

Одновременно в американском кино много глубоких, психологичных фильмов, сценарии которых базируются на традиционной американской литературе, к примеру на произведениях Уильяма Фолкнера. Другое дело, что сейчас такая продукция вытесняется из кинотеатров на телевидение, потому что в кино становится неконкурентоспособной. В Европе значительная часть продукции делается в расчете на телевидение. По существу, многие европейские картины такого психологического плана — это телекартины. Психологические картины в основном ориентированы на взрослую аудиторию, а большинство киноаудитории — подростки.

Французское кино, как и вся французская культура, строится на концепции преимущества национальной кинематографии, невзирая на то, что во Франции есть некоторая часть продукции, имеющая универсальный характер и хождение. «Астерикс и Обеликс» универсально привлекательны. Но Франция с большим уважением относится к своей культурной традиции. К примеру, на Московском кинофестивале показывают фильм «Мольер». Экранизация французской классики культурно-просветительского характера. Такая продукция имеет ограниченный диапазон распространения.

Итальянское кино дает качественный национальный продукт локального интереса, но не универсального. Там много молодых режиссеров — Нанни Моретти, к примеру. Он участвует в кинофестивалях и пользуется успехом у себя на родине.

Индийское кино становится транснациональной продукцией и создает мировой бренд «Болливуд». Наиболее успешные в мировом плане индийские режиссеры работают в Великобритании, делая картины из жизни индусов в Великобритании. Многие работают в Канаде, в Швейцарии (там кинопроизводство дешевле). Основные жанры современного индийского кино — любовные мелодрамы, комедии, обыгрывающие некую национальную специфику.

Из азиатской кинопродукции особо можно выделить японское кино. Оно очень популярно в Европе благодаря жанру фильма ужасов (у них есть национальная традиция призраков и всякого рода ужасов, на чем эти фильмы и базируются). В меньшей степени — жанру карате, несмотря на то, что он уже многие десятилетия относится к жанру транснационального кинопроизводства, как и гонконгские фильмы кунг-фу. Одна из особенных черт японского кино: многие популярные японские фильмы ужасов переделываются Голливудом на английском языке, даже с участием тех же кинорежиссеров, как «Звонок», например.

На жанры кино тоже есть мода. В какой-то год была наиболее популярна черная комедия, а в какой-то — романтическая. Наиболее перспективно сейчас сделать картину для подростка 16 лет, например нечто похожее на «Звездные войны». Одно время казалось, что гибрид катастрофы и мелодрамы не приносит денег, но «Титаник» доказал обратное, хотя подражания ему уже ничего не принесли. Для относительно малобюджетных картин наиболее перспективны фильмы ужасов. Действенны те картины, когда неизвестно, чего герой боится, поэтому не обязательны спецэффекты. Космический боевик еще более перспективен.

Если говорить о развитии нашего кино, то важным этапом был сталинский период. Сталинское кино, сталинское барокко, как и сталинская архитектура, — это попытка последнего большого стиля средневекового типа в мировой культуре. Оно могло существовать только благодаря этой идеологии, средневековой по своей сути, и создавало произведения, которые сейчас очень ценятся эстетами. Для Восточной Европы в свое время оно было недосягаемым образцом. Творчество Пудовкина, например, культивировалось и западной левой интеллигенцией. Сталинское кино отличали однозначная идеологическая позиция, абсолютно выверенные акценты и соотношение сил. В этом плане оно близко к религиозному искусству, где тоже все позиции заданы заранее.

Режиссеры, работавшие в сталинском стиле, не наталкивались на запреты цензуры, делали то, что от них требовалось, работая в этом жанре. Когда люди отошли от жанра и стали делать фильмы для частных людей, тогда и появилась цензура. Попытка Хрущева, а затем Брежнева (на самом деле Суслова) — применить жесткий цензурный контроль ничем не увенчалась. Фильмы обходили его при соучастии редактуры, которая должна была вроде блюсти политические интересы, а часто сочувствовала художнику. Бюджеты формировались совершенно иначе, чем западные. Там основную долю всегда составляли гонорары актерам, звездам. А у нас гонорары актерам никогда не были чем-то из ряда вон выходящим. Даже сегодня. Кроме того, многое государство предоставляло бесплатно, будь то армия, помощь в съемках массовых сцен.

В 20-е годы было много кинотеатров, прокатываемых фильмов и много импорта. Когда Сталин пришел к власти, кинотеатров по-прежнему было много, фильмов стало меньше. В послевоенный период провозгласили концепцию малокартинья — делали по 6—7 фильмов в год. В 50-е годы кинопроизводство резко возросло, аудитории было больше, чем кинотеатров, отсюда концепция 60-х — большие однозальные ангары.

Современное российское кино имеет свои позиции в мире, как любая культура. Оно представляет определенную российскую традицию, экранизирует Толстого и Достоевского, демонстрирует прелести славянской души. Звягинцев, например, — это философское кино, как и Сокуров.

Если под Голливудом понимать транснациональное производство, рассчитанное на весь мир, то транснациональные продукты есть и у нас. Наши «Ночной дозор» и «Дневной дозор» — примеры транснациональной по замыслу продукции, сделанной Первым каналом. Это продукция, которая стремится стать транснациональной, быть показанной во всем мире, по возможности сделать копродукцию с Голливудом, чтобы обеспечить более широкое распространение. И прокатывала фильмы в мире одна из крупнейших голливудских компаний — XX Century Fox. Хотя с американскими блокбастерами «Дозоры» пока соревноваться не могут. И бюджеты разные, и голливудские картины сделаны с актерами, которые имеют всемирный резонанс, и тематика в них не национально специфическая, а мировая.

С другой стороны, любая российская компания может вложить деньги в любой голливудский продукт. В Голливуде 9/10 продукции убыточны, 1/10 успешна, но успешна настолько, что делает прибыльной все. В России на кино тратится $300 млн., а приносят фильмы в год только порядка $120 млн. В целом российское кино убыточно, но $100 млн. из всей суммы, которая тратится на кинопроизводство, государственные, так что убыточность небольшая. В большинстве стран, в том числе и во Франции, кино в целом убыточно. В Голливуд государство денег не вкладывает ни цента, но помогает политически: устанавливает определенные правила игры, борется против пиратства. Продукция Голливуда не имеет никакого отношения к американскому государству, она имеет отношение к потоку капитала, который приходит и уходит из Америки.

Записала Наталья Соколова

Современный Голливуд начинается с 70-х годов. До этого он был преимущественно явлением традиционной американской культуры с вестерном как главным жанром. Затем наиболее экономически действенная часть голливудской продукции начала работать универсально, на весь мир.Голливуд — это мировой центр кинопроизводства, который делает картины, рассчитанные на весь мир, затрагивающие интересы всего мира. В США Голливуд — это вообще инородное тело, такой идеальный образец глобализации на американской территории. Но с тем же успехом эта глобализация могла произойти на любой другой территории, тем более что голливудские картины снимаются часто не в Голливуде, а в Новой Зеландии, Румынии, в общем, где удобнее и дешевле.

В свое время у меня была такая концепция, связанная с мигрированием центров мировой культуры. В 20-е годы центр был в Париже — чтобы прославиться на весь мир, нужно было ехать во Францию. В результате кризиса, связанного со Второй мировой войной, аналогичную роль в 50-е годы играл Нью-Йорк. Потом возобладали постмодернизм и развлекательность, центр в 70-е перебрался в Лос-Анджелес.

В 50-е годы, когда нью-йоркского писателя приглашали в Голливуд писать сценарии, он делал вид, что едет туда ради денег, и постоянно извинялся перед окружающими. В 70-е, когда нью-йоркского писателя приглашали в Голливуд, он брал с собой всю семью, тут же переезжал в Калифорнию и считал, что его карьера достигла зенита... Потом мне показалось, что центр мигрировал в сторону Японии и Юго-Восточной Азии. Но он вскоре вернулся обратно в Калифорнию. В этот период была миграция творчески активного населения из Юго-Восточной Азии. В итоге Азия переместилась в Калифорнию...

Современное американское кино подкупает зрелищностью и универсальностью подхода к конфликтам. У них большое количество фильмов, касающихся космических тем и сюжетов, универсальных страхов, романтических комедий, анализирующих взаимоотношения между полами, которые тоже могут быть универсального характера, тему «отцов и детей».

Фильмы универсальной тематики — это и «Властелин колец», и «Гарри Поттер» — книга английская, производство наполовину английское, наполовину американское, но это голливудская продукция. Национально специфическая продукция, посвященная проблемам афро-американцев или женщин, — это, к примеру, «Малышка за миллион долларов» Клинта Иствуда. Она получила «Оскара» и пользовалась в США огромным успехом. У нас в прокате собрала всего $300 тыс. Фильм ориентирован в первую очередь на американское мироощущение.

Европейская продукция, сделанная по принципу универсальности, тоже уже существует. Например, «Пятый элемент» Люка Бессона. И даже болливудские фильмы, рассчитанные на мировую аудиторию, транснациональны и нормально конкурируют с голливудской продукцией. Но ни одна страна в мире не может делать крупнобюджетные, крупномасштабные фильмы как систему, чтобы они составляли большую часть национального кинопроизводства. Европейский союз мог бы, но он придерживается концепции культурного многообразия, при которой фильм делается на локальные темы, рассчитанные на локальные аудитории.

Одновременно в американском кино много глубоких, психологичных фильмов, сценарии которых базируются на традиционной американской литературе, к примеру на произведениях Уильяма Фолкнера. Другое дело, что сейчас такая продукция вытесняется из кинотеатров на телевидение, потому что в кино становится неконкурентоспособной. В Европе значительная часть продукции делается в расчете на телевидение. По существу, многие европейские картины такого психологического плана — это телекартины. Психологические картины в основном ориентированы на взрослую аудиторию, а большинство киноаудитории — подростки.

Французское кино, как и вся французская культура, строится на концепции преимущества национальной кинематографии, невзирая на то, что во Франции есть некоторая часть продукции, имеющая универсальный характер и хождение. «Астерикс и Обеликс» универсально привлекательны. Но Франция с большим уважением относится к своей культурной традиции. К примеру, на Московском кинофестивале показывают фильм «Мольер». Экранизация французской классики культурно-просветительского характера. Такая продукция имеет ограниченный диапазон распространения.

Итальянское кино дает качественный национальный продукт локального интереса, но не универсального. Там много молодых режиссеров — Нанни Моретти, к примеру. Он участвует в кинофестивалях и пользуется успехом у себя на родине.

Индийское кино становится транснациональной продукцией и создает мировой бренд «Болливуд». Наиболее успешные в мировом плане индийские режиссеры работают в Великобритании, делая картины из жизни индусов в Великобритании. Многие работают в Канаде, в Швейцарии (там кинопроизводство дешевле). Основные жанры современного индийского кино — любовные мелодрамы, комедии, обыгрывающие некую национальную специфику.

Из азиатской кинопродукции особо можно выделить японское кино. Оно очень популярно в Европе благодаря жанру фильма ужасов (у них есть национальная традиция призраков и всякого рода ужасов, на чем эти фильмы и базируются). В меньшей степени — жанру карате, несмотря на то, что он уже многие десятилетия относится к жанру транснационального кинопроизводства, как и гонконгские фильмы кунг-фу. Одна из особенных черт японского кино: многие популярные японские фильмы ужасов переделываются Голливудом на английском языке, даже с участием тех же кинорежиссеров, как «Звонок», например.

