Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Несвященный долг и непочетная обязанность"

Все, кто ждут от нас расчета по долгам, имеют большие шансы его дождаться. По крайней мере, в этом уверяют чиновники Минфина.Цена финансовой независимости

Суверенитет любого государства и его политический вес на международном уровне обеспечиваются, простите за банальность, прежде всего экономической независимостью. Чтобы встать на одну ступень с развитыми странами, необходимо соответствовать их представлениям о том, каким должен быть равноправный партнер.
В преддверии вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) Россия хорошо усвоила эти две аксиомы. Теперь стало совершенно очевидно: чтобы закрепить за собой активно пропагандируемый имидж страны с рыночной экономикой, приходится платить по счетам. Нам и так не раз давали массу поблажек: стоит хотя бы вспомнить условия по реструктуризации долгов Лондонскому клубу в феврале 2000 года — России тогда списали около 36,5% задолженности (в результате сумма долга уменьшилась с $32 млрд. до $21,3 млрд.).
Реструктурировав свои долги на 30 лет вперед, теперь мы обязаны платить ровно столько, сколько требуется, не имея права на задержку платежей или их пересмотр.
Есть, впрочем, и более радикальное решение долговой проблемы — его проводником является советник президента России по экономике Андрей Илларионов, который предлагает тратить на погашение долгов золотовалютные резервы ЦБ. Как известно, согласно закону о ЦБ Банк России не имеет права выступать ответчиком по долговым обязательствам правительства. Зато может выдавать последнему кредиты — под проценты — для выплат по внешним долгам (в таком случае указанные займы должны быть обозначены в законе о бюджете). Вот это и предлагает сделать Илларионов. Впрочем, в рассматриваемом сейчас проекте бюджета-2003 никакие сверхплановые заимствования правительством денег у ЦБ не предусмотрены.
Общая сумма, которую Минфин должен перечислить кредиторам в следующем году, составляет $17,5 млрд. При этом основная часть долга — $10,8 млрд., а $6,7 млрд. — проценты. Так что будущий год для России станет первым испытанием на прочность.
Несмотря на то, что 2003 год считается «пиковым» (на этот год приходится самая большая в новейшей истории России сумма выплат), в Минфине полагают, что все не так страшно. По данным министерства, в 2003 году средства, направляемые на обслуживание государственного долга, будут составлять около 14% от расходной части бюджета (в 2002 году — 15,1%, в 2001-м — 17,5%, в 2000-м — 25,1%). Как видно, доля средств, которые тратит государство на внешние выплаты, снижается с каждым годом (так как и ВВП, и бюджетные показатели растут). И как утверждают в Минфине, пресловутой проблемы-2003 просто не существует.
План перевыполнен

Впрочем, рассчитывать исключительно на нынешний «запас прочности» в правительстве явно не собираются.
В феврале 2002 года Минфином была разработана система управления госдолгом. Согласно этой концепции следить за своевременным погашением долгов будет сам Минфин, агентом которого выступит Внешэкономбанк (ВЭБ, преобразованный в специальное Долговое агентство РФ (ДАРФ), после перехода его коммерческой части в Внешторгбанк (ВТБ). Одновременно планируется в Минфине выделить отдельное подразделение, которое займется досрочной скупкой долгов.
В принципе, подобная практика существовала и раньше, но только сейчас ей было решено придать официальный статус. До сего момента о ней предпочитали не говорить вслух по этическим соображениям. Правительство досрочно погашало свои долги, пользуясь благоприятной конъюнктурой для российских еврооблигаций на мировых рынках и благодаря наличию собственных денежных «излишков».
О досрочных выплатах можно было судить только по каким-то косвенным признакам. Есть данные, что в нынешнем году через ряд российских банков были выкуплены обязательства нашей страны на сумму около $2 млрд.
Кроме того, осенью нынешнего года заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов заявил, что правительство, действительно, провело несколько операций по выкупу российских внешних долгов. В результате общая сумма платежа будущего года уменьшилась как минимум на $1 млрд.: с $17,5 млрд. до $16,5 млрд. А по мнению аналитика ИК «Ренессанс Капитал» Алексея Моисеева, объем досрочно погашенных долгов на 2003 год составил $2—2,5 млрд.
Майское же постановление премьер-министра Михаила Касьянова, определяющее порядок управления средствами финансового резерва бюджета, предоставляет Минфину официальное право по решению правительства использовать средства финрезерва бюджета на досрочное погашение госдолга. Таким образом, было впервые юридически зафиксировано право Минфина на досрочное погашение госдолга. В каких формах будет осуществляться досрочное погашение обязательств — товарными поставками или живыми деньгами — это уже дело Минфина (подробнее см. интервью заместителя министра финансов России Сергея Колотухина на с. 72).
Резервный карман правительства

Главный источник выплаты основной части госдолга в «пиковые» годы — это финрезерв, формируемый за счет свердоходов, получаемых от экспорта энергоносителей. (В скобках заметим, что уже сейчас идет спор, как правильно называть эти деньги: финрезервом или стабилизационным фондом. Чтобы не ввязываться в эту дискуссию, будем считать эти термины равнозначными.)
По данным заместителя главы Минфина Беллы Златкис, финансовый резерв к концу 2002 года составит 180—190 млрд. рублей (около $6 млрд.).
Понятно, что такой резерв смягчит долговое бремя следующего года. Достаточно простых расчетов: официально основная часть внешнего долга на 2003 год составляет $10,8 млрд. Из этих средств уже как минимум $1—1,5 млрд. правительство досрочно погасило. Еще $6 млрд. выплат пойдет из финансового резерва. Остается чуть более $3 млрд. Учитывая, что около $2 млрд. государство получит от продажи «Славнефти», можно считать, что особых проблем с выплатой основной части задолженности не будет. Что касается процентов по долгу, то они, как известно, уже заложены в бюджет.
Таким образом, неожиданные неприятности российскому правительству в этом отношении не грозят.

Структура государственного внешнего долга в 2001—2002 годах

~0102~Наименование~0401~Величина долга ($ млрд.)
01.01.200101.07.200101.10.200101.01.2002
Государственный внешний долг Российской Федерации (всего)143,4137,8138,9130,1
В том числе:
Задолженность странам — участницам Парижского клуба47,542,943,942,3
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб19,519,619,814,8
Коммерческая задолженность6,76,56,56,1
Задолженность перед международными финансовыми организациями16,115,415,115,2
МВФ8,88,17,97,7
Мировой банк7,17,17,07,2
ЕБРР0,20,20,20,2
Еврооблигационные займы36,436,236,435,3
ОВГВЗ и ОГВЗ10,810,810,810,0
Задолженность по кредитам Банка России6,46,46,46,4

Источник информации: данные Министерства финансов.

АННА ЛЮБИМЦЕВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK