19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Новый фонарь на «Маяке»"

Архивная публикация 2007 года: "Новый фонарь на «Маяке»"

Старейшая государственная радиостанция, «Маяк», подверглась жесткому ребрендингу. Замгенерального директора ВГТРК, директор дирекции радиовещания Сергей АРХИПОВ намерен создать актуальную систему информационно-развлекательной подачи на основе мощнейшей, но архаичной радиоглыбы.— Вы начинали работать редактором на иновещании, позже создали одну из первых российских FM-радиостанций — «Радио Рокс». Какие навыки, полученные в те годы, пригодились сейчас?

— Тогда мы вещали из Норвегии по техническим причинам — Норвегия выдала бесплатный спутниковый канал, и все закрутилось. Коммерческое радио в России началось с «Европы Плюс», когда к ним приехали французские консультанты, все выстроили (к слову, продолжают выстраивать и сейчас), и получилась станция. А мы на «Роксе» до всего доходили сами: узнавали про какие-то радиоконференции в Европе и Америке, ездили туда постигать азы мастерства, слушать лекции, общаться с коллегами. Все это научило понимать звук, чувствовать аудиторию. Человек всему может научиться, когда ему это нравится и он совмещает работу с хобби — как произошло в моем случае.

— Вы были одним из совладельцев холдинга «Русская Медиагруппа», но покинули свой пост в апреле этого года. Циркулировали слухи, что это было связано с введением новостной цензуры на «Русской службе новостей», увольнением руководства РСН. Масла в огонь подлило и то, что, в отличие от ваших бывших партнеров, вы от комментариев воздержались.

— Мой уход никак не был связан с введением цензуры. Кроме того, я считаю, что никакой цензуры не вводилось. У каждой станции есть своя редакционная политика. Станцию можно слушать или не слушать, но человек, который там работает, должен относиться к нормам этой политики с уважением или не работать там вообще. Поэтому смена руководства «Русской службы новостей» не имеет к моему уходу никакого отношения. У меня были конкретные разногласия по поводу дальнейшего развития РМГ. Вместо работы с новыми технологиями проводилась, на мой взгляд, совершенно бессмысленная скупка FM-частот в регионах и странах СНГ. Таким образом руководство холдинга пыталось поднять капитализацию компании. Однако успех компании напрямую зависит от количества зарабатываемых денег, а через 2—3 года, я надеюсь, начнется внедрение цифрового вещания. Что РМГ будет делать с таким количеством весьма дорогостоящего FM, я не понимаю. Вместо того чтобы вкладывать в техническое развитие станций, производится масса непонятных действий. Редакционная и программная политика станций поменялась в худшую сторону, и рейтинги это подтверждают. Удивительно, как всего за полгода можно было так разрушить все, что создавалось 12 лет. Я ушел вовремя.

— Казалось, что радио «Максимум» сразу после его приобретения РМГ стало резко терять рейтинг.

— Это совсем не так. Рейтинги поползли вниз потому, что в момент покупки радио «Максимум» на рынок выбросили большое количество радиочастот и аудитория просто размылась. А станция как держала свою аудиторию, так и продолжала ее держать. Я всегда был уверен, что рейтинги «Максимуму» давало утреннее шоу. Всякие изменения, которые предлагались, чтобы поднять рейтинги за счет других форматов, руководство компании блокировало, а теперь они же и говорят, что якобы рейтинг упал из-за утреннего шоу Бачинского и Стиллавина. А ребята просто не нашли взаимопонимания с оставшимися топ-менеджерами и покинули станцию. В результате рейтинг «Максимума» упал на треть, и это только начало.

— Вы говорили о том, что потенциальная аудитория нового «Маяка» — мужчины от 25 до 45 лет. Почему ориентир именно на эту возрастную группу?

— Я думаю, даже от 25 до 50. Я с большим удовольствием слушаю отзывы в эфире, читаю на интернет-форумах и помимо гневных высказываний ретроградов вижу огромное количество позитивных отзывов. Сейчас положительных и отрицательных отзывов 50 на 50, и это очень хорошо. Потому что, как правило, те, кому нравится, отзывов не пишут. К слову, «ругательные» отзывы для нас тоже важны. Почему именно мужчины? Потому что главные программы «Маяка» посвящены политике и экономике, то есть темам, которые больше интересны мужчинам. Женщинам ближе бытовые проблемы, но программ на эту тему будет меньше, потому что нашу аудиторию мы видим как 60% мужчин и 40% женщин.

— Произойдет ли смена частот станции?

— Помимо «второй» кнопки федеральной радиосети «Маяк» выходит на FM, УКВ, длинных и средних волнах. Сеть распространения сигнала огромная и уникальная. Планируется коррекция частот внутри ВГТРК. Где-то радио «Маяк» будет выходить на частотах «Радио России», а где-то наоборот. Делается это для того, чтобы обеспечить максимальный охват двумя станциями. Предстоит выполнить колоссальный объем работы, и займет он где-то год.

— Вы уже говорили о том, что считаете приоритетным отслеживание и внедрение новых технологий. Что вы думаете о набирающем обороты переходе на цифровой формат вещания?

— В Европе все это уже произошло, и давно. К слову, с лета 2008 года там не будет аналогового ТВ вообще — оно просто закрывается. Согласно государственной политике, по которой само государство заинтересовано в том, чтобы население находилось в едином информационном поле, на Западе существует масса программ, по которым малоимущим даже приемники предоставляются бесплатно. Мне кажется, сейчас и наше государство уже в состоянии осуществить нечто подобное. Причем такой проект должен быть у нас на уровне национального, хотя бы потому, что трансляционное (проводное) радио медленно, но верно умирает. Для того чтобы оставить без источника информации какой-нибудь район в Сибири или даже — возьмем ближе — Центральной России, достаточно выкопать всего каких-нибудь два метра кабеля, а обнаружить это место практически невозможно. И знаете, уже много повыкапывали…

— Чаще всего ребрендинг подразумевает инвестиции. Вы, начав работу, заявили, что обойдетесь без финансовых вливаний, опираясь только на неординарные идеи. Удалось ли это?

— Абсолютно. Никаких инвестиций не было, и все, что делается, происходит в рамках бюджета радиостанции. Да, нам пришлось пойти на то, чтобы сократить некоторых внештатных авторов, сократить количество программ, которые не очень подходят под новый формат. Но при этом многие программы, которых нет на FM, можно по-прежнему услышать на «кнопке» трансляционного «Маяка». Сегодняшний режим работы «Маяка» в FM-диапазоне можно рассматривать как тестовый, но не технически, а редакционно. Мы выстраиваем тот остов, костяк, на который уже нарастим мясо.

— Исходя из чего вы жертвовали той или иной программой?

— Ну, во-первых, существует некая интуитивная составляющая творческого процесса, которая на 70% определяет успех. Можно проводить массу всяких исследований, но только на них опираться нельзя, их можно лишь принимать к сведению и использовать в работе. Мы оставляем те программы, которые максимально подходят под FM-формат — на сегодня максимально динамичный, подходящий для аудитории, большую часть времени проводящей за рулем.

— Кроме уже прорезавшихся в эфире одиозных Бачинского и Стиллавина, в формате «Маяка» как-то вдруг посерьезневших, на кого из ведущих вы делаете ставку?

— Людям свойственно взрослеть и меняться. На «Максимуме» Бачинскому и Стиллавину надоело развлекать молодежь. «Маяк» дал им возможность перейти на новый уровень. Их шоу теперь направлено на то, чтобы просвещать, развлекая. Это уже серьезное искусство, которым владеют немногие. В ближайшее время с «Радио России» на «Маяк» переберется очень популярная и интересная программа Бориса Гребенщикова «Аэростат». Что касается политических персон для эфира или, как мы их называем, «умных голов», то их время настанет, когда мы окончательно выстроим информационно-музыкальный канал. А пока кроме уже упоминавшихся Бачинского и Стиллавина мы делаем ставку на наших ведущих Катю Гордон и Толю Кузичева, Ольгу Шелест и Антона Комолова, Ольгу Арсланову и Гию Саралидзе. Планов много. Скажу лишь, что сейчас сделано только процентов 40 от того, что задумано сделать в ближайшие полгода.

— Все ли станции, находящиеся в вашем ведении, будут подвергнуты ребрендингу?

— Безусловно! На «Радио России» после Нового года на 40% увеличится литературно-художественное вещание. Появится еще больше радиоспектаклей, обзоров книг, репортажей с выставок и новостей культуры. Каждая станция, будь то «Радио России» или «Юность» (которая скоро наконец-то будет оправдывать свое название), будет иметь свое лицо. Но об этом давайте уже по мере запуска каждой из них в обновленном виде.

Старейшая государственная радиостанция, «Маяк», подверглась жесткому ребрендингу. Замгенерального директора ВГТРК, директор дирекции радиовещания Сергей АРХИПОВ намерен создать актуальную систему информационно-развлекательной подачи на основе мощнейшей, но архаичной радиоглыбы.— Вы начинали работать редактором на иновещании, позже создали одну из первых российских FM-радиостанций — «Радио Рокс». Какие навыки, полученные в те годы, пригодились сейчас?

— Тогда мы вещали из Норвегии по техническим причинам — Норвегия выдала бесплатный спутниковый канал, и все закрутилось. Коммерческое радио в России началось с «Европы Плюс», когда к ним приехали французские консультанты, все выстроили (к слову, продолжают выстраивать и сейчас), и получилась станция. А мы на «Роксе» до всего доходили сами: узнавали про какие-то радиоконференции в Европе и Америке, ездили туда постигать азы мастерства, слушать лекции, общаться с коллегами. Все это научило понимать звук, чувствовать аудиторию. Человек всему может научиться, когда ему это нравится и он совмещает работу с хобби — как произошло в моем случае.

— Вы были одним из совладельцев холдинга «Русская Медиагруппа», но покинули свой пост в апреле этого года. Циркулировали слухи, что это было связано с введением новостной цензуры на «Русской службе новостей», увольнением руководства РСН. Масла в огонь подлило и то, что, в отличие от ваших бывших партнеров, вы от комментариев воздержались.

— Мой уход никак не был связан с введением цензуры. Кроме того, я считаю, что никакой цензуры не вводилось. У каждой станции есть своя редакционная политика. Станцию можно слушать или не слушать, но человек, который там работает, должен относиться к нормам этой политики с уважением или не работать там вообще. Поэтому смена руководства «Русской службы новостей» не имеет к моему уходу никакого отношения. У меня были конкретные разногласия по поводу дальнейшего развития РМГ. Вместо работы с новыми технологиями проводилась, на мой взгляд, совершенно бессмысленная скупка FM-частот в регионах и странах СНГ. Таким образом руководство холдинга пыталось поднять капитализацию компании. Однако успех компании напрямую зависит от количества зарабатываемых денег, а через 2—3 года, я надеюсь, начнется внедрение цифрового вещания. Что РМГ будет делать с таким количеством весьма дорогостоящего FM, я не понимаю. Вместо того чтобы вкладывать в техническое развитие станций, производится масса непонятных действий. Редакционная и программная политика станций поменялась в худшую сторону, и рейтинги это подтверждают. Удивительно, как всего за полгода можно было так разрушить все, что создавалось 12 лет. Я ушел вовремя.

— Казалось, что радио «Максимум» сразу после его приобретения РМГ стало резко терять рейтинг.

— Это совсем не так. Рейтинги поползли вниз потому, что в момент покупки радио «Максимум» на рынок выбросили большое количество радиочастот и аудитория просто размылась. А станция как держала свою аудиторию, так и продолжала ее держать. Я всегда был уверен, что рейтинги «Максимуму» давало утреннее шоу. Всякие изменения, которые предлагались, чтобы поднять рейтинги за счет других форматов, руководство компании блокировало, а теперь они же и говорят, что якобы рейтинг упал из-за утреннего шоу Бачинского и Стиллавина. А ребята просто не нашли взаимопонимания с оставшимися топ-менеджерами и покинули станцию. В результате рейтинг «Максимума» упал на треть, и это только начало.

— Вы говорили о том, что потенциальная аудитория нового «Маяка» — мужчины от 25 до 45 лет. Почему ориентир именно на эту возрастную группу?

— Я думаю, даже от 25 до 50. Я с большим удовольствием слушаю отзывы в эфире, читаю на интернет-форумах и помимо гневных высказываний ретроградов вижу огромное количество позитивных отзывов. Сейчас положительных и отрицательных отзывов 50 на 50, и это очень хорошо. Потому что, как правило, те, кому нравится, отзывов не пишут. К слову, «ругательные» отзывы для нас тоже важны. Почему именно мужчины? Потому что главные программы «Маяка» посвящены политике и экономике, то есть темам, которые больше интересны мужчинам. Женщинам ближе бытовые проблемы, но программ на эту тему будет меньше, потому что нашу аудиторию мы видим как 60% мужчин и 40% женщин.

— Произойдет ли смена частот станции?

— Помимо «второй» кнопки федеральной радиосети «Маяк» выходит на FM, УКВ, длинных и средних волнах. Сеть распространения сигнала огромная и уникальная. Планируется коррекция частот внутри ВГТРК. Где-то радио «Маяк» будет выходить на частотах «Радио России», а где-то наоборот. Делается это для того, чтобы обеспечить максимальный охват двумя станциями. Предстоит выполнить колоссальный объем работы, и займет он где-то год.

— Вы уже говорили о том, что считаете приоритетным отслеживание и внедрение новых технологий. Что вы думаете о набирающем обороты переходе на цифровой формат вещания?

— В Европе все это уже произошло, и давно. К слову, с лета 2008 года там не будет аналогового ТВ вообще — оно просто закрывается. Согласно государственной политике, по которой само государство заинтересовано в том, чтобы население находилось в едином информационном поле, на Западе существует масса программ, по которым малоимущим даже приемники предоставляются бесплатно. Мне кажется, сейчас и наше государство уже в состоянии осуществить нечто подобное. Причем такой проект должен быть у нас на уровне национального, хотя бы потому, что трансляционное (проводное) радио медленно, но верно умирает. Для того чтобы оставить без источника информации какой-нибудь район в Сибири или даже — возьмем ближе — Центральной России, достаточно выкопать всего каких-нибудь два метра кабеля, а обнаружить это место практически невозможно. И знаете, уже много повыкапывали…

— Чаще всего ребрендинг подразумевает инвестиции. Вы, начав работу, заявили, что обойдетесь без финансовых вливаний, опираясь только на неординарные идеи. Удалось ли это?

— Абсолютно. Никаких инвестиций не было, и все, что делается, происходит в рамках бюджета радиостанции. Да, нам пришлось пойти на то, чтобы сократить некоторых внештатных авторов, сократить количество программ, которые не очень подходят под новый формат. Но при этом многие программы, которых нет на FM, можно по-прежнему услышать на «кнопке» трансляционного «Маяка». Сегодняшний режим работы «Маяка» в FM-диапазоне можно рассматривать как тестовый, но не технически, а редакционно. Мы выстраиваем тот остов, костяк, на который уже нарастим мясо.

— Исходя из чего вы жертвовали той или иной программой?

— Ну, во-первых, существует некая интуитивная составляющая творческого процесса, которая на 70% определяет успех. Можно проводить массу всяких исследований, но только на них опираться нельзя, их можно лишь принимать к сведению и использовать в работе. Мы оставляем те программы, которые максимально подходят под FM-формат — на сегодня максимально динамичный, подходящий для аудитории, большую часть времени проводящей за рулем.

— Кроме уже прорезавшихся в эфире одиозных Бачинского и Стиллавина, в формате «Маяка» как-то вдруг посерьезневших, на кого из ведущих вы делаете ставку?

— Людям свойственно взрослеть и меняться. На «Максимуме» Бачинскому и Стиллавину надоело развлекать молодежь. «Маяк» дал им возможность перейти на новый уровень. Их шоу теперь направлено на то, чтобы просвещать, развлекая. Это уже серьезное искусство, которым владеют немногие. В ближайшее время с «Радио России» на «Маяк» переберется очень популярная и интересная программа Бориса Гребенщикова «Аэростат». Что касается политических персон для эфира или, как мы их называем, «умных голов», то их время настанет, когда мы окончательно выстроим информационно-музыкальный канал. А пока кроме уже упоминавшихся Бачинского и Стиллавина мы делаем ставку на наших ведущих Катю Гордон и Толю Кузичева, Ольгу Шелест и Антона Комолова, Ольгу Арсланову и Гию Саралидзе. Планов много. Скажу лишь, что сейчас сделано только процентов 40 от того, что задумано сделать в ближайшие полгода.

— Все ли станции, находящиеся в вашем ведении, будут подвергнуты ребрендингу?

— Безусловно! На «Радио России» после Нового года на 40% увеличится литературно-художественное вещание. Появится еще больше радиоспектаклей, обзоров книг, репортажей с выставок и новостей культуры. Каждая станция, будь то «Радио России» или «Юность» (которая скоро наконец-то будет оправдывать свое название), будет иметь свое лицо. Но об этом давайте уже по мере запуска каждой из них в обновленном виде.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».