24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Новости с купюрами"

Архивная публикация 2003 года: "Новости с купюрами"

Отечественный рынок оперативной деловой информации еще очень мал. Тем не менее вкладываться в него стоит именно сейчас, считает вице-президент АКБ "Еврофинанс" Андрей ГАЛИЕВС информагентствами обыватель напрямую сталкивается нечасто, и то в основном благодаря радио и телевидению. Которые в своих новостных блоках и особенно в случае каких-либо критических ситуаций (терактов, аварий, внезапных отставок, громких арестов и т.д.) выдают в эфире выражения вроде: "как только что сообщили информагентства", "как стало известно "Интерфаксу" (РИА "Новости", РБК -- на выбор). Пожалуй, исключением в вопросе популярности является старейшее у нас в стране агентство новостей ИТАР-ТАСС (да и то во многом благодаря популярному в свое время фильму "ТАСС уполномочен заявить"), однако это ИА существует на бюджетные деньги и, поскольку специализируется на политических новостях, для бизнес-сообщества особого интереса не представляет.
Срочно. Несекретно

Информагентства ради того, чтобы быть "на слуху", пишут новости практически об всем: на политические и экономические темы, освещают достижения спорта и крупные события в сфере культуры и т.д. Но просто "создать" новость мало, надо еще ухитриться превратить ее в ходовой товар.
По большому счету, все виды информационных "продуктов", которые готовятся ИА, можно разделить по аудиториям на две категории: продукты для СМИ и для коммерческих организаций. Но хотя работа агентств для радио и телеканалов более заметна, чем деятельность на финансовом рынке, именно последняя приносит им все больше денег.
Что именно продают информагентства? Новости, которые добываются корреспондентами ИА, сами по себе не являются товаром -- любое агентство реализует их в составе своих информационных продуктов.
Самый, пожалуй, известный продукт агентств -- новостная лента (название пошло еще от "докомпьютерной" эпохи, когда новости печатались на рулонах бумаги), которая может включать в себя одновременно общеделовые новости или быть специализированной, то есть посвященной отдельной теме: металлургии, нефтяному рынку и т.д.
Кроме того, ИА готовят и продают различные аналитические материалы, которые могут выходить регулярно (например, в качестве еженедельников) или готовиться на заказ; разнообразные базы данных (о компаниях-эмитентах, состоянии рынков и т.д.).
Но поскольку все это информационное многообразие создано для единственной цели -- продажи, возникает вопрос: кому вообще может быть интересна внешне скучная и неудобоваримая информация о росте ВВП, инфляции, внешнеторговом обороте, прибылях и убытках компаний, размещении акций, котировках валют, ценовая информация с бирж и тому подобное?
Разумеется тем, кто на этом, собственно, и зарабатывает деньги -- "большому бизнесу": банкам всех мастей, инвестиционным и страховым компаниям, самим биржам, компаниям. Для брокера первым узнать важную новость -- все равно что выиграть в лотерею. Под влиянием таких сообщений рынок может резко взлететь или рухнуть вниз. Получив новость на минуту раньше других, можно хорошо заработать или хотя бы избежать крупных потерь.
Луч света