На жанры кино тоже есть мода. В какой-то год была наиболее популярна черная комедия, а в какой-то — романтическая. Наиболее перспективно сейчас сделать картину для подростка 16 лет, например нечто похожее на «Звездные войны». Одно время казалось, что гибрид катастрофы и мелодрамы не приносит денег, но «Титаник» доказал обратное, хотя подражания ему уже ничего не принесли. Для относительно малобюджетных картин наиболее перспективны фильмы ужасов. Действенны те картины, когда неизвестно, чего герой боится, поэтому не обязательны спецэффекты. Космический боевик еще более перспективен.

Если говорить о развитии нашего кино, то важным этапом был сталинский период. Сталинское кино, сталинское барокко, как и сталинская архитектура, — это попытка последнего большого стиля средневекового типа в мировой культуре. Оно могло существовать только благодаря этой идеологии, средневековой по своей сути, и создавало произведения, которые сейчас очень ценятся эстетами. Для Восточной Европы в свое время оно было недосягаемым образцом. Творчество Пудовкина, например, культивировалось и западной левой интеллигенцией. Сталинское кино отличали однозначная идеологическая позиция, абсолютно выверенные акценты и соотношение сил. В этом плане оно близко к религиозному искусству, где тоже все позиции заданы заранее.

Режиссеры, работавшие в сталинском стиле, не наталкивались на запреты цензуры, делали то, что от них требовалось, работая в этом жанре. Когда люди отошли от жанра и стали делать фильмы для частных людей, тогда и появилась цензура. Попытка Хрущева, а затем Брежнева (на самом деле Суслова) — применить жесткий цензурный контроль ничем не увенчалась. Фильмы обходили его при соучастии редактуры, которая должна была вроде блюсти политические интересы, а часто сочувствовала художнику. Бюджеты формировались совершенно иначе, чем западные. Там основную долю всегда составляли гонорары актерам, звездам. А у нас гонорары актерам никогда не были чем-то из ряда вон выходящим. Даже сегодня. Кроме того, многое государство предоставляло бесплатно, будь то армия, помощь в съемках массовых сцен.

В 20-е годы было много кинотеатров, прокатываемых фильмов и много импорта. Когда Сталин пришел к власти, кинотеатров по-прежнему было много, фильмов стало меньше. В послевоенный период провозгласили концепцию малокартинья — делали по 6—7 фильмов в год. В 50-е годы кинопроизводство резко возросло, аудитории было больше, чем кинотеатров, отсюда концепция 60-х — большие однозальные ангары.

Современное российское кино имеет свои позиции в мире, как любая культура. Оно представляет определенную российскую традицию, экранизирует Толстого и Достоевского, демонстрирует прелести славянской души. Звягинцев, например, — это философское кино, как и Сокуров.

Если под Голливудом понимать транснациональное производство, рассчитанное на весь мир, то транснациональные продукты есть и у нас. Наши «Ночной дозор» и «Дневной дозор» — примеры транснациональной по замыслу продукции, сделанной Первым каналом. Это продукция, которая стремится стать транснациональной, быть показанной во всем мире, по возможности сделать копродукцию с Голливудом, чтобы обеспечить более широкое распространение. И прокатывала фильмы в мире одна из крупнейших голливудских компаний — XX Century Fox. Хотя с американскими блокбастерами «Дозоры» пока соревноваться не могут. И бюджеты разные, и голливудские картины сделаны с актерами, которые имеют всемирный резонанс, и тематика в них не национально специфическая, а мировая.

С другой стороны, любая российская компания может вложить деньги в любой голливудский продукт. В Голливуде 9/10 продукции убыточны, 1/10 успешна, но успешна настолько, что делает прибыльной все. В России на кино тратится $300 млн., а приносят фильмы в год только порядка $120 млн. В целом российское кино убыточно, но $100 млн. из всей суммы, которая тратится на кинопроизводство, государственные, так что убыточность небольшая. В большинстве стран, в том числе и во Франции, кино в целом убыточно. В Голливуд государство денег не вкладывает ни цента, но помогает политически: устанавливает определенные правила игры, борется против пиратства. Продукция Голливуда не имеет никакого отношения к американскому государству, она имеет отношение к потоку капитала, который приходит и уходит из Америки.

Записала Наталья Соколова

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама