23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Новый союз для новой России"

Архивная публикация 2011 года: "Новый союз для новой России"

Континентальная Евразия - традиционная сфера влияния России. Характер и интенсивность этого влияния на протяжении российской истории были различными. Однако фактор масштабов России всегда очень существенно сказывался на ее глобальной конкурентоспособности. Выражение "загнать за Можай" имеет глубокие корни. В XIV веке границы Великого княжества Московского были так близки к Москве, что за Можайском начиналась Литва. В XV веке перед нашими предками стоял выбор: большая страна или малая?
Выбор был сделан именно в пользу большого геополитического пространства как способа бытования государства российского. Об этом вполне определенно свидетельствует опыт и Московского государства, и Российской империи, и СССР. "Смуты", ослабление, дезинтеграция всегда были связаны с проблемами конкретной модели государственного устройства, региональной и экономической политики, с ситуативными кризисами (1604, 1917, 1991), но не с выбором в пользу "большого пространства". Этот выбор верен. Сегодня такой выбор - выбор в пользу Нового союза - вновь призывают нас сделать Медведев, Путин и "Единая Россия".
Идея Единого экономического пространства, выдвинутая Путиным и основанная на постепенной эволюции Таможенного союза, - это, по существу, идея нового союза, построенного на новых началах. Это масштабный долгосрочный вызов и для власти, и для политической элиты, и для бизнес-элиты, и для граждан всех стран СНГ.
Исследования различных аналитических центров показывают: для достижения региональной экономической системой реальной конкурентоспособности нужен рынок не менее 300 млн человек. В СССР был примерно такой рынок, вместе со странами Восточного блока его емкость превышала 500 млн человек. Сегодня примерно такая же емкость Североамериканского рынка (США, Канада, Мексика) и рынка ЕС; китайский и индийский рынки намного больше их. И сбыт, и внутриотраслевая кооперация при объеме рынка 140 млн человек (население России) затруднены - особенно с учетом гигантских транзакционных издержек. Наши партнеры - от Украины и Казахстана до Узбекистана и Белоруссии - заинтересованы во включении в единое экономическое пространство еще больше, чем Россия, ведь масштабы их экономик еще меньше.
Расходы федерального бюджета России 2011 года меньше расходов государственного бюджета СССР 1982 года в 4 раза (в сопоставимых ценах). С учетом того, что доля долгосрочных государственных инвестиций также ниже, вопрос о ресурсах для интенсивного развития и модернизации во многом риторический. Для целей развития и модернизации России необходимо объединять ресурсы и с государствами СНГ, прежде всего странами Таможенного союза; и с лояльными российским интересам и интересам российского бизнеса странами (Финляндия, Венгрия, Чехия, Монголия, Вьетнам, Куба, Венесуэла, Болгария - в случае смены правящего кабинета); и с транснациональными корпорациями; и с крупнейшими российскими частными компаниями, заинтересованными в стимулировании инвестиционного процесса.
Новый союз - это в том числе и новое, более широкое поле для диалога. А это означает, что будет востребован новый интерфейс власти во взаимоотношениях с обществом, новая коммуникация, новые правительственные экспертные группы, поддерживающие и реализующие в том числе идеи интеграции ("большое правительство").
СССР и советская стилистика стремительно уходят в прошлое, но общественный запрос на интеграцию очень велик и постоянно растет. Доминирование "Единой России" в политическом процессе значительно укрепится, если она предложит обществу и элитам детальную концепцию Нового союза. Довольно эффективная заявка на это уже сделана в масштабной программе создания Единого экономического пространства.
Новый союз - это политический проект, обращенный в будущее, но опирающийся на историю большого пространства, одним из этапов бытования которого был СССР. Если удастся консолидировать вокруг него общество и элиты, процесс интеграции на пространстве СНГ перейдет в новое качество.

Континентальная Евразия - традиционная сфера влияния России. Характер и интенсивность этого влияния на протяжении российской истории были различными. Однако фактор масштабов России всегда очень существенно сказывался на ее глобальной конкурентоспособности. Выражение "загнать за Можай" имеет глубокие корни. В XIV веке границы Великого княжества Московского были так близки к Москве, что за Можайском начиналась Литва. В XV веке перед нашими предками стоял выбор: большая страна или малая?
Выбор был сделан именно в пользу большого геополитического пространства как способа бытования государства российского. Об этом вполне определенно свидетельствует опыт и Московского государства, и Российской империи, и СССР. "Смуты", ослабление, дезинтеграция всегда были связаны с проблемами конкретной модели государственного устройства, региональной и экономической политики, с ситуативными кризисами (1604, 1917, 1991), но не с выбором в пользу "большого пространства". Этот выбор верен. Сегодня такой выбор - выбор в пользу Нового союза - вновь призывают нас сделать Медведев, Путин и "Единая Россия".
Идея Единого экономического пространства, выдвинутая Путиным и основанная на постепенной эволюции Таможенного союза, - это, по существу, идея нового союза, построенного на новых началах. Это масштабный долгосрочный вызов и для власти, и для политической элиты, и для бизнес-элиты, и для граждан всех стран СНГ.
Исследования различных аналитических центров показывают: для достижения региональной экономической системой реальной конкурентоспособности нужен рынок не менее 300 млн человек. В СССР был примерно такой рынок, вместе со странами Восточного блока его емкость превышала 500 млн человек. Сегодня примерно такая же емкость Североамериканского рынка (США, Канада, Мексика) и рынка ЕС; китайский и индийский рынки намного больше их. И сбыт, и внутриотраслевая кооперация при объеме рынка 140 млн человек (население России) затруднены - особенно с учетом гигантских транзакционных издержек. Наши партнеры - от Украины и Казахстана до Узбекистана и Белоруссии - заинтересованы во включении в единое экономическое пространство еще больше, чем Россия, ведь масштабы их экономик еще меньше.
Расходы федерального бюджета России 2011 года меньше расходов государственного бюджета СССР 1982 года в 4 раза (в сопоставимых ценах). С учетом того, что доля долгосрочных государственных инвестиций также ниже, вопрос о ресурсах для интенсивного развития и модернизации во многом риторический. Для целей развития и модернизации России необходимо объединять ресурсы и с государствами СНГ, прежде всего странами Таможенного союза; и с лояльными российским интересам и интересам российского бизнеса странами (Финляндия, Венгрия, Чехия, Монголия, Вьетнам, Куба, Венесуэла, Болгария - в случае смены правящего кабинета); и с транснациональными корпорациями; и с крупнейшими российскими частными компаниями, заинтересованными в стимулировании инвестиционного процесса.
Новый союз - это в том числе и новое, более широкое поле для диалога. А это означает, что будет востребован новый интерфейс власти во взаимоотношениях с обществом, новая коммуникация, новые правительственные экспертные группы, поддерживающие и реализующие в том числе идеи интеграции ("большое правительство").
СССР и советская стилистика стремительно уходят в прошлое, но общественный запрос на интеграцию очень велик и постоянно растет. Доминирование "Единой России" в политическом процессе значительно укрепится, если она предложит обществу и элитам детальную концепцию Нового союза. Довольно эффективная заявка на это уже сделана в масштабной программе создания Единого экономического пространства.
Новый союз - это политический проект, обращенный в будущее, но опирающийся на историю большого пространства, одним из этапов бытования которого был СССР. Если удастся консолидировать вокруг него общество и элиты, процесс интеграции на пространстве СНГ перейдет в новое качество.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».