Правые пытаются определиться в вопросе об участии в выборах-2012, а партия власти - в вопросе о мэре Лужкове. Группа либеральных политиков "из бывших" - Михаил Касьянов, Борис Немцов, Владимир Рыжков и Владимир Милов - решила создать новую оппозиционную партию для участия в президентских выборах 2012 года. В принципе почему бы нет? То, что в России создается новая партия, - это хорошо. То, что она будет оппозиционной, - тоже: партий "чего изволите?" у нас и так хватает. Хорошо даже то, что один из этих четверых, а именно Милов, как сообщили "Независимой газете" ее источники, "очень хочет стать кандидатом в президенты". Правда, в ситуации, когда возможность стать президентом есть в стране только у двух человек, всем прочим остается довольствоваться стремлением стать кандидатом. Плохо только одно: знакомые все лица! Все предыдущие их попытки договориться между собой и создать на правом фланге что-то дееспособное ни к чему не приводили. Про старых новых оппозиционеров довольно зло пошутила одна вполне либеральная радиостанция. На некоем публичном мероприятии упомянутые выше политики стояли, взявшись за руки. Зачем? Чтобы продемонстрировать солидарность? Нет, чтобы никто из них не убежал и не прокричал первым: "Я - лидер!". Ох, опять не договорятся...
Между тем власть тоже пыталась на минувшей неделе выработать единое мнение. Правда, не по поводу кандидата в президенты, а по поводу деятельности мэра Москвы Юрия Лужкова. Получалось тоже плохо. Бывший "принципиальный" оппозиционер Ни-кита Белых, ныне возглавляющий Кировскую область, высказал совершенно "особое мнение" о ситуации, складывающейся вокруг столичного головы. Белых проявил редкую "чуткость". На вопрос газеты "Коммерсант", "что, как ему кажется, следует сейчас сделать Юрию Лужкову", Белых ответил быстро и не задумываясь: "Он должен сейчас застрелиться. Как офицер". А если он не офицер, "тогда можно яду выпить", добавил Белых. Может быть, конечно, атмосфера региональной конференции "Единой России", в работе которой бывший эспээсовец, а ныне беспартийный Белых участвовал, навеяла столь кровожадные мысли. Все-таки он еще, видимо, не привык сидеть в столь плотной гуще единороссов, против засилья которых он совсем недавно боролся на улицах и площадях. Но, как бы то ни было, желать смерти ближнему - большой грех. Тем более что в большинстве своем окружавшие Белых на партконференции единороссы вряд ли уж сильно лучше Лужкова: что ж им теперь всем - стреляться, что ли?
Между тем иногда складывается впечатление, что в своей массе единороссы даже несколько хуже Лужкова. Мэр хотя бы пошел на принцип и открыто заявил: "Не боюсь я их (инициаторов его травли. - "Профиль")". Кроме то-го, он дал понять, что добровольной отставки ждать от него бессмысленно. Можно по-разному относиться к Луж-кову, но это - хоть какая-то позиция. Партийцы же, по всей видимости, сильно боятся не угадать и встать не на ту сторону. И поэтому не очень-то торопятся занять "принципиальную позицию" по данному вопросу. Пикантности ситуации добавляет то обстоятельство, что мэр Москвы не просто патриарх отечественной политики, но еще и один из отцов-основателей "Единой России".
А принципиальных позиций, на самом деле, может быть две. Первая: телеканалы, а также оппозиционеры Немцов и Милов (авторы книги "Лужков. Итоги") правы. "Долой коррупцию во власти!" - со всеми вытекающими отсюда последствиями для Лужкова. Вторая позиция: все это грязная клевета (так говорит сам Лужков), "Руки прочь от мэра!", партия не позволит всяким там "журналюгам" глумиться над заслуженными людьми.
Пока же из всей многомиллионной "Единой России" Лужкова поддержал лишь депутат Госдумы Андрей Исаев. Да и то в весьма странной форме (видимо, чтобы в случае чего, можно было легко "отмазаться"). На заседании московской региональной организации партии, где мэр публично высказал свою позицию по поводу происходящего вокруг него, а также внес предложение переизбрать руководство сто-личной партячейки (в рамках плановой ротации - ничего сенсационного: депутата Госдумы Юрия Карабасова поменяли на депутата Госдумы Елену Панину), Исаев произнес фразу, достойную быть включенной в учебники политической изворотливости. Если таковые имеются, конечно. "Мы поддерживаем Юрия Михайловича Лужкова, - громогласно заявил Исаев, - в том числе его предложение избрать секретарем Московского городского отделения партии Елену Владимировну Панину". То есть мы вас, конечно, поддерживаем. Но особенно по вопросу избрания Паниной.
Но самый забавный случай за неделю произошел с министром транспорта РФ Игорем Левитиным. Водителя его служебной машины (BMW-750, госномер А 008 МР 97) оштрафовали за превышение скорости. На 25-м км Минского шоссе при движении по населенному пункту, где скорость ограничена 60 км/ч, стрелка министерского спидометра зашкаливала за 120 км/ч, что и зафиксировали автоматические измерители скорости. Глупые приборы не знали, что машины машинам рознь. В итоге водителю пришло извещение о штрафе в 1000 рублей, кои он вынужден был заплатить. Впрочем, в Минтрансе заявили, что в момент нарушения "министра в машине не было". Видимо, если бы был, "бумер" летел бы по "Минке" минимум со скоростью 150 км/ч.
Политиков оценивали: Михаил Виноградов, президент фонда
"Петербургская политика"; Иосиф Дискин, сопредседатель Совета по
национальной стратегии; Владимир Жарихин, замдиректора Института стран
СНГ; Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации; Дмитрий
Орешкин, ведущий научный сотрудник Института географии РАН; Дмитрий
Орлов, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций;
Андрей Рябов, главный редактор журнала "Мировая экономика и
международные отношения"; Константин Симонов, гендиректор Фонда
национальной энергетической безопасности; Валерий Хомяков, гендиректор
Совета по национальной стратегии; Алексей Чеснаков, директор Центра
политической конъюнктуры.