29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Непоправимые поправки"

Архивная публикация 2007 года: "Непоправимые поправки"

Закон «О Банке развития» еще не принят Думой, а судьба нового финансового института уже оказалась под угрозой. Как утверждают эксперты, если документ ляжет на стол президенту в нынешнем виде, то вместо инструмента ускорения экономического роста мы можем получить очередное подтверждение неэффективности госинвестиций.Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам 5 апреля должен рекомендовать проект закона «О Банке развития» (полное название — Банк развития и внешнеэкономической деятельности) ко второму чтению. Предложенные депутатами поправки категорически не устраивают Минэкономразвития. В свою очередь, в парламенте и Внешэкономбанке (ВЭБ), на базе которого создается Банк развития, считают, что законопроект в существующем виде не позволит новому финансовому институту полноценно работать.

Согласие несогласных В мире насчитывается 750 государственных банков развития. Их основная задача — финансирование значимых для экономики страны капиталоемких проектов, которые в силу долгосрочности, низкой доходности и высокого риска не привлекательны для частного инвестора.

Два года назад с идеей создания российского Банка развития выступил президент Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. В правительстве согласились с тем, что нашей стране нужен финансовый институт, который помог бы отстроить инфраструктуру, поддержать промышленных экспортеров, высокотехнологичные производства, малый бизнес. Банк развития мыслился как центр государственной инвестиционной политики и мощный инструмент ускорения экономического роста.

В январе прошлого года президент Владимир Путин, выступая перед населением, заявил, что государственная корпорация «Банк развития» с капиталом в $2,5 млрд. будет создана до конца 2006 года. Правительство спешно подготовило соответствующий законопроект, но процесс его согласования растянулся на восемь месяцев. Главным препятствием стала позиция МЭРТ. Банк развития было решено формировать путем объединения капиталов трех госбанков: Внешэкономбанка, Росэксимбанка и Российского банка развития. В МЭРТ рассчитывали, что основой для объединения станет РосБР, который возглавлял бывший заместитель Германа Грефа Юрий Исаев. После того как Банк развития решили формировать на базе ВЭБа, Исаев покинул РосБР, а Греф стал настаивать на том, чтобы сделать Банк развития холдингом из трех юридических лиц. Позиция министра не получила поддержки — подобная «трехчленная» структура существенно усложнила бы управление Банком и негативно отразилась на его внешнем имидже.

Греф отказался от своих претензий, однако законопроект в нынешнем виде не дает ясного ответа на вопрос, станет ли Банк развития единым юрлицом или это будут три отдельные организации.

МЭРТ также потребовало ограничить финансовые операции Банка развития. ВЭБ — полноправный участник финансового рынка, он проводит операции с ценными бумагами, направляя прибыль на инвестиционные проекты, и привлекает деньги за рубежом. Но, по мнению МЭРТ, задача Банка развития в том, чтобы осуществлять инвестиционные проекты и субсидировать кредиты, а не получать прибыль. По мнению министерства, неограниченное присутствие Банка на фондовом рынке создаст неравные условия конкуренции для других участников. Тем более что, как госкорпорация, Банк развития не попадает в нормативно-надзорное поле ЦБ.

Минэкономразвития настаивало на том, чтобы в законопроект была включена норма, позволяющая Банку развития работать на финансовом рынке только в рамках реализации его проектов. Дело близилось к декабрю, а МЭРТ отказывалось визировать законопроект. Тогда в правительстве решили: пусть в таком виде, но документ нужно внести в Думу до конца года. 14 декабря кабинет одобрил законопроект с учетом пожеланий МЭРТ.

Лишь спустя месяц, 16 января, проект поступил в Думу, правда, сыроватый, с рядом юридических нестыковок и неснятыми противоречиями.

Работать, но не зарабатывать?

Думский комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам не поддержал позицию МЭРТ. Поправки, внесенные заместителем руководителя комитета Павлом Медведевым ко второму чтению, снимают ограничение, установленное п. 10 ст. 3 законопроекта. В нем говорится, что «Банк развития может для реализации проектов Банка развития осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также деятельность доверительного управляющего ценными бумагами, денежными средствами и иным имуществом...».

«Сомнительная формулировка, — говорит Павел Медведев. — Если ограничить операции на фондовом рынке рамками только реализуемых проектов, это лишит Банк финансового маневра. Ведь для того, чтобы выполнять свои функции, Банк развития должен жить. А что будет, если у него возникнут проблемы с ликвидностью?» Депутат предлагает компромиссный вариант: Банк развития получает право осуществлять сделки на финансовом рынке без барьеров, но эта работа будет регулироваться Меморандумом о финансовой политике, который утвердит Наблюдательный совет во главе с председателем правительства. Медведев также намерен настаивать на сохранении исторического бренда «ВЭБ» и предлагает упоминать его в скобках после названия «Банк развития».

По информации «Профиля», поправки, снимающие ограничение на финансовые операции Банка развития, предложили также несколько сенаторов. Эту позицию поддержал и Белый дом. Заместитель руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин выразил мнение, что Банк развития должен обладать полномочиями полноценной кредитной организации.

Медведев рассчитывает, что Минэкономразвития согласится с предложенной им формулировкой. Правда, до настоящего момента министерство не проявляло готовности к компромиссу. На заседаниях банковского подкомитета представители МЭРТ настаивали на том, что Банк развития должен существовать исключительно за счет реализуемых проектов. По оценкам директора департамента корпоративного управления МЭРТ Анны Поповой, инвестиционные проекты начнут приносить прибыль не ранее чем через пять лет. До этого времени Банк, по мнению Поповой, должен жить за счет уставного капитала.

В ВЭБе говорят, что подобные ограничения подорвут финансовую основу Банка развития. За счет прибыли от операций на рынке Банк смог бы оперативно финансировать стройки и НИОКР, компенсировать издержки по финансированию долгосрочных инфраструктурных и инновационных проектов, а также венчурных проектов, которые в девяти случаях из десяти оказываются убыточными.

Проедание же уставного капитала приведет к снижению кредитного рейтинга (ВЭБ имеет инвестиционный рейтинг на уровне суверенного от трех международных рейтинговых агентств), а значит, к увеличению стоимости заимствований.

Сокращение уставного капитала снизит возможности привлечения кредитов (на $100 млн. капитала можно привлечь $1,2—1,4 млрд. заемных средств) и, соответственно, затормозит реализацию проектов и вместе с ними экономический рост в стране. Ведь в Банке развития будет сконцентрирована чуть ли не вся инвестиционная деятельность государства: в рамках Инвестиционного фонда, особых экономических зон, ОАО «Российская венчурная компания», программ поддержки экспортеров и развития малого бизнеса…

В правительстве признают, что бюрократическая система поддержки инвестиций работает из рук вон плохо. Программа финансовой поддержки промышленного экспорта выполняется не более чем на 20—30%, в Инвестфонде, по оценкам Минфина, к 2009 году накопится 165 млрд. рублей неизрасходованных средств, а в особых экономических зонах до сих пор не начато строительство инфраструктуры.

Банк развития, где немало инвестиционных банкиров с большим опытом проектной работы, призван создать альтернативный чиновничьему эффективный механизм частно-государственного партнерства. Но для этого Банку необходима репутация надежного и стабильного финансового партнера. Представления же об изначальной убыточности Банка развития могут окончательно дискредитировать идею госинвестирования.


Закон «О Банке развития» еще не принят Думой, а судьба нового финансового института уже оказалась под угрозой. Как утверждают эксперты, если документ ляжет на стол президенту в нынешнем виде, то вместо инструмента ускорения экономического роста мы можем получить очередное подтверждение неэффективности госинвестиций.Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам 5 апреля должен рекомендовать проект закона «О Банке развития» (полное название — Банк развития и внешнеэкономической деятельности) ко второму чтению. Предложенные депутатами поправки категорически не устраивают Минэкономразвития. В свою очередь, в парламенте и Внешэкономбанке (ВЭБ), на базе которого создается Банк развития, считают, что законопроект в существующем виде не позволит новому финансовому институту полноценно работать.

Согласие несогласных В мире насчитывается 750 государственных банков развития. Их основная задача — финансирование значимых для экономики страны капиталоемких проектов, которые в силу долгосрочности, низкой доходности и высокого риска не привлекательны для частного инвестора.

Два года назад с идеей создания российского Банка развития выступил президент Внешэкономбанка Владимир Дмитриев. В правительстве согласились с тем, что нашей стране нужен финансовый институт, который помог бы отстроить инфраструктуру, поддержать промышленных экспортеров, высокотехнологичные производства, малый бизнес. Банк развития мыслился как центр государственной инвестиционной политики и мощный инструмент ускорения экономического роста.

В январе прошлого года президент Владимир Путин, выступая перед населением, заявил, что государственная корпорация «Банк развития» с капиталом в $2,5 млрд. будет создана до конца 2006 года. Правительство спешно подготовило соответствующий законопроект, но процесс его согласования растянулся на восемь месяцев. Главным препятствием стала позиция МЭРТ. Банк развития было решено формировать путем объединения капиталов трех госбанков: Внешэкономбанка, Росэксимбанка и Российского банка развития. В МЭРТ рассчитывали, что основой для объединения станет РосБР, который возглавлял бывший заместитель Германа Грефа Юрий Исаев. После того как Банк развития решили формировать на базе ВЭБа, Исаев покинул РосБР, а Греф стал настаивать на том, чтобы сделать Банк развития холдингом из трех юридических лиц. Позиция министра не получила поддержки — подобная «трехчленная» структура существенно усложнила бы управление Банком и негативно отразилась на его внешнем имидже.

Греф отказался от своих претензий, однако законопроект в нынешнем виде не дает ясного ответа на вопрос, станет ли Банк развития единым юрлицом или это будут три отдельные организации.

МЭРТ также потребовало ограничить финансовые операции Банка развития. ВЭБ — полноправный участник финансового рынка, он проводит операции с ценными бумагами, направляя прибыль на инвестиционные проекты, и привлекает деньги за рубежом. Но, по мнению МЭРТ, задача Банка развития в том, чтобы осуществлять инвестиционные проекты и субсидировать кредиты, а не получать прибыль. По мнению министерства, неограниченное присутствие Банка на фондовом рынке создаст неравные условия конкуренции для других участников. Тем более что, как госкорпорация, Банк развития не попадает в нормативно-надзорное поле ЦБ.

Минэкономразвития настаивало на том, чтобы в законопроект была включена норма, позволяющая Банку развития работать на финансовом рынке только в рамках реализации его проектов. Дело близилось к декабрю, а МЭРТ отказывалось визировать законопроект. Тогда в правительстве решили: пусть в таком виде, но документ нужно внести в Думу до конца года. 14 декабря кабинет одобрил законопроект с учетом пожеланий МЭРТ.

Лишь спустя месяц, 16 января, проект поступил в Думу, правда, сыроватый, с рядом юридических нестыковок и неснятыми противоречиями.

Работать, но не зарабатывать?

Думский комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам не поддержал позицию МЭРТ. Поправки, внесенные заместителем руководителя комитета Павлом Медведевым ко второму чтению, снимают ограничение, установленное п. 10 ст. 3 законопроекта. В нем говорится, что «Банк развития может для реализации проектов Банка развития осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также деятельность доверительного управляющего ценными бумагами, денежными средствами и иным имуществом...».

«Сомнительная формулировка, — говорит Павел Медведев. — Если ограничить операции на фондовом рынке рамками только реализуемых проектов, это лишит Банк финансового маневра. Ведь для того, чтобы выполнять свои функции, Банк развития должен жить. А что будет, если у него возникнут проблемы с ликвидностью?» Депутат предлагает компромиссный вариант: Банк развития получает право осуществлять сделки на финансовом рынке без барьеров, но эта работа будет регулироваться Меморандумом о финансовой политике, который утвердит Наблюдательный совет во главе с председателем правительства. Медведев также намерен настаивать на сохранении исторического бренда «ВЭБ» и предлагает упоминать его в скобках после названия «Банк развития».

По информации «Профиля», поправки, снимающие ограничение на финансовые операции Банка развития, предложили также несколько сенаторов. Эту позицию поддержал и Белый дом. Заместитель руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин выразил мнение, что Банк развития должен обладать полномочиями полноценной кредитной организации.

Медведев рассчитывает, что Минэкономразвития согласится с предложенной им формулировкой. Правда, до настоящего момента министерство не проявляло готовности к компромиссу. На заседаниях банковского подкомитета представители МЭРТ настаивали на том, что Банк развития должен существовать исключительно за счет реализуемых проектов. По оценкам директора департамента корпоративного управления МЭРТ Анны Поповой, инвестиционные проекты начнут приносить прибыль не ранее чем через пять лет. До этого времени Банк, по мнению Поповой, должен жить за счет уставного капитала.

В ВЭБе говорят, что подобные ограничения подорвут финансовую основу Банка развития. За счет прибыли от операций на рынке Банк смог бы оперативно финансировать стройки и НИОКР, компенсировать издержки по финансированию долгосрочных инфраструктурных и инновационных проектов, а также венчурных проектов, которые в девяти случаях из десяти оказываются убыточными.

Проедание же уставного капитала приведет к снижению кредитного рейтинга (ВЭБ имеет инвестиционный рейтинг на уровне суверенного от трех международных рейтинговых агентств), а значит, к увеличению стоимости заимствований.

Сокращение уставного капитала снизит возможности привлечения кредитов (на $100 млн. капитала можно привлечь $1,2—1,4 млрд. заемных средств) и, соответственно, затормозит реализацию проектов и вместе с ними экономический рост в стране. Ведь в Банке развития будет сконцентрирована чуть ли не вся инвестиционная деятельность государства: в рамках Инвестиционного фонда, особых экономических зон, ОАО «Российская венчурная компания», программ поддержки экспортеров и развития малого бизнеса…

В правительстве признают, что бюрократическая система поддержки инвестиций работает из рук вон плохо. Программа финансовой поддержки промышленного экспорта выполняется не более чем на 20—30%, в Инвестфонде, по оценкам Минфина, к 2009 году накопится 165 млрд. рублей неизрасходованных средств, а в особых экономических зонах до сих пор не начато строительство инфраструктуры.

Банк развития, где немало инвестиционных банкиров с большим опытом проектной работы, призван создать альтернативный чиновничьему эффективный механизм частно-государственного партнерства. Но для этого Банку необходима репутация надежного и стабильного финансового партнера. Представления же об изначальной убыточности Банка развития могут окончательно дискредитировать идею госинвестирования.



Планы развития

Банк развития и внешнеэкономической деятельности создается на базе Внешэкономбанка СССР. Его задача — реализация среднесрочных и долгосрочных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики, организация государственных инфраструктурных и инновационных проектов, поддержка экспорта, содействие привлечению иностранных инвестиций. По оценкам ВЭБа, возможности Банка развития позволят ему вложить в экономику России порядка $35 млрд., а объем гарантий по проектам предполагается в размере $6—8 млрд. Потребности российской экономики в инвестиционных средствах на ближайшие пять лет оцениваются в $300—500 млрд. Банк рассчитывает покрыть эти потребности на 8—13%, а с учетом мультипликативного эффекта частных инвестиций — на 31—52%.

ВЭБ помимо кредитно-инвестиционной деятельности выполняет функции долгового агента государства и управляет накопительной частью пенсий граждан, отказавшихся передать свои средства частным управляющим компаниям. Банк развития продолжит выполнять функцию пенсионного управляющего до соответствующего решения правительства, которое либо передаст деньги частным управляющим компаниям, либо создаст другую государственную УК. Функции управления госдолгом также останутся у преемника ВЭБа. Государственный внешний долг РФ составляет сейчас $52 млрд. — менее 9% ВВП — и в скором времени может обнулиться.
Не конкурент

В ВЭБе считают беспочвенными опасения, будто Банк развития станет препятствовать конкуренции на финансовом рынке. Доля ВЭБа в операциях РТС не превышает 7%. Брокерскую деятельность ВЭБ в 2006 году вел по минимуму и лишь по соглашению с Пенсионным фондом. Доля банка на рынке доверительного управления, а это пенсионные деньги, составляла в прошлом году 13%. Внешэкономбанк и сейчас имеет особый статус, который выводит его из-под контроля ЦБ. Но между ВЭБом и ЦБ действует соглашение, по которому ВЭБ отчитывается перед регулятором. Когда появится Банк развития, соглашение будет продлено.

Вопрос в том, когда это произойдет. Предполагалось, и об этом вице-премьер Сергей Нарышкин недавно докладывал президенту, что новый финансовый институт заработает в середине 2007 года. Согласно законопроекту Банк развития может начать активную работу уже через три месяца после вступления его в силу.

Однако Герман Греф на недавней коллегии МЭРТ сделал неожиданное заявление: капитализация Банка развития начнется только к концу 2007 года, при этом объемы капитализации (которые определены законопроектом и составляют 70 млрд. рублей) будут фиксироваться в зависимости от поставленных перед Банком задач. Таким образом, из-за нерешенных межведомственных противоречий формирование Корпорации развития может быть опять задержано на неопределенный срок.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама