25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "Нестойкий алюминиевый солдатик"

Архивная публикация 2000 года: "Нестойкий алюминиевый солдатик"

Глава группы "Сибирский алюминий" Олег Дерипаска на прошлой неделе фактически объявил войну новому владельцу крупнейших российских алюминиевых заводов Роману Абрамовичу. Он публично усомнился в юридической чистоте совершенной сделки по приобретению заводов и попросил правительство расследовать все ее детали.Наш ответ Чемберлену

Состоявшаяся в первой декаде февраля при таинственных обстоятельствах сделка по продаже акций крупнейших российских алюминиевых заводов -- Братского, Красноярского и Новокузнецкого -- стала "бизнес-хитом" начала года. При этом если сами фигуранты сделок, и прежде всего Лев Черной и Роман Абрамович, ограничиваются фразой типа "no comments", недостатка в выступлениях других заинтересованных сторон не ощущается. В частности, не выдержали нервы у президента группы "Сибирский алюминий" Олега Дерипаски.
Информация о сделках появилась на лентах информационных агентств в пятницу, 11 февраля. А уже в понедельник 14-го Дерипаска прибыл к министру по антимонопольной политике Илье Южанову, чтобы прояснить детали соглашений. О чем говорили два достопочтенных мужа, история умалчивает. Однако очевидно, что ничем помочь алюминиевому магнату министр не смог. Просто потому, что сам не обладал никакой информацией о сделках.
Дерипаске такое положение дел показалось несправедливым. Как же, ведь под контролем одного лица оказалось 70% российского алюминиевого рынка, а следовательно, Министерство по антимонопольной политике (МАП) должно быть в курсе происходящего.
И Дерипаска решил воззвать к общественности. 21 февраля он поделился с журналистами своими мыслями по поводу передела в алюминиевой промышленности. Мысли оказались печальными. Дерипаска сетовал на абсолютную непрозрачность сделок, что его как одного из основных игроков российского алюминиевого рынка абсолютно не устраивает. И вообще, по его словам, сделка "сомнительна с правовой точки зрения". Как заявил Дерипаска, "мы не уверены, что такие активы могут передаваться из рук в руки в течение одной ночи".
Главная же новость, собственно, то, для чего Дерипаска и собрал журналистов, заключалась в следующем. Объединенная компания "Сибирский алюминий", входящая в группу "Сибирский алюминий", подала официальное обращение в МАП с просьбой провести официальное расследование по факту совершенной сделки и вынести заключение о ее правомочности. Прямо не было сказано, но подразумевалось, что по итогам расследования сделка должна быть признана незаконной. Хотя бы потому, что МАП не был заранее уведомлен о ней.
Роман Калита

Действительно, БрАЗ, КрАЗ и НкАЗ в совокупности вырабатывают практически 2 млн. тонн первичного алюминия в год, что в совокупности составляет почти 70% общероссийского производства и в 4 раза превышает показатели входящего в "Сибирский алюминий" Саянского алюминиевого завода (СаАЗ). Кроме того, под контролем Абрамовича оказались 20% акций Красноярской ГЭС и 24% акций Ачинского глиноземного завода, крупнейшего в России производителя сырья для выработки первичного алюминия.
Появление на алюминиевом рынке новых фигур несколько корректирует планы самого Дерипаски. Раньше ему противостояли разрозненные и стремительно терявшие позиции МИКОМ, TWG и Лев Черной, что создавало прекрасные условия для экспансии на рынке. И Дерипаска этим умело пользовался. Сначала с помощью своего союзника -- главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса он получил контроль над НкАЗом. По всей видимости, подобная операция планировалась и в отношении КрАЗа, задолженность которого перед энергетиками составляет 3,7 млрд. рублей.
Однако теперь с мыслью о приобретении новых активов тандему Чубайс--Дерипаска, по всей видимости, придется расстаться. Отстоять бы то, что уже имеется.
Абрамович и Березовский, в отличие от Дерипаски, не столько бизнесмены, сколько политики. И они прекрасно осознают тот простой факт, что собственность можно беспрепятственно делить только до 26 марта. До этого срока Владимир Путин вряд ли попытается вмешиваться в борьбу "олигархов". Наоборот, он всячески старается дистанцироваться от всевозможных "бизнес-проектов". Так было осенью во время скандала с банкротством "дочки" СИДАНКО компании "Черногорнефть", которую пыталась взять под контроль ТНК. Так было и месяц назад, когда силой было смещено руководство Качканарского ГОК "Ванадий". Лишь однажды Путин позволил себе вмешаться в подобный конфликт. Да и то лишь потому, что силовая операция по установлению контроля над заводом "Мосхимфармпрепараты" была предпринята чуть ли не в самом центре Москвы. При этом Путин не стал искать правых и виноватых, а лишь дал поручение правительству "разобраться" в данном вопросе.
Алексей Митрофанов, депутат Госдумы (ЛДПР): "Когда говорят, что передела собственности не будет, то Путин, как и все остальные, имеет в виду применение недозволенных, то есть силовых приемов, когда одна сторона включает правоохранительные органы, начинает возбуждать уголовные дела, использует должностных лиц, чтобы атаковать нежелательных акционеров. В том, что Абрамович вышел сейчас на крупнейшие алюминиевые комбинаты, нет ничего особенного. Во-первых, он давно работал с Черным и это просто не афишировалось, во-вторых, с Черным заключена сделка, и он уходит, получив $550 миллионов отступных. Были одни собственники -- граждане Израиля, пришли другие -- люди, более приближенные к Кремлю."
Был бы человек хороший

А вот как поведет себя Путин, став всенародно избранным, для большинства аналитиков остается загадкой. Нельзя исключать, что он вообще потихоньку начнет ставить под контроль все процессы, происходящие в стране, не обойдя вниманием и столь деликатный вопрос, как передел собственности. В таком случае разжиться новыми активами будет весьма проблематично. Осуществив же молниеносную сделку, Абрамович, помимо всего прочего, еще и "застолбил" на будущее новую территорию. Ведь чем большими активами ты владеешь, тем легче разговаривать с властью. Если, конечно, правильно строить разговор.
А умения ладить с людьми Абрамовичу не занимать. Когда на заседании Думы депутат-коммунист Василий Шандыбин попробовал возмутиться антинародной сделкой, Абрамович с очаровательной улыбкой подсел к рабочему и, видимо, по-отечески тихо попытался объяснить революционную целесообразность своей покупки. Ни Дерипаска, ни его партнер Чубайс на такое не способны, и в этом их слабость.
Алексей Митрофанов: "Путину в его новой системе нужны люди, которые не только владеют большой собственностью, но и понимают свое место в новой системе взаимоотношений и готовы взаимодействовать с властью, от налоговой инспекции до Кремля. Абрамович как раз такой человек. Он делает все хорошо и сообразно с указаниями Путина -- профинансировал, например, "Медведя".
А вот перспективы другой стороны -- Чубайса и Дерипаски -- видятся наблюдателям совсем в ином свете.
Источник "Профиля" в администрации президента: "В отличие от Абрамовича, Чубайс неправильно строит свои отношения с Путиным -- пытается звонить, давать советы по поводу предвыборной кампании: не так надо строить, не так создавать штаб. Он постоянно докучает Путину, не понимая, что два медведя в одной берлоге не живут, в отличие от очень мягкого и тонкого Абрамовича, который мгновенно чувствует обстановку. Если Чубайс и дальше не перестанет быть источником неприятных ощущений, он не только лишится РАО "ЕЭС России", но и подвергнется полной "зачистке". Абрамович уже к нему подбирается. В РАО люди второго эшелона, в частности первый зампред правления Меламед из Новосибирска, под контролем Абрамовича. Так что пока Чубайс занят своими интригами, Роман тихо плетет паутину в энергетической системе и, вполне возможно, проглотит ее, как проглотил алюминий".
Насчет полной "зачистки" -- это, конечно, вряд ли. Сместить Чубайса с его поста сейчас не так-то просто. А вот нанести серьезный удар по его союзнику Дерипаске Абрамовичу вполне по силам. Достаточно отрезать принадлежащий тому СаАЗ от источников сырья. Сейчас он получает глинозем с двух заводов -- Ачинского и Николаевского. Первый находится в состоянии банкротства и управляется консорциумом "Альфа-групп". Однако это вовсе не означает, что при определенных обстоятельствах контроль над ним может перехватить новый собственник КрАЗа.
Контрольный пакет Николаевского глиноземного завода (НГЗ) принадлежит украинскому правительству. 16 марта должны быть подведены итоги по продаже 30% акций из госпакета. Пока условия конкурса составлены таким образом, что победителем должен стать "Сибирский алюминий". Однако не стоит забывать, что украинские власти уже два года собираются приватизировать НГЗ и продажа госпакета постоянно срывалась. Вот и на этот раз появились сведения, что подведение итогов конкурса будет отсрочено на месяц. Тем временем вернувшийся от Кучмы первый вице-премьер Михаил Касьянов заявил, что Россия предлагает Киеву использовать госсобственность в погашение долга за российские энергоносители. По его словам, российская сторона представила Украине список объектов, акции которых могут быть использованы для погашения накопившегося долга. В него вошел и НГЗ.
Если этот сценарий будет реализован, можно быть уверенным, что контроля над НГЗ Дерипаска не получит. По всей видимости, в таком случае предприятие отойдет именно Абрамовичу, что позволит ему единолично диктовать свои условия не только на российском, но и на мировом рынке алюминия.

Глава группы "Сибирский алюминий" Олег Дерипаска на прошлой неделе фактически объявил войну новому владельцу крупнейших российских алюминиевых заводов Роману Абрамовичу. Он публично усомнился в юридической чистоте совершенной сделки по приобретению заводов и попросил правительство расследовать все ее детали.Наш ответ Чемберлену


Состоявшаяся в первой декаде февраля при таинственных обстоятельствах сделка по продаже акций крупнейших российских алюминиевых заводов -- Братского, Красноярского и Новокузнецкого -- стала "бизнес-хитом" начала года. При этом если сами фигуранты сделок, и прежде всего Лев Черной и Роман Абрамович, ограничиваются фразой типа "no comments", недостатка в выступлениях других заинтересованных сторон не ощущается. В частности, не выдержали нервы у президента группы "Сибирский алюминий" Олега Дерипаски.

Информация о сделках появилась на лентах информационных агентств в пятницу, 11 февраля. А уже в понедельник 14-го Дерипаска прибыл к министру по антимонопольной политике Илье Южанову, чтобы прояснить детали соглашений. О чем говорили два достопочтенных мужа, история умалчивает. Однако очевидно, что ничем помочь алюминиевому магнату министр не смог. Просто потому, что сам не обладал никакой информацией о сделках.

Дерипаске такое положение дел показалось несправедливым. Как же, ведь под контролем одного лица оказалось 70% российского алюминиевого рынка, а следовательно, Министерство по антимонопольной политике (МАП) должно быть в курсе происходящего.

И Дерипаска решил воззвать к общественности. 21 февраля он поделился с журналистами своими мыслями по поводу передела в алюминиевой промышленности. Мысли оказались печальными. Дерипаска сетовал на абсолютную непрозрачность сделок, что его как одного из основных игроков российского алюминиевого рынка абсолютно не устраивает. И вообще, по его словам, сделка "сомнительна с правовой точки зрения". Как заявил Дерипаска, "мы не уверены, что такие активы могут передаваться из рук в руки в течение одной ночи".

Главная же новость, собственно, то, для чего Дерипаска и собрал журналистов, заключалась в следующем. Объединенная компания "Сибирский алюминий", входящая в группу "Сибирский алюминий", подала официальное обращение в МАП с просьбой провести официальное расследование по факту совершенной сделки и вынести заключение о ее правомочности. Прямо не было сказано, но подразумевалось, что по итогам расследования сделка должна быть признана незаконной. Хотя бы потому, что МАП не был заранее уведомлен о ней.

Роман Калита


Действительно, БрАЗ, КрАЗ и НкАЗ в совокупности вырабатывают практически 2 млн. тонн первичного алюминия в год, что в совокупности составляет почти 70% общероссийского производства и в 4 раза превышает показатели входящего в "Сибирский алюминий" Саянского алюминиевого завода (СаАЗ). Кроме того, под контролем Абрамовича оказались 20% акций Красноярской ГЭС и 24% акций Ачинского глиноземного завода, крупнейшего в России производителя сырья для выработки первичного алюминия.

Появление на алюминиевом рынке новых фигур несколько корректирует планы самого Дерипаски. Раньше ему противостояли разрозненные и стремительно терявшие позиции МИКОМ, TWG и Лев Черной, что создавало прекрасные условия для экспансии на рынке. И Дерипаска этим умело пользовался. Сначала с помощью своего союзника -- главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса он получил контроль над НкАЗом. По всей видимости, подобная операция планировалась и в отношении КрАЗа, задолженность которого перед энергетиками составляет 3,7 млрд. рублей.

Однако теперь с мыслью о приобретении новых активов тандему Чубайс--Дерипаска, по всей видимости, придется расстаться. Отстоять бы то, что уже имеется.

Абрамович и Березовский, в отличие от Дерипаски, не столько бизнесмены, сколько политики. И они прекрасно осознают тот простой факт, что собственность можно беспрепятственно делить только до 26 марта. До этого срока Владимир Путин вряд ли попытается вмешиваться в борьбу "олигархов". Наоборот, он всячески старается дистанцироваться от всевозможных "бизнес-проектов". Так было осенью во время скандала с банкротством "дочки" СИДАНКО компании "Черногорнефть", которую пыталась взять под контроль ТНК. Так было и месяц назад, когда силой было смещено руководство Качканарского ГОК "Ванадий". Лишь однажды Путин позволил себе вмешаться в подобный конфликт. Да и то лишь потому, что силовая операция по установлению контроля над заводом "Мосхимфармпрепараты" была предпринята чуть ли не в самом центре Москвы. При этом Путин не стал искать правых и виноватых, а лишь дал поручение правительству "разобраться" в данном вопросе.

Алексей Митрофанов, депутат Госдумы (ЛДПР): "Когда говорят, что передела собственности не будет, то Путин, как и все остальные, имеет в виду применение недозволенных, то есть силовых приемов, когда одна сторона включает правоохранительные органы, начинает возбуждать уголовные дела, использует должностных лиц, чтобы атаковать нежелательных акционеров. В том, что Абрамович вышел сейчас на крупнейшие алюминиевые комбинаты, нет ничего особенного. Во-первых, он давно работал с Черным и это просто не афишировалось, во-вторых, с Черным заключена сделка, и он уходит, получив $550 миллионов отступных. Были одни собственники -- граждане Израиля, пришли другие -- люди, более приближенные к Кремлю."

Был бы человек хороший


А вот как поведет себя Путин, став всенародно избранным, для большинства аналитиков остается загадкой. Нельзя исключать, что он вообще потихоньку начнет ставить под контроль все процессы, происходящие в стране, не обойдя вниманием и столь деликатный вопрос, как передел собственности. В таком случае разжиться новыми активами будет весьма проблематично. Осуществив же молниеносную сделку, Абрамович, помимо всего прочего, еще и "застолбил" на будущее новую территорию. Ведь чем большими активами ты владеешь, тем легче разговаривать с властью. Если, конечно, правильно строить разговор.

А умения ладить с людьми Абрамовичу не занимать. Когда на заседании Думы депутат-коммунист Василий Шандыбин попробовал возмутиться антинародной сделкой, Абрамович с очаровательной улыбкой подсел к рабочему и, видимо, по-отечески тихо попытался объяснить революционную целесообразность своей покупки. Ни Дерипаска, ни его партнер Чубайс на такое не способны, и в этом их слабость.

Алексей Митрофанов: "Путину в его новой системе нужны люди, которые не только владеют большой собственностью, но и понимают свое место в новой системе взаимоотношений и готовы взаимодействовать с властью, от налоговой инспекции до Кремля. Абрамович как раз такой человек. Он делает все хорошо и сообразно с указаниями Путина -- профинансировал, например, "Медведя".

А вот перспективы другой стороны -- Чубайса и Дерипаски -- видятся наблюдателям совсем в ином свете.

Источник "Профиля" в администрации президента: "В отличие от Абрамовича, Чубайс неправильно строит свои отношения с Путиным -- пытается звонить, давать советы по поводу предвыборной кампании: не так надо строить, не так создавать штаб. Он постоянно докучает Путину, не понимая, что два медведя в одной берлоге не живут, в отличие от очень мягкого и тонкого Абрамовича, который мгновенно чувствует обстановку. Если Чубайс и дальше не перестанет быть источником неприятных ощущений, он не только лишится РАО "ЕЭС России", но и подвергнется полной "зачистке". Абрамович уже к нему подбирается. В РАО люди второго эшелона, в частности первый зампред правления Меламед из Новосибирска, под контролем Абрамовича. Так что пока Чубайс занят своими интригами, Роман тихо плетет паутину в энергетической системе и, вполне возможно, проглотит ее, как проглотил алюминий".

Насчет полной "зачистки" -- это, конечно, вряд ли. Сместить Чубайса с его поста сейчас не так-то просто. А вот нанести серьезный удар по его союзнику Дерипаске Абрамовичу вполне по силам. Достаточно отрезать принадлежащий тому СаАЗ от источников сырья. Сейчас он получает глинозем с двух заводов -- Ачинского и Николаевского. Первый находится в состоянии банкротства и управляется консорциумом "Альфа-групп". Однако это вовсе не означает, что при определенных обстоятельствах контроль над ним может перехватить новый собственник КрАЗа.

Контрольный пакет Николаевского глиноземного завода (НГЗ) принадлежит украинскому правительству. 16 марта должны быть подведены итоги по продаже 30% акций из госпакета. Пока условия конкурса составлены таким образом, что победителем должен стать "Сибирский алюминий". Однако не стоит забывать, что украинские власти уже два года собираются приватизировать НГЗ и продажа госпакета постоянно срывалась. Вот и на этот раз появились сведения, что подведение итогов конкурса будет отсрочено на месяц. Тем временем вернувшийся от Кучмы первый вице-премьер Михаил Касьянов заявил, что Россия предлагает Киеву использовать госсобственность в погашение долга за российские энергоносители. По его словам, российская сторона представила Украине список объектов, акции которых могут быть использованы для погашения накопившегося долга. В него вошел и НГЗ.

Если этот сценарий будет реализован, можно быть уверенным, что контроля над НГЗ Дерипаска не получит. По всей видимости, в таком случае предприятие отойдет именно Абрамовичу, что позволит ему единолично диктовать свои условия не только на российском, но и на мировом рынке алюминия.

ДМИТРИЙ СИМАКОВ, ИНЕССА СЛАВУТИНСКАЯ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».