25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Недострахование"

Архивная публикация 2006 года: "Недострахование"

Этим забавным словечком специалисты описывают ситуацию, при которой объект застрахован лишь отчасти. Как раз такое положение сегодня типично для большей части имущества российских предприятий. С развитием системы профессионального риск-менеджмента легкомысленное отношение должно уйти, считают страховщики. Страховая отрасль в России с первой половины 90-х годов росла и крепла в основном благодаря работе с крупными корпоративными клиентами. И хотя имущественное страхование нередко служило прикрытием для схем оптимизации налогов, доля реального бизнеса, приносившего страховщикам «честную» прибыль, здесь всегда была высока. Однако в последние годы, несмотря на очистку рынка от сомнительных операций, сегмент страхования имущества юридических лиц продолжает сокращаться. В 2003 году на его долю приходилось 54% от общего сбора премии, в 2004-м — 50%, в 2005-м — 46%. По прогнозу экспертов аналитического отдела «Ингосстраха», в этом году ожидается дальнейшее падение — до 43%.

Причина этого явления не связана со снижением интереса корпоративных клиентов к защите имущества с помощью полиса, просто этот сегмент достиг относительной зрелости раньше других, и сейчас темпы его роста замедлились. Сокращение доли обусловлено также усилением конкуренции, ведущим к падению тарифов, и переориентацией крупнейших финансово-промышленных групп на обслуживание в кэптивных компаниях. В результате динамика прироста собираемой премии постоянно снижается: с 21% в 2003 году до 6% в 2005-м. Впрочем, по мнению ведущего специалиста аналитического отдела «Ингосстраха» Андрея Бондаренко, тенденция должна переломиться: начиная с 2006 года темпы прироста взносов по страхованию корпоративного имущества вновь начнут расти. В среднесрочной перспективе они должны достигнуть 11—12%. Резерв для роста имеется: он кроется в характерном для российских предприятий «недостраховании».

Зачастую, если наличие полиса является обязательным требованием, объекты страхуются формально, по минимальной стоимости. Да и в большинстве других случаев защита не всегда полноценна. «Руководители предприятий, стремясь сэкономить, нередко ограничиваются страхованием по одному, самому дешевому виду риска, — говорит Ирина Волкова, директор департамента корпоративного страхования и андеррайтинга Межотраслевого страхового центра. — Либо же страхование осуществляется не на полную стоимость имущества, что не позволяет страховщику в полной мере возместить ущерб». Заместитель начальника управления страхования имущества и ответственности страховой группы «Прогресс» Дмитрий Гнилорыбов развивает мысль: «Во все времена основной опасностью считался пожар, так как именно он приносит наибольший вред как имуществу, так и финансовому состоянию предприятия. Для некоторых регионов существенным риском являются стихийные бедствия. Все остальные события, как правило, приносят меньше потерь. Однако зачастую клиенты уделяют меньше внимания двум главным рискам, больше интересуясь страхованием на случай повреждения водой и злоумышленных действий третьих лиц».

Этим забавным словечком специалисты описывают ситуацию, при которой объект застрахован лишь отчасти. Как раз такое положение сегодня типично для большей части имущества российских предприятий. С развитием системы профессионального риск-менеджмента легкомысленное отношение должно уйти, считают страховщики. Страховая отрасль в России с первой половины 90-х годов росла и крепла в основном благодаря работе с крупными корпоративными клиентами. И хотя имущественное страхование нередко служило прикрытием для схем оптимизации налогов, доля реального бизнеса, приносившего страховщикам «честную» прибыль, здесь всегда была высока. Однако в последние годы, несмотря на очистку рынка от сомнительных операций, сегмент страхования имущества юридических лиц продолжает сокращаться. В 2003 году на его долю приходилось 54% от общего сбора премии, в 2004-м — 50%, в 2005-м — 46%. По прогнозу экспертов аналитического отдела «Ингосстраха», в этом году ожидается дальнейшее падение — до 43%.

Причина этого явления не связана со снижением интереса корпоративных клиентов к защите имущества с помощью полиса, просто этот сегмент достиг относительной зрелости раньше других, и сейчас темпы его роста замедлились. Сокращение доли обусловлено также усилением конкуренции, ведущим к падению тарифов, и переориентацией крупнейших финансово-промышленных групп на обслуживание в кэптивных компаниях. В результате динамика прироста собираемой премии постоянно снижается: с 21% в 2003 году до 6% в 2005-м. Впрочем, по мнению ведущего специалиста аналитического отдела «Ингосстраха» Андрея Бондаренко, тенденция должна переломиться: начиная с 2006 года темпы прироста взносов по страхованию корпоративного имущества вновь начнут расти. В среднесрочной перспективе они должны достигнуть 11—12%. Резерв для роста имеется: он кроется в характерном для российских предприятий «недостраховании».

Зачастую, если наличие полиса является обязательным требованием, объекты страхуются формально, по минимальной стоимости. Да и в большинстве других случаев защита не всегда полноценна. «Руководители предприятий, стремясь сэкономить, нередко ограничиваются страхованием по одному, самому дешевому виду риска, — говорит Ирина Волкова, директор департамента корпоративного страхования и андеррайтинга Межотраслевого страхового центра. — Либо же страхование осуществляется не на полную стоимость имущества, что не позволяет страховщику в полной мере возместить ущерб». Заместитель начальника управления страхования имущества и ответственности страховой группы «Прогресс» Дмитрий Гнилорыбов развивает мысль: «Во все времена основной опасностью считался пожар, так как именно он приносит наибольший вред как имуществу, так и финансовому состоянию предприятия. Для некоторых регионов существенным риском являются стихийные бедствия. Все остальные события, как правило, приносят меньше потерь. Однако зачастую клиенты уделяют меньше внимания двум главным рискам, больше интересуясь страхованием на случай повреждения водой и злоумышленных действий третьих лиц».

Актуальные вопросы

КОМПЛЕКСНОЕ СТРАХОВАНИЕ — ПОЛНАЯ ЗАЩИТА

Потребительский бум привел к небывалому расцвету торговли. Как грибы после дождя растут торговые центры: комплексы, галереи, супермаркеты. Торговая деятельность сопряжена с разными рисками в отношении имущества

и ответственности перед покупателями и соседями. Непредвиденные обстоятельства могут привести к серьезным финансовым потерям и даже человеческим жертвам. «Торговым организациям мы предлагаем страховать все в комплексе – имущество, гражданскую ответственность перед третьими лицами, убытки от перерыва в производстве, включать своих арендаторов в общую программу страхования. Такая защита — наиболее полная и эффективная, покрывает различные риски, а стоимость ее в целом значительно ниже», — говорит начальник Управления перспективного развития Центра страхования крупного бизнеса РОСНО Александр ПОЛУДЕННЫЙ.

— Что РОСНО предлагает юридическим лицам при страховании торговых центров?

— Мы разработали специальную комплексную программу, позволяющую защитить бизнес сразу по нескольким направлениям. Во-первых, программа убережет предприятие от непредвиденных расходов, связанных с восстановлением имущества, поврежденного в результате оговоренных случайных событий. Во-вторых, защитит финансовые результаты деятельности предприятия на период восстановления имущества. Кроме того, позволит переложить на РОСНО расходы по возмещению вреда, причиненного третьим лицам в процессе эксплуатации имущества, и связанные с этим возможные расходы по ведению дел в суде. Такой комплекс упрощает и удешевляет общую стоимость программы страхования, все договоры оформляются в одном подразделении. Мы также предлагаем расширенное страховое покрытие, которое, например, покроет убытки от перерыва в деятельности при наступлении страхового случая у предприятий-соседей, когда невозможно попасть в торговый центр.

— На каких клиентов рассчитана эта программа?

— Она адресована крупным и средним торговым центрам и предусматривает защиту интересов всех сторон—участников торговой сферы. Программа рассчитана на собственников торговых центров, арендаторов, управляющие компании, их подрядчиков и субподрядчиков.

— Какова стоимость такого комплексного страхования?

— Стоимость определяется индивидуально

в каждом конкретном случае. Тарифы при страховании имущества примерно 0,07—0,18%, убытков от перерыва в деятельности —

0,1—0,3%, гражданской ответственности —

0,2—0,5%. Мы очень гибко подходим к тарифам, когда речь идет о комплексной программе, в которой участвуют и собственник, и управляющая компания, и арендаторы. Мы готовы помочь правильно прописать обязательства сторон в отношении страхования при составлении договоров аренды. Но об этом стоит задуматься еще на этапе строительства объекта при заключении предварительных договоров аренды.

Война с рисками

Классическим примером пренебрежительного отношения к вопросам финансовой безопасности стала Останкинская телебашня: после пожара в 2000 году выяснилось, что из всего сложнейшего оборудования были застрахованы только лифты, и то в силу обязательности подобного покрытия. Такой подход в российской деловой среде распространен и поныне, однако в последние 5—6 лет на крупнейших предприятиях стали создаваться департаменты риск-менеджмента. По мере того как их деятельность становится более профессиональной и системной, уровень защиты имущества, принадлежащего этим организациям, повышается. И хотя риск-менеджер обязан помимо прочего «бодаться» со страховщиками, добиваясь максимально выгодных условий по полисам, в конечном счете объем страховых программ увеличивается. Ольга Андрианова, возглавляющая управление страхования крупного бизнеса Национальной страховой группы, отмечает, что комплексная система управления рисками охватывает более широкий перечень потенциальных опасностей, нежели тот, который можно вместить в пакет договоров страхования. «Это и политические риски, и рыночные, производственные, и те, что связаны с поставщиками товаров и услуг, — говорит Андрианова. — Риски, подлежащие страхованию, как правило, вычленяются из общего спектра на основе статистики предприятия, ситуации в отрасли и мнения руководства. При этом никаких обязательных опций, кроме оговоренных законодательством, нет и быть не может». Появлению профессиональных риск-менеджеров страховщики радуются: наконец-то диалог с клиентом можно вести на одном языке! «Управление рисками подразумевает среди прочего проведение регулярных инженерных осмотров, призванных выявить степень подверженности предприятия рискам — как подлежащим страхованию, так и остающимся на собственном удержании, — поясняет Ольга Андрианова. — По завершении осмотра независимый эксперт-сюрвейер составляет отчет, который дает представление об истории предприятия, его текущей деятельности и выявленных опасностях. Отчет также содержит рекомендации по снижению рисков, например в области промышленной безопасности и охраны труда. Этот документ может быть использован страховщиком для котировки риска, что существенно экономит время и повышает адекватность тарифа».

Какие программы страхования для предприятий предлагает ваша компания?

Юрий Гущин, начальник отдела страхования имущества РОСНО:

«Для малых и средних предприятий мы предлагаем программу «Мой бизнес». Помимо традиционного перечня услуг она позволяет застраховать имущество по новой восстановительной стоимости — «от всех рисков», а также покрыть полисом дополнительные расходы, возникающие при наступлении страхового случая. При страховании крупных предприятий РОСНО предоставляет своим партнерам услуги по риск-менеджменту, которые включают всестороннее обследование компании на предмет подверженности рискам и разработку индивидуальной страховой программы. В РОСНО созданы специальные продукты для предприятий конкретных отраслей, учитывающие специфику отрасли и максимально удовлетворяющие потребностям клиентов. Например, специализированные комплексные программы страхования торговых и офисных центров, которые могут включать помимо страхования имущества покрытие убытков от перерыва в производстве (убытков от потери арендной платы) и страхование гражданской ответственности».

Владислав Тимофеев, начальник отдела промышленного страхования ОСАО «Ингосстрах»:

«Наша компания традиционно занимает сильные позиции в сегменте страхования имущества юридических лиц. Мы предлагаем широкий спектр услуг, начиная с классического страхования от огня и заканчивая покрытием специальных рисков — например, поломки оборудования. Для крупных предприятий «Ингосстрах» предлагает индивидуальные проекты страховой защиты. В их подготовке участвуют андеррайтеры, инженеры, инспектирующие объекты страхования, а также специалисты по рассмотрению убытков. В ходе такой работы проводится анализ потребностей предприятия, который позволяет «скроить» условия договора страхования под конкретного клиента. Страховые программы для крупных предприятий отличаются более широким набором покрываемых рисков, наличием специальных оговорок и положений в тексте договора. Почти всегда требуются качественный отчет о риске (сюрвей) со сценариями и расчетами возможных убытков, заключения по стоимости объектов.

Сервис, предоставляемый предприятиям меньшего размера, характеризуется сокращенным набором рисков и стандартизованным подходом к оценке обстановки на предприятии. Тем не менее каждому страхователю дается возможность выбрать те опции, которые для него наиболее необходимы и удобны».

Ирина Волкова, директор департамента корпоративного страхования и андеррайтинга ОАО «Межотраслевой страховой центр»:

«Все комплексные программы страхования имущества, предлагаемые МСЦ своим клиентам, учитывают особенности их бизнеса. Заключению любого договора предшествует работа по изучению всех рисков, которым может быть подвержено имущество предприятия. Лишь после этого руководителю организации предлагается тот или иной вариант страхового покрытия. Помимо стандартных опций в страховую программу может быть включено страхование товаров в обороте и залогового имущества, а также страхование от перерывов в производственной деятельности. Расширение защиты возможно и за счет добавления различных видов страхования персонала».

Яна Асадчая, начальник отдела коммерческого страхования СК «Нефтеполис»:

«Своим клиентам — как крупным организациям, так и предприятиям малого и среднего бизнеса — «Нефтеполис» предлагает комплексную защиту их имущественных интересов. При разработке программ страхования учитываются финансовые возможности и специфика деятельности предприятия. Основные составляющие комплексного покрытия — это страхование основных средств, страхование убытков от перерыва в производстве, профессиональной и иных видов ответственности. Клиентам, берущим кредиты для расширения производства, предлагаются программы страхования залогового имущества (оборудование, товары в обороте, дорожно-строительная техника и т.д.), комплексного ипотечного страхования с включением риска утраты права собственности. Разработана также программа страхования имущества, находящегося в лизинге».

Дмитрий Гнилорыбов, заместитель начальника управления страхования имущества и ответственности СГ «Прогресс»:

«Сегодня практически все компании при страховании имущества предприятий предлагают стандартный пакет рисков, известный в международной терминологии как FLEXA (пожар, падение летательных аппаратов, взрыв, стихийные бедствия, залив водой, злоумышленные действия третьих лиц). Также в последнее время у организаций стало популярным страхование перерыва в деятельности. А при эксплуатации дорогостоящего оборудования востребованным становится страхование от поломок. Для крупных промышленных предприятий обычно разрабатываются индивидуальные полисы, учитывающие специфику работы страхователя, его взаимозависимости от поставщиков и т.п. Базой таких программ является покрытие «от всех рисков». Для среднего и малого бизнеса нами был разработан универсальный продукт, позволяющий нашим агентам и продавцам выписывать полисы без дополнительного андеррайтинга. Этот продукт дает возможность учитывать разные потребности клиента и оформлять полис в течение 30 минут».

Елена Метляева, руководитель отдела андеррайтинга страхования юридических лиц СК «Стандарт-Резерв»:

«В части страхования имущества юридических лиц наша компания специализируется на «классике», предлагая защиту от основных рисков, таких как пожар, залив, взрыв, стихийные бедствия, падение летательных аппаратов, противоправные действия третьих лиц. Включается в покрытие и актуальный в наши дни риск «терроризм». При необходимости защиту можно расширить за счет страхования машин от поломок, страхования убытков от потери арендной платы, а также финансовых потерь вследствие перерыва в производстве. Для малого и среднего бизнеса предлагается страховой продукт «Стандарт-офис», предусматривающий защиту по основным имущественным рискам и по общегражданской ответственности. Конечный перечень видов страхования клиент выбирает по своему усмотрению, исходя из сферы деятельности предприятия».

Павел Солодовников, старший вице-президент ОСАО «Россия»:

«Как правило, юридическим лицам предлагаются комплексные программы страхования, учитывающие специфику их деятельности. Приоритетным направлением для нас является сотрудничество со строительным сектором, представленным как крупными, так и средними, а также малыми предприятиями. Для них разработаны программы, максимально защищающие их материальные интересы. Имеются и программы для собственников развлекательных и торговых центров, предприятий металлургической и химической промышленности. Наиболее важный элемент всех программ для юридических лиц — страхование имущества организации и гражданской ответственности. Тем не менее страхование на случай перерывов в производстве и страхование оборудования от поломок также являются достаточно востребованными».

Ольга Андрианова, руководитель управления страхования крупного бизнеса Национальной страховой группы:

«Мы предлагаем страхование недвижимости и товарных запасов от стандартных рисков: пожар, залив, взрыв, противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия, падение летательных аппаратов и их частей. Машины и оборудование при этом могут быть дополнительно застрахованы от широкого спектра поломок, связанных как с техническими факторами, так и с недостаточно грамотным управлением и контролем со стороны обслуживающего персонала. По желанию клиентов могут быть смоделированы различные условия страхового покрытия, в том числе франшиза. Предприятия малого и среднего бизнеса, как правило, предпочитают, чтобы она была минимальной либо вообще отсутствовала, в то время как крупная организация может позволить себе ощутимую франшизу. Предметом обсуждения может быть и страховая стоимость имущества: балансовая, рыночная, восстановительная; а также база для определения компенсации — восстановительный ремонт, пропорциональная выплата, страхование по первому риску».

Причина, по которой страхование корпоративного имущества вновь должно пойти в гору, напрямую связана с благоприятной экономической конъюнктурой в России. «Рост вложений в предприятия неизбежно приводит инвесторов к пониманию необходимости дополнительной защиты своих средств от различных форс-мажорных обстоятельств», — говорит Дмитрий Гнилорыбов. По этой же причине более востребованным становится комплексное покрытие, радикально избавляющее от проблем «недострахования». По словам заместителя начальника отдела страхования имущества РОСНО Андрея Хохлова, в последнее время даже компании из сегмента малого и среднего бизнеса все чаще предпочитают приобретать полисы с формулировкой «от всех рисков», традиционно предназначавшиеся для крупных организаций. «Малые и средние предприятия не столь чувствительны к величине тарифа, как крупные, — для них важнее уровень сервиса, — утверждает Хохлов. — Приобретая полис «от всех рисков» и осуществляя страхование по новой восстановительной стоимости, они могут быть уверены, что ничего не упустили из виду».

Предложение «взрослых» страховых продуктов «малышам» и «середнячкам» пока встречается редко, но этот сегмент рассматривается страховщиками как перспективный. Уровень насыщения услугами здесь гораздо ниже, а тарифы выше, хотя средняя премия по одному полису невелика. «Внимание страховщиков частично переключилось на малые и средние предприятия (МСП) из-за чрезвычайно высокой конкуренции в секторе крупного бизнеса, — говорит Ольга Андрианова. — Но и платежеспособный спрос со стороны небольших предприятий увеличивается в процессе становления рынка финансовых услуг — роста объема кредитных операций, развития института лизинга». Андрианова опасается, что уровень убыточности по договорам с МСП может оказаться гораздо более высоким, чем в сегменте крупных предприятий: «Малый и средний бизнес уделяет недостаточно внимания вопросам промышленной безопасности, охране объектов, обучению сотрудников. Кроме того, к сожалению, здесь нередки случаи страхового мошенничества». Возможно, подобные опасения как раз и удерживают большинство страховщиков от активного продвижения своих услуг в сегменте МСП. Значительная часть полисов продается через банки (при оформлении кредита необходимо застраховать залоговое имущество) и лизинговые компании (для переданных в лизинг объектов покрытие рисков также является обязательным требованием).

Демпинг vs консалтинг

Качественная страховая защита предприятия складывается из ряда элементов-кирпичиков, причем универсальной их комбинации не существует: при подготовке каждой программы приходится искать компромисс между ее наполнением и ценой. Кстати, продажа полисов МСП пробуксовывает и по следующей причине: для страховщиков обслуживание «малышей» — практически розничный бизнес, продукты для него должны быть «штампованными», а оформление документов — простым и оперативным. Но на практике далеко не все разработанные для этого сегмента специальные «быстрые» продукты способны по всем параметрам устроить «малышей». Еще труднее угодить крупным корпорациям, избалованным множеством предложений, — страховщик должен продемонстрировать, что действительно вник в специфику бизнеса клиента и в тонкостях изучил рисковую обстановку на объекте.

Не случайно сегодня некоторые компании заявляют о готовности предлагать дополнительный сервис: сюрвейерские услуги и консультации по вопросам управления рисками. Руководителю предприятия расскажут о необходимости качественной пожарной и охранной сигнализации, правилах эксплуатации коммуникаций, энергосистем и прочего оборудования. Проводя подобный консалтинг, страховщики пытаются снизить собственные риски, а заодно и создать новое конкурентное преимущество — предложить то, чего пока нет у других. Ведь простая ценовая конкуренция в сегменте крупных корпоративных клиентов зачастую не имеет смысла. «Компании до последнего бьются за клиента, демпингуют и, как следствие, снижают качество покрытия, — сетует старший вице-президент страхового общества «Россия» Павел Солодовников. — При этом практически отсутствует система сострахования, когда риски одного предприятия распределялись бы между несколькими страховщиками на равных условиях».

Определить качество покрытия при заключении договора дано не каждому — на бумаге все может выглядеть гладко, а при урегулировании убытков начинаются проблемы. «Поставщики страховых услуг все чаще выбираются путем проведения тендеров, где решающим факторов является цена, — говорит Ольга Андрианова. — Дешевизна достигается за счет сужения перечня покрываемых рисков, более жестких формулировок исключений и обязанностей клиента, увеличением франшиз. При наступлении страхового случая самое дешевое покрытие, как правило, оказывается недостаточно эффективным, ожидания клиента не оправдываются». Одна из задач, решаемых риск-менеджерами, как раз и состоит в предупреждении подобных ситуаций. С этой целью внимательно (желательно при участии юриста) изучается весь пакет документов, предлагаемых страховщиком к подписанию. Неспециалист легко может утонуть в формулировках, однако лучше затратить лишнее время и досконально выяснить их смысл. «Прежде всего необходимо изучить правила, на основании которых будет заключаться договор, — советует руководитель отдела андеррайтинга страхования юридических лиц компании «Стандарт-Резерв» Елена Метляева. — В тексте договора страховщики могут не раскрывать такие понятия, как страховая стоимость, сроки уведомления о страховом случае и выплаты возмещения, объем предоставляемых для подтверждения убытка документов, и т.д. Особо важным моментом являются исключения из покрытия — о них страхователь обязательно должен знать заранее».

Локомотив отрасли

Далеко не во всех сегментах рынка страхования имущества юридических лиц наблюдается стагнация. Стремительно вырос объем операций по страхованию каско подвижного железнодорожного состава. Либерализация рынка железнодорожных перевозок, а также активное обновление парка привели к тому, что за последние два года этот сегмент вырос в 24 раза! Дальнейший рост будет происходить более плавно: в ближайшие три года прогнозируется удвоение объема собираемой премии. Динамичный рост наблюдается и в части страхования корпоративных автопарков — сборы ежегодно увеличиваются на 25—26%. Это объясняется как ростом количества машин, так и повышением их стоимости.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».