Наверх
7 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "Недомеры"

Принимаемые правительством меры по льготному автокредитованию россиян больше похожи на очередную попытку поддержать отечественный автопром, нежели на декларируемое восстановление платежеспособного спроса.В последние годы автокредитование служило своеобразным «двигателем» как для автопроизводителей и дилеров, так и для банковского ритейла. Еще два года назад в кредит приобретался каждый третий новый автомобиль. По итогам первого полугодия 2008 года — уже каждый второй.
   По оценке отдела аналитики компании «Автостат», до начала кризиса на покупку автомобилей банки выдавали 40—50 млрд рублей в месяц. Суммарный же объем рынка автокредитов по итогам прошлого года составил порядка 500 млрд рублей. В общей задолженности физлиц перед банками-лидерами ссуды на покупку авто превышали 20%. Даже у розничных лидеров, предоставляющих населению множество видов кредитов, таких как «ВТБ 24» или Сбербанк, этот показатель приближался к 10%.
   С началом кризиса, по выражению Сергея Целикова, директора агентства «Автостат», «локомотив потащил рынок в обратном направлении». Существенное снижение объемов кредитования повлекло за собой и обвал собственно автомобильного рынка страны, который откатился к показателям пятилетней давности.
   Начиная с осени прошлого года банки, повышая процентные ставки, ужесточая условия выдачи и сокращая лимиты кредитования, добились почти пятикратного сокращения объемов выдаваемых автокредитов. По словам Сергея Целикова, примерно две трети банков вообще свернули свои программы автокредитования либо свели их к минимуму. В апреле этого года, по оценкам «Автостата», за счет кредитов приобреталось всего 10—15% машин.
Своих не бросают
   Правительство решило изменить ситуацию. В Министерстве промышленности и торговли был разработан комплекс мер по так называемому льготному автокредитованию: государство обязалось частично субсидировать потребителю процентную ставку по кредиту на приобретение авто не дороже 350 тыс. рублей. Механизм работы этой программы предельно прост. Минпромторг утвердил список, в который вошло 29 «льготных» автомобилей, из них 22 — производства АвтоВАЗа. В список также попали UAZ Hunter и шесть иномарок российской сборки — Ford Focus, Fiat Albea, Skoda Fabia, Renault Logan, Chevrolet Niva и KIA Spectra.
   Государство готово компенсировать покупателю 2/3 ставки рефинансирования (сегодня ставка составляет 12% годовых, соответственно, субсидируется 8%). То есть при учете максимальной стоимости машины в 350 тыс. рублей экономия по кредиту может составить 42 тыс. рублей.
   Покупатель обязан самостоятельно оплатить не менее 30% стоимости выбранного автомобиля, а срок действия кредита не должен превышать 2011 год. Всего на финансирование льготных кредитов бюджетом предусмотрено 6 млрд рублей — по 2 млрд рублей на ближайшие три года. Соответственно, за все время субсидирования ставки по кредитам власти рассчитывают поддержать приобретение порядка 150 тыс. машин.
   Однако в программу включены отнюдь не все кредитные организации, а только три — Сбербанк, «ВТБ 24» и Россельхозбанк (кредитование фермеров). С учетом действующих в этих банках ставок покупатель может рассчитывать на рублевый кредит в Сбербанке — под 7% годовых, в «ВТБ 24» и Россельхозбанке — под 10%.
   Программа стартовала в апреле, а не так давно Минпромторг подвел первые итоги. По состоянию на 21 мая в уполномоченные банки поступило 17 057 заявок на покупку субсидируемых автомобилей, после рассмотрения которых выдан 6991 автокредит.
   Этот результат, по мнению главы ведомства Виктора Христенко, озвученному им на встрече с премьером Владимиром Путиным, позволяет говорить о том, что программа «заработала, и заработала довольно успешно». Однако его слова тут же подверглись критике со стороны экспертов рынка — они напомнили, что в апреле с помощью «льготных» ссуд было приобретено около 4 тыс. машин, а это всего 2,9% от проданных за тот же период новых автомобилей. Отмечалось и то, что средств, которые правительство намерено направить на субсидирование процентных ставок, явно недостаточно для удовлетворения спроса. Этих денег за три года действия программы хватит на покупку лишь 150 тыс. автомобилей. А это — крохи по сравнению с планируемыми объемами продаж. Один только Волжский автозавод продал в 2008 году более 700 тыс. авто, из них в кредит — более 200 тыс. машин. По итогам первого квартала текущего года завод реализовал порядка 90 тыс. автомобилей. Сопоставив цифры (даже с учетом прогнозируемого снижения спроса на новые автомобили на 25%), становится очевидно, что субсидируемый кредит сможет получить лишь покупатель каждого шестого из вошедших в «льготный» список автомобилей.
   Но самый большой пробел кроется в другом. Его легко обнаружить, если попытаться приобрести с помощью государства не продукцию АвтоВАЗа, а любую из представленных в списке Минпромторга иномарок. Связавшись с официальными дилерами, «Профиль» выяснил, что «на бумаге» подобные модели существуют — в самой дешевой комплектации, так как некоторым автопроизводителям пришлось сознательно «обеднить» комплектацию своих авто, чтобы попасть в заветный список. Но реально купить эти машины, например Fiat Albea или Skoda Fabia, невозможно. В салонах таких дешевых иномарок нет. А если клиент решит самостоятельно доплатить разницу, чтобы приобрести автомобиль пусть и в более дорогой комплектации, но имеющийся в наличии — из этой затеи ничего не выйдет, банк откажет в кредитовании подобной покупки.
   Так что, несмотря на заверения властей, утверждающих, что таким образом они поддерживают платежеспособный спрос на автомобили и российских автопроизводителей, на деле помощь получил лишь АвтоВАЗ. Ведь в список не попала, например, продукция ГАЗа, а иномарки, выпущенные в России, фактически выпали из программы.
На обочине
   Сейчас Минпромторг рассматривает возможность расширения ценового сегмента тех автомобилей, на которые распространяется субсидирование ставок по кредитам до 600 тыс. рублей. То ли устраняя очевидный перекос, то ли под воздействием мощного лобби со стороны автопроизводителей.
   Ведомство планирует и другие поправки: снижение первоначального взноса с 30% до 15% стоимости авто, а также возможность выдачи льготных кредитов на приобретение легкого коммерческого транспорта (точный список моделей будет утвержден в ближайшие недели, возможно, в него попадет и продукция ГАЗа). Также декларируется отмена ограничения по срокам выплаты кредитов до 31 декабря 2011 года, главное, чтобы срок действия кредита не превышал 36 месяцев, а когда он будет выплачен полностью — не важно.
   Будет расширен перечень банков, имеющих право на выдачу подобных кредитов, — в него попадут кредитные организации, собственный капитал которых по состоянию на 1 апреля 2009 года составлял не менее 70 млрд рублей.
   Оговоримся, что эти предложения еще не прошли процедуру согласования с профильными министерствами и пока остаются лишь на бумаге.
Опять впросак
   Спасут ли эти меры, если их все-таки узаконят, отечественный автопром? Эксперты пока в недоумении — не понятно, кому такие новации помогут больше. Вся автовазовская линейка и сейчас попадает под планку в 350 тыс. рублей. Продукция ГАЗа, возможно, войдет в расширенную программу: так, Volga Siber в комплектации lux сегодня предлагается за 557 300 рублей, а более дешевая Volga Siber, в комплектации comfort, — за 487 400 рублей (эта цена рекомендуется производителем в рамках спецакции). Однако при повышении планки до 600 тыс. рублей интерес потребителей неизбежно будет смещен в сторону «отверточных» иномарок (то есть российской сборки) — что не на руку ни АвтоВАЗу, ни ГАЗу.
   Все это усугубляется тем, что, предлагая повысить планку по стоимости «льготных» автомобилей, Минпромторг не планирует менять объемы выделяемых средств. А значит, из-за увеличения субсидируемых сумм сократится количество выдаваемых кредитов. Чем руководствуются разработчики изменений, эксперты ответить затруднились.
   Тем не менее рынок автокредитования уже оживает, правда, не благодаря усилиям властей, а, скорее, вопреки им. Российские коммерческие банки, пока не получившие доступа к программе льготного автокредитования, запускают совместные программы с автопроизводителями (преимущественно с зарубежными). В этом направлении сегодня достаточно активно работают многие банки: «УралСиб», Альфа-банк, «ЮниКредит», Газпромбанк, «Русфинанс», Райффайзенбанк и ряд других. Существенную часть ставки субсидируют сами автоконцерны. Так сейчас начали поступать General Motors, Ford, KIA, Renault, Volkswagen, Suzuki и некоторые другие производители. Необходимо отметить, что предлагаемые программы по стоимости кредитов практически не уступают той, что предлагает государство. Некоторые банки даже готовы кредитовать под 0% (то есть авто приобретается в рассрочку) — правда, при довольно высоких требованиях к заемщику.
   Отечественные автопроизводители не остались в стороне: и ГАЗ, и АвтоВАЗ объявили о запуске собственных программ льготного автокредитования.
   Что же касается господдержки, то, скорее всего, ее истинное предназначение — помочь АвтоВАЗу пережить тяжелые времена. Вне зависимости от того, будут ли изменены правила игры, государство вряд ли поддержит иностранных производителей, продукцию которых так непатриотично предпочитают россияне.

 

Таблица 1
Наиболее продаваемые автомобили в России

МаркаПродажи в I квартале 2009 года (шт.)Продажи в I квартале 2008 года (шт.)Изменение (%)
Lada88 720144 777-39
Chevrolet30 26858 498-48
Ford29 95641 499-28
Nissan22 92737 253-38
Hyundai21 39144 054-51
Toyota19 35635 825-46
Renault15 01124 303-38
KIA13 71021 101-35
Mazda13 17617 094-23
ГАЗ12 08732 298-63
Источник: РБК-Рейтинг.

 

График 1
На какой срок вы брали автокредит?

На 5 лет и более41%
На 4 года6%
На 3 года29%
На 2 года12%
На 1 год11%
Другое1%

 

График 2
Кредит на какой тип автомобиля вы брали?

Отечественный23%
Иномарка77%
Опрос проводился в мае 2009 года
Источник: Profi Online Research

 
Поддержка за счет деревни
   Мировой опыт поддержки платежеспособного спроса на автомобили вовсе не ограничивается безусловной поддержкой «отечественного автопрома». Модель, аналогичную нашей, предпочли только власти Поднебесной — но их меры оказались куда более эффективными.
   Еще в январе этого года власти Китая снизили с 10% до 5% налог на покупку автомобилей с объемом двигателя менее 1,6 л. Новая ставка налога будет действовать до конца года. А в марте в стране запустили программу «Автомобили для деревни», ее объем — 5 млрд юаней (около $732 млн), она направлена на стимулирование продаж автомобилей собственного производства и поддержку фермеров. Согласно программе, до конца нынешнего года каждый деревенский житель может купить новый автомобиль или грузовик со скидкой до 10%, а мотоцикл будет стоить на 13% меньше.
   И принятые меры быстро принесли свои плоды — в прошлом месяце на китайском рынке было продано 1,15 млн автомобилей отечественных марок, что на 3,9% больше, чем месяцем ранее, и на 24,97% больше, чем в апреле прошлого года. Всего же за четыре первых месяца в стране было произведено 3,7 млн и продано 3,8 млн автомобилей китайских марок.
   Европейские страны пошли другим путем — потенциальному покупателю просто добавляются средства на приобретение нового авто при сдаче старого (как правило, старше10 лет) на утилизацию.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK