20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Новый старый большой"

Архивная публикация 2011 года: "Новый старый большой"

После шестилетней реконструкции открылся Большой театр. Что увидит зритель на обновленной сцене? С 28 октября Государственный академический Большой театр (ГАБТ) работает на двух сценах. Уже давно с названиями подмостков театра происходит какая-то путаница. Обновленную старую сцену называют то "исторической", то "главной", то "основной". Сцену в соседнем здании по привычке кличут "новой", хотя какая она новая? Работает уже много лет.
С общественным статусом Большого театра тоже все непросто: все хотят от него разного. Для государства Большой был, есть и будет средоточием национального престижа. Для консервативной публики это музей, оплот академизма и традиций. Для продвинутых поклонников музыкального искусства - площадка, где должно найтись место авангардным постановкам, подтверждающим статус театра как игрока международного класса. Парадокс в том, что Большой должен оправдать все ожидания, и головная боль его дирекции - как усидеть на нескольких стульях. Лишь при такой неудобной посадке будет шанс претендовать на верхние строчки рейтинга лучших оперно-балетных театров мира.
Вот тут как раз пригодятся две сцены, между которыми можно разделить репертуар: масштабные и классические спектакли - направо, в основное здание, камерные и авангардные - налево, на Новую сцену. Чтобы повысить качество пения и танцев, репертуарный театр частично перейдет на показы небольшими блоками: это ослабленный вариант системы "старджионе", принятой в ряде европейских стран.
Итак, до конца сезона в ис-торическое здание вернутся балеты "Спящая красавица" (в новых костюмах и декорациях), "Щелкунчик" и "Лебединое озеро", оперы "Борис Годунов" и "Огненный ангел". Театр готовит вечер балетов "Драгоценности", оперы "Чародейка" и "Кавалер розы". Первой премьерой на Старой сцене - уже 2 ноября - станет "Руслан и Людмила" Глинки в постановке Дмитрия Чернякова, спектакль, о котором сами создатели предупреждают: это, конечно, сказка, но для взрослых - детям до шестнадцати не приходить.
Истина в том, что, лишь творчески рискуя, как принято во всем мире, Большой в итоге сможет пить шампанское. А сетования некоторых на утрату ГАБТом былой славы смысла не имеют. Есть утрата или нет - это кому как. Большой балет и раньше был нужен зрителям и продюсерам во всем мире, и теперь востребован. Тем более что постановочный баланс тут вполне соблюден: и классику танцуют, и модного хореографа Уэйна Макгрегора с его компьютерными изысками приглашают. С пением, конечно, сложнее. Но кто говорил, что в этой области мы так же славимся, как миланский театр Ла Скала или нью-йоркская Метрополитен-опера? Что касается режиссерских решений, спорам о них не предвидится конца. Кому-то позарез нужно, чтобы в "Евгении Онегине" на сцене взаправду варили варенье, другим в условном искусстве оперы потребны условные декорации. Возмущаться, что некоторые, не к ночи будь помянуты, "гении" умаляют престиж академической сцены нахальными постановками, будут до, во время и после ремонта Большого театра. Наивный реализм всегда был самым востребованным жанром публики. Это как в живописи, где Шишкин и Айвазовский - навечно любимые художники.
Так что заботиться о продажах придется в основном Новой сцене - в дни, когда там пойдет крутая современная хореография или оперы с "непонятной" музыкой вроде "Воццека". Отремонтированному старому зданию пустые кресла на спектаклях вряд ли грозят.
Во-первых, спасут иностранцы, для которых посещение Большого театра входит в обязательную культурную программу. Во-вторых, как минимум два года народ будет ходить в Большой театр, как в анекдоте: "Сходил в баню, заодно и помылся". Осмотр позолоты и фланирование по Большому императорскому фойе в парадном костюме дорогого стоят.

После шестилетней реконструкции открылся Большой театр. Что увидит зритель на обновленной сцене? С 28 октября Государственный академический Большой театр (ГАБТ) работает на двух сценах. Уже давно с названиями подмостков театра происходит какая-то путаница. Обновленную старую сцену называют то "исторической", то "главной", то "основной". Сцену в соседнем здании по привычке кличут "новой", хотя какая она новая? Работает уже много лет.
С общественным статусом Большого театра тоже все непросто: все хотят от него разного. Для государства Большой был, есть и будет средоточием национального престижа. Для консервативной публики это музей, оплот академизма и традиций. Для продвинутых поклонников музыкального искусства - площадка, где должно найтись место авангардным постановкам, подтверждающим статус театра как игрока международного класса. Парадокс в том, что Большой должен оправдать все ожидания, и головная боль его дирекции - как усидеть на нескольких стульях. Лишь при такой неудобной посадке будет шанс претендовать на верхние строчки рейтинга лучших оперно-балетных театров мира.
Вот тут как раз пригодятся две сцены, между которыми можно разделить репертуар: масштабные и классические спектакли - направо, в основное здание, камерные и авангардные - налево, на Новую сцену. Чтобы повысить качество пения и танцев, репертуарный театр частично перейдет на показы небольшими блоками: это ослабленный вариант системы "старджионе", принятой в ряде европейских стран.
Итак, до конца сезона в ис-торическое здание вернутся балеты "Спящая красавица" (в новых костюмах и декорациях), "Щелкунчик" и "Лебединое озеро", оперы "Борис Годунов" и "Огненный ангел". Театр готовит вечер балетов "Драгоценности", оперы "Чародейка" и "Кавалер розы". Первой премьерой на Старой сцене - уже 2 ноября - станет "Руслан и Людмила" Глинки в постановке Дмитрия Чернякова, спектакль, о котором сами создатели предупреждают: это, конечно, сказка, но для взрослых - детям до шестнадцати не приходить.
Истина в том, что, лишь творчески рискуя, как принято во всем мире, Большой в итоге сможет пить шампанское. А сетования некоторых на утрату ГАБТом былой славы смысла не имеют. Есть утрата или нет - это кому как. Большой балет и раньше был нужен зрителям и продюсерам во всем мире, и теперь востребован. Тем более что постановочный баланс тут вполне соблюден: и классику танцуют, и модного хореографа Уэйна Макгрегора с его компьютерными изысками приглашают. С пением, конечно, сложнее. Но кто говорил, что в этой области мы так же славимся, как миланский театр Ла Скала или нью-йоркская Метрополитен-опера? Что касается режиссерских решений, спорам о них не предвидится конца. Кому-то позарез нужно, чтобы в "Евгении Онегине" на сцене взаправду варили варенье, другим в условном искусстве оперы потребны условные декорации. Возмущаться, что некоторые, не к ночи будь помянуты, "гении" умаляют престиж академической сцены нахальными постановками, будут до, во время и после ремонта Большого театра. Наивный реализм всегда был самым востребованным жанром публики. Это как в живописи, где Шишкин и Айвазовский - навечно любимые художники.
Так что заботиться о продажах придется в основном Новой сцене - в дни, когда там пойдет крутая современная хореография или оперы с "непонятной" музыкой вроде "Воццека". Отремонтированному старому зданию пустые кресла на спектаклях вряд ли грозят.
Во-первых, спасут иностранцы, для которых посещение Большого театра входит в обязательную культурную программу. Во-вторых, как минимум два года народ будет ходить в Большой театр, как в анекдоте: "Сходил в баню, заодно и помылся". Осмотр позолоты и фланирование по Большому императорскому фойе в парадном костюме дорогого стоят.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».