23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Новый мировой порядок : каким ему быть?"

Архивная публикация 2003 года: "Новый мировой порядок : каким ему быть?"

21--23 июня в Москве прошло очередное заседание Совета взаимодействия, в состав которого входят бывшие главы государств и правительств. В центр обсуждения на этом авторитетнейшем форуме были вынесены вопросы, которые волнуют все международное сообщество: в каком мире мы живем, а главное -- в каком мире будет жить человечество в XXI веке.Ответы на эти вопросы в условиях противостояния глобальным угрозам и вызовам требуют коллективного осмысления и согласованных действий.
Что касается России, то для нас является аксиомой, что эффективный ответ на эти вызовы может быть найден только на путях многостороннего сотрудничества. Такой подход естественным образом вытекает из самой природы нашего внешнеполитического курса, нацеленного на полномасштабную интеграцию России в мировую экономическую систему. Более того, мы ясно осознаем, что в современном мире ни одно государство не может реализовать свои национальные интересы, особенно в сфере внешней политики и безопасности, в отрыве от широких интересов мирового сообщества.
Россия одной из первых испытала на себе всю серьезность новых угроз, в первую очередь -- со стороны международного терроризма. Поэтому мы, может быть, раньше других пришли к выводу, что в борьбе с ним совершенно недостаточны односторонние -- пускай даже очень эффективные -- меры. Здесь необходимы международная стратегия и система безопасности, адекватные характеру современных угроз и вызовов.
Реальный шанс быстро построить такую систему существовал в момент окончания "холодной войны", но не был использован. Конечно, и тогда удалось многого добиться в плане коренного улучшения международной обстановки и в первую очередь -- решения такой ключевой задачи, как ликвидация угрозы мирового ядерного конфликта. И что очень важно -- это было сделано именно благодаря тому, что мировое сообщество начало действовать на базе общих ценностей, в духе единства и солидарности.
И все же надежды на быстрый переход к новому, более безопасному международному порядку, к сожалению, не оправдались. Можно спорить о том, что было тому причиной: инерция "холодной войны", неоднозначные последствия глобализации и т.д. Ясно одно: международные отношения до сих пор находятся в состоянии затяжного переходного периода, характерного своей неопределенностью и непредсказуемостью. При этом все более рельефно вырисовывается главное противоречие современных международных отношений: в то время, как мир под воздействием глобализации все больше превращается в единый организм, в области безопасности он по-прежнему не имеет системного, регулирующего начала. Отсюда серьезные трудности, с которыми мы продолжаем сталкиваться в борьбе с международным терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, организованной преступностью и другими глобальными угрозами.
По нашему глубокому убеждению, выход из этого противоречия может быть найден только на путях формирования нового мироустройства. Впервые в истории это должно стать результатом не стихийного процесса, а целенаправленных усилий мирового сообщества. Такое мироустройство должно быть, во-первых, демократическим и многополярным, то есть отражать реальность современного мира, в котором существуют различные центры влияния со своими специфическими интересами. Без учета и должного уважения этих интересов вряд ли можно обеспечить надежный и предсказуемый мировой порядок. Во-вторых, новое мироустройство должно опираться на центральную и координирующую роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах, а также на региональные организации и плотную ткань двусторонних отношений. И наконец, основой и своего рода цементирующим материалом всей этой конструкции должно быть международное право.
Конечно, надо реально отдавать себе отчет в тех трудностях, с которыми связано создание такой системы. Свидетельство тому -- недавний кризис вокруг Ирака. В настоящее время мы совместно предпринимаем усилия, чтобы преодолеть вызванный этим кризисом раскол мирового сообщества и антитеррористической коалиции, вернуть иракскую проблему в правовое поле ООН. Недавние саммиты в Санкт-Петербурге и Эвиане показали, что крупнейшие государства мира имеют общие стратегические интересы, которые они ставят выше разногласий по тем или иным тактическим вопросам.
В этой связи актуальной проблемой является повышение эффективности существующих многосторонних механизмов и институтов, в первую очередь ООН. При том, разумеется, понимании, что реформы ООН и Совета Безопасности должны укреплять, а не подрывать их авторитет и центральную роль в мировых делах.
То же самое относится и к совершенствованию международного права. Ясно, что оно не может стоять на месте, а должно развиваться с учетом новых реалий быстро меняющегося мира. В то же время абсолютно необходимо, чтобы этот процесс шел на основе согласованных подходов и вел к упрочению, а не к расшатыванию международной законности.
Справедливый, демократический, безопасный миропорядок можно построить только на прочной основе международного права, принципом которого должны следовать все без исключения государства. В противном случае мы будем продолжать сталкиваться с односторонними действиями отдельных государств, в том числе с применением силы, а также с попытками других государств обеспечить свою безопасность за счет приобретения оружия массового уничтожения. Все это способно подорвать международную безопасность и стабильность.
Убежден, что решение всех этих вопросов может быть найдено только в рамках широкого и демократического международного диалога. Фактически такой диалог уже начат в рамках ООН и других международных институтов. В этой связи исторической вехой следует считать состоявшийся в сентябре 2000 года "Саммит тысячелетия" ООН. Ценный вклад в развитие этого диалога вносят форумы Движения неприсоединения, других глобальных и региональных организаций и структур. Важным событием в этом плане явилась также встреча лидеров "восьмерки" с главами государств и правительств Китая, Индии, Бразилии и ряда других влиятельных государств, состоявшаяся недавно в Эвиане.
Россия, как неоднократно подчеркивал президент В.В. Путин, заинтересована в устойчивом и предсказуемом миропорядке, поскольку только он может обеспечить безопасность и стабильное экономическое развитие для нашей страны и других государств мира. Вот почему мы активно способствуем разработке основополагающих принципов и механизмов такого миропорядка. Одно из свидетельств тому -- рассматриваемая в ООН российская инициатива относительно создания глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам.
Мы действуем так потому, что глубоко убеждены: формирование нового миропорядка -- дело всего мирового сообщества. Никто за нас эту проблему не решит. Пришло время сделать выбор!

21--23 июня в Москве прошло очередное заседание Совета взаимодействия, в состав которого входят бывшие главы государств и правительств. В центр обсуждения на этом авторитетнейшем форуме были вынесены вопросы, которые волнуют все международное сообщество: в каком мире мы живем, а главное -- в каком мире будет жить человечество в XXI веке.Ответы на эти вопросы в условиях противостояния глобальным угрозам и вызовам требуют коллективного осмысления и согласованных действий.

Что касается России, то для нас является аксиомой, что эффективный ответ на эти вызовы может быть найден только на путях многостороннего сотрудничества. Такой подход естественным образом вытекает из самой природы нашего внешнеполитического курса, нацеленного на полномасштабную интеграцию России в мировую экономическую систему. Более того, мы ясно осознаем, что в современном мире ни одно государство не может реализовать свои национальные интересы, особенно в сфере внешней политики и безопасности, в отрыве от широких интересов мирового сообщества.

Россия одной из первых испытала на себе всю серьезность новых угроз, в первую очередь -- со стороны международного терроризма. Поэтому мы, может быть, раньше других пришли к выводу, что в борьбе с ним совершенно недостаточны односторонние -- пускай даже очень эффективные -- меры. Здесь необходимы международная стратегия и система безопасности, адекватные характеру современных угроз и вызовов.

Реальный шанс быстро построить такую систему существовал в момент окончания "холодной войны", но не был использован. Конечно, и тогда удалось многого добиться в плане коренного улучшения международной обстановки и в первую очередь -- решения такой ключевой задачи, как ликвидация угрозы мирового ядерного конфликта. И что очень важно -- это было сделано именно благодаря тому, что мировое сообщество начало действовать на базе общих ценностей, в духе единства и солидарности.

И все же надежды на быстрый переход к новому, более безопасному международному порядку, к сожалению, не оправдались. Можно спорить о том, что было тому причиной: инерция "холодной войны", неоднозначные последствия глобализации и т.д. Ясно одно: международные отношения до сих пор находятся в состоянии затяжного переходного периода, характерного своей неопределенностью и непредсказуемостью. При этом все более рельефно вырисовывается главное противоречие современных международных отношений: в то время, как мир под воздействием глобализации все больше превращается в единый организм, в области безопасности он по-прежнему не имеет системного, регулирующего начала. Отсюда серьезные трудности, с которыми мы продолжаем сталкиваться в борьбе с международным терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, организованной преступностью и другими глобальными угрозами.

По нашему глубокому убеждению, выход из этого противоречия может быть найден только на путях формирования нового мироустройства. Впервые в истории это должно стать результатом не стихийного процесса, а целенаправленных усилий мирового сообщества. Такое мироустройство должно быть, во-первых, демократическим и многополярным, то есть отражать реальность современного мира, в котором существуют различные центры влияния со своими специфическими интересами. Без учета и должного уважения этих интересов вряд ли можно обеспечить надежный и предсказуемый мировой порядок. Во-вторых, новое мироустройство должно опираться на центральную и координирующую роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах, а также на региональные организации и плотную ткань двусторонних отношений. И наконец, основой и своего рода цементирующим материалом всей этой конструкции должно быть международное право.

Конечно, надо реально отдавать себе отчет в тех трудностях, с которыми связано создание такой системы. Свидетельство тому -- недавний кризис вокруг Ирака. В настоящее время мы совместно предпринимаем усилия, чтобы преодолеть вызванный этим кризисом раскол мирового сообщества и антитеррористической коалиции, вернуть иракскую проблему в правовое поле ООН. Недавние саммиты в Санкт-Петербурге и Эвиане показали, что крупнейшие государства мира имеют общие стратегические интересы, которые они ставят выше разногласий по тем или иным тактическим вопросам.

В этой связи актуальной проблемой является повышение эффективности существующих многосторонних механизмов и институтов, в первую очередь ООН. При том, разумеется, понимании, что реформы ООН и Совета Безопасности должны укреплять, а не подрывать их авторитет и центральную роль в мировых делах.

То же самое относится и к совершенствованию международного права. Ясно, что оно не может стоять на месте, а должно развиваться с учетом новых реалий быстро меняющегося мира. В то же время абсолютно необходимо, чтобы этот процесс шел на основе согласованных подходов и вел к упрочению, а не к расшатыванию международной законности.

Справедливый, демократический, безопасный миропорядок можно построить только на прочной основе международного права, принципом которого должны следовать все без исключения государства. В противном случае мы будем продолжать сталкиваться с односторонними действиями отдельных государств, в том числе с применением силы, а также с попытками других государств обеспечить свою безопасность за счет приобретения оружия массового уничтожения. Все это способно подорвать международную безопасность и стабильность.

Убежден, что решение всех этих вопросов может быть найдено только в рамках широкого и демократического международного диалога. Фактически такой диалог уже начат в рамках ООН и других международных институтов. В этой связи исторической вехой следует считать состоявшийся в сентябре 2000 года "Саммит тысячелетия" ООН. Ценный вклад в развитие этого диалога вносят форумы Движения неприсоединения, других глобальных и региональных организаций и структур. Важным событием в этом плане явилась также встреча лидеров "восьмерки" с главами государств и правительств Китая, Индии, Бразилии и ряда других влиятельных государств, состоявшаяся недавно в Эвиане.

Россия, как неоднократно подчеркивал президент В.В. Путин, заинтересована в устойчивом и предсказуемом миропорядке, поскольку только он может обеспечить безопасность и стабильное экономическое развитие для нашей страны и других государств мира. Вот почему мы активно способствуем разработке основополагающих принципов и механизмов такого миропорядка. Одно из свидетельств тому -- рассматриваемая в ООН российская инициатива относительно создания глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам.

Мы действуем так потому, что глубоко убеждены: формирование нового миропорядка -- дело всего мирового сообщества. Никто за нас эту проблему не решит. Пришло время сделать выбор!

ИГОРЬ ИВАНОВ, МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».