16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Неуправляемый полет"

Архивная публикация 2003 года: "Неуправляемый полет"

"Звездный" состав будущей "партии власти", наверное, поможет ей выиграть выборы. Однако после выборов самой власти будет крайне сложно управлять своей партией.На прошлой неделе Центризбирком РФ зарегистрировал список кандидатов в депутаты от "партии власти". По сравнению с "Медведем" четырехлетней давности, состоявшим исключительно из неизвестных широкой публике представителей мелкого и среднего бизнеса, ветеранов войны в Афганистане, провинциальных клерков и симпатичных юношей из "Поколения свободы", список "Единой России" оказался заполнен настоящими VIP-ами: губернаторами, сенаторами, силовиками, представителями олигархического капитала и крупного регионального бизнеса.
Формируя нынешний список "Единой России", кураторы партстроительства вынуждены были отказаться от хорошо зарекомендовавшей себя на прошлых выборах модели, в соответствии с которой лояльность партийцев обратно пропорциональна наличию у них политической биографии и бизнес-истории. Проще говоря, нераскрученный и небогатый депутат значительно более управляем, чем "зубр" политики или бизнеса.
Отказ от "медвежьей" модели вызвал у политтусовки некоторое непонимание. Появились даже слухи, что замглавы администрации Владислав Сурков, якобы "чувствуя скорую отставку, попросту продавал места направо и налево, не считаясь с возможными для Кремля политическими последствиями". Впрочем, появление подобных слухов является, скорее, лишь проявлением клановой борьбы внутри администрации. (По заверениям одного из высокопоставленных аппаратчиков "ЕР", составлением партсписков занимался именно Волошин, Сурков же "во многом был выведен из "игры", поскольку курировал чеченские выборы".)
Как бы то ни было, будущий состав "партии власти" в Госдуме оказался таков, что едва ли она станет абсолютно управляемой и послушной. При этом создалось впечатление, что при формировании списка об этом просто никто не задумывался. Ибо главной --если не единственной -- задачей его составителей было набрать как можно больше голосов 7 декабря.
Традиционные ценности

Возврат к "допутинской" схеме (административный ресурс региональных лидеров плюс спонсорская помощь со стороны бизнес-структур в обмен на проходные места в партсписке) во многом носит объективный и даже вынужденный характер.
Начнем с того, что после летнего наступления силовиков в прямой зависимости от успеха (или неуспеха) "ЕР" оказалась чиновничья судьба главного куратора партии - Александра Волошина. Судя по всему, шеф администрации рассудил, что для гарантированной победы необходимо задействовать весь имеющийся в распоряжении административный и финансовый ресурс. Что и было сделано: именно благодаря его усилиям на съезде партии появился Владимир Путин, а в списке партии - многочисленные представители бизнеса и региональных элит.
Действуя в условиях "конкурентной борьбы" с противоборствующим кланом "чекистов", Волошин, похоже, посчитал возможным пренебречь стратегическими интересами - гарантированной управляемостью центристов - в угоду тактическим соображениям.
Кроме того, за четыре года часть "зеленых" депутатов из "Медведя" заматерела, набрала политический вес, а интегрированные в "ЕР" тяжеловесы из лужковско-шаймиевского ОВР доказали свою лояльность. Поэтому выбросить их на улицу практически не представлялось возможным. Во-первых, для этого потребовался бы слишком большой аппаратный вес, которого у раздираемой дрязгами администрации просто не было. Во-вторых, существовала опасность, что эти "именитые граждане" вполне могли бы пополнить ряды какой-нибудь альтернативной "ЕР" "партии власти", благо недостатка в таких до последнего времени не наблюдалось.
На волю, в пампасы

