Нынче про веселое говорить не принято. Тема не актуальна. Ситуация не располагает. Улыбаться приходится через силу.В Нижнем Новгороде несколько дней подряд улыбались. Следуя наказу фестиваля комедийных фильмов "Улыбнись, Россия!". Автор и вдохновитель фестиваля, режиссер Алла Сурикова, в выборе места действия не ошиблась. Жители городов вроде Москвы и Санкт-Петербурга слишком озабочены, их цели слишком серьезны, а проблемы глобальны. Тут уж точно не до смеха. Многие говорят, что, стоит только отъехать на несколько километров от МКАД, -- и там совсем другая жизнь. Под "другой" жизнью подразумеваются: зарплата раз в квартал, досуг в виде пьянства, облупившаяся штукатурка на потолках и картошка с собственного огорода на завтрак, обед и ужин. При всем при этом отъезжать за много километров от МКАД стоит. Потому что вопреки (или благодаря) всему вышеперечисленному там еще есть силы и время на то, чтобы улыбнуться.
"Одной из причин наших бед, -- сказала как-то Сурикова, -- является недостаток самоиронии. Обезьяна превратилась в человека вовсе не тогда, когда взяла в руки палку, а когда рассмеялась, увидев себя в зеркале". Символ фестиваля, кстати, и есть кривое зеркало. Потому что от искажения не самой веселой действительности становится смешно: смотришь в такое зеркало, и понимаешь, что бывает-то и еще хуже.
Фестиваль комедий прошел уже в третий раз, и, как и в первые два, организаторы мероприятия на серьезное кинематографическое событие не претендовали и кинооткрытий не обещали. Показывали все фильмы подряд: которые уже были, сейчас идут и будут идти в прокате. Возили по местным кинотеатрам "звездный десант" из артистов и режиссеров, на чьи имена срабатывает рефлекс: будет не скучно.
Фаворитами фестиваля стали фильмы "Вовочка" Игоря Можжухина, "За тридевять земель" Юрия Поповича, "О'кей" Олега Фомина, "Башмачник" Юрия Зайкина, "Упасть вверх" Сергея Гинзбурга и "Смеситель" Александра Шейна. О качестве кинотворений судить критикам и зрителям. Очень может быть, что половина работ слова доброго не стоит. Но попытка сконцентрировать все, что снимается в непопулярном у нас сейчас жанре комедии, уже полезна.
Хотя, как ни парадоксально, специальный комедийный фестиваль наводит на мысли о грустном. Потому что перспективность и качество новых имен в отечественной комедии -- под очень большим вопросом. На том же фестивале чествовали Людмилу Гурченко, стопроцентную комедийную приму, которой исполнилось 67 лет. Несколько дней спустя знаменитый "Ленком" празднование своего юбилея начал с того, что установил мемориальную доску на доме, в котором жил один из королей комедии Евгений Леонов. А 18 ноября 75 лет отпразднует мэтр российской комедии Эльдар Рязанов, чьи старые фильмы стали классикой, пережив и обогнав без малейшего труда его последние работы. Но на освободившееся место никто не спешит, и на пятки никто не наступает. Вот это-то и грустно.
Строго говоря, улыбка -- это недорогой способ выглядеть лучше. Как-то Ольга Дергунова, глава представительства Microsoft в России и странах СНГ, девушка более чем деловая и серьезная, рассказывала, что лучшим пособием для успешного общения на любом уровне -- от президента до программиста -- следует считать детскую книжку "Крошка Енот и тот, кто живет в пруду". Крошка Енот, если помните, боялся своего отражения в пруду: он скалился -- и его отражение скалилось в ответ, он замахивался палкой -- отражение замахивалось на него. И мудрая мама посоветовала еноту просто улыбнуться.
Так что прав был барон Мюнхгаузен: самые большие глупости на свете делаются с серьезным выражением лица.
НАТАЛЬЯ ЩЕРБАНЕНКО