Наше финансовое и бизнес-сообщество уже смирилось с мыслью о том, что за новости надо платить. Весь вопрос -- кому.
Сейчас в России, по самым скромным подсчетам, около 200 информагентств, большинство из которых не просто мелкие, а мельчайшие, специализирующиеся на новостях какого-то одного региона.
Впрочем, конкурировать россиянам приходится не только и не столько между собой, сколько с западными "монстрами" вроде Reuters или Bloomberg, для которых Россия сейчас -- луч света в темном царстве. Ведь уже два года кряду оборот мировых поставщиков информации для финансового рынка снижается, тогда как наш рынок растет.
По данным американской исследовательской компании Inside Market Data, в 2002 году оборот мирового рынка упал на 5% -- до $6,5 млрд. Причина проста: крупнейшие мировые брокеры, банки стремятся снизить свои расходы на покупку информации. Одновременно растут требования покупателей к уровню технологических решений и общему качеству продукции агентств. Эксперты считают, что западный рынок будет продолжать сокращаться еще как минимум в течение ближайших полутора лет. Так что обострение борьбы за российского клиента между отечественными и западными ИА неизбежно.
Впрочем, пока объем российского рынка деловой экономической информации по сравнению с западными выглядит весьма бледно: его годовой оборот, по самым оптимистичным оценкам, составляет $100 млн. Причины такой "недоразвитости" вполне объективны.
Во-первых, незначительны объемы отечественного фондового и финансового рынков -- основных ньюсмейкеров деловой информации. Несмотря на рост фондового рынка, рекордные индексы РТС и обороты ММВБ, особого всплеска интереса к финансово-экономической информации не наблюдается. Это признают все участники рынка.
По большому счету, число клиентов информагентств после дефолта так и не восстановилось, все уже давно знают потенциальных подписчиков наперечет и борются за них как могут.
Не упрощает ситуации и то, что у каждого представителя сложившейся четверки лидирующих на рынке финансовой и деловой информации агентств ("Интерфакс", РБК, "Прайм-ТАСС", АК & М) есть свои козыри, то есть постоянные подписчики -- крупные компании или госструктуры, обеспечивающие стабильный доход. Понятно, что круг таких клиентов особо не меняется. Хотя бы потому, что они сложились на молодом российском информационном рынке "исторически".
Например, "Интерфакс" традиционно силен одновременно как в поставке информации российским госорганам (его мониторы стоят и в Белом доме, и в большинстве министерств), так и за рубеж. Просто потому, что в момент основания -- в конце 80-х годов, в разгар демократического "угара" -- агентство стало альтернативным государственному ТАСС источником информации для пришедшей к власти группы политиков. И из-за той же монополии ТАСС на поставку практически даровой информации для советских СМИ "Интерфакс" был вынужден ориентировать свои стандарты на единственно платежеспособных тогда западных клиентов. В итоге сейчас именно "Интерфакс" -- основной поставщик экономической информации для Запада, и, по оценке, не менее половины доходов он получает от зарубежной подписки.
АК & M сегодня является уполномоченным агентством ФКЦБ, "Прайм-ТАСС" тесно работает с ЦБ и выпускает "Вестник Банка России".
Понятно, что "перебить" таких солидных постоянных клиентов весьма непросто, даже если задействовать административный ресурс и личные связи.
Реал-шоу

В условиях все возрастающей конкуренции, разумеется, требования к подаче информации стремительно растут. Сегодня для агентства уже мало отрабатывать новости в режиме реального времени и просто опережать конкурентов по скорости выдачи новостей.
Например, у агентства АК & M доходы от распространения непосредственно ленты новостей значительно меньше, чем, например, от продажи базы данных AK & M-LIST (объединяет информацию о более чем 3500 предприятиях-эмитентах акций). РБК в прошлом году из общих доходов около $30 млн. собственно от продажи информационной продукции получил лишь $2,5 млн., зато от рекламы -- $12,9 млн., от услуг по программированию -- $13,7 млн. "Прайм-ТАСС" же при обороте более $3 млн. значительную часть выручки получает от распространения печатных изданий Банка России.
Агентствам приходится искать "изюминку" и, в первую очередь, "упирать" на развитие новых проектов и технологий.
Девиз того же "Интерфакса" -- "Технология информации" -- можно смело распространить и на все агентства. Что наглядно иллюстрируют проекты информационщиков за последние год-два. Например, "Интерфакс" за последние 12 месяцев запустил новые информационные проекты в сфере страхования, черной и цветной металлургии, природного газа, базу данных по компаниям СПАРК. Агентство РБК представило информационную систему Quote Total, которая предоставляет полный спектр финансовой информации, запускает телевизионный деловой канал "РБК-ТВ". В свою очередь АК & М запустил систему раскрытия корпоративной информации в Интернете и т.д.
Все на продажу

Но это все, по большому счету, инвестиции в будущее. Между тем деньги для успешной конкуренции российским агентствам нужны уже сегодня. В их поиске средств каждый идет своим путем.
Например, в 2002 году РБК продал через публичное размещение 16% акций и привлек $13,2 млн., а уже в этом году привлек значительные средства для финансирования проекта "РБК-ТВ". Банк "Еврофинанс" купил (по оценке, примерно за полмиллиона долларов) 15% акций агентства "Прайм-ТАСС". "Интерфакс" преобразуется сейчас в холдинг, что должно повысить коммерческую эффективность отдельных реализуемых агентством проектов и их инвестиционную привлекательность.
Внешторгбанк в прошлом году приобрел почти за $4 млн. 49% акций в компании "Интерфакс-АКИ" (входит в группу "Интерфакс"), работающей над созданием крупнейшей в России корпоративной базы данных. Ведущая мировая рейтинговая служба Moody's покупает 20% акций рейтингового агентства "Интерфакс".
Интерес сегодняшних потребителей информации к самому информационному бизнесу вполне закономерен (см. интервью с Андреем Галиевым). Если сейчас продажа информации -- дело хлопотное и не слишком прибыльное, то будущее вполне вселяет оптимизм. Ведь, по сути, главным ограничителем для расширения деятельности агентств сегодня являются низкие темпы развития российского финансового рынка. Понятно, что стабильный рост экономики и, как следствие, увеличение числа потенциальных клиентов (в том числе и давно ожидаемое появление пресловутого среднего класса, который в тех же США чуть ли не поголовно участвует в фондовых "игрищах") позволят информагентствам в будущем превратиться в достаточно мощный бизнес.
Проблема в том, какие агентства будут играть на том процветающем рынке. Так как то, что сейчас только осваивается отечественными ИА, во многом опробовано их зарубежными коллегами. И российским агентствам приходится торопиться, чтобы выстоять в конкуренции с международными информационными компаниями. Можно смело предположить, что число российских агентств, работающих на этом рынке, будет сокращаться. Быть может, в том числе и за счет слияний. Зато оставшиеся логично должны стать отечественными аналогами того же Reuters.

Основные игроки на мировом рынке финансово-экономической информации (% от оборота)*

Отечественный рынок оперативной деловой информации еще очень мал. Тем не менее вкладываться в него стоит именно сейчас, считает вице-президент АКБ "Еврофинанс" Андрей ГАЛИЕВС информагентствами обыватель напрямую сталкивается нечасто, и то в основном благодаря радио и телевидению. Которые в своих новостных блоках и особенно в случае каких-либо критических ситуаций (терактов, аварий, внезапных отставок, громких арестов и т.д.) выдают в эфире выражения вроде: "как только что сообщили информагентства", "как стало известно "Интерфаксу" (РИА "Новости", РБК -- на выбор). Пожалуй, исключением в вопросе популярности является старейшее у нас в стране агентство новостей ИТАР-ТАСС (да и то во многом благодаря популярному в свое время фильму "ТАСС уполномочен заявить"), однако это ИА существует на бюджетные деньги и, поскольку специализируется на политических новостях, для бизнес-сообщества особого интереса не представляет.

Срочно. Несекретно


Информагентства ради того, чтобы быть "на слуху", пишут новости практически об всем: на политические и экономические темы, освещают достижения спорта и крупные события в сфере культуры и т.д. Но просто "создать" новость мало, надо еще ухитриться превратить ее в ходовой товар.

По большому счету, все виды информационных "продуктов", которые готовятся ИА, можно разделить по аудиториям на две категории: продукты для СМИ и для коммерческих организаций. Но хотя работа агентств для радио и телеканалов более заметна, чем деятельность на финансовом рынке, именно последняя приносит им все больше денег.

Что именно продают информагентства? Новости, которые добываются корреспондентами ИА, сами по себе не являются товаром -- любое агентство реализует их в составе своих информационных продуктов.

Самый, пожалуй, известный продукт агентств -- новостная лента (название пошло еще от "докомпьютерной" эпохи, когда новости печатались на рулонах бумаги), которая может включать в себя одновременно общеделовые новости или быть специализированной, то есть посвященной отдельной теме: металлургии, нефтяному рынку и т.д.

Кроме того, ИА готовят и продают различные аналитические материалы, которые могут выходить регулярно (например, в качестве еженедельников) или готовиться на заказ; разнообразные базы данных (о компаниях-эмитентах, состоянии рынков и т.д.).

Но поскольку все это информационное многообразие создано для единственной цели -- продажи, возникает вопрос: кому вообще может быть интересна внешне скучная и неудобоваримая информация о росте ВВП, инфляции, внешнеторговом обороте, прибылях и убытках компаний, размещении акций, котировках валют, ценовая информация с бирж и тому подобное?

Разумеется тем, кто на этом, собственно, и зарабатывает деньги -- "большому бизнесу": банкам всех мастей, инвестиционным и страховым компаниям, самим биржам, компаниям. Для брокера первым узнать важную новость -- все равно что выиграть в лотерею. Под влиянием таких сообщений рынок может резко взлететь или рухнуть вниз. Получив новость на минуту раньше других, можно хорошо заработать или хотя бы избежать крупных потерь.

Луч света


Наше финансовое и бизнес-сообщество уже смирилось с мыслью о том, что за новости надо платить. Весь вопрос -- кому.

Сейчас в России, по самым скромным подсчетам, около 200 информагентств, большинство из которых не просто мелкие, а мельчайшие, специализирующиеся на новостях какого-то одного региона.

Впрочем, конкурировать россиянам приходится не только и не столько между собой, сколько с западными "монстрами" вроде Reuters или Bloomberg, для которых Россия сейчас -- луч света в темном царстве. Ведь уже два года кряду оборот мировых поставщиков информации для финансового рынка снижается, тогда как наш рынок растет.

По данным американской исследовательской компании Inside Market Data, в 2002 году оборот мирового рынка упал на 5% -- до $6,5 млрд. Причина проста: крупнейшие мировые брокеры, банки стремятся снизить свои расходы на покупку информации. Одновременно растут требования покупателей к уровню технологических решений и общему качеству продукции агентств. Эксперты считают, что западный рынок будет продолжать сокращаться еще как минимум в течение ближайших полутора лет. Так что обострение борьбы за российского клиента между отечественными и западными ИА неизбежно.

Впрочем, пока объем российского рынка деловой экономической информации по сравнению с западными выглядит весьма бледно: его годовой оборот, по самым оптимистичным оценкам, составляет $100 млн. Причины такой "недоразвитости" вполне объективны.

Во-первых, незначительны объемы отечественного фондового и финансового рынков -- основных ньюсмейкеров деловой информации. Несмотря на рост фондового рынка, рекордные индексы РТС и обороты ММВБ, особого всплеска интереса к финансово-экономической информации не наблюдается. Это признают все участники рынка.

По большому счету, число клиентов информагентств после дефолта так и не восстановилось, все уже давно знают потенциальных подписчиков наперечет и борются за них как могут.

Не упрощает ситуации и то, что у каждого представителя сложившейся четверки лидирующих на рынке финансовой и деловой информации агентств ("Интерфакс", РБК, "Прайм-ТАСС", АК & М) есть свои козыри, то есть постоянные подписчики -- крупные компании или госструктуры, обеспечивающие стабильный доход. Понятно, что круг таких клиентов особо не меняется. Хотя бы потому, что они сложились на молодом российском информационном рынке "исторически".

Например, "Интерфакс" традиционно силен одновременно как в поставке информации российским госорганам (его мониторы стоят и в Белом доме, и в большинстве министерств), так и за рубеж. Просто потому, что в момент основания -- в конце 80-х годов, в разгар демократического "угара" -- агентство стало альтернативным государственному ТАСС источником информации для пришедшей к власти группы политиков. И из-за той же монополии ТАСС на поставку практически даровой информации для советских СМИ "Интерфакс" был вынужден ориентировать свои стандарты на единственно платежеспособных тогда западных клиентов. В итоге сейчас именно "Интерфакс" -- основной поставщик экономической информации для Запада, и, по оценке, не менее половины доходов он получает от зарубежной подписки.

АК & M сегодня является уполномоченным агентством ФКЦБ, "Прайм-ТАСС" тесно работает с ЦБ и выпускает "Вестник Банка России".

Понятно, что "перебить" таких солидных постоянных клиентов весьма непросто, даже если задействовать административный ресурс и личные связи.

Реал-шоу


В условиях все возрастающей конкуренции, разумеется, требования к подаче информации стремительно растут. Сегодня для агентства уже мало отрабатывать новости в режиме реального времени и просто опережать конкурентов по скорости выдачи новостей.

Например, у агентства АК & M доходы от распространения непосредственно ленты новостей значительно меньше, чем, например, от продажи базы данных AK & M-LIST (объединяет информацию о более чем 3500 предприятиях-эмитентах акций). РБК в прошлом году из общих доходов около $30 млн. собственно от продажи информационной продукции получил лишь $2,5 млн., зато от рекламы -- $12,9 млн., от услуг по программированию -- $13,7 млн. "Прайм-ТАСС" же при обороте более $3 млн. значительную часть выручки получает от распространения печатных изданий Банка России.

Агентствам приходится искать "изюминку" и, в первую очередь, "упирать" на развитие новых проектов и технологий.

Девиз того же "Интерфакса" -- "Технология информации" -- можно смело распространить и на все агентства. Что наглядно иллюстрируют проекты информационщиков за последние год-два. Например, "Интерфакс" за последние 12 месяцев запустил новые информационные проекты в сфере страхования, черной и цветной металлургии, природного газа, базу данных по компаниям СПАРК. Агентство РБК представило информационную систему Quote Total, которая предоставляет полный спектр финансовой информации, запускает телевизионный деловой канал "РБК-ТВ". В свою очередь АК & М запустил систему раскрытия корпоративной информации в Интернете и т.д.

Все на продажу


Но это все, по большому счету, инвестиции в будущее. Между тем деньги для успешной конкуренции российским агентствам нужны уже сегодня. В их поиске средств каждый идет своим путем.

Например, в 2002 году РБК продал через публичное размещение 16% акций и привлек $13,2 млн., а уже в этом году привлек значительные средства для финансирования проекта "РБК-ТВ". Банк "Еврофинанс" купил (по оценке, примерно за полмиллиона долларов) 15% акций агентства "Прайм-ТАСС". "Интерфакс" преобразуется сейчас в холдинг, что должно повысить коммерческую эффективность отдельных реализуемых агентством проектов и их инвестиционную привлекательность.

Внешторгбанк в прошлом году приобрел почти за $4 млн. 49% акций в компании "Интерфакс-АКИ" (входит в группу "Интерфакс"), работающей над созданием крупнейшей в России корпоративной базы данных. Ведущая мировая рейтинговая служба Moody's покупает 20% акций рейтингового агентства "Интерфакс".

Интерес сегодняшних потребителей информации к самому информационному бизнесу вполне закономерен (см. интервью с Андреем Галиевым). Если сейчас продажа информации -- дело хлопотное и не слишком прибыльное, то будущее вполне вселяет оптимизм. Ведь, по сути, главным ограничителем для расширения деятельности агентств сегодня являются низкие темпы развития российского финансового рынка. Понятно, что стабильный рост экономики и, как следствие, увеличение числа потенциальных клиентов (в том числе и давно ожидаемое появление пресловутого среднего класса, который в тех же США чуть ли не поголовно участвует в фондовых "игрищах") позволят информагентствам в будущем превратиться в достаточно мощный бизнес.

Проблема в том, какие агентства будут играть на том процветающем рынке. Так как то, что сейчас только осваивается отечественными ИА, во многом опробовано их зарубежными коллегами. И российским агентствам приходится торопиться, чтобы выстоять в конкуренции с международными информационными компаниями. Можно смело предположить, что число российских агентств, работающих на этом рынке, будет сокращаться. Быть может, в том числе и за счет слияний. Зато оставшиеся логично должны стать отечественными аналогами того же Reuters.


