Архивная публикация 2009 года: "Новая реальность"
Поддержка реального сектора значится первоочередной задачей, поставленной государством перед банками. Те же, в свою очередь, готовятся к суровой осени и ждут помощи от самого государства.Сотрудница управления по работе с корпоративными клиентами одного из крупных банков откровенничает на интернет-форуме: «Сейчас я обзваниваю клиентов и предлагаю им реструктуризацию долга под ставку, значительно превышающую стоимость нашего фондирования. И мы не одни такие: банки спекулируют на ситуации, хотя официально это звучит так — перестраховываются».
Сегодня в адрес банкиров раздается немало обвинений в том, что они ведут себя непорядочно, наживаясь на бедах предприятий и выставляя им необоснованно завышенные тарифы. Сами работники финансовой сферы соглашаются: есть в их цеху особо злостные кредиторы. «Некоторые банки действительно котируют клиентам неадекватно высокие ставки, — подтверждает Александр Загренчук, член правления банка МФК. — Особенно удивляет рост ставок по валютным кредитам, когда ставки по валютным депозитам многие банки дружно снизили из-за избытка валютных пассивов и ограниченных возможностей их размещения».
В итоге ряду предприятий, кому удается привлекать кредиты, деньги достаются на заведомо кабальных условиях. Хотя, утверждает первый зампред Москоммерцбанка Людмила Лебедева, банкиры прекрасно понимают, что ставки в 25% и выше вряд ли посильны для бизнеса, поэтому стремятся находить разумные решения при кредитовании. А разумных решений не так много. «Выход из сложившейся ситуации видится только в здравомыслии сторон: кредиторам не мешало бы умерить эгоизм, заемщикам и их акционерам — стать сговорчивее в плане обеспечения кредитов», — резюмирует Загренчук.
Плата за щедрость
Банкиров тоже можно понять. На сегодня нет 100-процентного источника гарантии возврата кредитов: его не могут обеспечить ни многочисленные залоги, ни высокие процентные ставки, ни поручительства акционеров заемщиков.
Конечно, можно винить банки и их кредитные департаменты и управления за недостаточную оценку рисков заемщиков. Но проблема здесь во многом заключается в неопределенности развития негативных сценариев экономических процессов.
Существенный рост безработицы при пропаганде и доступности «кредитной иглы» в годы роста экономики на фоне гарантированных бонусов как источника поощрения рефлекса потребления привел к возникновению большого объема просроченной задолженности из-за невозможности выплат и перекредитования. Предприятия и компании (другими словами — «офисы») тоже работали «в рост». Пока росли продажи и кредитные и иные заемные ресурсы (растущие в абсолютном выражении) подпитывали этот рост, бизнес был стабилен.
Сейчас ситуация изменилась, и сокращение издержек и затрат едва ли сможет высвободить существенную часть денежных средств для погашения кредитов и процентов за их использование. Во всяком случае, компании и предприятия, реструктуризирующие свои долги, договариваются в лучшем варианте на долгосрочную пролонгацию «тела кредита» с регулярной выплатой процентов.
Но банкам-то нужны погашение и возврат самих кредитов, так как на них завязаны сроки возврата источников фондирования этих активов (обязательства). Вообще, в «нестыковке» сроков, по которым деньги привлекаются и раздаются предприятиям, уже заложена мина. По словам предправления Юниаструм Банка Павла Неумывакина, из-за кризиса существенно сократились возможности банков в срочности привлекаемых ресурсов. «Сейчас максимальный срок, на который можно привлечь средства населения, один год. Средства юрлиц — как правило, не более 6 месяцев. В то время как основная масса кредитов выдается на срок более года», — указывает Неумывакин.
Что же касается стоимости фондирования, то, по словам главы Юниаструм Банка, ЦБ предоставляет средства комбанкам на беззалоговых аукционах на срок в интервале от 5 недель до 6 месяцев примерно под 17% годовых, что является ориентиром по цене привлечения ресурсов на рынке. В то же время относительно дешевые средства ЦБ занимают не более 15% в пассивах коммерческих банков, все остальное (среднесрочные и «длинные» деньги) приходится (если получается) привлекать с рынка.
В общем, деньги банкам даются нелегко, резюмирует Неумывакин, а потому структуры, которые продолжают кредитовать клиентов (к ним относится и «Юниаструм»), делают это взвешенно с учетом оценки рисков, реальной ситуации в экономике страны.
Подсчитали — прослезились
К началу марта этого года просроченная задолженность по совокупному кредитному портфелю банков превысила 580 млрд рублей. Для сравнения: на начало марта 2008 года просроченная задолженность составляла 195 млрд рублей. Получается, доля просроченной задолженности в совокупном кредитном портфеле банков выросла с 1,5% до 3,5%. Это показатели в целом по сектору, хотя для некоторых банков такой уровень просроченной задолженности может показаться сегодня недостижимым.
Минфин, например, утверждает, что планка в 10% уже давно позади, а хорошие цифры всего лишь уловка банков, которые стараются скрыть реальные объемы просрочек от ЦБ. И большинство российских кредитных организаций находится у опасной черты.
Средние и мелкие банки вынуждены, что называется, «кроить»: действительный уровень просрочки искажается пролонгацией кредитов, утверждает банковский аналитик Максим Осадчий. Еще один способ творческой трансформации реальности — продажа просрочки аффилированным структурам.
Положение государственных банков немногим лучше, но уровень просроченных кредитов растет пугающими темпами. У Сбербанка за первые два месяца текущего года доля просроченных кредитов выросла с 1,7% до 2,1% (в марте — до 2,36%) а у ВТБ — с 2% до 2,9% (в марте — до 3,7%), у Газпромбанка — с 1% до 3 %.
Правительство стало всерьез задумываться об отмене требования о ежемесячном наращивании кредитного портфеля по реальному сектору на 2% — такие задачи ставились перед госбанками в конце 2008 года.
И это задание, собственно, и стало основной причиной роста просрочек. Так, в 2008 году ВЭБ раздал ряду компаний короткие кредиты. В этом году встал вопрос об их погашении, в результате получилась не реальная помощь, а лишь таблетка от головной боли. В то же время госбанки как раз приобрели головную боль в виде заемщиков, которые не могут еще раз перекредитоваться и вернуть долг.
Получили — веселились
В качестве основного метода спасения реального сектора на исходе 2008 кризисного года правительство предлагало безразмерные денежные вливания в банковский сектор.
Банковскую систему накачивали ликвидностью «по полной», надеясь, что переполненная банковская «бочка» лопнет и прольется благодатным денежным дождем на страждущий реальный сектор. На деле же денежные ручейки не особо дотекали и до банков второго уровня, не говоря уже о нефинансовых компаниях.
Проблема была в том, что банки уже не доверяли даже друг другу, не говоря о каком-то там реальном секторе. В сфере же рискованных корпоративных кредитов за всю банковскую братию отдувались, по большому счету, госбанки. А основная часть остальных игроков рынка свалившиеся «с неба» госденьги пустили на спекулятивные игры валютой и ценными бумагами.
Последние два месяца 2008 года и январь 2009-го были поистине «медовыми» для российских банков, допущенных к госкормушке. В период с ноября 2008 года по январь 2009-го российские банки благодаря девальвации рубля смогли заработать около 800—900 млрд рублей, 30 крупнейших российских банков, на которые приходится 80% всех банковских активов, смогли увеличить свою январскую прибыль почти в два раза по отношению к аналогичному периоду 2008 года.
Однако после того, как чиновники опомнились и перестали «метать деньги на бочку», решив более тщательно присмотреться к результатам произведенных раздач, банки свернули валютные игры и присмирели. Результат был неутешительным: по данным ЦБ, совокупная прибыль российских банков в феврале текущего года оказалась в 135 раз ниже январской (497,1 млн рублей). При этом убытки в феврале зафиксировали 243 кредитные организации против 171 банка в январе. Среди них много крупных и «заметных» кредитных организаций.
Деньги на бочку
Но все самое страшное, как говорится, впереди. Убийственным для отрасли должен стать третий квартал этого года — в августе и сентябре предстоят довольно значительные погашения корпоративных кредитов, и, скорее всего, большая часть их не будет погашена. А с учетом нарастающего кома невозвратов этот период станет серьезным испытанием на прочность большинства структур.
Именно на осень намечена вторая волна кризиса — самые пессимистичные пророчества а-ля «грядет черный сентябрь» звучали от представителей разных ветвей власти.
Общая просроченная задолженность физ- и юрлиц, согласно прогнозу ЦБ, к концу года составит около 10%. Прогнозы Агентства по страхованию вкладов немногим пессимистичнее — порядка 15% на конец текущего года. Эксперты Альфа-банка подсчитали, что при росте просрочки до 15—20% банкротами могут оказаться сотни российских банков. За счет чего можно предотвратить грядущий катаклизм и повысить устойчивость банковской системы?
Первое, что необходимо сделать, — это решить вопрос дополнительной капитализации банков. «Частично проблема состоит в том, что бизнесмены оправданно боятся увеличивать капиталы в рублях, риски девальвации еще остаются, и никто не хочет терять на этом деньги. Здесь тоже нужно специальное решение», — говорит Александр Загренчук из банка МФК.
Решение уже прозвучало из уст премьера Владимира Путина — он заявил, что в 2009 году на дополнительную капитализацию банков зарезервировано около 500 млрд рублей. Это плюс к 757 млрд рублей, что уже предоставлены коммерческим структурам в виде так называемых субординированных кредитов (банки могут использовать их для пополнения капитала. — «Профиль»).
При этом изменится схема получения подпитки: если в настоящее время на каждый рубль, направленный акционерами в капитал банка, государство также вкладывает один рубль, то теперь предлагается увеличить эту пропорцию один к трем — то есть на каждый рубль акционеров государство добавит еще три рубля в виде субординированного кредита. Правда, новое предложение распространяется лишь на банки, которые уже воспользовались предложением «один к одному».
Взамен банки должны взять на себя обязательство все выделенные, в том числе и на капитализацию, деньги отдавать далее на рынок в виде кредитов. По-путински это звучало так: «Сколько средств госпомощи получит банк, в таком же объеме он должен будет обеспечить кредитование реального сектора и граждан». То есть ситуация конца прошлого года, когда значительная часть госсредств была спущена банками на операции с валютой, не должна повториться. Для этого властям придется тщательно контролировать, куда потекут выделенные денежки.
Цена конечная
Среди «свежих» предложений по поддержке банков особняком стоит идея пересмотра механизма предоставления государственных гарантий.
Напомним, в феврале этого года правительство обязалось делить с банками риски по выдаваемым предприятиям кредитам — предоставлять госгарантии на 50% от предоставленной банками ссуды. При этом размер гарантий не должен превышать 10 млрд рублей. Сам же кредит должен привлекаться на срок от 6 месяцев до 5 лет и идти на финансирование основной производственной деятельности и связанных с ней капитальных вложений.
По действующим правилам, в случае неплатежеспособности предприятия получить деньги от государства банк сможет лишь после того, как реализует все заложенное по кредиту имущество. Что, мягко говоря, не очень удобно — это требует достаточно времени, да и сам залог к тому времени может сильно потерять в цене.
Теперь же вариант решения может быть следующим: в момент погашения долга, если предприятие окажется неплатежеспособным, банк сразу получает деньги по госгарантиям и только потом начинает реализовывать залоги. При этом государство становится кредитором предприятия-неплательщика и будет участвовать в дальнейших процедурах по урегулированию его задолженности. Таким образом, по замыслу руководства страны гарантии действительно будут снижать кредитные риски, а значит, и процентные ставки по кредитам.
Но гарантировать, что банки не пойдут по кривой дорожке, довольно рискованно. И власти, кажется, иллюзий и не строят — Путин заявил, что необходимо обязать банки, получившие госпомощь, кредитовать предприятия и граждан по конечной ставке не выше 16% годовых («ставка рефинансирования плюс три процентных пункта»). По его словам, Центробанк должен жестко следить за соблюдением этих условий.
Впрочем, пессимисты (или реалисты?) скептически относятся ко всем этим обещаниям и перестраховкам: дескать, ни госгарантии для компаний, ни прямое вливание средств в банки, ни снижение ставки рефинансирования (которая, к слову, не является функционирующим инструментом денежного рынка) не помогут снизить стоимость денег для реального сектора. Но в любом случае всякая поддержка будет «дорогого стоить» — во всех смыслах!
Поддержка реального сектора значится первоочередной задачей, поставленной государством перед банками. Те же, в свою очередь, готовятся к суровой осени и ждут помощи от самого государства.Сотрудница управления по работе с корпоративными клиентами одного из крупных банков откровенничает на интернет-форуме: «Сейчас я обзваниваю клиентов и предлагаю им реструктуризацию долга под ставку, значительно превышающую стоимость нашего фондирования. И мы не одни такие: банки спекулируют на ситуации, хотя официально это звучит так — перестраховываются».
Сегодня в адрес банкиров раздается немало обвинений в том, что они ведут себя непорядочно, наживаясь на бедах предприятий и выставляя им необоснованно завышенные тарифы. Сами работники финансовой сферы соглашаются: есть в их цеху особо злостные кредиторы. «Некоторые банки действительно котируют клиентам неадекватно высокие ставки, — подтверждает Александр Загренчук, член правления банка МФК. — Особенно удивляет рост ставок по валютным кредитам, когда ставки по валютным депозитам многие банки дружно снизили из-за избытка валютных пассивов и ограниченных возможностей их размещения».
В итоге ряду предприятий, кому удается привлекать кредиты, деньги достаются на заведомо кабальных условиях. Хотя, утверждает первый зампред Москоммерцбанка Людмила Лебедева, банкиры прекрасно понимают, что ставки в 25% и выше вряд ли посильны для бизнеса, поэтому стремятся находить разумные решения при кредитовании. А разумных решений не так много. «Выход из сложившейся ситуации видится только в здравомыслии сторон: кредиторам не мешало бы умерить эгоизм, заемщикам и их акционерам — стать сговорчивее в плане обеспечения кредитов», — резюмирует Загренчук.
Плата за щедрость
Банкиров тоже можно понять. На сегодня нет 100-процентного источника гарантии возврата кредитов: его не могут обеспечить ни многочисленные залоги, ни высокие процентные ставки, ни поручительства акционеров заемщиков.
