Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Немного меда"

 Мы получили сразу два связанных между собой подарка. Во-первых, Россия рассчиталась по долгам перед МВФ. Во-вторых, международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) повысило долгосрочный кредитный рейтинг России в иностранной валюте до «ВВВ+». К этому также можно добавить заявление компании Leman Brothers о намерении включить российские еврооблигации в список облигаций с полным инвестиционным рейтингом и о включении их в свой расчетный инвестиционный индекс.

У нас, как и везде в мире, принято ругать МВФ за неправильные советы. Однако по прошествии полутора десятилетий нельзя не признать, что большинство советов со стороны МВФ было вполне разумно, а их реализация позволила создать условия для оздоровления финансовой системы. И в отношениях с МВФ Россия теперь может уподобиться наиболее развитым странам: мы вносим средства в бюджет организации, которой мы не должны. Это позволяет более спокойно (и более эффективно) использовать МВФ как источник международного опыта и макроэкономической экспертизы. То есть получать то наиболее ценное, чем помимо денег обладают международные финансовые институты.

С сокращением задолженности связано и присвоение России суверенного инвестиционного рейтинга. Позитивные сдвиги страны на долговом рынке налицо: помимо закрытия долга перед МВФ Россия проводит интенсивные переговоры с Парижским клубом кредиторов о возможности досрочного повышения задолженности. Наша страна демонстрирует (пока) устойчивые и благоприятные макроэкономические показатели, включая профицит бюджета, низкую долговую нагрузку по отношению к ВВП, к сальдо внешней торговли и к золотовалютным резервам. Если руководствоваться формальными критериями, S&P могло бы присвоить рейтинг «ВВВ+» в 2004 году, а сейчас уже ставить вопрос о присвоении рейтинга следующей ступени — категории «А». За этим решением, несомненно, последует и улучшение позиций субфедеральных рейтингов, то есть оценки обращающихся на рынке ценных бумаг субъектов Федерации.

При всей благостности такой картины было бы ошибкой преувеличивать роль этих событий. Во-первых, они в значительной мере связаны с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, и потому их перспектива в среднесрочном периоде выглядит туманной. Во-вторых, речь идет об оценке государственного долга, что недостаточно с точки зрения интересов долгосрочного экономического роста.

Слово «инвестиционный» применительно к рейтингу не должно вводить в заблуждение. Рейтинг не столько стимулирует инвестиции в российские предприятия, сколько обращен к зарубежным инвесторам, которым рекомендовано рассматривать вложения в долговые обязательства государства как достойные чего-то большего, чем краткосрочные спекуляции. Это, конечно, вносит вклад в обеспечение устойчивости рынка российских долговых обязательств, но, увы, мало что дает с точки зрения инвестиционной привлекательности российской экономики.

Именно инвестиционная привлекательность частного бизнеса является главной проблемой устойчивого развития. Здесь важны совсем другие рейтинги, которые пока не радуют. Подлинный рейтинг здесь зависит от динамики фондового рынка (индекс РТС) и чистого притока/оттока капитала. Увы, в течение последнего года российский фондовый рынок совсем не вырос, и вместо самого динамичного, каким он был до 2004 года, стал самым вялым на фоне рынков других развивающихся стран. Динамика же капитала продемонстрировала резкое увеличение чистого оттока. Впрочем, это естественно в ситуации неопределенности в отношении власти к бизнесу, неустойчивости и нереформируемости банковской системы, сохранения высокой инфляции.

Ближайшее время покажет, приведет ли этот шаг S&P к повышению индекса РТС, прежде всего за счет притока средств нерезидентов. Теоретически наличие у России трех инвестиционных рейтингов позволяет рассчитывать на приход средств консервативных западных фондов. Но предстоит доказать, что России можно доверять не только в макроэкономическом, но и в политическом отношении. Ведь вложения в корпоративные бумаги очень уязвимы и зависят как от действий властей, так и от слов, публично произносимых чиновниками самых разных ведомств.

Не будем забывать и про макроэкономику. Положительные новости последнего месяца связаны почти исключительно с тем, что правительству (прежде всего Минфину) удается обеспечивать стабильность и предсказуемость макроэкономических параметров. Однако события вокруг монетизации льгот, готовность властей идти на популистские меры, ослабляющие бюджет и Стабилизационный фонд, могут привести к потере и этого нашего достижения. И даже самые высокие цены на нефть не спасут российский бюджет и кредитный рейтинг, если будет принято принципиальное решение — ТРАТИТЬ.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK