18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Нежеланный бунт"

Архивная публикация 2004 года: "Нежеланный бунт"

Второй тур президентских выборов на Украине так и не определил победителя. Сейчас судьба страны решается на улице. И что с этим делать, похоже, не знает никто. В понедельник, сразу после объявления «предварительной» победы Виктора Януковича, Киев превратился в растревоженный муравейник рыжих, точнее, оранжевых муравьев. Пока телевизор голосом Януковича говорил о «небольшой группе радикалов», которая пытается втянуть в авантюру молодежь, от криков этой «небольшой группы» и «втянутой молодежи» в нашем доме, расположенном в центре Киева, дрожали стекла. Все-таки политтехнологи Ющенко выбрали очень удачный цвет для его кампании: «померанцевые» тона прекрасно смотрятся на фоне первого снега, который выпал в Киеве, как раз когда народ вышел на улицы. Ярко и в то же время никакой агрессии.

©
Второй тур президентских выборов на Украине так и не определил победителя. Сейчас судьба страны решается на улице. И что с этим делать, похоже, не знает никто.
©
В понедельник, сразу после объявления «предварительной» победы Виктора Януковича, Киев превратился в растревоженный муравейник рыжих, точнее, оранжевых муравьев. Пока телевизор голосом Януковича говорил о «небольшой группе радикалов», которая пытается втянуть в авантюру молодежь, от криков этой «небольшой группы» и «втянутой молодежи» в нашем доме, расположенном в центре Киева, дрожали стекла. Все-таки политтехнологи Ющенко выбрали очень удачный цвет для его кампании: «померанцевые» тона прекрасно смотрятся на фоне первого снега, который выпал в Киеве, как раз когда народ вышел на улицы. Ярко и в то же время никакой агрессии.

Оранжевая толпа, заполонившая центр Киева, абсолютно уверена: нового президента Украины зовут Виктор Ющенко. И очень сложно себе представить, что именно может заставить ее поверить украинскому ЦИКу, который объявил победителем другого кандидата.

Эти люди считают себя победителями, поэтому и ведут себя организованно — например, когда митингующие устраивали живой коридор до администрации президента, один из демонстрантов, видимо бывший гаишник, взялся разруливать возникшую из-за скопления людей пробку. Гаишники в форме в Киеве сейчас редкость.

Не до любви, когда идет революция

Киев весь в оранжевом, или, более изысканно, в «померанцевом» — поддерживать кандидата от оппозиции модно и считается «бонтон». Равно как и заниматься политикой. Девчонка на площади Независимости (Майдан Незалежностi, чаще просто Майдан) кричит в мобильник: «Я тебе серьезные вещи говорю — тут митинг! А ты — «я тебя люблю, я тебя люблю!»

Однако с мобильниками в Киеве в эти дни были проблемы. Операторы отчаянно боролись за работоспособность сети в центре Киева. Как сообщили «Профилю» в пресс-службе ЗАО «Киевстар GSM», в центре Киева было установлено 20 дополнительных базовых станций, благодаря чему емкость сети увеличилась вдвое. Аналогичные меры были приняты и другими операторами — «Голден Телеком» также установил дополнительную базовую станцию.

Оранжевое все

Мода на все оранжевое распространилась даже в тех регионах, где традиционно сильны позиции премьер-министра: в Днепропетровске, например, студентов Горной академии нарядили в цвета Януковича и отправили на митинг в его поддержку. Студенты поломали благолепие — дружное скандирование «Так, Ющенко!» сильно огорчило организаторов.

Начиная с понедельника на Майдане, сменяя друг друга, стоят больше ста тысяч человек — в основном киевляне, которые приходят сюда после работы или вместо работы. По всей центральной части Крещатика раскинулись сотни палаток, где ночуют пикетчики из «гвардии Ющенко» — многие из них начинали свой боевой путь еще во время акции «Украина без Кучмы!». Константин Меладзе, продюсер группы «Виа Гра», рассказал нам, что провел понедельник, закупая валенки и матрасы для мерзнущих пикетчиков.

Те не прячут лица от фотокамер и охотно рассказывают о себе. Игорь Самойленко, студент университета: «Если мы уйдем — какие же мы после этого украинцы?» Возможно, это звучит слишком пафосно. Но даже не разделяя идеалов этих людей, нельзя не признать: защищать их они умеют.

Отыскать в Киеве взрослого человека, которому нечего сказать по поводу выборов, невозможно. Таксист Владимир рассказал, что в ночь выборов все такси Киева были рекрутированы штабами кандидатов к избирательным участкам — возить избиркомовцев с документами. Владимир — за Ющенко и против криминала во власти: «Януковичевские предлагали 150 долларов за ночь работы, но я принципиально не пошел. Мне и ющенковские 70 баксов — уже удача».

В Киеве сейчас много приезжих, и далеко не все они — за Ющенко. «Ющенко опирается на «западенских», — говорит журналист Сергей. — У нас в Донбассе их считают бездельниками. Только и болтают, что они — носители культурного наследия Украины! А где их вклад в экономику?» «Нас и западных украинцев напрасно считают единым народом, — согласна с ним Ольга Сергеевна, днепропетровская пенсионерка. — У нас многие говорят: пусть лучше наш проходимец, чем «западенский», да еще у которого за спиной Америка!»

А один наш уличный собеседник в Киеве сказал: «Опасную игру они ведут с народом. У меня брат с Луганской области звонит: мы тут собрались Киев защищать, а то говорят, что туда «западенци» колоннами едут, так мы им дадим по шапке. Я брату говорю: успокойся, никто к нам не едет! А он: да я все равно к тебе собирался. Но кастет на всякий случай захвачу».

Спасительная пауза

Пока Киев находится во власти оранжевой толпы, штаб Януковича не сидит без дела. Главная задача — «замылить» эффект от акций сторонников Ющенко и выиграть время — не могут же люди вечно стоять на морозе. И если кризис разрешится в пользу Януковича, то во многом благодаря украинской зиме.

Штаб премьера пытается отвечать ударом на удар — сторонники Януковича тоже выходят на митинги, по команде повязывают шарфы, берут в руки флажки, и весь Майдан вспыхивает цветами… российского флага. Команда Януковича избрала для агитационных материалов белый, синий и красный цвета — политологи по этому поводу только хмыкали. Киевляне, которые наблюдали за собравшимися на митинг «бело-сине-красными», ворчат: «Понаехало село неасфальтированное митинговать по разнарядке!»

Столичный житель Игорь поясняет: «Я слышал, только за один день из Николаева четыре автобуса пришли с этими вот сторонниками. Говорят, там с людьми разговор короткий: не поедешь — уволим». Участник митинга харьковчанин Владислав Кукуруза говорит: «Да, мы с коллегами приехали автобусами специальными. А что такого, почему не могут одни сторонники Януковича предоставить автобусы другим сторонникам Януковича?» Расходясь, януковцы бережно забирают трехцветную символику с собой — в отличие от ющенковцев, чьими оранжевыми ленточками завалена вся столица Украины.

За день до выборов в центре Киева из специального автобуса с громкоговорителем разливалась песня, написанная на мотив широко известного вальса «Александра, Александра, этот город наш с тобою». Только вместо Александры там — «Янукович, Янукович будет мудрым президентом! Януковичу доверим управление страной!». Вообще-то — это клон петербургского (времен губернаторских выборов) шедевра на ту же мелодию — «Валентина, Валентина» (Матвиенко).

Вождь поневоле

Один из главных «виновников торжества», Виктор Ющенко совсем не похож на уличного трибуна. Видно, ему, экс-чиновнику и банкиру, неуютно на улице. Кроме того, он выглядит усталым. Говорит слабо и вяло — особенно на фоне заведенной оранжевой толпы. Слишком много читает по бумажке и слишком часто использует домашние заготовки — к примеру, сравнение Украины со спящим слоном навязло в зубах.

Беседуя накануне второго тура выборов с корреспондентом «Профиля», Виктор Ющенко также предпочел ограничиться штампованными фразами. Например, что честного подсчета голосов ждать не приходится. «Мы еще шестнадцать месяцев назад вносили предложение включить в бюджет этого года расходы на составление единого реестра избирателей Украины, — заявил тогда кандидат от оппозиции. — Но это не надо ЦИКу, ему нужны мертвые души, которых на отдельных участках бывает до двадцати процентов. Но самый эффективный путь — открепительные талоны. В первом туре таким образом был сфальсифицирован миллион голосов». Как выяснилось, Ющенко недооценил масштаб: в ночь выборов в ЦИКе спикер российской Госдумы Борис Грызлов радостно заявил журналистам, что благодаря отказу Кучмы подписать закон об отмене открепительных талонов удалось сохранить целых полтора миллиона голосов.

Кстати, многие обещания, которые сделала сама оппозиция перед вторым туром, так и остались сотрясением воздуха. Так, в «ночь под выборы» штабы обоих кандидатов широко разрекламировали свои параллельные подсчеты голосов. Штаб Януковича результаты своего параллельного подсчета хотя бы обнародовал, в отличие от штаба Ющенко. Формально ни тот, ни другой юридической силы не имели, но где обещанное?

Скорее всего, накануне второго тура Ющенко и сам не знал, как будет вести себя через два дня. Вывести людей на улицу несложно, но куда их вести? Массовые акции протеста — единственный его шанс зацепиться за власть. Но революции он боится, а безыдейно держать людей на морозе долго не получится.

Из интервью Виктора Ющенко «Профилю» (дано накануне второго тура):

Виктор Ющенко: Мне не нравится, когда мою нацию, народ Украины, называют козлами. Я лично не козел, и дети мои не козлы, и все 47 миллионов украинцев — не козлы. Мне не нравятся не сам Янукович и две судимости, а то, что человек с таким прошлым претендует на пост президента страны. Рано или поздно прошлое этого человека может войти в конфликт с интересами Украины. Унизительно, когда избирателям тыкают пальцем, куда ему можно, а куда нельзя ходить. Мне не нравится, что тысячи госслужащих — учителей, врачей — вынуждены заниматься подписными листами кандидата Януковича. Мне не нравится, что за ним стоит неправда. Я не думаю, что этот человек принесет с собой новую, честную украинскую политику. Я думаю, политика «по понятиям» не подходит для моей страны, для моего народа.

«Профиль»: Если вы станете президентом, поддержите идею двойного российско-украинского гражданства?

В.Ю.: Я негативно отношусь к вопросу двойного гражданства. Это не отвечает государственным интересам. На Украине есть традиция — перед каждыми выборами обсуждать эту тему. Но никто из тех, кто разыгрывает эту карту, не отвечает за ее дальнейшую реализацию. Кучма уже два раза забывал об этом на следующий день после выборов. У русскоязычной общины, конечно, есть проблемы. Если правительство где-нибудь закрывает русские школы, я всегда на стороне людей, которые этого не хотят. Надо учить языки, а не трясти один другого за грудки — на каком языке мы все будем разговаривать. Тем более если сам ни по-украински, ни по-русски без словаря говорить не можешь. Премьер не должен играть такими вещами: если он считает, что нужно вводить двойное гражданство, давно мог бы внести законопроект в Раду или инициировать референдум. Правда, в парламенте такой законопроект не нашел бы серьезной поддержки. А играть на чувствах людей — просто нечестно.

«П.»: Возможна ли в Киеве «каштановая революция»?

В.Ю.: Я знаю, победа будет даваться оппозиционным силам дорогой ценой. И я эту цену уже плачу, вы можете заметить это по моему лицу. Но это не самая страшная плата. Я понял, что есть миллионы украинцев, которые являются не электоратом, а Гражданами. Я считаю, что наша страна исторически предрасположена к демократии. Задолго до того, как Европа научилась голосовать, у нас в Украине уже было прямое избирательное право — в казацкой республике.

В условиях политической нестабильности украинский рынок попал в ситуацию нестабильности ценовой. «В связи с сохранением ситуации «ценовой нестабильности» по акциям, которые входят в список акций ПФТС-индекса… торги в торговой системе ПФТС приостановлены до конца поточного торгового дня», — сказано в сообщении ПФТС от 24 ноября. Обычно состояние ценовой нестабильности признается в случае, если индекс ПФТС изменяется без объективных экономических причин более чем на 5% по сравнению с индексом предыдущего дня. Как сообщил «Профилю» представитель ПФТС, ликвидность рынка существенно ухудшилась. «Мы решили приостановить торги… В понедельник индекс отличался от индекса пятницы более чем на 11%», — сообщил сотрудник ПФТС.

Например, 23 ноября цена спроса на акции «Укрнефти» упала по сравнению с ценой 22 ноября с 71 до 10 гривен. Подобная ситуация была характерной также для акций «Запорожстали» и «Днепрэнерго». По словам представителей ПФТС, такое резкое колебание цен в торговой системе не соответствует действительной ситуации на рынке, а связано исключительно с политическими событиями.

«Непонятно, сколько стоят акции. Мы каждый день открываем торги, но вынуждены их приостанавливать. Если ситуация стабилизируется, то котировки вернутся на свои места. Надо понимать, как может измениться индекс ПФТС, и мы подадим ложный сигнал рынку», — сказал «Профилю» директор департамента фондовых операций ПФТС Игорь Селецкий.

Большинство инвесткомпаний на прошлой неделе практически не работало. «Торгов нет, потому что мы больше времени проводим на Майдане. Есть только единичные сделки, но панических продаж не наблюдается... Все вернется на свои места, когда люди вернутся в офисы», — сказал журналу «Профиль» директор компании «Драгон Капитал» Дмитрий Тарабакин.

«Мы, естественно, сейчас имеем потери, но я думаю, это время не зря прожито, потому что идет борьба за рейтинги страны, за ее перспективы. Текущие стоимость и капитализация страны резко падают. Но я думаю, сегодня выражение позиции со стороны США и ЕС относительно ситуации в стране — это фактор влияния... Отсутствие сделок свидетельствует, что мы ожидаем положительного разрешения ситуации...» — прокомментировал состояние украинского фондового рынка президент Ассоциации финансовой группы «Автоальянс» Анатолий Отченаш.

ЛАДА МОТРИЧ, ДМИТРИЙ МОТРИЧ

Киев—Днепропетровск

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».