Конечно, можно винить банки и их кредитные департаменты и управления за недостаточную оценку рисков заемщиков. Но проблема здесь во многом заключается в неопределенности развития негативных сценариев экономических процессов.
Существенный рост безработицы при пропаганде и доступности «кредитной иглы» в годы роста экономики на фоне гарантированных бонусов как источника поощрения рефлекса потребления привел к возникновению большого объема просроченной задолженности из-за невозможности выплат и перекредитования. Предприятия и компании (другими словами — «офисы») тоже работали «в рост». Пока росли продажи и кредитные и иные заемные ресурсы (растущие в абсолютном выражении) подпитывали этот рост, бизнес был стабилен.
Сейчас ситуация изменилась, и сокращение издержек и затрат едва ли сможет высвободить существенную часть денежных средств для погашения кредитов и процентов за их использование. Во всяком случае, компании и предприятия, реструктуризирующие свои долги, договариваются в лучшем варианте на долгосрочную пролонгацию «тела кредита» с регулярной выплатой процентов.
Но банкам-то нужны погашение и возврат самих кредитов, так как на них завязаны сроки возврата источников фондирования этих активов (обязательства). Вообще, в «нестыковке» сроков, по которым деньги привлекаются и раздаются предприятиям, уже заложена мина. По словам предправления Юниаструм Банка Павла Неумывакина, из-за кризиса существенно сократились возможности банков в срочности привлекаемых ресурсов. «Сейчас максимальный срок, на который можно привлечь средства населения, один год. Средства юрлиц — как правило, не более 6 месяцев. В то время как основная масса кредитов выдается на срок более года», — указывает Неумывакин.
Что же касается стоимости фондирования, то, по словам главы Юниаструм Банка, ЦБ предоставляет средства комбанкам на беззалоговых аукционах на срок в интервале от 5 недель до 6 месяцев примерно под 17% годовых, что является ориентиром по цене привлечения ресурсов на рынке. В то же время относительно дешевые средства ЦБ занимают не более 15% в пассивах коммерческих банков, все остальное (среднесрочные и «длинные» деньги) приходится (если получается) привлекать с рынка.
В общем, деньги банкам даются нелегко, резюмирует Неумывакин, а потому структуры, которые продолжают кредитовать клиентов (к ним относится и «Юниаструм»), делают это взвешенно с учетом оценки рисков, реальной ситуации в экономике страны.
Подсчитали — прослезились
К началу марта этого года просроченная задолженность по совокупному кредитному портфелю банков превысила 580 млрд рублей. Для сравнения: на начало марта 2008 года просроченная задолженность составляла 195 млрд рублей. Получается, доля просроченной задолженности в совокупном кредитном портфеле банков выросла с 1,5% до 3,5%. Это показатели в целом по сектору, хотя для некоторых банков такой уровень просроченной задолженности может показаться сегодня недостижимым.
Минфин, например, утверждает, что планка в 10% уже давно позади, а хорошие цифры всего лишь уловка банков, которые стараются скрыть реальные объемы просрочек от ЦБ. И большинство российских кредитных организаций находится у опасной черты.
Средние и мелкие банки вынуждены, что называется, «кроить»: действительный уровень просрочки искажается пролонгацией кредитов, утверждает банковский аналитик Максим Осадчий. Еще один способ творческой трансформации реальности — продажа просрочки аффилированным структурам.
Положение государственных банков немногим лучше, но уровень просроченных кредитов растет пугающими темпами. У Сбербанка за первые два месяца текущего года доля просроченных кредитов выросла с 1,7% до 2,1% (в марте — до 2,36%) а у ВТБ — с 2% до 2,9% (в марте — до 3,7%), у Газпромбанка — с 1% до 3 %.
Правительство стало всерьез задумываться об отмене требования о ежемесячном наращивании кредитного портфеля по реальному сектору на 2% — такие задачи ставились перед госбанками в конце 2008 года.
И это задание, собственно, и стало основной причиной роста просрочек. Так, в 2008 году ВЭБ раздал ряду компаний короткие кредиты. В этом году встал вопрос об их погашении, в результате получилась не реальная помощь, а лишь таблетка от головной боли. В то же время госбанки как раз приобрели головную боль в виде заемщиков, которые не могут еще раз перекредитоваться и вернуть долг.
Получили — веселились
В качестве основного метода спасения реального сектора на исходе 2008 кризисного года правительство предлагало безразмерные денежные вливания в банковский сектор.
Банковскую систему накачивали ликвидностью «по полной», надеясь, что переполненная банковская «бочка» лопнет и прольется благодатным денежным дождем на страждущий реальный сектор. На деле же денежные ручейки не особо дотекали и до банков второго уровня, не говоря уже о нефинансовых компаниях.
Проблема была в том, что банки уже не доверяли даже друг другу, не говоря о каком-то там реальном секторе. В сфере же рискованных корпоративных кредитов за всю банковскую братию отдувались, по большому счету, госбанки. А основная часть остальных игроков рынка свалившиеся «с неба» госденьги пустили на спекулятивные игры валютой и ценными бумагами.
Последние два месяца 2008 года и январь 2009-го были поистине «медовыми» для российских банков, допущенных к госкормушке. В период с ноября 2008 года по январь 2009-го российские банки благодаря девальвации рубля смогли заработать около 800—900 млрд рублей, 30 крупнейших российских банков, на которые приходится 80% всех банковских активов, смогли увеличить свою январскую прибыль почти в два раза по отношению к аналогичному периоду 2008 года.
Однако после того, как чиновники опомнились и перестали «метать деньги на бочку», решив более тщательно присмотреться к результатам произведенных раздач, банки свернули валютные игры и присмирели. Результат был неутешительным: по данным ЦБ, совокупная прибыль российских банков в феврале текущего года оказалась в 135 раз ниже январской (497,1 млн рублей). При этом убытки в феврале зафиксировали 243 кредитные организации против 171 банка в январе. Среди них много крупных и «заметных» кредитных организаций.
Деньги на бочку
Но все самое страшное, как говорится, впереди. Убийственным для отрасли должен стать третий квартал этого года — в августе и сентябре предстоят довольно значительные погашения корпоративных кредитов, и, скорее всего, большая часть их не будет погашена. А с учетом нарастающего кома невозвратов этот период станет серьезным испытанием на прочность большинства структур.
Именно на осень намечена вторая волна кризиса — самые пессимистичные пророчества а-ля «грядет черный сентябрь» звучали от представителей разных ветвей власти.
Общая просроченная задолженность физ- и юрлиц, согласно прогнозу ЦБ, к концу года составит около 10%. Прогнозы Агентства по страхованию вкладов немногим пессимистичнее — порядка 15% на конец текущего года. Эксперты Альфа-банка подсчитали, что при росте просрочки до 15—20% банкротами могут оказаться сотни российских банков. За счет чего можно предотвратить грядущий катаклизм и повысить устойчивость банковской системы?
Первое, что необходимо сделать, — это решить вопрос дополнительной капитализации банков. «Частично проблема состоит в том, что бизнесмены оправданно боятся увеличивать капиталы в рублях, риски девальвации еще остаются, и никто не хочет терять на этом деньги. Здесь тоже нужно специальное решение», — говорит Александр Загренчук из банка МФК.
Решение уже прозвучало из уст премьера Владимира Путина — он заявил, что в 2009 году на дополнительную капитализацию банков зарезервировано около 500 млрд рублей. Это плюс к 757 млрд рублей, что уже предоставлены коммерческим структурам в виде так называемых субординированных кредитов (банки могут использовать их для пополнения капитала. — «Профиль»).
При этом изменится схема получения подпитки: если в настоящее время на каждый рубль, направленный акционерами в капитал банка, государство также вкладывает один рубль, то теперь предлагается увеличить эту пропорцию один к трем — то есть на каждый рубль акционеров государство добавит еще три рубля в виде субординированного кредита. Правда, новое предложение распространяется лишь на банки, которые уже воспользовались предложением «один к одному».
Взамен банки должны взять на себя обязательство все выделенные, в том числе и на капитализацию, деньги отдавать далее на рынок в виде кредитов. По-путински это звучало так: «Сколько средств госпомощи получит банк, в таком же объеме он должен будет обеспечить кредитование реального сектора и граждан». То есть ситуация конца прошлого года, когда значительная часть госсредств была спущена банками на операции с валютой, не должна повториться. Для этого властям придется тщательно контролировать, куда потекут выделенные денежки.
Цена конечная
Среди «свежих» предложений по поддержке банков особняком стоит идея пересмотра механизма предоставления государственных гарантий.
Напомним, в феврале этого года правительство обязалось делить с банками риски по выдаваемым предприятиям кредитам — предоставлять госгарантии на 50% от предоставленной банками ссуды. При этом размер гарантий не должен превышать 10 млрд рублей. Сам же кредит должен привлекаться на срок от 6 месяцев до 5 лет и идти на финансирование основной производственной деятельности и связанных с ней капитальных вложений.
По действующим правилам, в случае неплатежеспособности предприятия получить деньги от государства банк сможет лишь после того, как реализует все заложенное по кредиту имущество. Что, мягко говоря, не очень удобно — это требует достаточно времени, да и сам залог к тому времени может сильно потерять в цене.
Теперь же вариант решения может быть следующим: в момент погашения долга, если предприятие окажется неплатежеспособным, банк сразу получает деньги по госгарантиям и только потом начинает реализовывать залоги. При этом государство становится кредитором предприятия-неплательщика и будет участвовать в дальнейших процедурах по урегулированию его задолженности. Таким образом, по замыслу руководства страны гарантии действительно будут снижать кредитные риски, а значит, и процентные ставки по кредитам.
Но гарантировать, что банки не пойдут по кривой дорожке, довольно рискованно. И власти, кажется, иллюзий и не строят — Путин заявил, что необходимо обязать банки, получившие госпомощь, кредитовать предприятия и граждан по конечной ставке не выше 16% годовых («ставка рефинансирования плюс три процентных пункта»). По его словам, Центробанк должен жестко следить за соблюдением этих условий.
Впрочем, пессимисты (или реалисты?) скептически относятся ко всем этим обещаниям и перестраховкам: дескать, ни госгарантии для компаний, ни прямое вливание средств в банки, ни снижение ставки рефинансирования (которая, к слову, не является функционирующим инструментом денежного рынка) не помогут снизить стоимость денег для реального сектора. Но в любом случае всякая поддержка будет «дорогого стоить» — во всех смыслах!
Таблица 1
Изменение резервов под возможные потери по ссудам
Банк | Уровень кредитного риска на 01.03.09 (%) | Прирост за февраль (млрд руб.) | Прирост за февраль (%) |
Сбербанк | 5,8 | 14,7 | 4,9 |
Группа ВТБ | 4,3 | 8,1 | 9,5 |
Группа Газпромбанка | 12,4 | 6,4 | 5,4 |
БСЖВ | 5,6 | 1,8 | 5,9 |
Альфа-банк | 13,7 | 3,5 | 4,9 |
Банк Москвы | 3,6 | 0,6 | 3,6 |
Россельхозбанк | 3,4 | 0,3 | 2 |
ЮниКредитБанк | 3,8 | 1,4 | 9,5 |
Райффайзенбанк | 5,8 | 2,4 | 12,4 |
Промсвязьбанк | 8,8 | 1,8 | 7,1 |
"УралСиб" | 7,7 | 0,7 | 3,5 |
МДМ-Банк | 13,6 | 10,6 | 42,1 |
НОМОС-банк | 7,2 | 0,9 | 6,7 |
"АК Барс" | 5,3 | 0,9 | 11 |
УРСА Банк | 11,8 | 1,4 | 8,8 |
"Санкт-Петербург" | 4,1 | 0,8 | 14,2 |
Транскредитбанк | 3,4 | -0,3 | -5,3 |
В общем по банкам, исключая Сбербанк | 7,5 | 58 | 8,7 |
Источник: Сбербанк. |
Таблица 2
Рост просроченной задолженности крупнейших российских банков
Банк | Доля просроченных кредитов на 01.03.09 (%) | Прирост за февраль (млрд руб.) | Прирост за февраль (%) |
Сбербанк | 2,1 | 11,2 | 10,8 |
Группа ВТБ | 2,6 | 13,7 | 33,4 |
Группа Газпромбанка | 3,2 | 18,4 | 142 |
БСЖВ | 3,1 | 0,9 | 5,3 |
Альфа-банк | 9,2 | 9 | 21,8 |
Банк Москвы | 1,4 | 0,8 | 12,4 |
Россельхозбанк | 2, | 0,7 | 8,1 |
ЮниКредитБанк | 2, | 2,4 | 38,4 |
Райффайзенбанк | 2,7 | 2,1 | 25,9 |
Промсвязьбанк | 5,2 | 1,6 | 11,1 |
"УралСиб" | 6,7 | 1 | 6 |
МДМ-Банк | 9,9 | 3,3 | 14,5 |
НОМОС-банк | 4,1 | 2,6 | 43,1 |
"АК Барс" | 2,3 | 0,9 | 28,5 |
УРСА Банк | 5,1 | 1,1 | 18 |
"Санкт-Петербург" | 1 | 0,9 | 133,5 |
Транскредитбанк | 0,9 | 0,2 | 22,3 |
В общем по банкам, исключая Сбербанк | 3,8 | 80 | 21,4 |
Источник: Сбербанк. |
Таблица 3
Самые прибыльные банки (на 1 марта 2009 года)
Место | Банк | Прибыль (тыс. руб.) |
1 | ГАЗПРОМБАНК | 22 658 015 |
2 | ВТБ | 16 791 580 |
3 | СБЕРБАНК РОССИИ | 5 098 593 |
4 | ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) | 4 207 622 |
5 | "ЮНИКРЕДИТ" | 3 372 105 |
6 | СИТИБАНК | 3 312 287 |
7 | МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ | 2 172 447 |
8 | ТРАНСКРЕДИТБАНК | 1 822 790 |
9 | АЛЬФА-БАНК | 1 257 794 |
10 | "БАНК ВТБ СЕВЕРО-ЗАПАД" | 1 203 557 |
11 | "ЦЕНТРОКРЕДИТ" | 943 771 |
12 | РОССЕЛЬХОЗБАНК | 931 860 |
13 | БАНКОВСКАЯ ГРУППА "ЗЕНИТ" | 858 314 |
14 | "СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ АЛЬЯНС" | 841 808 |
15 | ДРЕЗДНЕР БАНК | 803 199 |
16 | "ВОЗРОЖДЕНИЕ" | 679 781 |
17 | КОММЕРЦБАНК (ЕВРАЗИЯ) | 523 313 |
18 | БАНК КРЕДИТ СВИСС (МОСКВА) | 475 259 |
19 | ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК | 449 406 |
20 | КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК | 400 542 |
21 | МЕТАЛЛИНВЕСТБАНК | 397 085 |
22 | "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" | 380 864 |
23 | "АВАНГАРД" | 380 837 |
24 | РУСФИНАНС БАНК | 356 410 |
25 | ГАЗЭНЕРГОПРОМБАНК | 355 244 |
26 | "ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ" | 353 156 |
27 | "ПЕТРОКОММЕРЦ" | 352 584 |
28 | "НАТИКСИС" | 347 374 |
29 | СТАНДАРТ БАНК | 328 794 |
30 | БАНК МОСКВЫ | 310 421 |
Таблица 4
Банки, выдавшие больше всего кредитов негосударственным предприятиям (на 1 марта 2009 года)
Место | Банк | Общая сумма кредитов (тыс. руб.) |
1 | СБЕРБАНК РОССИИ | 3 937 393 705 |
2 | ВТБ | 1 477 484 440 |
3 | ГАЗПРОМБАНК | 867 676 191 |
4 | АЛЬФА-БАНК | 424 456 120 |
5 | БАНК МОСКВЫ | 369 423 187 |
6 | РОССЕЛЬХОЗБАНК | 363 233 174 |
7 | "ЮНИКРЕДИТ" | 338 857 808 |
8 | РАЙФФАЙЗЕНБАНК | 265 294 869 |
9 | ПРОМСВЯЗЬБАНК | 241 425 205 |
10 | РОСБАНК | 190 502 065 |
11 | НОМОС-БАНК | 182 185 726 |
12 | МДМ-БАНК | 151 491 568 |
13 | "УРАЛСИБ" | 148 884 951 |
14 | МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ | 148 716 153 |
15 | "БАНК ВТБ СЕВЕРО-ЗАПАД" | 146 218 459 |
16 | "АК БАРС" | 134 674 606 |
17 | "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" | 128 606 004 |
18 | ОРГРЭСБАНК | 125 354 619 |
19 | "БАНК СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ВОСТОК" | 107 109 529 |
20 | "ПЕТРОКОММЕРЦ" | 105 103 446 |
21 | БАНКОВСКАЯ ГРУППА "ЗЕНИТ" | 97 250 129 |
22 | АБСОЛЮТ БАНК | 81 681 641 |
23 | ТРАНСКРЕДИТБАНК | 80 515 231 |
24 | "ВОЗРОЖДЕНИЕ" | 75 205 849 |
25 | "ВТБ 24" | 57 174 393 |
26 | БТА БАНК | 56 662 727 |
27 | УРСА БАНК | 53 289 934 |
28 | ВЕФК | 53 266 070 |
29 | "ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ" | 52 296 905 |
30 | "РОССИЯ" | 50 648 357 |
Таблица 5
Банки с наибольшими денежными остатками на счетах корпоративных клиентов (на 1 марта 2009 года)
Место | Банк | Средства корпоративных клиентов (тыс. руб.) |
1 | СБЕРБАНК РОССИИ | 1 512 779 865 |
2 | ГАЗПРОМБАНК | 771 103 140 |
3 | ВТБ | 721 730 931 |
4 | РОССЕЛЬХОЗБАНК | 237 946 543 |
5 | АЛЬФА-БАНК | 234 413 943 |
6 | "ЮНИКРЕДИТ" | 225 189 284 |
7 | РОСБАНК | 220 715 136 |
8 | БАНК МОСКВЫ | 194 964 410 |
9 | ПРОМСВЯЗЬБАНК | 175 266 116 |
10 | РАЙФФАЙЗЕНБАНК | 140 097 988 |
11 | "УРАЛСИБ" | 126 213 989 |
12 | МДМ-БАНК | 110 128 812 |
13 | СИТИБАНК | 109 606 965 |
14 | ТРАНСКРЕДИТБАНК | 109 298 906 |
15 | "БАНК ВТБ СЕВЕРО-ЗАПАД" | 95 444 717 |
16 | "РУССКИЙ СТАНДАРТ" | 86 589 773 |
17 | ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК "КИТ ФИНАНС" | 75 014 457 |
18 | "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" | 73 714 004 |
19 | "ПЕТРОКОММЕРЦ" | 72 328 867 |
20 | "РОССИЯ" | 72 263 106 |
21 | УРСА БАНК | 70 818 464 |
22 | НОМОС-БАНК | 70 059 806 |
23 | "АК БАРС" | 69 797 054 |
24 | МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ | 67 244 074 |
25 | БАНКОВСКАЯ ГРУППА "ЗЕНИТ" | 64 886 371 |
26 | ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) | 61 258 298 |
27 | "БАНК СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ВОСТОК" | 59 235 899 |
28 | "ВТБ 24" | 54 439 506 |
29 | ГАЗЭНЕРГОПРОМБАНК | 51 344 088 |
30 | ХКФ БАНК | 42 482 553 |
Таблица 6
Банки, привлекшие больше всего депозитов физических лиц (на 1 марта 2009 года)
Место | Банк | Общая сумма депозитов (тыс. руб.) |
1 | СБЕРБАНК РОССИИ | 3 123 971 060 |
2 | "ВТБ 24" | 347 547 175 |
3 | БАНК МОСКВЫ | 150 040 067 |
4 | РАЙФФАЙЗЕНБАНК | 127 694 255 |
5 | РОСБАНК | 125 377 939 |
6 | ГАЗПРОМБАНК | 122 367 823 |
7 | АЛЬФА-БАНК | 96 559 031 |
8 | "УРАЛСИБ" | 74 710 059 |
9 | ПРОМСВЯЗЬБАНК | 58 583 807 |
10 | "ВОЗРОЖДЕНИЕ" | 54 568 767 |
11 | РОССЕЛЬХОЗБАНК | 53 141 532 |
12 | "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ" | 52 482 871 |
13 | "ПЕТРОКОММЕРЦ" | 43 832 564 |
14 | НОМОС-БАНК | 38 926 943 |
15 | УРСА БАНК | 38 301 604 |
16 | МДМ-БАНК | 37 850 856 |
17 | "ЮНИКРЕДИТ" | 34 513 483 |
18 | СИТИБАНК | 34 340 092 |
19 | БАНКОВСКАЯ ГРУППА "ЗЕНИТ" | 33 406 185 |
20 | БИНБАНК | 32 422 018 |
21 | СУРГУТНЕФТЕГАЗБАНК | 31 512 576 |
22 | "БАЛТИЙСКИЙ" | 31 429 971 |
23 | "ЮНИАСТРУМ" | 30 442 387 |
24 | "ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ" | 29 592 636 |
25 | ТРАНСКРЕДИТБАНК | 25 847 358 |
26 | МОСКОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ | 25 053 177 |
27 | "АК БАРС" | 24 668 154 |
28 | БАНК СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ВОСТОК | 22 999 477 |
29 | МОСКОВСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ | 22 759 542 |
30 | ОТП БАНК | 21 944 075 |
Таблица 7
Банки, выдавшие больше всего кредитов частным лицам (на 1 марта 2009 года)
Место | Банк | Общая сумма кредитов частным лицам (тыс. руб.) |
1 | СБЕРБАНК РОССИИ | 1 328 201 356 |
2 | "ВТБ 24" | 351 867 230 |
3 | РОСБАНК | 137 156 431 |
4 | "РУССКИЙ СТАНДАРТ" | 105 089 249 |
5 | БАНК МОСКВЫ | 103 086 022 |
6 | РАЙФФАЙЗЕНБАНК | 98 646 884 |
7 | "УРАЛСИБ" | 90 544 425 |
8 | РОССЕЛЬХОЗБАНК | 81 351 690 |
9 | "ЮНИКРЕДИТ" | 81 267 752 |
10 | "РУСФИНАНС" | 80 556 945 |
11 | АЛЬФА-БАНК | 76 195 133 |
12 | ХКФ БАНК | 63 750 361 |
13 | УРСА БАНК | 61 098 724 |
14 | ПРОМСВЯЗЬБАНК | 56 355 675 |
15 | АБСОЛЮТ БАНК | 55 321 251 |
16 | ТРАНСКРЕДИТБАНК | 49 916 346 |
17 | ГАЗПРОМБАНК | 48 794 876 |
18 | "РЕНЕССАНС КАПИТАЛ" | 48 202 137 |
19 | МДМ-БАНК | 46 478 152 |
20 | БАНК СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ ВОСТОК | 42 127 490 |
21 | ОТП БАНК | 37 938 994 |
22 | СИТИБАНК | 35 624 852 |
23 | ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК "КИТ ФИНАНС" | 33 829 576 |
24 | КМБ-БАНК | 31 972 043 |
25 | КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК | 30 861 551 |
26 | "АК БАРС" | 30 560 756 |
27 | ДЖИИ МАНИ БАНК | 25 408 670 |
28 | "ВОСТОЧНЫЙ" | 24 320 235 |
29 | "ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ" | 23 889 783 |
30 | "СОЮЗ" | 22 067 652 |
Источник: Национальное рейтинговое агентство. |
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».