Наверх
15 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "Няньки для капиталов"

Число богатых россиян растет, а вместе с этим обостряется борьба за право
управлять их активами.Индустрия управления капиталами состоятельных граждан, именуемая private banking
(PB), существует в нашей стране уже больше десяти лет. Ведь Россия входит в
десятку стран с самым высокими темпами роста числа миллиардеров. Правда, большая
часть россиян традиционно предпочитала хранить и вкладывать свои сбережения,
если речь шла о существенных суммах, на Западе. Но постепенно ситуация начала
меняться: довериек национальным институтам укреплялось, крупные местные банки
(Газпромбанк, Банк Москвы, «Уралсиб», Росбанк и др.) создавали специальные
департаменты по обслуживанию богатой клиентуры. Да и западные спецы в сфере
частного банкинга решили, что надо быть поближе к клиенту, свои офисы в России
открыли такие киты, как Credit Suisse и Deutsche Bank). Кризис внес
дополнительные коррективы. Банкротство Lehman Brothers и другие потрясения 2008
года поставили под сомнение прежде незыблемую репутацию ведущих западных
кредитных организаций, доверие к ним было несколько подорвано. «Это позволило
повысить конкурентные возможности российских банков и компаний по управлению
активами в работе с состоятельными клиентами, — говорит директор по
стратегическому маркетингу УК «Альфа-Капитал» Вадим Логинов. — Произошел
определенный переток клиентов к ним».
   

РУССКИЕ РОКФЕЛЛЕРЫ

   Сперва попробуем определиться с
«аудиторией» private banking в России. Число сограждан, относящихся к разряду
богатых, с кризисом несколько сократилось. По экспертным оценкам, список
клиентов с размером инвестиционных активов не менее $1 млн ужался в 2009 году на
треть. Однако уже в конце 2009-го ситуация начала меняться, и на сегодня число
High Net Worth Individuals (HNWI), людей с инвестиционным капиталом от $1 млн
или, проще говоря, долларовых миллионеров, в России вернулось к докризисному
уровню — в эту касту избранных входят примерно 120 тыс. человек. Такая же
ситуация наблюдается во многих странах. По данным ежегодного доклада Merrill
Lynch Global Wealth, в мире численность людей, относящихся к категории HNWI, в
2009 году вернулась к 10 млн, а их финансовое состояние увеличилось на 18,9%, до
$39 трлн. Ультра-состоятельная верхушка (Ultra High Net Worth Individual, UHNWI)
нарастила свое благосостояние на 21,5%. Как отмечается в докладе, богачи во всем
мире восполнили потери 2008 года, вернув состояния к уровню 2007 года.
   Что же касается России, то здесь отмечается не просто быстрое
восстановление капиталов, растет и прослойка так называемых mass affluent —
верхней категории среднего класса со свободным капиталом от $100 тыс. В скором
будущем эти люди могут пополнить когорту состоятельных россиян. По данным
подразделения банка «Барклайс» — Premier, сейчас клиентская база в сегменте mass
affluent в России включает 942 тыс. человек (они контролируют примерно $120-140
млрд). «PB-рынок в России растет на 30-50% в год, и этот тренд сохранится и на
ближайшие годы», — уверяет директор по маркетингу компании «SAS Россия/СНГ»
Наталия Дубняк.
   

ВСЕ ПО-СЕМЕЙНОМУ

   Кризис, безусловно, повлиял и на
характер продуктового предложения. Управляющим компаниям и банкам пришлось
перестраиваться. Если прежде богатые россияне довольствовались стандартными
инструментами (депозиты и инструменты с фиксированной доходностью), то в разгар
кризиса клиентам потребовался более широкий диапазон продуктов — существовал
спрос как на консервативные стратегии, так и на высокорисковые и даже стрессовые
активы.
   По словам представителя одного из российских банков, страх,
сомнения в надежности финансового института, боязнь нового витка кризиса — все
это стало причиной появления альтернативных видов сбережения средств во время
кризиса, к примеру, широкое распространение получили хранение денег в сейфовой
ячейке, вложения в недвижимость, антиквариат, предметы искусства, драгоценные
металлы и камни. Продуктовый разброс сохранился и после кризиса.
   «С точки
зрения инвестиций остаются востребованными консервативные инструменты, это
специфика российского инвестора, хотя по мере выхода из кризиса все больше
клиентов инвестируют в акции зарубежных эмитентов, в том числе на развивающихся
рынках», — уверяет Екатерина Козицкая, начальник управления частного банковского
обслуживания ЮниКредит Банка.
   Еще одна тенденция заключается в том, что
большинство работающих с состоятельными клиентами структур перешли от in-door
продуктов (собственного изготовления) к открытой архитектуре, предоставляющей
доступ по всему спектру инструментов в мире, в любой валюте.
   «Очень сильно
на лояльность клиентов стал влиять сервис — людям важна прозрачность продуктов,
операций и отчетности, доверительность отношений», — говорит Вадим Логинов. Даже
появилось такое новое понятие, как «поведенческие финансы», когда для клиента
подбирается индивидуальная, более тонкая модель инвестирования, а степень его
участия в ней увеличивается.
   «Среди HNWI начинается расслоение, и
ультрасостоятельная прослойка по своим требованиям сильно отличается от среднего
уровня», — добавляет Вадим Логинов. В этой связи российские банки и управляющие
компании начинают диверсифицировать свои предложения и сервисы — вплоть до
создания специальных семейных офисов.
   «Неотъемлемый атрибут PB — multiple
family office (MFO), — поясняет исполнительный директор «Уралсиб/Банк 121»
(PB-подразделение «Уралсиба») Ольга Дегтярева. — Эта структура объединяет в
единый центр специалистов различного профиля: финансовых аналитиков, юристов,
частных банкиров, налоговых консультантов, специалистов по российскому и
международному праву. Такой подход позволяет предоставить клиенту полный
перечень услуг в одном месте и в максимально концентрированном виде, тем самым
сберегая его время».
   Первые семейные офисы создавались в США патриархами
великих промышленных капиталов более ста лет назад, в России же институт MFO
только начинает развиваться. Полноценные семейные офисы есть лишь в нескольких
банках, поскольку это дорогостоящий проект, требующий глубоких профессиональных
знаний. «В то же время интерес к услугам MFO устойчиво растет. К примеру,
наиболее частые запросы от наших клиентов в этом году — составление картины
капитала, налоговое консультирование и создание трастов», — говорит Ольга
Дегтярева.
   

С ГЛАЗ ДОЛОЙ!

   Однако говорить о расцвете индустрии
частного банковского обслуживания в России было бы преждевременно. Многие
состоятельные россияне по-прежнему предпочитают выводить свои капиталы из страны
и хранить их на Западе.
   Согласно свежему прогнозу ЦБ отток капитала из
России составит в этом году $22 млрд (предыдущий прогноз был гораздо
оптимистичнее — $8,7 млрд).
   «Я не связываю этот процесс исключительно с
уводом капитала состоятельными гражданами, но могу предположить, что доля
частных капиталов в общем объеме оттока средств из страны все же есть, хотя
оценить ее объем до-вольно сложно, — поясняет ис-полнительный директор банка МФК
Виктория Валюк. — Ни для кого не секрет, что большая доля капиталов
состоятельных россиян размещена на зарубежных рынках ввиду их большей
стабильности и четкой регламентированности законодательными нормами».
   Этот
тренд усиливается и в связи передачи состояний по наследству. Как известно,
такого понятия, как «траст», в российском законодательстве нет, хотя за рубежом
этот институт существует столетиями и является одним из самых распространенных
способов передачи семейного капитала наследникам.
   В качестве еще одного
фактора эксперты называют и относительно крепкий и стабильный рубль (до
недавнего времени), который позволяет осуществлять экспансию капитала на внешние
рынки и покупать за рубежом подешевевшие интересные активы. Многие состоятельные
россияне прошли стадию скупки недвижимости внутри страны и активно покупают
рекреационную недвижимость в теплых странах — на море или в горах. «Очень
популярными, например, стали охотничьи домики в лесах или на озерах», — со
знанием дела утверждает Вадим Логинов.
   {PAGE}

ГРАДУС КОНКУРЕНЦИИ

   В итоге приходится констатировать:
капитал состоятельных граждан давно уже стал трансграничным — по оценочным
данным, 90% крупного российского капитала находится за пределами родины. Но в то
же время борьба за оставшиеся в стране 10% только усиливается.
   Растет
число игроков на рынке. Как уже отмечалось, за российским клиентом пришли многие
иностранные банки, что придало импульс развитию рынка. На кусок пирога
претендуют и крупные госбанки — «ВТБ 24» и Сбербанк. Последний занимает более
30% рынка обслуживания клиентов категории VIP — в прошлом году банк впервые
выделил специальные зоны для их обслуживания. «Понятие российского госбанка
ассоциируется с непотопляемостью, там хранит деньги политическая элита страны —
это весомый аргумент, чтобы часть своих средств UHNWI разместил в банке с
госучастием», — подтверждает партнер компании RosExpert Оксана Фещенко.
   Не остаются в стороне российские банки и от процессов глобализации —
сегодня они расширяют свою географию, активно работая на зарубежных рынках.
   Логика проста: нужно бороться за клиента с западными банками на их поле и
применять для этого свои конкурентные преимущества. Ведь опыт общения россиян с
западными институтами был не всегда позитивным. Среди минусов, с которыми
приходится сталкиваться нашим соотечественникам за рубежом, — языковой барьер,
отсутствие почтения, к которому привыкли российские клиенты. А невысокая
доходность, которую дают швейцарские, австрийские, британские банки, позволяет
предложить в качестве альтернативы российские активы. После многолетнего
обслуживания в Швейцарии, где клиенты получают доходность в 2% годовых, из
которых 1% они должны отдать банку за обслуживание, россияне с большой
готовностью рассматривают более привлекательные предложения.
   Тем не менее
и сами VIP-клиенты, и банкиры говорят, что стандарты качества в российском
банковском секторе все еще задают иностранные банки.
   «Российский РВ
становится больше похож на Западный, однако, если на западе банки самостоятельно
осуществляют управление активами клиента, то у нас это в большей степени магазин
по продаже инвестиционных продуктов», — размышляет партнер компании UFG Wealth
Management Дмитрий Кленов.
   А вице-президент НОМОС-банка Елена Шилина
добавляет: private banking, если рассматривать его с точки зрения классических
европейских стандартов, в России еще находится в стадии формирования.
   В
настоящее время в российской банковской системе, скорее, развит сегмент luxury
personal banking, подразумевающий участие в статусных программах для клиентов и
интересные предложения по депозитным продуктам, комфортные условия обслуживания
в современных специальных отделениях.
   «Клиенты, получившие опыт
классического private banking в Европе и США, будут ожидать от банков в России
такого же уровня обслуживания. В этих условиях конкурировать лишь с помощью
отдельного красивого офиса будет невозможно, надо расширять спектр услуг до
принятого в лучших банках Европы», — говорит Елена Шилина. Так что многим
российским игрокам PB-индустрии еще есть куда расти и за что
бороться.
   

   СТЕПЕНИ БОГАТСТВА
   В России рынок состоятельных клиентов
каждый из игроков определяет по-своему.
   В классическом понимании, HNWI —
это граждане с $1 млн в ликвидных активах (наличных, быстрореализуемых ценных
бумагах, иногда учитывается недвижимость, используемая для извлечения дохода).
Ультрабогатые клиенты (UHNWI) готовы отдать в управление от $30 млн и выше. Есть
также сегмент богатых людей — mass affluent, которые располагают свободными
суммами от $100 тыс. до $1 млн, хотя в России многие игроки называют PB
обслуживание клиентов с капиталом от $50 тыс. до $500 тыс.

   

   ЧЕГО ИЗВОЛИТЕ?
   Private banking в Европе предполагает целый
комплекс услуг, включающий в себя традиционные банковские продукты, подбор
инвестиционного портфеля (не только из собственных продуктов банка, но и в
рамках стандарта открытой архитектуры — из лучших продуктов, доступных на рынке,
от разных управляющих), контроль над работой таких управляющих компаний,
структурирование активов клиента, в том числе юридические консультации,
консультации по налогообложению в разных странах, решение вопросов наследования,
а также работа со всеми видами активов клиента, например, привлечение экспертов
к оценке коллекций предметов искусства и полное ведение и сопровождение
расширения коллекций. Европейский PB также предусматривает помощь в организации
разнообразных сфер жизни клиента — подбор домашнего персонала, организацию
индивидуальных туров, аналитику элитных учебных заведений для детей и многое
другое.

   

   ПЯТНА НА СОЛНЦЕ
   Не стоит забывать, что кризис нанес удар по
репутации не только западных, но и российских инвестиционных компаний и банков.
Так, известная компания «Тройка Диалог» подверглась критике со стороны сразу
двух ведомств: ФСФР и ФАС, обвинивших ее в том, что она вводила в заблуждение
клиентов, передавших ей в доверительное управление миллионы рублей и получивших
убытки, не сравнимые с общерыночным падением. «Отрасль понесла существенные
имиджевые потери: многие клиенты потеряли доверие к услуге после неспособности
управляющих сохранить капиталы клиентов от обесценения на пике кризиса», —
сообщает замначальника аналитического отдела компании «Инвесткафе» Александра
Лозовая. Вместе с тем, уверяет Елена Шилина, большого оттока private banking из
России не наблюдалось: скорее, можно говорить о перераспределении клиентов,
которые, пострадав во время кризиса, разочаровались в своих менеджерах.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK