25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2001 года: "Ни шагу назад"

Архивная публикация 2001 года: "Ни шагу назад"

Теракты и экономический спад заставляют руководителей американского бизнеса пересматривать стратегию ведения дел за рубежом. Излишняя осторожность при этом может быть вредна.Одним из следствий атак террористов может стать свертывание американского бизнеса за пределами США. Собственно говоря, прямые инвестиции за границу уже начали сокращаться еще несколько месяцев назад -- по мере усугубления мирового экономического спада. Но после 11 сентября этот процесс может превратиться в глобальное отступление.
Начиная с лета, например, Gateway Computer Inc. объявила о свертывании большей части своих операций в Европе и Азии. AT&T прекратила деятельность совместного предприятия с British Telecommunications. Merrill Lynch&Co. уходит из Азии. О намерении сократить свой бизнес в Европе заявили в Ford Motor Co. Отмечен также значительный спад деловой активности американских телекоммуникационных и энергетических компаний в Южной Америке.
Бизнес под угрозой. Понятно, что причины для такой осторожности и в самом деле есть. В конце концов, многие американские компании просто не знают, что теперь делать ввиду краха Интернета, экономического спада внутри страны и в мире и сокращения квартальных прибылей. Но, возможно, еще важнее то, что после 11 сентября многие руководители бизнеса смотрят на мир по-другому. Раньше глобализация означала открытость, а сегодня все живут в ожидании нарастания государственного регулирования. Раньше глобализация означала еще и большие возможности. Теперь же вместо этого появилось растущее ощущение уязвимости. Руководство многих компаний считает, что системы снабжения предприятий, сами предприятия и их сотрудники за рубежом подвергаются все большему риску. Некоторые опасаются того, что их компании могут стать мишенью для антиамерикански настроенных фанатиков.
По словам Ральфа Шрэйдера (Ralph Shrader), возглавляющего консалтинговую фирму Booze Allen&Hamilton, он не знает ни одной компании, которая сейчас не занималась бы тщательным пересмотром своей глобальной стратегии с учетом факторов экономического спада и событий 11 сентября. Сэр Мартин Соррелл (Martin Sorrell), глава WPP Group, занимающейся рекламой, маркетингом и изучением рынка, сравнивает директоров многих американских компаний с "оленями, застигнутыми светом фар", -- их стратегия глобального развития парализована точно так же. Похоже, что это общая, а не только американская тенденция. По сравнению с прошлым годом количество слияний компаний из разных стран сократилось на 50%, а общие объемы прямых иностранных инвестиций в мире, по прогнозам, будут на 40% меньше.
Однако есть два исключения. Одно -- это регион NAFTA (North American Free Trade Agreement. -- "Профиль"). Здесь приобретение Citigroup одного из крупнейших банков Мексики Banamax может стать прецедентом, так же как и продвижение Calpine Corp. в Канаду. Второе -- это Китай, который после вступления его во Всемирную торговую организацию инвесторы просто не могут оставить без внимания. И инвестиции, которые могли бы потечь во многие страны Азии, сегодня идут только в Китай. Примером может служить только что заключенное соглашение о создании совместного предприятия AOL Time Warner и китайской крупнейшей компьютерной компанией Legend Group, а также объявление Wal-Mart Stores о намерении построить пять новых магазинов в одном только Пекине.
Но это нисколько не уменьшает опасность, которой чреваты неуверенные действия американского бизнеса на мировых рынках. Четверть американской торговли -- это сделки между компаниями США и их дочерними фирмами за рубежом. По мере сокращения инвестиций за рубежом будет сокращаться и американский экспорт. На его долю в 90-е годы приходилось от 20% до 30% ВВП, что давало миллионы высокооплачиваемых рабочих мест. Та же участь ожидает и импорт, благодаря которому сдерживался рост цен, а потребители имели широкий выбор товаров и услуг. Учесть надо и значение американских инвестиций за рубежом как источника средств, менеджмента и технологий. Без них поблекнут экономические перспективы нескольких регионов в мире, что, в свою очередь, усугубит тяжелое положение на мировом рынке. Поскольку все в мире очень взаимозависимо, это коснется и США.
Далее: новые конкуренты. Сами же американские компании лишатся возможности сформировать более широкую сеть клиентов и потребителей, что откроет двери для конкурентов. Например, в 80-е годы во время долгового кризиса в Латинской Америке там снизили свою активность такие компании, как Bank of America и AT&T. На то, чтобы потом отвоевать утраченные позиции у европейцев, понадобилось 10--15 лет. Проблемы на рынке в США в 70--80-е годы заставили Ford и General Motors Corp. переориентироваться на рынки за рубежом. На их место пришли японцы, которые не ушли до сих пор. Конкурентами могут стать и компании тех государств, где рынки еще только формируются. "Самую большую угрозу в обозримом будущем представляют фирмы, названий которых мы пока не можем ни верно произнести, ни верно написать", -- полагает бывший председатель General Electric Джек Уэлч (Jack Welch).
Если американский бизнес замкнется в себе, это будет контрпродуктивно. Тем более на фоне усилий Вашингтона по созданию основ широкого многостороннего сотрудничества, включая глобальную либерализацию торговли. Всем понятно, что войну с терроризмом должны вести не только войска. Много пользы может принести экономическое развитие, благодаря которому бедные страны смогли бы измениться и перестать служить питательной средой для разочарования, ярости и насилия. Одной только помощью извне этого добиться нельзя. И если американский бизнес не сыграет в этом свою важную роль, такое превращение может не произойти никогда.

Джеффри Гартен (Jeffrey E. Garten), декан Yale School of Management. В прошлом -- инвестиционный банкир, автор The Mind of the C.E.O. -- Business Week.

Теракты и экономический спад заставляют руководителей американского бизнеса пересматривать стратегию ведения дел за рубежом. Излишняя осторожность при этом может быть вредна.Одним из следствий атак террористов может стать свертывание американского бизнеса за пределами США. Собственно говоря, прямые инвестиции за границу уже начали сокращаться еще несколько месяцев назад -- по мере усугубления мирового экономического спада. Но после 11 сентября этот процесс может превратиться в глобальное отступление.

Начиная с лета, например, Gateway Computer Inc. объявила о свертывании большей части своих операций в Европе и Азии. AT&T прекратила деятельность совместного предприятия с British Telecommunications. Merrill Lynch&Co. уходит из Азии. О намерении сократить свой бизнес в Европе заявили в Ford Motor Co. Отмечен также значительный спад деловой активности американских телекоммуникационных и энергетических компаний в Южной Америке.

Бизнес под угрозой. Понятно, что причины для такой осторожности и в самом деле есть. В конце концов, многие американские компании просто не знают, что теперь делать ввиду краха Интернета, экономического спада внутри страны и в мире и сокращения квартальных прибылей. Но, возможно, еще важнее то, что после 11 сентября многие руководители бизнеса смотрят на мир по-другому. Раньше глобализация означала открытость, а сегодня все живут в ожидании нарастания государственного регулирования. Раньше глобализация означала еще и большие возможности. Теперь же вместо этого появилось растущее ощущение уязвимости. Руководство многих компаний считает, что системы снабжения предприятий, сами предприятия и их сотрудники за рубежом подвергаются все большему риску. Некоторые опасаются того, что их компании могут стать мишенью для антиамерикански настроенных фанатиков.

По словам Ральфа Шрэйдера (Ralph Shrader), возглавляющего консалтинговую фирму Booze Allen&Hamilton, он не знает ни одной компании, которая сейчас не занималась бы тщательным пересмотром своей глобальной стратегии с учетом факторов экономического спада и событий 11 сентября. Сэр Мартин Соррелл (Martin Sorrell), глава WPP Group, занимающейся рекламой, маркетингом и изучением рынка, сравнивает директоров многих американских компаний с "оленями, застигнутыми светом фар", -- их стратегия глобального развития парализована точно так же. Похоже, что это общая, а не только американская тенденция. По сравнению с прошлым годом количество слияний компаний из разных стран сократилось на 50%, а общие объемы прямых иностранных инвестиций в мире, по прогнозам, будут на 40% меньше.

Однако есть два исключения. Одно -- это регион NAFTA (North American Free Trade Agreement. -- "Профиль"). Здесь приобретение Citigroup одного из крупнейших банков Мексики Banamax может стать прецедентом, так же как и продвижение Calpine Corp. в Канаду. Второе -- это Китай, который после вступления его во Всемирную торговую организацию инвесторы просто не могут оставить без внимания. И инвестиции, которые могли бы потечь во многие страны Азии, сегодня идут только в Китай. Примером может служить только что заключенное соглашение о создании совместного предприятия AOL Time Warner и китайской крупнейшей компьютерной компанией Legend Group, а также объявление Wal-Mart Stores о намерении построить пять новых магазинов в одном только Пекине.

Но это нисколько не уменьшает опасность, которой чреваты неуверенные действия американского бизнеса на мировых рынках. Четверть американской торговли -- это сделки между компаниями США и их дочерними фирмами за рубежом. По мере сокращения инвестиций за рубежом будет сокращаться и американский экспорт. На его долю в 90-е годы приходилось от 20% до 30% ВВП, что давало миллионы высокооплачиваемых рабочих мест. Та же участь ожидает и импорт, благодаря которому сдерживался рост цен, а потребители имели широкий выбор товаров и услуг. Учесть надо и значение американских инвестиций за рубежом как источника средств, менеджмента и технологий. Без них поблекнут экономические перспективы нескольких регионов в мире, что, в свою очередь, усугубит тяжелое положение на мировом рынке. Поскольку все в мире очень взаимозависимо, это коснется и США.

Далее: новые конкуренты. Сами же американские компании лишатся возможности сформировать более широкую сеть клиентов и потребителей, что откроет двери для конкурентов. Например, в 80-е годы во время долгового кризиса в Латинской Америке там снизили свою активность такие компании, как Bank of America и AT&T. На то, чтобы потом отвоевать утраченные позиции у европейцев, понадобилось 10--15 лет. Проблемы на рынке в США в 70--80-е годы заставили Ford и General Motors Corp. переориентироваться на рынки за рубежом. На их место пришли японцы, которые не ушли до сих пор. Конкурентами могут стать и компании тех государств, где рынки еще только формируются. "Самую большую угрозу в обозримом будущем представляют фирмы, названий которых мы пока не можем ни верно произнести, ни верно написать", -- полагает бывший председатель General Electric Джек Уэлч (Jack Welch).

Если американский бизнес замкнется в себе, это будет контрпродуктивно. Тем более на фоне усилий Вашингтона по созданию основ широкого многостороннего сотрудничества, включая глобальную либерализацию торговли. Всем понятно, что войну с терроризмом должны вести не только войска. Много пользы может принести экономическое развитие, благодаря которому бедные страны смогли бы измениться и перестать служить питательной средой для разочарования, ярости и насилия. Одной только помощью извне этого добиться нельзя. И если американский бизнес не сыграет в этом свою важную роль, такое превращение может не произойти никогда.


Джеффри Гартен (Jeffrey E. Garten), декан Yale School of Management. В прошлом -- инвестиционный банкир, автор The Mind of the C.E.O. -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».