Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Неигрушечное дело"

Обеспечить развитие и экспансию отечественных детских брендов, а также решить проблемы детского сектора российской экономики только при участии государства. Варианты господдержки отрасли «Профиль» обсудил с заместителем председателя Совета Федерации Светланой ОРЛОВОЙ.   — Что делает государство, чтобы доля игрушек отечественного производства росла и чтобы игрушка — отечественная или импортная — была здоровой, а желательно еще и полезной?
   — Действительно, по оценкам наших экспертов, более 60% реализуемых на внутреннем рынке товаров детского ассортимента — это продукты теневого производства или товары, вообще незаконно ввезенные на территорию России, а значит, в большинстве своем или некачественные, или вредные для здоровья наших детей. Причем все начинается на государственной границе: растаможенные без контроля санэпиднадзора товары, в том числе детского сектора, по документам выглядят прекрасно, на самом деле это подчас некачественный контрафакт. И роль государства в решении этих проблем видится не только в том, чтобы «держать и не пущать». Нужен жесткий контроль — не только собственно таможенный, но и контроль Роспотребнадзора. С другой стороны, чтобы не получилось, что мы резко сократим ничем не замещаемый импорт, а собственное производство окажется не в состоянии удовлетворить потребление в детском секторе экономики, нужно как раз воссоздавать этот самый отчественный сектор легкой промышленности, направленный на выпуск товаров для детей. Сейчас российскую игрушку активно вытесняют, на ее долю приходится не более 10% от всех игрушек, реализуемых на внутреннем рынке, а почти 90% импорта приходится на Китай.
   — В детском секторе экономики США и других стран процент импорта, в том числе китайского, также очень велик. Может быть, это нормально для развитых, во всяком случае, небедных стран, в том числе для России, — завозить игрушки и детские товары из Азии, раз их там производят в достаточном количестве?
   — Да пусть в США весь детский сектор экономики завозят из Китая и Тайваня — там производят массу прекрасных товаров, — это их дело, у нас в стране нам бы хотелось воссоздать в этом секторе паритет — такой же, если угодно, как в военном отношении. Пусть качественная импортная игрушка конкурирует с отечественной, на это направлены усилия государства, но пока что мы наблюдаем не паритет, а засилье импорта. Кроме того, детский сектор экономики — и мировой, и российской — состоит отнюдь не только из производства и потребления игрушек. Это детская одежда, детская обувь, товары детской гигиены, спортивные товары, канцелярские товары, учебные пособия, детское питание, товары для новорожденных, товары для беременных, наконец. Надеюсь, ничего не забыла. Потребителями электроники, между прочим, в огромной степени являются также дети. И игрушка в чистом виде в этом списке занимает, как вы понимаете, важное, но даже не лидирующее положение. И вот этот огромный сектор экономики во многих странах государство относит к категории особой национальной значимости. В том же Китае — если вернуться к разговору о брендах — на разработку национальных образов для игропрома выделено более $150 млн. В Германии, Франции, Испании, Италии также есть специальные государственные программы. А в Индии правительство реализует такую программу совместно с Ассоциацией производителей игрушек и комитетом ООН по промышленному развитию. Можно долго перечислять, так что пример США в этом смысле — не единственный.
   — Когда мы говорим об игрушках, то подразумеваем исключительно детей. На самом деле очень многие взрослые, как известно, увлекаются и настольными играми, и игровой электроникой. Есть ли данные на этот счет?
   — На недавнем конгрессе производителей детских товаров коллеги из Германии привели очень интересные данные: педантичные немцы подсчитали, что 54% населения их страны — люди старше 40 лет, и только 10% из них заявили, что никогда ни во что не играют, но почти 60% из 40-летних говорят, не стесняясь, что играют от двух раз в месяц и чаще. А это около 30 млн человек, можете себе представить! В связи с этим германский игропром выделил специальную целевую группу «40 плюс», на которую будет ориентироваться в производстве в ближайшем будущем. Такая классическая продукция, как настольные игры, карточные игры, наборы для творчества и конструирования, пользуется наибольшей популярностью у всех возрастов. При этом игра, конечно, должна доставлять радость, поскольку играют в игры чаще всего в кругу семьи, и это общее и для России, и для Германии, и для других стран.
   — Как вы оцениваете состояние российского игропрома на текущий момент?
   — Многие родители хотели бы купить детям наши, российские игрушки. Возможностей немного. Состояние этой отрасли можно охарактеризовать как кризисное. В стране работают около 200 предприятий, из них почти три четверти — предприятия малого бизнеса со всеми известными проблемами малого бизнеса, например сверхчастыми проверками. Российский производитель игрушки находится на грани выживания.
   — Причины?
   — Это и недоступность качественного сырья, технологические проблемы, потери квалифицированных кадров, недобросовестная конкуренция, разобщенность специалистов в области разработки, апробации, экспертизы… Нужны, в конце концов, и ресурсы для популяризации отечественных игрушек — к слову, об отсутствии российских брендов, которые пропагандировались бы на телеэкране и носителями которых становились бы не только игрушки, но и весь перечень детской продукции. А если говорить именно об игрушке, то эта отрасль просто выпала из сферы государственного влияния, и нет никакой координации деятельности наших многочисленных ведомств, каждое из которых очень «по-своему» занято в этой сфере, — Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Минпромэнерго, Минобрнауки, МВД, Роспотребнадзор, Федеральная таможенная служба. Вот этой координации сейчас и не хватает.
   — Если мы вновь сосредоточимся на игропроме, то как предполагается координировать работу — исключительно внутри- и межведомственно, или все-таки государство прислушается к мнению самих, пусть пока немногочисленных, отечественных производителей?
   — В марте в Москве состоялась Вторая международная специализированная выставка «Игрушка 2008», в ходе выставки — Конгресс российских призводителей детских товаров (не только игрушки) и Симпозиум специалистов дошкольного образования. И государство в лице представителей парламента и правительства совместно с Национальной ассоциацией игрушечников России (НАИР) принимало активное участие в выработке рекомендаций. А они следующие. Во-первых, нужна государственная межведомственная группа, которая координировала бы работу разных исполнительных структур. Во-вторых, нужно внести такие изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, которые выделят производство игрушек из подраздела «Прочие производства» в отдельную группу. Необходимо также создать отраслевой центр развития и промышленный парк с технико-внедренческой зоной. Да много еще чего нужно, работа только началась.
   — Вы сказали, что отечественный игропром находится в состоянии кризиса. Это значит, что нужны настоящие антикризисные меры, одними заседаниями тут не обойтись. Не получится так, что в очередной раз проблему попросту заболтают?
   — Государство не может, да и не должно — в условиях рыночной экономики — каждый раз, когда потребуется (или кому-то покажется, что требуется), доставать из кармана живые деньги и распределять по своему усмотрению, если вы об этом. Роль государства в таких случаях, когда действительно нужна помощь — а детская отрасль это как раз такой случай, — заключается в том, чтобы обеспечить льготные условия для нуждающихся, но необходимых стране предприятий и, может быть, освободить их от излишнего госконтроля. Например, сейчас при применении льготной ставки НДС (10%) у игрушечных предприятий, как особо материалоемких, при закупках сырья у поставщиков образуется сумма НДС, которая превышает сумму этого налога, начисляемую на уже готовую отгружаемую продукцию, — из-за разницы ставок. В результате наши игрушечники попадают под усиленный контроль налоговиков и правоохранителей — так что льготная ставка выходит производителю боком. Вариант решения — разработать упрощенный механизм контроля для предприятий отрасли, утвердить перечень производителей, подпадающих под такой упрощенный контроль. Необходимо включить наших игрушечников в программы поддержки экспортно-ориентированной и выставочной работы — прежде всего для участия в таких мероприятиях мирового уровня, как Нюрнбергская международная специализированная выставка «Игрушки и игры 2009», в других выставках, где планируются российские экспозиции, финансируемые, пусть частично, из госбюджета, — а это, заметьте, уже прямая финансовая помощь отечественным игрушечникам. Такой комплекс мероприятий и будет действенной помощью государства. Так что российский игропром в начале пути, но времени нет, и продвигаться вперед придется очень быстро. Сейчас мы смотрим на экономику в перспективе 2020 года, и детская отрасль — это основа жизни будущих поколений. Сегодняшним детям предстоит решать задачу вхождения России в ведущую пятерку стран мира. А какие вырастут дети, зависит и от игрушек.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK