Наверх
20 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "НОЧЬ В МУЗЕЯХ"

Даже самая хорошая идея может быть подпорчена в России не очень хорошей организацией.    По традиции нака-нуне Международ-ного дня музеев в столице прошла ежегодная акция «Ночь музеев». Корреспондент «Профиля» отправился в путешествие по ночной Москве и составил впечатление не только о музеях и выставках, но и об их посетителях.
   
   Московский музей современного искусства
   К 19.00, моменту официального начала акции, на Петровке уже собралась изрядная очередь. Томящуюся в ожидании публику слегка развлекло появление самого Зураба Церетели. Деловито выйдя из подведомственного ему очага культуры, он благосклонно посмотрел на собравшихся, удовлетворенно кивнул и убыл в неизвестном направлении. Очевидно, у него была своя культурная программа.
   Первое впечатление от ММСИ — душевно. Экспозицию «День открытых дверей: Особняк — Гимназия — Клиника — Музей» обновили специально к мероприятию. Достоинство ее в том, что каждый может найти здесь что-то интересное — и завсегдатай выставок поп-арта, и ребенок, которого привели в выходной день в музей. И действительно было на что посмотреть, над чем улыбнуться и даже задуматься: парящая над парадной лестницей парашютистка; видеоинсталляция «Взгляд из бомболюка» и закольцованный фрагмент эйзенштейновского «Ивана Грозного»; розовые зайцы и гламурные инопланетяне; дерущиеся «Синие носы» в коробочках; танк, собранный из старой мебели; конура, из которой на посетителей грозно бросался ошейник без явных признаков собаки в нем, и многое другое… Работы Звездочетова, Комара и Меламида, Дубоссарского и Виноградова, Бугаева «Африки», Пепперштейна…
   Второе впечатление от ММСИ — душно. 30-градусная жара и 100-процентная влажность мешали в полной мере осмыслить увиденное. В какой-то момент даже стало страшно за картины: не потечет ли краска? «А что вы хотите, — иронично заметил некий молодой человек. — Это же концептуально! Андеграунду противопоказан свежий воздух!» Глубоко, но спорно…
   Удовлетворенный увиденным народ выпадал на свежий воздух и отправлялся в симпатичное лаунж-кафе, обустроенное силами одного из телефонных операторов. Параллельно во дворе музея шел ненавязчивый open air: интерактивные мастер-классы, выступления мимов и музыкантов.
   
   Галерея «Винзавод»
   «Винзавод» оказался единственной площадкой «Ночи музеев», где за вход на территорию брали деньги — 300 рублей. За это «заводчане» были подвергнуты в Рунете остракизму. На самом деле ход оказался правильным. Таким образом были сразу отсечены люди, которые, приняв «дозу выходного дня», искали нетрадиционные для себя способы культурного досуга. Остались те, кому было действительно интересно. Может быть, поэтому средний возраст публики на «Винзаводе» явно приближался к тридцати.
   Посетителей было очень много, но при этом не было толпы. Удивительно, но, несмотря на то, что это была чуть ли не единственная в ту ночь музейная площадка, где продавали крепкий алкоголь, не было и пьяных.Здесь действительно царило ощущение праздника.
   Народ без суеты перемещался по корпусам «Винзавода». Все арт-площадки специально подготовили оригинальные выставочные проекты. А еще был спектакль студентов Кирилла Серебренникова, на котором присутствовал сам мэтр. И огромная забавная выставка комиксов. И показ арт-хаусных короткометражек. И нон-стоп концерт в «Зеленом ангаре». И акция «Голосуй ногами», во время которой все желающие могли художественно самовыразиться, раскрасив специально приготовленные гипсовые конечности…
   
   Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
   Впечатление от «Санатория искусств» с его сеансом «АРТопедии и эстетической травматологии» двойственное. За идею — «отлично», за исполнение — слабенькая троечка. Излишний перегиб в сторону натурализма отнюдь не украсил ведущую картинную галерею отечественного искусства.
   Композиция с забитыми в голову гвоздями, тщательно прорисованные орудия пыток рядом с обнаженными женскими телами, фотоколлажи из операционной и напрочь взрывающая неокрепшие умы скульптура «Человек, блюющий радугой»… Все эти арт-объекты были бы уместнее где-нибудь на верхних ярусах ЦДХ или в одной из галерей того же «Винзавода». Положение не спасал даже забавный видеокомикс «Музейная терапия», где насмерть умученного суетой мегаполиса гражданина возвращали к жизни путем экскурсии по Третьяковке.
   Так что многие зрители, особенно пришедшие сюда целыми семьями, быстренько закругляли осмотр главной фишки мероприятия и удалялись в сторону выставки Александра Дейнеки. Действительно, после «санаторных» экспонатов «Оборона Севастополя» казалась светлой и доброй пасторалью.
   Третьяковка негостеприимно захлопнула перед посетителями двери без четверти одиннадцать. И это невзирая на огромное число желающих попасть внутрь, среди которых было достаточно много детей. Оскорбленный в лучших чувствах народ потек в парк «Музеон», чтобы посмотреть широко разрекламированное «шоу у фонтана».
   
   Парк искусств «Музеон»
   «Музеон» завлекал посетителей на «Театрализованную светомузыкальную композицию с танцующими фонтанами, лазерным шоу и выступлением инструментальных коллективов». На самом деле несколько тысяч человек, собравшихся в узком пространстве между набережной и расставленными у фонтана помостами, стали свидетелями действа, достойного войти в анналы русской народной самодеятельности.
   На одном помосте женское струнное трио под «фанеру», усугубленную отвратительным саундом, знакомило зрителей с жемчужинами своего репертуара — от «Утомленного солнца» до увертюры из «Детей капитана Гранта». На втором помосте периодически появлялись несколько красавиц, которые уныло вертели в руках горящие обручи. Фонтаны изредка, причем без всякой связи с исполняемыми композициями, плевались тощими струйками. Кто-то из зрителей даже предположил, что в Москве уже началось отключение воды, и это его первая жертва. Лазеры пытались что-то изобразить на «экране» из дыма. Но то ли дым-машина была не самой мощной, то ли мешал легкий ветерок с реки — в общем, картина не выстраивалась. Не улучшили впечатления и два огромных белых паруса, на который проецировались блеклые картинки a la детский калейдоскоп. «Феерическую» картину дополняли бессистемно мечущиеся лучи цветовых пушек и вспышки стробоскопов… Ко мне обратился грустный мужчина средних лет: «Надо же, а мы с таким светом двадцать лет назад дискотеки в студенческой общаге устраивали. Оказывается, это было лазерное шоу!»
   Это было единственное мероприятие «Ночи музеев», где я наблюдал массовый исход разочарованных зрителей.
   {PAGE}
   Музей Маяковского
   Здесь сразу как-то забылись ужасы «Санатория» и шоу «Музеона». Музей приятно порадовал уютной и раскрепощенной атмосферой душевного общения. Сотрудники с видимым удовольствием водили экскурсии, а в небольшом дворике-колодце читали стихи поэты и пели старый добрый рок-н-ролл андеграундные группы. Значительную часть посетителей составляли расслабленные улыбчивые ре-бята, чем-то неуловимо напоминавшие героев недавнего «Дома Солнца» Сукачева.
   
   Центр современного искусства «Гараж»
   Фасад «Гаража» сиял и переливался. Внутри тоже зажигали. Публика была явно помоложе и попьянее «винзаводской». Перед ней вставала непростая альтернатива: или на выставки, или сразу на танцевальную вечеринку Love Вoat. Многие предпочли второе. Хотя и к Малевичу в «Футорологию», и к полотнам Марка Ротко стояли плотные очереди. В целом же не покидало чувство какой-то обыденности происходящего. Не было ощущения радости.
   Да и без толики бардака у нас ведь и праздник — не праздник. Безо всяких объяснений доступ на территорию комплекса вместо заявленных 4.00 пресекли уже в районе полвторого. В итоге у ворот «Гаража» скопилось значительное число людей, желавших попасть внутрь. Было шумно, нецензурно и скандально. Не самое лучшее окончание в целом приятного путешествия…
   

   ИСТОРИЯ ВОПРОСА
   В 1997 году музейные работники Берлина, обеспокоенные резким падением посещаемости учреждений культуры, провели акцию, в ходе которой многие музеи города бесплатно пускали посетителей в течение целой ночи. Опытом немецких музейщиков заинтересовались их французские коллеги. 18 мая 1999 года по инициативе Министерства культуры и коммуникаций Франции по всей стране прошла акция «Весна музеев», приуроченная к Всемирному дню музеев.
   Через два года в «Весне музеев» участвовало уже 39 стран Европы и Америки. В 2005 году она была переименована в «Ночь музеев». Москва присоединилась к акции в 2007 году. Вслед за ней инициативу поддержали многие российские города. В прошлом году мероприятия «Ночи музеев» только в столице собрали свыше полумиллиона посетителей.

   

   СУБЪЕКТИВНО
   На следующий день, когда схлынула первая волна эмоций и визуальных впечатлений, в голове начали рождаться не совсем восторженные мысли.
   Во-первых, озадачило поведение метрополитена, вопреки заверениям закрывшегося строго по расписанию. Притом что большинство музеев официально работало до двух часов ночи. Или кто-то решил, что акция рассчитана только на автовладельцев?
   Во-вторых, не покидает ощущение, что руководство некоторых музеев отнеслось к акции как к некой обременительной «обязаловке». Иначе зачем надо было фактически прогонять людей, отстоявших изрядную очередь, из той же Третьяковки на Крымском или «Гаража»? Почему было не продлить волевым решением работу выставок еще на час-полтора?
   В-третьих, еще в прошлом году в рекламе «Ночи музеев» очень напрягало постоянное муссирование слова «бесплатно». В нынешнем году так начинался каждый второй анонс, и звучало это уже как «на халяву!». Отсюда во многом и длинные очереди, и большое число случайных людей, которым собственно выставки были явно по барабану.
   И главное. Общеевропейский слоган «Ночи» — «Музеи для социальной гармонии». В большинстве стран это прежде всего культурная акция, призванная консолидировать общество. У нас же она, похоже, начинает превращаться в очередной «праздник для всех» типа Дня города. Социум в наличии, с гармонией сложности.
   Будет обидно, если в итоге московская «Ночь музеев» станет очередной «развлекалочкой для галочки». Ведь то, ради че-го все это затевалось, — не рапорт городскому начальству о количестве единовременно приобщенных к высокому искусству. Гораздо важнее показать и доказать поколению 2000-х, что сегодня музеи — это не унылые склады пыльных артефактов, а современные динамичные площадки, способные составить серьезную конкуренцию клубам, стадионам и 3D-кинотеатрам.
   Очень не хочется, чтобы наша «Ночь музеев» стала необязательным приложением к ночной жизни столицы. Еще одним поводом для тинейджеров официально погулять на улице за полночь, а для тех, кто постарше, — выпить на свежем воздухе, и желательно под музыку. Но многие галереи сделали в этом году акцент именно на концерты, шоу и DJ-сеты, которые, по идее, должны быть только фоном для основных экспозиций. И часть москвичей, увы, восприняла именно этот посыл. Пример тому — случайно подслушанный разговор двух девушек на «лазерном шоу» в «Музеоне»: «Пошли еще куда-нибудь, тут лажа какая-то! — Да ну, это все же прикольней, чем на картины в музее смотреть!»
   Впрочем, пока «Ночь музеев» оставляет все-таки больше приятных ощущений: Москва все ж таки пытается равняться на ведущие арт-столицы мира.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK