Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "Новое измерение"

Считается, что зрелищные стереофильмы, такие как недавно вышедший на экраны «Ледниковый период-3», произведут революцию в киноиндустрии. Студии ускоренными темпами снимают новые картины и выделяют немалые средства, чтобы форсировать модернизацию зрительных залов. Впрочем, телевизионщики тоже надеются на новые миллиардные поступления.    ИННОВАЦИИ

    Студия Джерри Брукхаймера затерялась в тупике в промышленных кварталах Санта-Моники. Рядом с вытянувшимся в длину приземистым строением нет ни одной таблички, сообщающей, что здание принадлежит одному из самых влиятельных деятелей Голливуда.
   В фойе вполне может показаться, что в здании находится какой-нибудь металлообрабатывающий завод: в помещении с голыми стенами, тяжелыми кожаными диванами и белыми орхидеями царит атмосфера строгости, плакатам отгремевших кассовых хитов вроде «Армагеддона», «Пёрл-Харбора» или трилогии «Пираты Карибского моря» здесь места не нашлось.
   Помпезность начинает ощущаться лишь в частном кинозале. Недавно Брукхаймер, король экшена глобальной киноиндустрии, снял свой первый 3D-фильм.
   «Сейчас все начнется», — обещает Хойт Йетман, надвигая на нос пластиковую оправу со светло-серыми линзами. Йетман — режиссер последнего фильма Брукхаймера, тоже успевший стать голливудской легендой. Лауреат премии «Оскар» за спецэффекты некогда вместе со Стивеном Спилбергом работал над картиной «Инопланетянин», благодаря ему саундтреки к фильмам «Армагеддон» и «Воздушная тюрьма» оказались столь звучными и грохочущими.
   Как только гаснет свет, слышится типичное для творений Брукхаймера шумовое сопровождение. Но вместе с тем на этот раз все по-другому. Взрывы звучат еще реалистичнее, действующие лица выглядят пластичнее, декорации хочется потрогать руками.
   Даже сюжет кажется более захватывающим. «Миссия Дарвина» — одна из работ, на которые в Disney возлагают большие надежды. Фильм убедительно демонстрирует новые возможности, которые 3D дарует киноискусству и прежде всего жанру экшен.
   При этом первоначально фильм «Миссия Дарвина» задумывался как двухмерный. «Картина была наполовину готова, когда Джерри вдруг приходит ко мне и заявляет: «Мне нужно, чтобы фильм непременно вышел в 3D-формате», — вспоминает Йетман. Брукхаймер — не единственный представитель киноиндустрии, высказывающий подобные пожелания. В Голливуде сегодня только и разговоров, что о новой технологии, с которой связывают надежды на появление дополнительного измерения не только на экране, но и в статистике кассовых сборов.
   «Это революция», — торжествует Джеффри Катценберг, возглавляющий киностудию Dreamworks Animation. Происходящее нельзя назвать иначе, как сменой эпох в киноискусстве, третьей по счету после перехода от немого кино к звуковому и от черно-белых фильмов к цветным, утверждают эксперты. Сегодня в этом уже никто не сомневается.
   «Практически любой фильм выигрывает от формата 3D, — восхищается Питер Джексон, режиссер мирового хита «Властелин колец». — Как человек, снимающий фильмы, я хочу, чтобы зрители не просто наблюдали за происходящим на экране, а растворялись в действии. Трехмерное изображение этому очень способствует». Режиссер «Титаника» Джеймс Кэмерон убежден: «Это будущее кинематографа».
   Dreamworks, создавшая такие массовые хиты, как «Шрек», уже объявила, что отныне планирует делать только трехмерные фильмы. Остальные крупные студии также усиленно осваивают возможности стереокино и снимают одну картину за другой. Если в прошлом году в прокат вышло всего четыре 3D-фильма, то в ближайшие 18 месяцев их появится около 30. «Через пять лет почти все картины будут трехмерными», — уверен Катценберг.
   Пока студиям еще приходится убеждать зрителей, что сегодняшнее стереокино не имеет ничего общего с красно-зелеными картонными очками и расплывчатым изображением опытных образцов, периодически появлявшихся в кинотеатрах еще с конца 20-х годов XX века и вновь быстро уходивших в небытие.
   «Прежде стереофильмы снимали с помощью гигантских сдвоенных кинокамер и для показа использовали два проектора, абсолютную синхронность которых обеспечить не удавалось. По сути, это был полный нонсенс», — вспоминает режиссер Йетман.
   Сам принцип остался неизменным: на экран проецируются два изображения — одно для левого, другое для правого глаза. Картинка обретает ту глубину, какую имеет при обычном визуальном восприятии (см. схему). Разница в одном: цифровые проекторы позволяют настолько точно контролировать данный процесс, что изображение сохраняет неизменную четкость. Кстати, «очкарикам» не придется мириться с какими бы то ни было неудобствами, за исключением сразу двух оправ, которые будут красоваться на их переносице.
   Благодаря пластиковым очкам с поляризационными линзами каждый глаз получает только свою часть картинки — например, левый видит только горизонтально поляризованные кадры, отображаемые на экране, правый — только кадры, поляризованные вертикально.
   Новое цифровое стереокино настолько совершенно, что зрители готовы переплачивать за билет до 50%. Для киностудий это блестящий бизнес, ведь затраты на производство 3D-фильмов, по информации топ-менеджера студии Disney Марка Зоради, выше лишь на 5—10%. В Германии новая технология способствует популярности тех кинотеатров, которые успели перейти на новое оборудование и потому уже сегодня могут предложить третью часть «Ледникового периода» в трех измерениях.
   Пока 3D-кинозалы в дефиците: по всей Германии их сегодня меньше 150, зато в США — почти 2000. Поэтому сейчас все стереофильмы одновременно выходят в прокат и в старой доброй двухмерной версии. Голливудские студии всеми средствами пытаются подвигнуть мировых кинопрокатчиков как можно скорее оборудовать побольше зрительных залов для показа трехмерного кино.
   «В Германии, например, я около месяца назад проводил презентацию для прокатчиков, — рассказывает Зоради. — Я действительно постарался убедить их в необходимости следовать нашему примеру как можно быстрее».
   Впрочем, кинобоссы хорошо понимают, что одними уговорами делу не поможешь, и готовы потратить свыше миллиарда долларов на модернизацию кинозалов. Таким образом, большую часть затрат на замену аналогового оборудования кинотеатров цифровым (что является предпосылкой для «проникновения» в новое измерение) возьмут на себя киностудии. Связанные с этим расходы могут достигать $80 тыс., рассказывает Зоради. А вот дооборудование кинотеатров для показа стереофильмов уже должны будут нести сами кинопрокатчики; это обойдется им еще в $10—15 тыс. за зрительный зал.
   Ситуация меняется медленно — несмотря на то, что количество немецких кинотеатров, пригодных к показу 3D-фильмов, к моменту июльской премьеры «Ледникового периода-3» существенно возросло.
   В декабре на экранах появится первый игровой фильм режиссера Кэмерона, снятый им после «Титаника» — сохраняющего, кстати говоря, титул самого успешного фильма всех времен. «Аватар» был изначально задуман как стереофильм. Картину, на съемки которой ушло свыше $200 млн, уже сегодня называют новой вехой в киноиндустрии.
   Стивен Спилберг объявил, что в следующем году в прокат выйдет его трехмерная экранизация «Тима и Струппи», и он уже сегодня с восхищением рассказывает о своей работе: «Меня просто потрясает, насколько кадры фильма походят на действительность». Старый мастер режиссуры уверен, что обычное двухмерное кино скоро придется называть «моновидением».
   Менеджер Disney Зоради считает, что прорыв уже состоялся: «Я совершенно убежден — критическая масса достигнута». Только Disney до конца следующего года выпустит 12 трехмерных работ, в том числе экранизацию классического произведения Чарльза Диккенса «Рождественская песнь» от создателя «Форреста Гампа» Роберта Земекиса, плюс последний анимационный фильм киностудии Pixar «Вверх», уже успевший собрать в США $270 млн.
{PAGE}
   «Тем не менее я не думаю, что в будущем все фильмы без исключения должны непременно сниматься как 3D», — признает сам Зоради. Так, романтическая комедия едва ли может выиграть от новой технологии. Зато Disney планирует заново показать старую классику мультипликационного кино, например «Красавицу и Чудовище» — на этот раз уже в стереоформате: цифровые технологии дают возможность накладывать стереоэффект на уже существующее изображение.
   Сотрудники многих студий перерывают архивы в поисках картин, достойных трехмерной «реинкарнации». Уже идут работы над стереоверсией «Титаника», Джордж Лукас хочет вновь вдохнуть жизнь в «Звездные войны», возможно, Спилберг вынашивает аналогичные планы в отношении своих четырех фильмов об Индиане Джонсе. Зрители должны заново открыть для себя сокровищницу мирового кинематографа.
   «Учитывая все эти гигантские телевизоры и системы Dolby Surround, которые проникают в гостиные, нужно, чтобы кино сохраняло новизну и продолжало волновать зрителей, — считает Зоради. — Вот одна из причин, по которой мы так способствуем распространению стереоформата».
   Впрочем, Голливуд сможет сохранять свое технологическое превосходство недолго. 3D уже вовсю начинает завоевывать голубые экраны.
   Штаб-квартира одного из важнейших первооткрывателей трехмерного телевидения расположена всего в нескольких минутах езды от студии Disney, в калифорнийском городке Бербанк. В фирме 3ality работают 40 человек, компания имеет филиал в Мюнхене и уже располагает достаточным опытом производства трехмерных телепередач.
   В декабре прошлого года 3ality впервые осуществила прямую трансляцию матча американской футбольной лиги NFL в трехмерном формате. Конечно, речь идет всего лишь о демонстрации новшества перед избранной публикой, состоявшей главным образом из руководителей телеканалов и спортивных менеджеров, — зато с использованием обычных телевизоров с плоским экраном, таких же, какие стоят, например, в офисах 3ality.
   «Все и всегда первым делом задают вопрос: это что, прототипы новых телевизоров? — рассказывает глава 3ality Сэнфорд Климан. — Отнюдь, мы приобрели их в обычном магазине в Японии».
   Цифровое трехмерное телевидение — дело совсем не отдаленного будущего: в Азии первые стереотелевизоры уже в продаже, в США часть крупных производителей намерена вывести их на рынок до конца года, причем цены будут не выше, чем на обыкновенные качественные HD-телеприемники.
   Новая технология не требует особых затрат: нужно, чтобы телеэкран имел частоту 120 Гц, тогда специальные очки будут «отфильтровывать» по 60 кадров в секунду для правого и левого глаза соответственно. Другой вариант — очки с поляризационными линзами, как в кино; в таком случае телевизор уже должен иметь специальный экран.
   Предполагается, что через три года трехмерный телевизор будет стоять в каждой десятой американской семье. «Это кардинально изменит ландшафт развлечений. Всякий, кто однажды познакомился с трехмерным телевидением, уже не захочет смотреть на двухмерную картинку, в особенности если речь идет о спортивных передачах», — убежден Климан.
   И правда, различия носят почти революционный характер: во время трансляции матча NFL кажется, что игроки бегут так близко и смотрятся при этом настолько реалистично, что возникает впечатление, будто сидишь на трибуне в первом ряду. Подчас даже появляется искушение схватить пролетающий мимо мяч руками. Аналогичные ощущения испытывают и зрители футбольных матчей или боксерских поединков, также снятых 3ality в 3D-формате.
   Представители NFL остались от увиденного в восхищении. «Просто фантастика, это совершенно новое телевидение», — заявил их пресс-секретарь Брайен Маккарти. Развитию трехмерного телевидения в первую очередь будут способствовать трансляции спортивных мероприятий, уверены эксперты отрасли.
   Ближайший чемпионат мира по футболу считается идеальной возможностью опробовать новую технологию на европейской телеаудитории. «Вероятно, поначалу 3D-трансляции станут организовываться в спортбарах и других общественных местах, где показывают бокс, футбол и так далее», — полагает Климан. Постепенно популярность стереотелевидения будет распространяться в массах.
   Впрочем, чтобы массовый рынок формировался быстрее, необходим единый стандарт трансляций. Сейчас специалисты и международные комитеты бьются, чтобы не допустить технической, а значит, и экономической «локальной» войны, наподобие той, что не так давно бушевала между разработчиками стандартов Blu-Ray и HD-DVD.
   Над воплощением собственных трехмерных амбиций усиленно трудится индустрия видеоигр. На рынке уже имеются первые игры и мониторы, создающие иллюзию объема. Не исключено даже появление 3D-интерфейсов операционных систем, в частности Windows от Microsoft.
   Многочисленные новые возможности открываются и в сфере профессиональных решений. Так, Фраунгоферовский институт медиатехнологий в Берлине работает над трехмерной визуализацией медицинских данных. «Это облегчит врачам постановку диагноза, в частности распознавание опухолей», — радуется руководитель отдела Ульрих Лайнер.
   Кроме того, немецкие специалисты заняты разработкой трехмерных мониторов, которые должны получить особое конкурентное преимущество: ими можно будет пользоваться даже без специальных очков.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK