24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Нестрашный закон"

Архивная публикация 2011 года: "Нестрашный закон"

Законопроект "О национальной платежной системе", который всех так напугал, на самом деле не опасен для потребителей. Предложенный для обсуждения законопроект в его первоначальной редакции был неудовлетворительным по целому ряду причин. Первое и самое главное: он фактически не имел самостоятельного предмета регулирования (не было определено ни что такое национальная платежная система, ни само понятие "платежная услуга"). Второе: проект закона изобиловал отсылочными нормами к актам Центробанка, часть которых, между прочим, была принята еще в начале 1990-х. Отсутствие прямых норм в самом законе существенно осложнило бы его правоприменение. Третье: недостаточно были защищены права потребителей, то есть плательщиков. Четвертое: вопросы, связанные с "мобильными платежами", вовсе отсутствовали. Наконец, пятое: проект законодательно закреплял монополию транснациональных платежных систем на нашем рынке, создавая таким образом неравные условия для деятельности национальных платежных систем.
Мы попытались исправить указанные недостатки. Прежде всего, была определена самостоятельная сфера правового регулирования, уточнен концепция и основные понятия рынка. В проекте закона удалось убрать большую часть отсылочных норм на документы ЦБ. Мы вычеркнули из документа право Центробанка накладывать санкции за нарушение рекомендаций банковского регулятора. Плюс ко всему установлено, что ЦБ будет выдавать новый вид "облегченных лицензий" для организаций, осуществляющих переводы электронных денег.
Одно из основных положений законопроекта связано с защитой прав потребителей. В случае если у потребителя украли кредитку и сняли с нее деньги, или взломали пароль и совершили денежный перевод, банки и электронные платежные системы обязуются возместить клиенту всю сумму операции, совершенной без его согласия. Бремя доказательства мошеннических действий возлагается на банк, поскольку у него заведомо больше возможностей собрать улики - к примеру, получить записи камер, которыми оснащены банкоматы. Также с целью защиты прав потребителей определены лимиты для платежей без идентификации пользователя. Максимальная сумма такого платежа не может превышать 15 тыс. рублей. Представляется, что микроплатежи будут удобны и получат широкое распространение, прежде всего - в Интернете. При идентификации клиента сумма перевода может составлять до 100 тыс. рублей. Таким образом, крупные переводы будут возможны только при условии установления личности плательщика - физического лица.
Помимо этого была предложена поправка, вводящая требование по технической обработке внутрироссийских транзакций на территории России. Это означает обязательное использование для платежей, осуществляемых внутри РФ, российской же платежной инфраструктуры. Также вводится запрет на передачу информации за рубеж о производимых в России платежах.
Все это полностью соответствует международному праву и является свидетельством государственного суверенитета.
В соответствии с поправками международные платежные системы построят в России свои процессинговые центры или должны будут использовать процессинговые центры российских банков и при обслуживании внутрироссийских платежей будут подчиняться российскому законодательству. Большинство платежных систем согласилось с нашим подходом. Так, Diners Club уже имеет свой центр в России, SWIFT его строит, а MasterCard согласился выполнять закон, если он будет принят.
Так что никакого запрета на использование карт международных платежных систем нет, и вводить его не планируется. У граждан не будет никаких проблем с использованием любых карт как в России, так и за рубежом. А международные платежные системы смогут работать в России на четко прописанных в законодательстве условиях.
Что же до потребителя, то он не заметит никакой разницы, ну разве что процессинг станет дешевле, поскольку на российском рынке денежных переводов будут конкурировать сразу несколько крупных корпораций.

Законопроект "О национальной платежной системе", который всех так напугал, на самом деле не опасен для потребителей. Предложенный для обсуждения законопроект в его первоначальной редакции был неудовлетворительным по целому ряду причин. Первое и самое главное: он фактически не имел самостоятельного предмета регулирования (не было определено ни что такое национальная платежная система, ни само понятие "платежная услуга"). Второе: проект закона изобиловал отсылочными нормами к актам Центробанка, часть которых, между прочим, была принята еще в начале 1990-х. Отсутствие прямых норм в самом законе существенно осложнило бы его правоприменение. Третье: недостаточно были защищены права потребителей, то есть плательщиков. Четвертое: вопросы, связанные с "мобильными платежами", вовсе отсутствовали. Наконец, пятое: проект законодательно закреплял монополию транснациональных платежных систем на нашем рынке, создавая таким образом неравные условия для деятельности национальных платежных систем.
Мы попытались исправить указанные недостатки. Прежде всего, была определена самостоятельная сфера правового регулирования, уточнен концепция и основные понятия рынка. В проекте закона удалось убрать большую часть отсылочных норм на документы ЦБ. Мы вычеркнули из документа право Центробанка накладывать санкции за нарушение рекомендаций банковского регулятора. Плюс ко всему установлено, что ЦБ будет выдавать новый вид "облегченных лицензий" для организаций, осуществляющих переводы электронных денег.
Одно из основных положений законопроекта связано с защитой прав потребителей. В случае если у потребителя украли кредитку и сняли с нее деньги, или взломали пароль и совершили денежный перевод, банки и электронные платежные системы обязуются возместить клиенту всю сумму операции, совершенной без его согласия. Бремя доказательства мошеннических действий возлагается на банк, поскольку у него заведомо больше возможностей собрать улики - к примеру, получить записи камер, которыми оснащены банкоматы. Также с целью защиты прав потребителей определены лимиты для платежей без идентификации пользователя. Максимальная сумма такого платежа не может превышать 15 тыс. рублей. Представляется, что микроплатежи будут удобны и получат широкое распространение, прежде всего - в Интернете. При идентификации клиента сумма перевода может составлять до 100 тыс. рублей. Таким образом, крупные переводы будут возможны только при условии установления личности плательщика - физического лица.
Помимо этого была предложена поправка, вводящая требование по технической обработке внутрироссийских транзакций на территории России. Это означает обязательное использование для платежей, осуществляемых внутри РФ, российской же платежной инфраструктуры. Также вводится запрет на передачу информации за рубеж о производимых в России платежах.
Все это полностью соответствует международному праву и является свидетельством государственного суверенитета.
В соответствии с поправками международные платежные системы построят в России свои процессинговые центры или должны будут использовать процессинговые центры российских банков и при обслуживании внутрироссийских платежей будут подчиняться российскому законодательству. Большинство платежных систем согласилось с нашим подходом. Так, Diners Club уже имеет свой центр в России, SWIFT его строит, а MasterCard согласился выполнять закон, если он будет принят.
Так что никакого запрета на использование карт международных платежных систем нет, и вводить его не планируется. У граждан не будет никаких проблем с использованием любых карт как в России, так и за рубежом. А международные платежные системы смогут работать в России на четко прописанных в законодательстве условиях.
Что же до потребителя, то он не заметит никакой разницы, ну разве что процессинг станет дешевле, поскольку на российском рынке денежных переводов будут конкурировать сразу несколько крупных корпораций.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».