Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Неохота к перемене мест"

Россияне не любят переезжать, даже если в другом городе можно найти хорошо оплачиваемую работу. Низкая мобильность может стать серьезным препятствием для экономического развития страны.   С 1 января 2011 года страна перешла с разрешительной на уведомительную временную регистрацию. Теперь временную, на срок от полугода до трех лет, можно оформить по почте или через Интернет. А ФМС уже обещает в ближайшие год-два отмену внутренних паспортов. По сути, речь идет о разрушении почти векового института прописки. Цель этих мер — облегчить гражданам перемещение по стране, повысить мобильность населения ради ускорения экономического развития.
   
НЕВЫЕЗДНЫЕ  
По данным Росстата, объем внутренней миграции за 20 последних лет упал в 2,5 раза. Для сравнения: житель США в среднем меняет место жительства 9-13 раз в течение жизни, Великобритании — 7 раз, СССР — менял до 2,6 раза, гражданин России — 1,5 раза.
   — Это уровень свобод феодально-раздробленной Европы эпохи английской промышленной революции начала ХIХ века, — сетует Жанна Зайончковская, директор Центра миграционных исследований Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН. — У нас развитие экономики сопровождается, во-первых, убылью населения, во-вторых, ростом его «оседлости», что предвещает застой и деградацию. Поэтому имеющая место тенденция к снижению мобильности людей — тревожный знак с точки зрения перспектив экономического роста.
   Сегодня, по данным «Левада-Центра», к переезду внутри своего региона готовы всего 16% россиян, а внутри России — до 10%, это меньше, чем число желающих уехать за рубеж — 11-13% (по разным данным). Приравнивание переезда к двум пожарам давно укоренилось в народном сознании.
   У такой «неподвижности» россиян есть ряд причин. «Так во многом происходит из-за отсутствия перспектив с жильем», — считает Леонид Давыдов, председатель комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ. В России менее 4% вакансий, предусматривающих переезд, «обеспечивается» выделением временной жилплощади. По словам Давыдова, приватизация жилья, задуманная как рыночная мера, усилила страх потерять его или продать за копейки, оживить рынок мог бы переход от акцента в сторону приобретения жилья в пользу развития найма».
   Так, эксперты Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН РАН) предлагают давать желающим сменить место жительства однократную субсидию на переезд (исключая две столицы). При этом приоритет предлагается отдавать не приобретению жилья, а аренде. Пока же в стране, по данным Росстата, сдается лишь 5% квартир (в Москве — 16%). В странах ЕС этот показатель достигает 55%. Между тем, как признают все без исключения эксперты, развитие жилищного рынка — одно из условий активизации внутренней миграции.
   
ВСЕ — В АГЛОМЕРАЦИИ  
Шанс сохранить экономический потенциал власть видит в том, чему противилась века, — в переезде граждан из депрессивных регионов с растущей безработицей в мегаполисы и формирующиеся агломерации.
   Подвигнуть людей к спасительным для экономики переездам должен разработанный Минрегионом новый проект территориального устройства России. Опираясь на опыт повышения мобильности населения во Франции, Германии и США, проект даст возможность сконцентрировать имеющиеся трудовые, финансовые и иные ресурсы в 20-22 агломерациях вокруг крупных городов от 1 млн человек.
    — По проекту, люди должны концентрироваться там, где производится большая добавленная стоимость и возникают лучшие условия воспроизводства населения, приложения труда и капитала, — говорит Александр Пузанов, генеральный директор фонда «Институт экономики города».
   Создавать урбанизированные агломерации предполагается за счет межгородских пространств по типу мегаполисной организации Москвы и Подмосковья — единая система общественного транспорта, вынос производств за пределы центров агломерации, поэтапное переселение людей в пригороды или даже села-«дачи», формирование общего торгового, образовательного и культурного пространства. Ради чего и вводится свободный режим внутренней миграции.
   Как предполагается, остовом новой экономики станут многомиллионные агломерации Москва и Санкт-Петербург, а основанием — доведенные до 3-4-миллионного состава города-миллионники или группы городов по типу макрорегионов. Первым макрорегионом, возможно, станет продвигаемая идея премьера Путина — объединение Томской, Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края в «Большую Сибирь». Реализация проекта даст возможность за счет строительства сети скоростных платных автотрасс и железнодорожных высокоскоростных магистралей «сшить» Урал, Западную и Восточную Сибирь. И создать в новых агломерациях стандарты качества жизни, близкие к европейским.
   Но для того, чтобы агломерации развивались, необходимо, чтобы люди туда ехали.
   Именно поэтому федеральная власть и пошла на небывалую реформу — замену разрешительной временной регистрации уведомительной. Однако этого недостаточно: положение человека с временной регистрацией сегодня близко к положению нелегального гастарбайтера. Если найти работу с временной регистрацией еще удастся, то получить медицинскую страховку, устроить детей в сад или школу, взять кредит или оформить заграничный паспорт практически невозможно. Сегодня, даже имея полис ОМС, получить медицинскую помощь на «неродной» территории очень трудно (впрочем, положение должно измениться в связи с начавшейся реформой системы ОМС).
   Вот и получается, что люди, несмотря на упадок моногородов и сел, не спешат их покидать. Если же кто-то решается переезжать, то это, как правило, молодежь, которая отправляется в ближайший большой город на учебу или работу. А вот уже родители, как показывает практика, «доезжают» за детьми лишь в 9-17% случаев (в зависимости от региона). И в целом внутренняя миграция продолжает сокращаться. В 2009 году она снизилась на 12% — с 1,94 до 1,7 млн человек относительно 2008 года. В 2010-м еще на 5% — с 1,7 до 1,38 млн.
   Между тем, как полагают эксперты Института проблем управления РАН, вопрос стоит ребром: или россияне наконец получат возможность и начнут ездить по стране в поисках работы, или им придется забыть о перспективах модернизации и амбициях экономического роста.
   — По-простому говоря, чтобы развиваться, страна должна перемешивать население, — считает Валерий Тишков, директор Института этнологии и антропологии РАН. — Как ученый, я приветствовал бы пространственную подвижность россиян, в том числе и как профилактику от национализма. Но мобильность мобильности рознь. Молдаване и украинцы тоже едут на заработки, но только не внутри страны, а за границу. Наша задача — сделать мобильной внутреннюю миграцию, чтобы успешно развиваться и снизить риски от внешней миграции и от утечки мозгов.
{PAGE}
   

   НАГЛЯДНО
   По данным Росстата, объем внутренней миграции за 20 последних лет упал в 2,5 раза. Для сравнения: житель США в среднем меняет место жительства 9-13 раз в течение жизни, Великобритании — 7 раз, СССР — менял до 2,6 раза, гражданин России — 1,5 раза.
   Источник: Институт проблем управления РАН.

   

   РЕГИОНЫ-ЛИДЕРЫ ОТТОКА НАСЕЛЕНИЯ КОНЦА 90-Х И 2000-Х ГОДОВ
   68% — Чукотка,
   57% — Магаданская область,
   31% — Приморский край,
   24-25% — Коми, Камчатка, Сахалин, Мурманская, Читинская и Архангельская области, Хабаровский край,
   7-12% — ТУВА, СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ, ЯКУТИЯ, ДАГЕСТАН, КАЛМЫКИЯ, КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ.

   

   РЕГИОНЫ-ЛИДЕРЫ ПО ПРИЕМУ ВНУТРЕННИХ МИГРАНТОВ КОНЦА 90-Х И 2000-Х ГОДОВ
   37% — Москва,
   17% — Подмосковье
   9% — Краснодарский край,
   7% — Ставропольский край,
   6% — Санкт-Петербург,
   5% — Ингушетия,
   3,5% — Ленинградская область,
   1,9% — Калининград.
   Примечание. По данным Московского инвестиционного агентства недвижимости, на первом месте среди востребованных для переезда остается Москва (более 55%), на втором — Подмосковье (20%), на третьем — регионы Поволжья (до 10%).
   Источник: ИСЭПН РАН, Общественная палата РФ, МИАН.

   

   НЕДОСТАТКИ, ОТМЕЧЕННЫЕ РОССИЯНАМИ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ВРЕМЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
   45% — большие очереди на получение временной регистрации,
   35% — не сталкивались с оформлением временной регистрации,
   26% — неудобный график работы госучреждений,
   23% — грубость работников регистрационного учета,
   19% — превышение установленных законом сроков оформления документов,
   12% — взяточничество,
   11% — требование чиновниками дополнительных документов,
   10% — необоснованные отказы.
   Источник: ВЦИОМ.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK