Наверх
6 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Нерусские идут"

Громкими сделками с участием иностранных банков финансовый рынок не балует — крупнейшие российские банки нагуливают жирок и набивают цену. Но скупка все же идет, и довольно активно, западные гиганты предпочитают совсем небольшие банки, все чаще — региональные.Hа минувшей неделе банковское сообщество то и дело поминало первую годовщину летних волнений на банковском рынке. Еще год назад стало понятно: на поле брани победителями стали госбанки и игроки с иностранным участием в капитале. Их клиентские базы существенно пополнились за счет переметнувшихся частных вкладчиков и не менее нервных юридических лиц. На фоне шатающихся под напором финансовой стихии частных банков иностранцы сразу приобрели ореол более устойчивых к потрясениям. За смутный период особенно заметно им удалось нарастить розничный бизнес: если на 1 июня прошлого года Райффайзенбанк, по данным «Профиля», в списке крупнейших банков по объему депозитов занимал 9-е место (14,7 млрд. рублей), а Ситибанк — 24-е (4,7 млрд. рублей), то уже к началу августа 2004-го австрийская «дочка» поднялась на 7-е место (16,8 млрд. рублей), а американская — на 18-е (5,7 млрд. рублей). Причем Ситибанк до сих пор не сбавляет темпов — по данным на 1 июня 2005 года, он занимает уже 14-е место (11,9 млрд. рублей) в списке крупнейших ритейлеров (см. таблицу на с.64). И это несмотря на то, что доходность по депозитам у зарубежных игроков (2—5%) существенно уступает доходности, обещанной отечественными кредитными учреждениями (6—9%).

Однако западники растут не только благодаря снижению доверия россиян к отечественным банкам, они прилагают немало усилий к расширению своего присутствия, в том числе и на столь модном нынче рынке потребкредитов. Сегодня в top 30 крупнейших кредиторов частных лиц значится сразу семь банков с иностранным капиталом: Хоум Кредит энд Финанс Банк, Райффайзенбанк, Ситибанк, Международный Московский и другие. Их доля по объему выданных кредитов в тридцатке — 10% (без учета Сбербанка — 28%), в целом по рынку — 7,6%. «Если в прошлые годы иностранные банки работали почти исключительно со своими иностранными клиентами и российскими «голубыми фишками», то сейчас они активно наращивают операции по обслуживанию компаний среднего размера и частных лиц, тем самым расширяя свой бизнес», — говорит ведущий аналитик международного рейтингового агентства Standard & Poor’s (S&P) Ирина Пенкина. Заметную активность банки с западными корнями проявляют в наращивании капитала: если еще год назад в top 10 по размеру собственных средств не было ни одного иностранца, то, по данным на начало июня нынешнего года, в списке значатся уже два игрока — Райффайзенбанк и Международный Московский.

Столь активное поведение зарубежных структур на российском рынке объяснимо. «Риски ведения бизнеса в России компенсируются ожиданием высоких доходов по сравнению с западными рынками», — поясняет Ирина Пенкина. Щедрый отечественный рынок не только подстегивает уже представленных на рынке игроков, но и привлекает новых. Все больше и больше западных гигантов заявляют о своем выходе на российскую площадку. По данным ЦБ, на 1 апреля в России было зарегистрировано 36 банков со 100-процентным участием иностранцев и 8 банков, в которых доля нерезидентов превышает 50%. Эксперты отмечают, что в ближайшее время стоит ожидать очередной «порции» крупных иностранных игроков.

Экспансия иностранцев в Россию имеет ярко выраженную особенность. «Пока рост прямых иностранных инвестиций сосредоточен только в розничном сегменте и сегменте обслуживания малого и среднего бизнеса», — указывает Ирина Пенкина. Розница сегодня интересна иностранцам в первую очередь в связи с доходностью бизнеса. По данным S&P, если в среднем по банковскому сектору отношение прибыли к капиталу в прошлом году составило 10%, то у банков, занимающихся потребкредитованием, этот показатель превысил 15%. Но иностранцами движет не только корысть. Розница — наиболее понятный для них вид бизнеса, и именно здесь они могут использовать свои преимущества перед российскими операторами: наличие опыта и владение всеми необходимыми технологиями.

На все готовенькое

При выходе на российский рынок иностранцы предпочитают покупать готовые банки. Наиболее заметная сделка — покупка в прошлом году американским General Electric Consumer Finance ритейлового ДельтаБанка (см. «Профиль» №29, 2004), а также приобретение итальянским Intesa ориентированного на работу с мелким бизнесом и розницей КМБ-Банка (см. «Профиль» №17, 2005). Претендовавшему на КМБ-Банк французскому BNP Paribas не повезло дважды: чуть ранее расстроилась его почти уже решенная сделка с «Русским стандартом». Другой кандидат на вхождение в капитал КМБ-Банка — немецкий Дойче Банк — сейчас ведет переговоры о покупке доли в Импэксбанке. Международные гиганты пока неохотно скупают крупные российские банки, зачастую ориентируясь на малоизвестные региональные структуры. По этому принципу французский гигант Societe Generale не так давно купил самарский Промэкбанк, а второй по размеру банк Индии ICICI Bank Ltd. объявил о покупке крохотного калужского Инвестиционно-кредитного банка. В сентябре прошлого года крупнейшая в Прибалтике Hansabank Group приобрела совсем небольшой московский банк «Квест». Еще не представленные в России игроки международного масштаба рапортуют о подобных планах, например шведская SEB обещает купить небольшой российский банк уже в нынешнем году.

Такая политика западных игроков заставляет предположить, что в первую очередь им нужен входной билет на ритейловый рынок — и Пром-экбанк и Инвестиционно-кредитный были проданы только после вхождения в систему страхования вкладов. Кроме того, российские законы запрещают вновь создаваемым кредитным организациям обслуживать население в течение первых двух лет работы. В случае же покупки банка ради лицензии дешевле обойдется региональная структура. Обращая внимание на небольшой банк, западные инвесторы желают иметь дело с прозрачной структурой акционеров и максимально чистым балансом. Всего этого крупным банкам зачастую недостает. А вот розничные сети и технологии пока не слишком востребованы иностранцами. Все это они могут отстроить сами на соответствующем их стандартам уровне.

Интересующиеся российскими банками иностранные структуры, которые активно ищут потенциальные объекты для покупки и проводят due diligence, породили своеобразный бизнес. Появились компании, которые специализируются на покупке мелких банков — они приводят их в надлежащий вид и выставляют на продажу. Столичный рынок достаточно перегрет за счет повышенного внимания к банкам — по мнению экспертов, расценки московских участников существенно завышены, в то время как региональные структуры не выставляют «запредельных» цен. Так что расчет иностранцев, покупающих финструктуры вдали от МКАД, выглядит верным.

Покупка готового бизнеса, как правило, удел структур, намеренных заниматься в России розницей. Меньшее количество новых игроков предпочитает открывать собственные дочерние структуры. Правда, нынешние ритейловые лидеры с иностранным капиталом — Ситибанк и Райффайзенбанк — тоже стартовали с нуля, но сейчас запаса времени на раскрутку у рознично-ориентированных банков уже нет. Поэтому по пути учреждения новых банков идут те финструктуры, которые нацелены на обслуживание определенной корпоративной клиентуры — обычно связанной с материнской структурой. О желании открыть в Москве «дочку» заявил японский Bank of Tokyo Mitsubishi, уже имеющий представительство в столице. Банк намерен поддерживать японские компании, которые ведут бизнес в России, и в первую очередь его планы связаны со строительством завода Toyota Motor в Петербурге (автомобильная компания является клиентом UFJ Holdings, четвертого по размеру банка в Японии, в октябре он войдет в состав Mitsubishi Tokyo Group). Svenska Handelsbanken открыл в Москве дочерний «Свенска Хандельсбанкен», который в два-три ближайших года будет заниматься обслуживанием преимущественно скандинавских и английских компаний, а также фирм, сотрудничающих с этими странами. Данный банк, один из крупнейших в Скандинавии, также долгое время имел в Москве представительство, а теперь решил создать на его базе полноценную структуру. Правда, впоследствии Хандельсбанкен планирует выйти на рынок розничных услуг.

Мечты о глубинке

Западные банки не только скупают российские структуры в регионах, но и сами приступили к продвижению в провинцию. Если еще несколько лет назад деятельность большинства иностранных «дочек» ограничивалась двумя российскими столицами — Москвой и Санкт-Петербургом, то теперь ситуация изменилась. За год количество филиалов 100-процентных иностранных «дочек» увеличилось с 14 до 20, а планы западников еще масштабнее. О намерениях открыть филиалы в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске заявил «Профилю» глава банка «Сосьете Женераль Восток» Мишель Брику. Он выделил два основных варианта для западных банков: открывать полноценные отделения для обслуживания частных лиц либо отдать предпочтение автоматизированным пунктам самообслуживания. «Сосьете Женераль» пытается совмещать эти стратегии, открывая отделения трех типов: главный офис для обслуживания корпоративных и частных клиентов, небольшие отделения с 8—10 банковскими служащими для обслуживания исключительно частных клиентов и автоматизированные отделения. Райффайзенбанк, который уже имеет филиалы в Петербурге и Екатеринбурге, планирует открыть еще 9 филиалов по стране, в том числе в Челябинске, Перми, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Красноярске, Ростове. А ММБ, который имеет 13 представительств в различных уголках страны, собирается до конца года преобразовать их в полнофункциональные филиалы с исчерпывающим спектром банковских услуг населению и корпоративным клиентам. Специализирующийся же на потребкредитовании «Хоум Кредит» за минувший год увеличил количество своих представительств с 10 до 26 (см. «Профиль» №15, 2005).

В то же время многие аналитики скептически оценивают перспективы зарубежных банков по продвижению в провинцию: все-таки отечественным банкирам легче договориться и найти общий язык с местными администрацией и элитой. «Быстрой экспансии иностранных банков в регионы не будет, так как для этого потребуются значительные капиталовложения, возникнут организационные трудности, а объемы региональных рынков сравнительно небольшие, — считает начальник управления финансовых и операционных рисков Международного промышленного банка Александр Буря. — Играет свою роль и фактор Сбербанка: в регионах его сеть вне конкуренции и потеснить его крайне сложно». Однако иностранцы могут продвигаться по российским просторам через покупку небольших банков на местах. Как считает аналитик Банка Проектного Финансирования Александр Островский, именно банки с участием иностранного капитала, чья доля пока не очень велика, начинают выступать в роли «хищника», который станет поддерживать конкурентную среду на рынке банковских услуг. Затем, постепенно расширяя свое присутствие, этот «хищник» начнет скупку средних и мелких финансовых институтов, тем самым практически спасая их. Что же касается опасений по поводу иностранной экспансии, то, по мнению главы департамента торговых операций Дойче Банка Юрия Соловьева, они преувеличены. «В конце концов процедуру открытия как «дочек», так и филиалов западных банков прописывает Банк России, — говорит Соловьев. — В руках регулятора останутся сдерживающие инструменты».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK