Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Неудачный аншлюс"

&nbsp»Газпром» не допустили к конечным потребителям газа в Восточной Германии. Российскому газовому монополисту не достался 32-процентный пакет акций компании Verbundnetz Gaz (VNG занимается поставками газа конечным потребителям и контролирует 95% поставок в регионе). Тандем «Газпрома» и немецкой Wintershall проиграл в борьбе за этот пакет локальной газотрейдинговой компании EWE.

Продажа компании осуществлялась по настоянию немецких антимонопольных органов, выдвинувших это требование в качестве условия слияния газовых компаний Ruhrgaz и E.ON (оное завершится в феврале 2004 года). Альянс был вынужден распродать свой 42-процентный пакет VNG по частям.

При этом 32% акций было продано EWE за $780 млн., а еще 10% предложено восточно-германским муниципалитетам за $220 млн. Если муниципалитеты, уже владеющие 10% акций компании, откажутся от увеличения доли в VNG, то согласно договоренности преимущество на их покупку будет иметь опять же EWE.

Таким образом, «Газпром» и Wintershall, владеющие соответственно 5,3% и 15,8% акций VNG и рассчитывавшие консолидировать в своих руках контрольный пакет, остались с носом. Другими акционерами компании являются немецкая BEB — 10%, норвежская Statoil — 5,3%, французская Gas de France — 5% и местные муниципалитеты — 10%.

Для российского газового монополиста приобретение контрольного пакета в VNG было принципиально важным по двум причинам. Во-первых, «Газпром» значительно увеличил бы свои прибыли от поставок газа в Восточную Германию (цены на российский газ на границе страны-покупателя и у конечных поставщиков в Европе разнятся в 2,5-4 раза). А во-вторых, застраховал бы себя от конкуренции с собственным же газом в регионе. Ранее «Газпрому» согласно директивам Евросоюза о либерализации газового рынка пришлось исключить из своих долгосрочных контрактов пункт о запрете реэкспорта. Это и есть одна из причин, почему «Газпром» проявляет повышенную заинтересованность в покупке акций дистрибьюторов газа в европейских странах, в частности SPP в Словакии, Distrigaz Sud и Distrigaz Nord в Румынии, а ранее создал совместные с Wintershall предприятия Wingaz и Wieh по реализации газа конечным потребителям.

Скорее всего, именно положение директивы, подразумевающее диверсификацию газовых поставщиков (а следовательно, сокращение долей импорта газа в первую очередь из России и Алжира), стало ключевым при принятии решения компаниями Ruhrgaz и E.ON в пользу EWE. Но злополучная (для «Газпрома») директива не является единственным объяснением провала российского монополиста. Важную роль сыграло и предложение со стороны «Газпрома» частичной оплаты покупки лицензиями на разработку небольших газовых месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе.

Отказ немецкой стороны от ямальских газовых месторождений тоже минус для «Газпрома» в плане урегулирования разногласий по проекту совместного строительства северо-западного газопровода. В то время как российская сторона («Газпром» и власти северо-западного региона) призывает к скорейшим инвестициям, немцы (Ruhrgaz и E.ON) медлят, ссылаясь на необходимость проведения тщательного анализа конкурентоспособности газа, прокачиваемого через «трубу», которая пройдет по дну Балтийского моря, потенциальных объемов прокачки и, следовательно, рентабельности проекта).

Действительно, цена вопроса в более чем $6 млрд. заставит остановиться и призадуматься даже компании, обладающие очень мощными инвестиционными ресурсами. А вот если бы немцы стали сами добывать российский газ, у них сразу же появился бы дополнительный стимул инвестировать в развитие экспортной газопроводной системы России.
Павел Козлов

Сервильная глобализация

Крупнейшая российская независимая нефтесервисная компания «ПетроАльянс» взяла курс на глобализацию. Ее приобретает гигант мировой индустрии Schlumberger. Schlumberger давно уже присутствует на российском рынке — годовой оборот компании в России составляет $150 млн. Оборот «ПетроАльянса» чуть меньше — $120 млн. Поглощение будет производиться в три этапа. В первом квартале 2004 года Schlumberger приобретет 26% акций «ПетроАльянса», во втором квартале 2004 года — еще 25%, а до конца 2005 года выкупит остальные акции. Сумма сделки не разглашается, известно только, что треть цены Schlumberger выплатит деньгами, остальное — своими акциями. Стороны заявляют, что окончательно параметры сделки будут утверждены ближе к ее завершению. Дело в том, что компании и поодиночке деятельно наращивают свое присутствие на рынке. Так, «ПетроАльянс» в этом году уже приобрел «осколок» сервисного бизнеса ТНК — «Самотлорский капитальный ремонт скважин» (СКРС), а Schlumberger — одну из сервисных компаний, ранее принадлежавших «Сибнефти». В следующем году крупные нефтяные компании намерены продолжить избавляться от своих сервисных подразделений, а крупные игроки сервисного рынка — продолжать их скупать. «ПетроАльянс», например, сейчас ведет переговоры о покупке еще одного «осколка» ТНК. «Мы считаем, что говорить о монополизации рынка даже после завершения сделки смешно, — заявил «Профилю» президент «ПетроАльянса» Александр Джапаридзе. — 80% рынка сервисных работ в нефтяной отрасли по-прежнему осуществляется подразделениями вертикально интегрированных компаний. Мы же после объединения займем в лучшем случае четверть от оставшихся 20%».

Помимо увеличения рыночной доли в компании рассчитывают на улучшение качества работы компании вследствие объединения. «Гиганты мировой индустрии владеют такими ноу-хау, которые невозможно купить, а можно получить только изнутри, только будучи частью их бизнеса, — говорит Александр Джапаридзе. — Таким образом, после объединения мы рассчитываем выйти на новый уровень предоставления услуг». Вслед за Schlumberger свое присутствие на российском рынке намерены увеличивать такие известные западные игроки, как Halliburton, а также менее известные — PCG, CGG, Paradime и Baker Houghs.

Татьяна Комарова

Мытарства Нытвы

Металлургический завод «Нытва» в Перми уже второй раз за год поменял собственника. Самарская группа «Сок» продала контрольный пакет акций предприятия пермской группе ПФПГ. На прошлой неделе на заводе прошло внеочередное собрание акционеров, во время которого представители ПФПГ заняли большинство мест в совете директоров «Нытвы». На рынке считают, что компанию скоро снова продадут — на этот раз профильному инвестору, который будет развивать бизнес завода. Пермский завод «Нытва» — единственный поставщик биметаллов и триметаллов для ВПК и машиностроения. Также завод выпускает столовые приборы и изделия порошковой металлургии. От общего объема производства завода 55% приходится на нужды автопрома.

В начале нынешнего года создалось впечатление, что профильный инвестор на завод пришел. Тогда генеральный директор «Нытвы» Рафаил Кадыров продал свои 54% акций самарской группе компаний «Сок». В группу входит 40 предприятий, выпускающих вазовскую «классику» и комплектующие к ним. Тогда покупатель объяснял свою заинтересованность в «Нытве» стремлением создать крупнейший холдинг по производству стрелкового оружия и патронов, объединив в нем «Нытву», завод «Ижмаш» и ранее выкупленный завод по выпуску ручных пулеметов «Молот». Вместо этого через несколько месяцев «Сок» продает свои акции нытвинского завода. И хотя официально компания угасший интерес объясняет позицией основного акционера «Ижмаша», государства, которое не захотело приватизировать предприятие и тем самым пресекло создание холдинга, аналитики рынка уверены, что компания изначально покупала завод для перепродажи.

Как считает Александр Агибалов из «Атона», акции достались «Соку» очень дешево. По информации аналитиков рынка, 54% акций завода было куплено «Соком» за $3,8 млн., а проданы уже за $5 млн.

Новым собственником «Нытвы» теперь стала контролируемая нынешним президентом «ЛУКойл Оверсиз» (управляет зарубежными активами «ЛУКойла») Олегом Кузяевым компания «Пермская финансово-производственная группа» (ПФПГ). В прошлом году доходы ПФПГ составили 1569 млн. рублей, а чистая прибыль — 458 млн. рублей.

Созданная в 1994 году, ПФПГ работает преимущественно в финансовом секторе. В нее входит несколько банков, брокерские, депозитарные и инвестиционные компании, и потому заверения руководства холдинга в том, что приобретение «Нытвы» является стратегическим, на рынке воспринимают скептически.

По прогнозам аналитиков, стоимость металлургических предприятий в ближайшие два-три года будет повышаться. По мнению аналитика «Метрополя» Дениса Нуштаева, за свои 67% акций ПФПГ вполне реально может получить в следующем году уже $10 млн., вложив в инвестиции пару миллионов долларов. Хотя они могут и без дополнительных затрат найти достойного покупателя, начиная от «ЕвразХолдинга» и заканчивая «Северсталью», которые заявили, что готовы вложить много средств в стратегические активы в ближайшие год-два, считает Нуштаев.

Роксана Ахмедова

Инвестиции в бутылочку

Группа предприятий «ОСТ» (торговые марки «Напитки из Черноголовки», водка «Стольная», «Богородская» и др.) в начале будущего года запускает в эксплуатацию собственное стекольное производство в Электростали (Московская область). Общий объем инвестиций в проект составил около $38 млн.

По мнению экспертов, в настоящее время качество светлого стекла отечественного производства оставляет желать лучшего. Поэтому компании приходилось закупать стеклотару за рубежом, преимущественно в Латвии, Финляндии и на Украине, и тратить на это $10-15 млн. ежегодно.
Наличие собственного стекольного предприятия позволит «ОСТу» обеспечить свои потребности в стеклотаре (порядка 130 млн. бутылок в год), а также занять свободную нишу по производству качественного стекла в России. По оценке специалистов, для обеспечения потребностей российских производителей алкогольных и безалкогольных напитков необходимо более 4 млрд. бутылок в год, из которых сегодня 20% приходится на оборотную (то есть уже использованную) тару и 25-30% — на импортную. В ближайшие несколько лет эксперты рынка ожидают существенного увеличения спроса на тару. «ОСТ» сможет обеспечить существенную часть растущих бутылочных потребностей.

Проектная мощность нового завода — 250 млн. бутылок в год, в дальнейшем она может быть увеличена до 600 млн. бутылок. При этом, как заявляют в компании, около 35% от общего объема производства группа «ОСТ» планирует поставлять другим предприятиям отрасли. Учитывая, что в последнее время наметилась тенденция к увеличению доли напитков именно в стеклянной таре, продукция группы «ОСТ» может стать существенным подспорьем для многих производителей.
Аналогов подобному производству в России нет (на основных технологических процессах будет занято не более 250 специалистов), в Европе таким современным оборудованием оснащены два завода — в Германии и Англии.

В группу «ОСТ» входит более 30 предприятий, среди которых завод «ОСТ-Аква» (производитель безалкогольных, слабоалкогольных напитков и минеральных вод), Черноголовский завод алкогольной продукции «ОСТ-Алко», спиртзавод «Петровский» и др.
В прошлом году оборот группы составил $150 млн. Продукция «ОСТа» занимает 5% рынка крепких алкогольных напитков, 6% — рынка слабого алкоголя и около 1,4% — в сегменте безалкогольных напитков.

Ирина Шабанова

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK