25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Нужно ли принимать специальный закон о противодействии терроризму или же для эффективной борьбы с террором не хватает чего-то другого?"

Архивная публикация 2005 года: "Нужно ли принимать специальный закон о противодействии терроризму или же для эффективной борьбы с террором не хватает чего-то другого?"

Как показал опрос, проведенный «Профилем», единого мнения на этот счет нет даже у самих законодателей.Арсен Фадзаев, депутат Госдумы от Республики Северная Осетия—Алания:
«Конечно, закон о противодействии терроризму нужен, но нужны и иные механизмы противостояния этому злу.
В первую очередь федеральному центру нужно создавать условия для нормальной жизни людей. Тем более там, где угроза терроризма стоит особенно остро, — на Северном Кавказе. Когда у людей нет работы, нет заработка, а нужно кормить большие семьи, они готовы на многое. Они
могут пойти за кем угодно, и всего за какие-нибудь $100. Это по-настоящему страшно.
В свое время федеральный центр очень мало внимания уделял Северному Кавказу. На первом месте стояла война в Чечне, а в отношении других республик центру было достаточно тех красивых отчетов, с какими в Москву приезжали руководители северокавказских республик. Теперь ситуация меняется, но слишком многое упущено.
Кроме усилий государства важно отношение к Северному Кавказу со стороны всего общества. Не секрет, что, когда кавказец приезжает в Москву или в какой-то другой регион страны, его зачастую не берут на работу только потому, что он — с Кавказа. На каждом шагу им
интересуется милиция, и все по той же причине. Ему не сдают жилье, его детей не принимают в школу, на каждом шагу требуют взяток — только потому, что он кавказец, «а за это надо платить».
Однако российское общество должно понимать: люди, которые живут на Кавказе, — такие же граждане страны, они не должны чувствовать себя людьми второго сорта».

Как показал опрос, проведенный «Профилем», единого мнения на этот счет нет даже у самих законодателей.Арсен Фадзаев, депутат Госдумы от Республики Северная Осетия—Алания:

«Конечно, закон о противодействии терроризму нужен, но нужны и иные механизмы противостояния этому злу.

В первую очередь федеральному центру нужно создавать условия для нормальной жизни людей. Тем более там, где угроза терроризма стоит особенно остро, — на Северном Кавказе. Когда у людей нет работы, нет заработка, а нужно кормить большие семьи, они готовы на многое. Они

могут пойти за кем угодно, и всего за какие-нибудь $100. Это по-настоящему страшно.

В свое время федеральный центр очень мало внимания уделял Северному Кавказу. На первом месте стояла война в Чечне, а в отношении других республик центру было достаточно тех красивых отчетов, с какими в Москву приезжали руководители северокавказских республик. Теперь ситуация меняется, но слишком многое упущено.

Кроме усилий государства важно отношение к Северному Кавказу со стороны всего общества. Не секрет, что, когда кавказец приезжает в Москву или в какой-то другой регион страны, его зачастую не берут на работу только потому, что он — с Кавказа. На каждом шагу им

интересуется милиция, и все по той же причине. Ему не сдают жилье, его детей не принимают в школу, на каждом шагу требуют взяток — только потому, что он кавказец, «а за это надо платить».

Однако российское общество должно понимать: люди, которые живут на Кавказе, — такие же граждане страны, они не должны чувствовать себя людьми второго сорта».

Руслан Ямадаев, депутат Госдумы от Чеченской Республики:

«Законов, позволяющих эффективно бороться с террористами, у нас хватает. Это показали недавние события в Нальчике: когда сил и средств оказывается достаточно, спецслужбы могут добиваться неплохих результатов. В данном случае они сработали четко и жестко, и если бы не они, последствия вылазки в Нальчике были бы во много раз серьезнее. Поэтому никаких новых законов, на мой взгляд, не нужно. Нужен мощный кулак, который мог бы противодействовать любым вылазкам боевиков. Нужны люди, готовые противостоять бандитам».

Александр Торшин, вице-спикер Совета Федерации, глава парламентской комиссии по расследованию обстоятельств теракта в Беслане:

«Такой закон нужен. Но это должен быть своего рода кодекс антитеррористических стандартов. Попытки же законодателей отсюда, из Охотного Ряда, регламентировать поведение спецслужб при каждом конкретном теракте, на мой взгляд, наивны. Нужно подходить к проблеме комплексно: повышать безопасность объектов жизнеобеспечения, массового скопления граждан, школ, больниц и прочих «чувствительных» объектов. Нужно более жестко вести учет оружия, взрывчатых веществ. А полагаться только на силовиков, считать их усилия универсальными — это абсурд».

Гаджи Махачев, депутат Госдумы от Республики Дагестан:

«Не нужен специальный закон. Мы уже научились вести вооруженную борьбу с бандитами. Но, к сожалению, только вооруженную. Идеологическую же борьбу мы, как и раньше, проигрываем.

Смотрите, что происходит: молодежь из северокавказских республик по-прежнему стремится получать религиозное образование за рубежом — в Саудовской Аравии, Египте, Эмиратах. Что скрывать: они возвращаются оттуда фактически зомбированными, зараженными вирусом ваххабизма.

Почему бы нам в России не создать Исламский университет, где бы ребят с Кавказа обучали традиционному исламу наши авторитетные богословы?

Есть и другая проблема — клановость в руководстве северокавказских республик, когда все посты сверху донизу распределяются внутри узкого круга лиц. В итоге власть живет сама по себе, простые люди — сами по себе.

К сожалению, до сих пор на Кавказе при смене начальства к власти приходят не новые люди, а так называемые преемники. Это очень озлобляет людей, отнимает у них веру в то, что их жизнь может измениться в лучшую сторону. Все это накладывается на непростую социальную обстановку. В

итоге, когда у людей не остается ни малейшего просвета, многие недовольные уходят к бандитам. Я считаю, нужно не законы принимать, а менять кадровую политику на Кавказе.

Здесь нужно действовать по-ельцински: раз в полгода менять руководство республик. Тогда кланы просто не будут успевать срастаться с властью, не смогут рассаживать своих людей на все без исключения посты».

Михаил Гришанков, первый заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности:

«Такой закон нужно принимать, и как можно быстрее. Нельзя тормозить принятие закона, содержащего массу полезных положений, только из-за того, что до сих пор не принято решение по поводу создания или несоздания «головного» антитеррористического органа.

Обратите внимание: действующий закон называется «О борьбе с терроризмом», мы же говорим о принятии закона «О противодействии терроризму». Противодействие — более широкое понятие, чем борьба. Мы считаем, что противодействие должно осуществляться не только в момент

пресечения попыток совершения терактов, работа должна вестись постоянно и по всем направлениям. Именно такой подход содержится в этом законе. На мой взгляд, ко второму чтению закон получился очень хороший».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».