29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Нерыбный день"

Архивная публикация 2002 года: "Нерыбный день"

Правительство, похоже, аукционы отменять не собирается. По крайней мере, в ближайшие 2--3 года.Во времена Советского Союза наша страна входила в тройку основных мировых рыболовных держав и была крупнейшим мировым экспортером рыбы и морепродуктов. Ежегодно общие объемы улова составляли более 10 млн. тонн.
Теперь вот уже десять лет, как рыбное хозяйство России живет по законам свободного рынка, однако получается это у рыбаков с трудом. К концу десятилетия рыбная отрасль впала в затяжной кризис. Так, с 1998 года из-за хищнического лова в среднем в два раза сократилась сырьевая база наших морей (только запасы минтая за этот период уменьшились с 2,270 млн. тонн до 930 тыс. тонн).
Отечественный флот устарел как физически, так и морально. Общие официальные объемы вылова российскими рыбодобывающими предприятиями с каждым годом сокращаются, зато увеличивается количество браконьеров. Вывоз, прежде всего нелегальный, за рубеж рыбы и морепродуктов, выловленных в российских водах, контролируется слабо, и в Госкомрыболовства это признают. А одной из причин кризисного состояния отрасли и процветания браконьерства называют введенные два года назад так называемые рыбные аукционы.
Поясним: в 2001 году Минэкономразвития в порядке эксперимента предложило продавать квоты на вылов некоторых наиболее привлекательных биоресурсов (крабов, кальмаров и т.д.) по принципу свободного аукциона. Такое решение приняли в связи с тем, что система распределения квот была совершенно непрозрачной, способствовала коррупции и практически не приносила денег в бюджет.
По данным Счетной палаты, налоговые отчисления рыболовной отрасли в 2000 году составили 3,5 млрд. рублей. "Эта цифра ничтожно мала и не имеет никакого экономического обоснования, совершенно не сопоставима ни с объемами улова, ни с объемами реализации продукции, -- говорят эксперты МЭРТ. -- Существенную часть улова российские рыбаки оставляют в зарубежных портах, а бюджет при этом не получает никаких таможенных платежей. Распределение квот через аукционы позволило хоть как-то нивелировать ситуацию". Благодаря аукционам удалось определить реальный спрос на отдельные виды водных биоресурсов как среди российских пользователей, так и иностранных, а также получить более-менее объективную картину ценообразования на эти ресурсы. Как поясняют в МЭРТ, получить точную информацию сложно, так как существуют бесплатные и платные квоты на один и тот же ресурс в одной зоне, а значит, имеет место ценовой демпинг.
В 2001 году федеральный бюджет получил от проведения аукционов 5,8 млрд. рублей, в 2002-м -- уже 10,6 млрд. рублей. При этом, по данным японских экспертов, выручка российских компаний от продажи биоресурсов только в японских портах в прошлом году составила около $500 млн., то есть 15 млрд. рублей. Эти данные не учитывают "серого" экспорта, который приблизительно равен официальному. Заметим, что российские рыбаки продают улов и в Корею, Китай и др.
Однако рыбаки встретили это нововведение в штыки -- первый аукцион даже пытались бойкотировать. Одна из причин, по которой аукционы не устраивают рыбаков, состоит в том, что итоговая стоимость аукционных лотов часто в несколько раз превышает стартовую и является экономически неоправданной. Особенно это касается наиболее валютоемких видов, таких как минтай, гребешок, краб. Как утверждают сами рыбаки, сегодня они вынуждены покупать квоту практически по любой цене, ибо это является своеобразным пропуском для выхода в море. Поэтому зачастую стоимость квоты бывает даже больше, чем можно реально выручить за "лицензионный" улов. Притом что нужно платить зарплату, заправлять и ремонтировать суда и т.п. Поэтому рыбаки, получив квоту, вылавливают в 3--4 раза больше допустимых объемов и продают их в Японию или Корею.
Налог по собственному желанию

В качестве альтернативы аукционам Госкомрыболовства предложил ввести фиксированную плату для всех хозяйствующих субъектов на все водные биоресурсы вне зависимости от их "валютоемкости". Фиксированная плата должна быть, говорит заместитель главы Госкомрыболовства Леонид Холод, и не может превышать себестоимость улова.
Рыбаки настаивают и на предоставлении рассрочки платежа. Кроме того, есть идея и о введении ряда льгот хозяйствам. Так, предприятия, которые находятся на побережье и признаются градообразующими, будут платить 15% от предлагаемой фиксированной платы за вылов биоресурсов. Пользователей промышленных квот следует определять в соответствии с конкурсом, который должен быть открытым (сейчас промышленные квоты, в отличие от тех, которые продаются на аукционах, распределяются бесплатно региональными администрациями. Их объем для каждого региона определяется экспертами, исходя из наличия биоресурсов. Окончательно список квот утверждает Госкомрыболовства). При конкурсном отборе предприятий будут учитываться показатели экономической эффективности использования квот (налоговые отчисления предприятий в бюджет) и полнота использования водных биоресурсов. Список потенциальных пользователей должен быть утвержден в Госкомрыболовства, которое оставляет за собой право оспорить ту или иную кандидатуру и затребовать дополнительную информацию по компании.
Однако несмотря на требования рыбаков, государство в ближайшие два-три года все равно не собирается отказываться от проведения аукционов, которые приносят бюджету миллиарды рублей.
Тем не менее на некоторые уступки оно все-таки готово пойти. Осенью этого года Минэкономразвития внесло в проект бюджета поправку, согласно которой предлагается распределять доходы от реализации квот на аукционной основе в соотношении 70% (в федеральный бюджет) и 30% (регионам). Если поправка будет принята, то "рыбные" регионы получат в свой бюджет порядка 300--400 млн. рублей ежегодно. Предполагается, что региональные власти за счет этих денег будут финансировать рыболовецкие хозяйства и социальную инфраструктуру рыбачьих поселков.
Кроме того, в 2003 году Минэкономразвития собирается работать над проектом предоставления рыбодобывающим предприятиям квот сроком на 3--5 лет (а не на год, как сейчас). Компания будет ежегодно вносить соответствующие суммы за предоставленные квоты.
Однако пока это только проекты, поэтому на предстоящем съезде делегаты планируют поддержать инициативу Госкомрыболовства, потребовать отмены аукционов по продаже квот на предстоящий промысел, а случае, если правительство не отреагирует на воззвания рыбаков, последние обещали принять меры -- от забастовок до перекрытия рыбодобывающими судами одного из российских портов.

Распределение квот на вылов биоресурсов на 2002 год*

Правительство, похоже, аукционы отменять не собирается. По крайней мере, в ближайшие 2--3 года.Во времена Советского Союза наша страна входила в тройку основных мировых рыболовных держав и была крупнейшим мировым экспортером рыбы и морепродуктов. Ежегодно общие объемы улова составляли более 10 млн. тонн.

Теперь вот уже десять лет, как рыбное хозяйство России живет по законам свободного рынка, однако получается это у рыбаков с трудом. К концу десятилетия рыбная отрасль впала в затяжной кризис. Так, с 1998 года из-за хищнического лова в среднем в два раза сократилась сырьевая база наших морей (только запасы минтая за этот период уменьшились с 2,270 млн. тонн до 930 тыс. тонн).

Отечественный флот устарел как физически, так и морально. Общие официальные объемы вылова российскими рыбодобывающими предприятиями с каждым годом сокращаются, зато увеличивается количество браконьеров. Вывоз, прежде всего нелегальный, за рубеж рыбы и морепродуктов, выловленных в российских водах, контролируется слабо, и в Госкомрыболовства это признают. А одной из причин кризисного состояния отрасли и процветания браконьерства называют введенные два года назад так называемые рыбные аукционы.

Поясним: в 2001 году Минэкономразвития в порядке эксперимента предложило продавать квоты на вылов некоторых наиболее привлекательных биоресурсов (крабов, кальмаров и т.д.) по принципу свободного аукциона. Такое решение приняли в связи с тем, что система распределения квот была совершенно непрозрачной, способствовала коррупции и практически не приносила денег в бюджет.

По данным Счетной палаты, налоговые отчисления рыболовной отрасли в 2000 году составили 3,5 млрд. рублей. "Эта цифра ничтожно мала и не имеет никакого экономического обоснования, совершенно не сопоставима ни с объемами улова, ни с объемами реализации продукции, -- говорят эксперты МЭРТ. -- Существенную часть улова российские рыбаки оставляют в зарубежных портах, а бюджет при этом не получает никаких таможенных платежей. Распределение квот через аукционы позволило хоть как-то нивелировать ситуацию". Благодаря аукционам удалось определить реальный спрос на отдельные виды водных биоресурсов как среди российских пользователей, так и иностранных, а также получить более-менее объективную картину ценообразования на эти ресурсы. Как поясняют в МЭРТ, получить точную информацию сложно, так как существуют бесплатные и платные квоты на один и тот же ресурс в одной зоне, а значит, имеет место ценовой демпинг.

В 2001 году федеральный бюджет получил от проведения аукционов 5,8 млрд. рублей, в 2002-м -- уже 10,6 млрд. рублей. При этом, по данным японских экспертов, выручка российских компаний от продажи биоресурсов только в японских портах в прошлом году составила около $500 млн., то есть 15 млрд. рублей. Эти данные не учитывают "серого" экспорта, который приблизительно равен официальному. Заметим, что российские рыбаки продают улов и в Корею, Китай и др.

Однако рыбаки встретили это нововведение в штыки -- первый аукцион даже пытались бойкотировать. Одна из причин, по которой аукционы не устраивают рыбаков, состоит в том, что итоговая стоимость аукционных лотов часто в несколько раз превышает стартовую и является экономически неоправданной. Особенно это касается наиболее валютоемких видов, таких как минтай, гребешок, краб. Как утверждают сами рыбаки, сегодня они вынуждены покупать квоту практически по любой цене, ибо это является своеобразным пропуском для выхода в море. Поэтому зачастую стоимость квоты бывает даже больше, чем можно реально выручить за "лицензионный" улов. Притом что нужно платить зарплату, заправлять и ремонтировать суда и т.п. Поэтому рыбаки, получив квоту, вылавливают в 3--4 раза больше допустимых объемов и продают их в Японию или Корею.

Налог по собственному желанию


В качестве альтернативы аукционам Госкомрыболовства предложил ввести фиксированную плату для всех хозяйствующих субъектов на все водные биоресурсы вне зависимости от их "валютоемкости". Фиксированная плата должна быть, говорит заместитель главы Госкомрыболовства Леонид Холод, и не может превышать себестоимость улова.

Рыбаки настаивают и на предоставлении рассрочки платежа. Кроме того, есть идея и о введении ряда льгот хозяйствам. Так, предприятия, которые находятся на побережье и признаются градообразующими, будут платить 15% от предлагаемой фиксированной платы за вылов биоресурсов. Пользователей промышленных квот следует определять в соответствии с конкурсом, который должен быть открытым (сейчас промышленные квоты, в отличие от тех, которые продаются на аукционах, распределяются бесплатно региональными администрациями. Их объем для каждого региона определяется экспертами, исходя из наличия биоресурсов. Окончательно список квот утверждает Госкомрыболовства). При конкурсном отборе предприятий будут учитываться показатели экономической эффективности использования квот (налоговые отчисления предприятий в бюджет) и полнота использования водных биоресурсов. Список потенциальных пользователей должен быть утвержден в Госкомрыболовства, которое оставляет за собой право оспорить ту или иную кандидатуру и затребовать дополнительную информацию по компании.

Однако несмотря на требования рыбаков, государство в ближайшие два-три года все равно не собирается отказываться от проведения аукционов, которые приносят бюджету миллиарды рублей.

Тем не менее на некоторые уступки оно все-таки готово пойти. Осенью этого года Минэкономразвития внесло в проект бюджета поправку, согласно которой предлагается распределять доходы от реализации квот на аукционной основе в соотношении 70% (в федеральный бюджет) и 30% (регионам). Если поправка будет принята, то "рыбные" регионы получат в свой бюджет порядка 300--400 млн. рублей ежегодно. Предполагается, что региональные власти за счет этих денег будут финансировать рыболовецкие хозяйства и социальную инфраструктуру рыбачьих поселков.

Кроме того, в 2003 году Минэкономразвития собирается работать над проектом предоставления рыбодобывающим предприятиям квот сроком на 3--5 лет (а не на год, как сейчас). Компания будет ежегодно вносить соответствующие суммы за предоставленные квоты.

Однако пока это только проекты, поэтому на предстоящем съезде делегаты планируют поддержать инициативу Госкомрыболовства, потребовать отмены аукционов по продаже квот на предстоящий промысел, а случае, если правительство не отреагирует на воззвания рыбаков, последние обещали принять меры -- от забастовок до перекрытия рыбодобывающими судами одного из российских портов.


Распределение квот на вылов биоресурсов на 2002 год*

Промышленные54%

Аукционные36%

Научные3,5%

Межправительственные соглашения6,5%

* По данным Госкомрыболовства РФ.

Объем добычи рыбы и морепродуктов в России (млн. тонн)*

19916,92

19925,31

19934,36

19943,54

19954,30

19964,56

19974,70

19984,51

19994,23

20004,03

20013,68

* По данным Госкомрыболовства РФ.


* По данным Госкомрыболовства РФ.

Объем и стоимость квот на вылов биоресурсов, приобретенных на аукционах в 2001--2002 годах*

~0102~Приобретатели квот~0201~2001 год~0201~2002 год

Объем (тыс. тонн)Стоимость (млрд. руб.)Объем (тыс. тонн)Стоимость (млрд. руб.)

Дальневосточный регион225,634,54690,58,89

Северо-Западный регион38,00,4983,01,693

Иностранные участники234,50,848,50,046

Всего по аукционам498,25,89781,910,63

* По данным Минэкономразвития РФ.

ИРИНА ШАБАНОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама