20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Нонконформизм сегодня не в моде"

Архивная публикация 2004 года: "Нонконформизм сегодня не в моде"

Все социологические исследования последнего десятилетия показывают: степень участия молодежи в общественных движениях равна 1%, еще точнее — 0,8%. Социологи называют две основные причины пассивности: недоверие общества к молодым и недоверие молодежи к институту власти.

Все социологические исследования последнего десятилетия показывают: степень участия молодежи в общественных движениях равна 1%, еще точнее — 0,8%. Социологи называют две основные причины пассивности: недоверие общества к молодым и недоверие молодежи к институту власти.

«Те немногие, кто сейчас идет в политику, используют это как ресурс для достижения личных целей, — делится профессиональными наблюдениями с «Профилем» Юлия Зубок, завотделом социологии молодежи Института социальнополитических исследований РАН (ИСПИ). — Так уж повелось в России: близость к властным структурам обеспечивает продвижение в бизнесе, карьерный рост... Лишь единицы приходят в политику с надеждой изменить мир, но очень быстро они столкнутся с тем, что либо им надо подстраиваться под эту систему, либо их просто выдавят из нее вплоть до физического уничтожения».

На основе исследований последних лет можно нарисовать собирательный портрет Молодого Политика: «Это конформист, причем демонстративный. Эти молодые люди согласны абсолютно со всем, что делается в сегодняшней публичной политике, — продолжает Юлия Зубок. — И хотя молодые вроде бы всегда славятся нонконформистским поведением, но современные исследования по России свидетельствуют об обратном — молодежь не настроена на изменения. Наоборот, они готовы подладиться, подстроиться и занять какую-то нишу в иерархии».

А вот гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров считает, что даже хорошо, что молодежь аполитична: «Причина в том, что сфера публичной деятельности носит у нас крайне архаичный порядок, сложившийся в 1990-е годы, и слабо отвечает потребностям нового этапа развития страны — все очень забюрократизировано, все партии — «верхушечные», их влияние на принятие государственных решений минимально.

Но вот в сферу госслужбы молодежь идет с большим удовольствием. Хотя бы на два-три года — набраться опыта, связей, капитализации, чтобы затем с большим эффектом «продать себя» частному предпринимателю. В отличие от партийной системы этот «социальный лифт» у нас работает. А то, что молодежь не интересуется общественной деятельностью, говорит о том, что страна находится на этапе стабильного развития. Значит, политика сейчас не носит угрожающего характера, не бьет в лоб по интересам молодежи, что вынуждало бы ее самоорганизовываться для противодействия (единственное исключение — вопрос призыва в армию).

С другой стороны, такая пассивность свидетельствует, что молодежи есть где реализовываться: образование, бизнес, есть рабочие места (безработица скорее сокращается, чем растет), есть спорт, есть госслужба — в каждой из этих сфер действуют «социальные лифты», которые позволяют молодому человеку сделать карьеру». Последнее исследование ВЦИОМа (участвовали 1538 человек в 100 населенных пунктах 39 регионов России) показало: кумиры современной российской молодежи — это прежде всего поп- и рокзвезды, представители «золотой молодежи» (47%), успешные бизнесмены, олигархи (38%), герои телесериалов (30%), спортсмены (22%). Редко кто относит к кумирам молодежи революционеров (1%) и современных отечественных политиков (4%). Кроме лично Путина, которого кумиром молодежи назвали 10%. При этом респонденты 18—24 лет чаще, чем в среднем, к кумирам молодежи относят поп- и рок-звезд, «золотую молодежь» (52%), успешных бизнесменов, олигархов (42%), спортсменов (37%) и Владимира Путина (14%).

Социолог фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Иван Климов считает, что если уж молодежь идет в политику, то чаще вовлекается «в маргинальные структуры».

В ходе всероссийского исследования, проведенного ФОМ в молодежной аудитории, на вопрос: «Вы допускаете или исключаете для себя возможность стать активистом какой-либо партии?» — утвердительно ответили 12% респондентов, отрицательно— 81%. При этом цифра 12% вовсе не означает реальную долю «кадрового резерва» для российских партий. Такое решение будет зависеть от множества ситуативных обстоятельств. Ну а тот факт, что подавляющее большинство молодых людей не хотят даже думать о сотрудничестве с партиями, говорит об установках на дистанцирование от политики. Данные, в том числе полученные ФОМ, показывают: с одной стороны, молодежь не имеет навыков самоорганизации и отстаивания своих интересов. С другой стороны, многие партии просто не занимаются деятельностью по вовлечению и защите интересов той или иной части населения страны (в том числе молодежи). Это приводит к тому, что молодежь, все же проявляющая интерес к политике, вовлекается подчас в маргинальные (а то и экстремистские) структуры.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».