25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2001 года: "Нормальный ход"

Архивная публикация 2001 года: "Нормальный ход"

Едва ли мир будет вспоминать первый год третьего тысячелетия добрыми словами. Атака террористов на Америку, война в Афганистане, небывалое обострение никогда не затухавшего противостояния на Ближнем Востоке, экономический спад и тревожные ожидания новых катастроф -- вот чем отложится в памяти уходящий 2001-й.Какой резкий контраст с эйфорией, сопровождавшей два года назад преждевременную встречу "миллениума"! Символично, что выстроенный в Лондоне купол с таким же названием не принес ожидаемых доходов: настоящий "миллениум" оказался неожиданно суровым и толпы веселых туристов заметно поредели.
В России же, как это часто с ней бывает, "не было бы счастья, да несчастье помогло". Слабая интегрированность в мировое хозяйство пока еще ограждает нас от втягивания в глобальную экономическую стагнацию, а события 11 сентября вывели страну из обидной для бывшей великой державы политической полуизоляции, которая грозила стать хронической. Вспомним январь: новая администрация США заявляет о переводе России в разряд второстепенных для Америки государств, тут же следует ряд "шпионских" скандалов и арест в Штатах Пал Палыча Бородина, который, как к нему ни относись, был и остается высокопоставленным российским чиновником. А уже в ноябре Путин и Буш общаются в техасском поместье американского президента, НАТО спешно придумывает механизм интеграции России в свои структуры, Гавел и Квасьневский призывают руководство альянса пригласить Путина на встречу стран--членов НАТО на высшем уровне. Троица Буш--Путин--Блэр становится лицом антитеррористической коалиции, как когда-то лицом антигитлеровской коалиции была троица Рузвельт--Сталин--Черчилль. Россия возвращается в большую мировую политику, в узкий клуб определяющих ее держав, и в этой атмосфере даже выход Соединенных Штатов из договора по ПРО не стал поводом для конфронтации, как это неизбежно было бы еще год назад.
До полного взаимного доверия между Россией и Западом еще далеко, но вектор развития отношений явно направлен в эту сторону. Камнем преткновения на пути дальнейшего сближения может стать непреодолимое желание американцев додавить саддамовский Ирак, но и тут, как говорится, "возможны варианты". Россию ведь заботит не судьба кровавого диктатора и его режима, а судьба денег, вложенных в эту страну.
Внешнеполитическое успехи России не могли не укрепить и без того сильные позиции президента Путина внутри страны. В конце года даже скептически настроенный по отношению к Путину ВЦИОМ опубликовал аналитический обзор под характерным названием "От президента надежд к президенту свершений". Действительно, именно в этом году власть, консолидацией которой в своих руках Путин занимался в первый период президентства, стала инструментом конкретных действий по модернизации России. Принятый под давлением президента пакет законов не оставил сомнений, в каком направлении он хочет вести страну. Налоговое законодательство, Земельный кодекс, начало судебной и административной реформ должны дать толчок социально-экономическому развитию России как демократической страны с либеральной экономикой.
Но именно потому, что принятые законы хороши и либеральны, проведению их в жизнь обеспечено в России свирепое противодействие всех социальных слоев, интересы и привилегии которых новыми законами ущемляются. А это прежде всего бюрократия всех уровней, на которую сам же Путин и опирается. Следующий год покажет, как будет разрешаться эта парадоксальная ситуация и насколько эффективной в такой вязкой и изматывающей борьбе окажется пресловутая "вертикаль власти". Это будет гораздо менее зрелищная борьба, чем привлекающие внимание прессы подковерные разборки между властными группировками, но для судьбы России ее исход окажется гораздо важнее, чем ротация политической элиты, которая вне зависимости от персонального состава так или иначе вынуждена будет проводить президентский курс.
Можно сказать, что у Путина и его реформ не осталось в стране персонифицированного противника, но потенциально таковым является вся российская политическая система -- слишком грубо "управляемая" демократия с декоративными или слабыми партиями при отсутствии настоящей оппозиции, а также традиции и привычки политического класса, сложившиеся еще при Ельцине. Радикальная кадровая революция необходима, но пока нереальна, а нынешнего "административного ресурса" недостаточно даже для смены откровенно одиозных губернаторов.
Вообще, отношения центра с регионами и в будущем году останутся головной болью для Кремля, и совсем не исключено, что он начнет поиск сильнодействующих лекарств от нее. Недаром в конце года вспомнилась и оживленно обсуждалась давняя идея о назначении губернаторов.
Словом, впереди у России много проблем, и все они сложны, но -- что не может не радовать -- не чрезвычайны. Россия не только перестала жить в режиме перманентной катастрофы, но и демонстрирует волю двигаться в избранном направлении, набирает нормальный ход.

Едва ли мир будет вспоминать первый год третьего тысячелетия добрыми словами. Атака террористов на Америку, война в Афганистане, небывалое обострение никогда не затухавшего противостояния на Ближнем Востоке, экономический спад и тревожные ожидания новых катастроф -- вот чем отложится в памяти уходящий 2001-й.Какой резкий контраст с эйфорией, сопровождавшей два года назад преждевременную встречу "миллениума"! Символично, что выстроенный в Лондоне купол с таким же названием не принес ожидаемых доходов: настоящий "миллениум" оказался неожиданно суровым и толпы веселых туристов заметно поредели.

В России же, как это часто с ней бывает, "не было бы счастья, да несчастье помогло". Слабая интегрированность в мировое хозяйство пока еще ограждает нас от втягивания в глобальную экономическую стагнацию, а события 11 сентября вывели страну из обидной для бывшей великой державы политической полуизоляции, которая грозила стать хронической. Вспомним январь: новая администрация США заявляет о переводе России в разряд второстепенных для Америки государств, тут же следует ряд "шпионских" скандалов и арест в Штатах Пал Палыча Бородина, который, как к нему ни относись, был и остается высокопоставленным российским чиновником. А уже в ноябре Путин и Буш общаются в техасском поместье американского президента, НАТО спешно придумывает механизм интеграции России в свои структуры, Гавел и Квасьневский призывают руководство альянса пригласить Путина на встречу стран--членов НАТО на высшем уровне. Троица Буш--Путин--Блэр становится лицом антитеррористической коалиции, как когда-то лицом антигитлеровской коалиции была троица Рузвельт--Сталин--Черчилль. Россия возвращается в большую мировую политику, в узкий клуб определяющих ее держав, и в этой атмосфере даже выход Соединенных Штатов из договора по ПРО не стал поводом для конфронтации, как это неизбежно было бы еще год назад.

До полного взаимного доверия между Россией и Западом еще далеко, но вектор развития отношений явно направлен в эту сторону. Камнем преткновения на пути дальнейшего сближения может стать непреодолимое желание американцев додавить саддамовский Ирак, но и тут, как говорится, "возможны варианты". Россию ведь заботит не судьба кровавого диктатора и его режима, а судьба денег, вложенных в эту страну.

Внешнеполитическое успехи России не могли не укрепить и без того сильные позиции президента Путина внутри страны. В конце года даже скептически настроенный по отношению к Путину ВЦИОМ опубликовал аналитический обзор под характерным названием "От президента надежд к президенту свершений". Действительно, именно в этом году власть, консолидацией которой в своих руках Путин занимался в первый период президентства, стала инструментом конкретных действий по модернизации России. Принятый под давлением президента пакет законов не оставил сомнений, в каком направлении он хочет вести страну. Налоговое законодательство, Земельный кодекс, начало судебной и административной реформ должны дать толчок социально-экономическому развитию России как демократической страны с либеральной экономикой.

Но именно потому, что принятые законы хороши и либеральны, проведению их в жизнь обеспечено в России свирепое противодействие всех социальных слоев, интересы и привилегии которых новыми законами ущемляются. А это прежде всего бюрократия всех уровней, на которую сам же Путин и опирается. Следующий год покажет, как будет разрешаться эта парадоксальная ситуация и насколько эффективной в такой вязкой и изматывающей борьбе окажется пресловутая "вертикаль власти". Это будет гораздо менее зрелищная борьба, чем привлекающие внимание прессы подковерные разборки между властными группировками, но для судьбы России ее исход окажется гораздо важнее, чем ротация политической элиты, которая вне зависимости от персонального состава так или иначе вынуждена будет проводить президентский курс.

Можно сказать, что у Путина и его реформ не осталось в стране персонифицированного противника, но потенциально таковым является вся российская политическая система -- слишком грубо "управляемая" демократия с декоративными или слабыми партиями при отсутствии настоящей оппозиции, а также традиции и привычки политического класса, сложившиеся еще при Ельцине. Радикальная кадровая революция необходима, но пока нереальна, а нынешнего "административного ресурса" недостаточно даже для смены откровенно одиозных губернаторов.

Вообще, отношения центра с регионами и в будущем году останутся головной болью для Кремля, и совсем не исключено, что он начнет поиск сильнодействующих лекарств от нее. Недаром в конце года вспомнилась и оживленно обсуждалась давняя идея о назначении губернаторов.

Словом, впереди у России много проблем, и все они сложны, но -- что не может не радовать -- не чрезвычайны. Россия не только перестала жить в режиме перманентной катастрофы, но и демонстрирует волю двигаться в избранном направлении, набирает нормальный ход.

АЛЕКСАНДР АГЕЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».