Это, конечно, не означает, что будущие депутаты от "партии власти", едва попав в Госдуму, тут же перестанут соизмерять свои действия с потребностями Кремля. По мнению Андрея Рябова из Московского центра Карнеги, "исполнительная власть, используя в том числе авторитет президента, легко сможет "построить" такую фракцию". Тем более что подобный опыт у администрации существует: изначально оппозиционная Кремлю фракция ОВР в весьма короткое время стала не менее лояльной, чем "Единство".
Все дело в том, полагает эксперт центра Карнеги, что администрацию президента "не волнует исход всех без исключения думских голосований: принципиальное значение имеют лишь так называемые ключевые голосования, в первую очередь - по политически значимым вопросам". По остальным же, более мелким вопросам лоббисты от центристских фракций, как правило, получают значительный карт-бланш.
В результате большинство в парламенте вполне может оказаться в руках людей, которые будут поддерживать линию президента, но за свой доброжелательный настрой захотят более весомых компенсаций. И мелкими прибавками к жалованью от них уже не отделаешься, придется удовлетворять интересы стоящих за ними корпораций. В итоге в лице Думы мы можем получить монстра, который будет голосовать "как надо" - по политическим законам и делать что хочет - по экономическим.
Возможные риски

В этом контексте важно, насколько радикальными будут экономические шаги правительства на пути к удвоению ВВП. Ведь любая реформаторская деятельность неизбежно затрагивает интересы крупных корпораций. Если после президентских выборов кабинет министров сформируют под ту или иную программу реформ, вполне возможно, что лоббисты крупных компаний, в том числе и из "партии власти", вынуждены будут выступить в качестве оппонентов такой программы.
На повышение самостоятельности центристов может оказать влияние и неблагоприятное для Кремля развитие внутриполитической ситуации. Формальным выражением может стать, например, падение президентского рейтинга или ухудшение экономической ситуации.
В этом случае различные группировки внутри "ЕР", ориентированные на тех или иных лидеров движения ("лужковцы", "шаймиевцы" и др.) или же на бизнес-структуры ("потанинцы", "лукойловцы" и др.), вполне могут "разорвать" партию изнутри. По мнению бывшего первого заместителя главы президентской администрации Игоря Шабдурасулова, стоявшего у истоков "Единства" образца 1999 года, "если к началу следующего избирательного сезона окажется, что центр силы переместился и ставки будут делаться за другим игровым столом, набранные в "партию власти" люди тут же разбегутся".

Кандидаты в депутаты Госдумы от "партий власти"

"Звездный" состав будущей "партии власти", наверное, поможет ей выиграть выборы. Однако после выборов самой власти будет крайне сложно управлять своей партией.На прошлой неделе Центризбирком РФ зарегистрировал список кандидатов в депутаты от "партии власти". По сравнению с "Медведем" четырехлетней давности, состоявшим исключительно из неизвестных широкой публике представителей мелкого и среднего бизнеса, ветеранов войны в Афганистане, провинциальных клерков и симпатичных юношей из "Поколения свободы", список "Единой России" оказался заполнен настоящими VIP-ами: губернаторами, сенаторами, силовиками, представителями олигархического капитала и крупного регионального бизнеса.

Формируя нынешний список "Единой России", кураторы партстроительства вынуждены были отказаться от хорошо зарекомендовавшей себя на прошлых выборах модели, в соответствии с которой лояльность партийцев обратно пропорциональна наличию у них политической биографии и бизнес-истории. Проще говоря, нераскрученный и небогатый депутат значительно более управляем, чем "зубр" политики или бизнеса.

Отказ от "медвежьей" модели вызвал у политтусовки некоторое непонимание. Появились даже слухи, что замглавы администрации Владислав Сурков, якобы "чувствуя скорую отставку, попросту продавал места направо и налево, не считаясь с возможными для Кремля политическими последствиями". Впрочем, появление подобных слухов является, скорее, лишь проявлением клановой борьбы внутри администрации. (По заверениям одного из высокопоставленных аппаратчиков "ЕР", составлением партсписков занимался именно Волошин, Сурков же "во многом был выведен из "игры", поскольку курировал чеченские выборы".)

Как бы то ни было, будущий состав "партии власти" в Госдуме оказался таков, что едва ли она станет абсолютно управляемой и послушной. При этом создалось впечатление, что при формировании списка об этом просто никто не задумывался. Ибо главной --если не единственной -- задачей его составителей было набрать как можно больше голосов 7 декабря.

Традиционные ценности


Возврат к "допутинской" схеме (административный ресурс региональных лидеров плюс спонсорская помощь со стороны бизнес-структур в обмен на проходные места в партсписке) во многом носит объективный и даже вынужденный характер.

Начнем с того, что после летнего наступления силовиков в прямой зависимости от успеха (или неуспеха) "ЕР" оказалась чиновничья судьба главного куратора партии - Александра Волошина. Судя по всему, шеф администрации рассудил, что для гарантированной победы необходимо задействовать весь имеющийся в распоряжении административный и финансовый ресурс. Что и было сделано: именно благодаря его усилиям на съезде партии появился Владимир Путин, а в списке партии - многочисленные представители бизнеса и региональных элит.

Действуя в условиях "конкурентной борьбы" с противоборствующим кланом "чекистов", Волошин, похоже, посчитал возможным пренебречь стратегическими интересами - гарантированной управляемостью центристов - в угоду тактическим соображениям.

Кроме того, за четыре года часть "зеленых" депутатов из "Медведя" заматерела, набрала политический вес, а интегрированные в "ЕР" тяжеловесы из лужковско-шаймиевского ОВР доказали свою лояльность. Поэтому выбросить их на улицу практически не представлялось возможным. Во-первых, для этого потребовался бы слишком большой аппаратный вес, которого у раздираемой дрязгами администрации просто не было. Во-вторых, существовала опасность, что эти "именитые граждане" вполне могли бы пополнить ряды какой-нибудь альтернативной "ЕР" "партии власти", благо недостатка в таких до последнего времени не наблюдалось.

На волю, в пампасы


Это, конечно, не означает, что будущие депутаты от "партии власти", едва попав в Госдуму, тут же перестанут соизмерять свои действия с потребностями Кремля. По мнению Андрея Рябова из Московского центра Карнеги, "исполнительная власть, используя в том числе авторитет президента, легко сможет "построить" такую фракцию". Тем более что подобный опыт у администрации существует: изначально оппозиционная Кремлю фракция ОВР в весьма короткое время стала не менее лояльной, чем "Единство".

Все дело в том, полагает эксперт центра Карнеги, что администрацию президента "не волнует исход всех без исключения думских голосований: принципиальное значение имеют лишь так называемые ключевые голосования, в первую очередь - по политически значимым вопросам". По остальным же, более мелким вопросам лоббисты от центристских фракций, как правило, получают значительный карт-бланш.

В результате большинство в парламенте вполне может оказаться в руках людей, которые будут поддерживать линию президента, но за свой доброжелательный настрой захотят более весомых компенсаций. И мелкими прибавками к жалованью от них уже не отделаешься, придется удовлетворять интересы стоящих за ними корпораций. В итоге в лице Думы мы можем получить монстра, который будет голосовать "как надо" - по политическим законам и делать что хочет - по экономическим.

Возможные риски


В этом контексте важно, насколько радикальными будут экономические шаги правительства на пути к удвоению ВВП. Ведь любая реформаторская деятельность неизбежно затрагивает интересы крупных корпораций. Если после президентских выборов кабинет министров сформируют под ту или иную программу реформ, вполне возможно, что лоббисты крупных компаний, в том числе и из "партии власти", вынуждены будут выступить в качестве оппонентов такой программы.

На повышение самостоятельности центристов может оказать влияние и неблагоприятное для Кремля развитие внутриполитической ситуации. Формальным выражением может стать, например, падение президентского рейтинга или ухудшение экономической ситуации.

В этом случае различные группировки внутри "ЕР", ориентированные на тех или иных лидеров движения ("лужковцы", "шаймиевцы" и др.) или же на бизнес-структуры ("потанинцы", "лукойловцы" и др.), вполне могут "разорвать" партию изнутри. По мнению бывшего первого заместителя главы президентской администрации Игоря Шабдурасулова, стоявшего у истоков "Единства" образца 1999 года, "если к началу следующего избирательного сезона окажется, что центр силы переместился и ставки будут делаться за другим игровым столом, набранные в "партию власти" люди тут же разбегутся".


Кандидаты в депутаты Госдумы от "партий власти"

~0102~Кандидаты в депутаты~0201~19992003

"Медведь""Отечество-Вся Россия""Единая Россия"

Всего по списку181261266

Из них:

Действующих депутатов ГД220109

Представителей крупного бизнеса31226

Бывших и действующих членов правительства1911

Руководителей регионов3629

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».