Основные игроки на мировом рынке финансово-экономической информации (% от оборота)*

Bloomberg37

Moneyline Telerate4

Reuters45

Thomson Financial6

Другие8

* По данным Inside Market Data Reference на 2002 год.


"Профиль": Андрей Анатольевич, АКБ "Еврофинанс" несколько месяцев назад приобрел 15% акций информационного агентства "Прайм-ТАСС". Информационный бизнес становится инвестиционно привлекательным?

Андрей Галиев: Отечественный рынок оперативной деловой информации, на которой и специализируются информагентства, не очень велик. Его суммарный объем можно оценить в несколько (вряд ли больше десятка) миллионов долларов в год.

При этом, с моей точки зрения, он может только расти, и потенциал этого роста весьма существенный. Вот этот потенциал и вызывает инвестиционный интерес. В нашем случае интерес был проявлен осторожно: мы приобрели небольшой пакет информационного агентства, чтобы посмотреть, как эта "машинка" работает, и уже на основе нового знания строить более масштабные планы.

"П.": Чем вызваны такие скромные объемы нашего "бизнесового" информрынка? В мире ведь он исчисляется миллиардами долларов...

А.Г.: По большому счету, он невелик просто потому, что достаточно точно соответствует общему уровню развития экономики России. Любое существенное изменение ее структуры, например увеличение доли обрабатывающих отраслей в ВВП, приращение высокотехнологичных производств, трансформация частных накоплений в инвестиции и т.п., неизбежно приведет к росту спроса на деловую информацию. В конце концов, качественная информационная инфраструктура нужна не меньше хороших дорог. В рамках же преимущественно сырьевой экономики, маленького фондового рынка, при отсутствии массового частного инвестора вложение средств в этот сегмент информационного бизнеса -- инвестиции в "светлое будущее". Но если уж есть интерес к этому рынку, лучше реализовать его сейчас, пока существует этот своеобразный ресурс "каменного века".

"П.": При том что рынок деловой информации невелик, на нем сегодня достаточно много участников. Будет ли меняться число игроков?

А.Г.: Уже сегодня из массы информагентств, специализирующихся на деловой информации, выделились основные игроки: "Интерфакс", "Прайм-ТАСС", АК & М, РБК. Скорее всего, конфигурация рынка и в будущем будет в основном определяться именно ими. Во всяком случае, можно предполагать, что эта "большая четверка" благополучно дождется увеличения спроса на свою продукцию.

Не исключаю, что развитие рыночной ситуации приведет к созданию альянсов между существующими агентствами. Проблемы слияния или поглощения на этом рынке, как и на любом другом, где игроков больше, нежели позволяет игровая площадка, во многом субъективны. Это вопрос амбиций. Для торжества интеграционной логики почти всегда требуется время.

"П.": Как потребитель агентской информации, вы можете спрогнозировать, какие информационные продукты будут пользоваться наибольшим спросом?

А.Г.: Львиная доля в продажах мировых информагентств -- технологии. Технологические предложения есть и у отечественных компаний. Тот же "Прайм-ТАСС" предлагает профессиональный торговый терминал "Дилер" и свою систему редактирования и публикации информации в Интернете NewsBox. Но, как мне кажется, и сейчас, и в ближайшей перспективе удел отечественных информагентств -- новостные ленты, классическая аналитика, в том числе и под индивидуальный заказ.

Причем востребованность общей деловой, если хотите, политико-экономической информации представляется большей, нежели информации узкоспециализированной. Например, у каждого уважающего себя руководителя в кабинете обязательно есть монитор, на который выводится информационная лента, а то и несколько. Означает ли это, что руководитель принимает на основе анализа получаемых новостей, если имеет привычку смотреть в этот монитор, оперативные бизнес-решения? Нет, не означает. Руководитель серьезной компании текущую ситуацию в своем секторе рынка обязан знать лучше любого информационного агентства. Но ему нужно знать, что происходит у соседей-смежников и в целом, как говорил персонаж популярного фильма, "какая обстановка в мире". Например, информация о смене заместителя руководителя какого-нибудь департамента в каком-нибудь министерстве может оказаться вполне содержательной для прогноза изменения климата вокруг его компании.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».