25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "Няньки для капиталов"

Архивная публикация 2010 года: "Няньки для капиталов"

Число богатых россиян растет, а вместе с этим обостряется борьба за право
управлять их активами.Индустрия управления капиталами состоятельных граждан, именуемая private banking
(PB), существует в нашей стране уже больше десяти лет. Ведь Россия входит в
десятку стран с самым высокими темпами роста числа миллиардеров. Правда, большая
часть россиян традиционно предпочитала хранить и вкладывать свои сбережения,
если речь шла о существенных суммах, на Западе. Но постепенно ситуация начала
меняться: довериек национальным институтам укреплялось, крупные местные банки
(Газпромбанк, Банк Москвы, "Уралсиб", Росбанк и др.) создавали специальные
департаменты по обслуживанию богатой клиентуры. Да и западные спецы в сфере
частного банкинга решили, что надо быть поближе к клиенту, свои офисы в России
открыли такие киты, как Credit Suisse и Deutsche Bank). Кризис внес
дополнительные коррективы. Банкротство Lehman Brothers и другие потрясения 2008
года поставили под сомнение прежде незыблемую репутацию ведущих западных
кредитных организаций, доверие к ним было несколько подорвано. "Это позволило
повысить конкурентные возможности российских банков и компаний по управлению
активами в работе с состоятельными клиентами, - говорит директор по
стратегическому маркетингу УК "Альфа-Капитал" Вадим Логинов. - Произошел
определенный переток клиентов к ним".

Число богатых россиян растет, а вместе с этим обостряется борьба за право

управлять их активами.Индустрия управления капиталами состоятельных граждан, именуемая private banking

(PB), существует в нашей стране уже больше десяти лет. Ведь Россия входит в

десятку стран с самым высокими темпами роста числа миллиардеров. Правда, большая

часть россиян традиционно предпочитала хранить и вкладывать свои сбережения,

если речь шла о существенных суммах, на Западе. Но постепенно ситуация начала

меняться: довериек национальным институтам укреплялось, крупные местные банки

(Газпромбанк, Банк Москвы, "Уралсиб", Росбанк и др.) создавали специальные

департаменты по обслуживанию богатой клиентуры. Да и западные спецы в сфере

частного банкинга решили, что надо быть поближе к клиенту, свои офисы в России

открыли такие киты, как Credit Suisse и Deutsche Bank). Кризис внес

дополнительные коррективы. Банкротство Lehman Brothers и другие потрясения 2008

года поставили под сомнение прежде незыблемую репутацию ведущих западных

кредитных организаций, доверие к ним было несколько подорвано. "Это позволило

повысить конкурентные возможности российских банков и компаний по управлению

активами в работе с состоятельными клиентами, - говорит директор по

стратегическому маркетингу УК "Альфа-Капитал" Вадим Логинов. - Произошел

определенный переток клиентов к ним".

РУССКИЕ РОКФЕЛЛЕРЫ

Сперва попробуем определиться с

"аудиторией" private banking в России. Число сограждан, относящихся к разряду

богатых, с кризисом несколько сократилось. По экспертным оценкам, список

клиентов с размером инвестиционных активов не менее $1 млн ужался в 2009 году на

треть. Однако уже в конце 2009-го ситуация начала меняться, и на сегодня число

High Net Worth Individuals (HNWI), людей с инвестиционным капиталом от $1 млн

или, проще говоря, долларовых миллионеров, в России вернулось к докризисному

уровню - в эту касту избранных входят примерно 120 тыс. человек. Такая же

ситуация наблюдается во многих странах. По данным ежегодного доклада Merrill

Lynch Global Wealth, в мире численность людей, относящихся к категории HNWI, в

2009 году вернулась к 10 млн, а их финансовое состояние увеличилось на 18,9%, до

$39 трлн. Ультра-состоятельная верхушка (Ultra High Net Worth Individual, UHNWI)

нарастила свое благосостояние на 21,5%. Как отмечается в докладе, богачи во всем

мире восполнили потери 2008 года, вернув состояния к уровню 2007 года.
Что же касается России, то здесь отмечается не просто быстрое

восстановление капиталов, растет и прослойка так называемых mass affluent -

верхней категории среднего класса со свободным капиталом от $100 тыс. В скором

будущем эти люди могут пополнить когорту состоятельных россиян. По данным

подразделения банка "Барклайс" - Premier, сейчас клиентская база в сегменте mass

affluent в России включает 942 тыс. человек (они контролируют примерно $120-140

млрд). "PB-рынок в России растет на 30-50% в год, и этот тренд сохранится и на

ближайшие годы", - уверяет директор по маркетингу компании "SAS Россия/СНГ"

Наталия Дубняк.

ВСЕ ПО-СЕМЕЙНОМУ

Кризис, безусловно, повлиял и на

характер продуктового предложения. Управляющим компаниям и банкам пришлось

перестраиваться. Если прежде богатые россияне довольствовались стандартными

инструментами (депозиты и инструменты с фиксированной доходностью), то в разгар

кризиса клиентам потребовался более широкий диапазон продуктов - существовал

спрос как на консервативные стратегии, так и на высокорисковые и даже стрессовые

активы.
По словам представителя одного из российских банков, страх,

сомнения в надежности финансового института, боязнь нового витка кризиса - все

это стало причиной появления альтернативных видов сбережения средств во время

кризиса, к примеру, широкое распространение получили хранение денег в сейфовой

ячейке, вложения в недвижимость, антиквариат, предметы искусства, драгоценные

металлы и камни. Продуктовый разброс сохранился и после кризиса.
"С точки

зрения инвестиций остаются востребованными консервативные инструменты, это

специфика российского инвестора, хотя по мере выхода из кризиса все больше

клиентов инвестируют в акции зарубежных эмитентов, в том числе на развивающихся

рынках", - уверяет Екатерина Козицкая, начальник управления частного банковского

обслуживания ЮниКредит Банка.
Еще одна тенденция заключается в том, что

большинство работающих с состоятельными клиентами структур перешли от in-door

продуктов (собственного изготовления) к открытой архитектуре, предоставляющей

доступ по всему спектру инструментов в мире, в любой валюте.
"Очень сильно

на лояльность клиентов стал влиять сервис - людям важна прозрачность продуктов,

операций и отчетности, доверительность отношений", - говорит Вадим Логинов. Даже

появилось такое новое понятие, как "поведенческие финансы", когда для клиента

подбирается индивидуальная, более тонкая модель инвестирования, а степень его

участия в ней увеличивается.
"Среди HNWI начинается расслоение, и

ультрасостоятельная прослойка по своим требованиям сильно отличается от среднего

уровня", - добавляет Вадим Логинов. В этой связи российские банки и управляющие

компании начинают диверсифицировать свои предложения и сервисы - вплоть до

создания специальных семейных офисов.
"Неотъемлемый атрибут PB - multiple

family office (MFO), - поясняет исполнительный директор "Уралсиб/Банк 121"

(PB-подразделение "Уралсиба") Ольга Дегтярева. - Эта структура объединяет в

единый центр специалистов различного профиля: финансовых аналитиков, юристов,

частных банкиров, налоговых консультантов, специалистов по российскому и

международному праву. Такой подход позволяет предоставить клиенту полный

перечень услуг в одном месте и в максимально концентрированном виде, тем самым

сберегая его время".
Первые семейные офисы создавались в США патриархами

великих промышленных капиталов более ста лет назад, в России же институт MFO

только начинает развиваться. Полноценные семейные офисы есть лишь в нескольких

банках, поскольку это дорогостоящий проект, требующий глубоких профессиональных

знаний. "В то же время интерес к услугам MFO устойчиво растет. К примеру,

наиболее частые запросы от наших клиентов в этом году - составление картины

капитала, налоговое консультирование и создание трастов", - говорит Ольга

Дегтярева.

С ГЛАЗ ДОЛОЙ!

Однако говорить о расцвете индустрии

частного банковского обслуживания в России было бы преждевременно. Многие

состоятельные россияне по-прежнему предпочитают выводить свои капиталы из страны

и хранить их на Западе.
Согласно свежему прогнозу ЦБ отток капитала из

России составит в этом году $22 млрд (предыдущий прогноз был гораздо

оптимистичнее - $8,7 млрд).
"Я не связываю этот процесс исключительно с

уводом капитала состоятельными гражданами, но могу предположить, что доля

частных капиталов в общем объеме оттока средств из страны все же есть, хотя

оценить ее объем до-вольно сложно, - поясняет ис-полнительный директор банка МФК

Виктория Валюк. - Ни для кого не секрет, что большая доля капиталов

состоятельных россиян размещена на зарубежных рынках ввиду их большей

стабильности и четкой регламентированности законодательными нормами".
Этот

тренд усиливается и в связи передачи состояний по наследству. Как известно,

такого понятия, как "траст", в российском законодательстве нет, хотя за рубежом

этот институт существует столетиями и является одним из самых распространенных

способов передачи семейного капитала наследникам.
В качестве еще одного

фактора эксперты называют и относительно крепкий и стабильный рубль (до

недавнего времени), который позволяет осуществлять экспансию капитала на внешние

рынки и покупать за рубежом подешевевшие интересные активы. Многие состоятельные

россияне прошли стадию скупки недвижимости внутри страны и активно покупают

рекреационную недвижимость в теплых странах - на море или в горах. "Очень

популярными, например, стали охотничьи домики в лесах или на озерах", - со

знанием дела утверждает Вадим Логинов.
{PAGE}

ГРАДУС КОНКУРЕНЦИИ

В итоге приходится констатировать:

капитал состоятельных граждан давно уже стал трансграничным - по оценочным

данным, 90% крупного российского капитала находится за пределами родины. Но в то

же время борьба за оставшиеся в стране 10% только усиливается.
Растет

число игроков на рынке. Как уже отмечалось, за российским клиентом пришли многие

иностранные банки, что придало импульс развитию рынка. На кусок пирога

претендуют и крупные госбанки - "ВТБ 24" и Сбербанк. Последний занимает более

30% рынка обслуживания клиентов категории VIP - в прошлом году банк впервые

выделил специальные зоны для их обслуживания. "Понятие российского госбанка

ассоциируется с непотопляемостью, там хранит деньги политическая элита страны -

это весомый аргумент, чтобы часть своих средств UHNWI разместил в банке с

госучастием", - подтверждает партнер компании RosExpert Оксана Фещенко.
Не остаются в стороне российские банки и от процессов глобализации -

сегодня они расширяют свою географию, активно работая на зарубежных рынках.
Логика проста: нужно бороться за клиента с западными банками на их поле и

применять для этого свои конкурентные преимущества. Ведь опыт общения россиян с

западными институтами был не всегда позитивным. Среди минусов, с которыми

приходится сталкиваться нашим соотечественникам за рубежом, - языковой барьер,

отсутствие почтения, к которому привыкли российские клиенты. А невысокая

доходность, которую дают швейцарские, австрийские, британские банки, позволяет

предложить в качестве альтернативы российские активы. После многолетнего

обслуживания в Швейцарии, где клиенты получают доходность в 2% годовых, из

которых 1% они должны отдать банку за обслуживание, россияне с большой

готовностью рассматривают более привлекательные предложения.
Тем не менее

и сами VIP-клиенты, и банкиры говорят, что стандарты качества в российском

банковском секторе все еще задают иностранные банки.
"Российский РВ

становится больше похож на Западный, однако, если на западе банки самостоятельно

осуществляют управление активами клиента, то у нас это в большей степени магазин

по продаже инвестиционных продуктов", - размышляет партнер компании UFG Wealth

Management Дмитрий Кленов.
А вице-президент НОМОС-банка Елена Шилина

добавляет: private banking, если рассматривать его с точки зрения классических

европейских стандартов, в России еще находится в стадии формирования.
В

настоящее время в российской банковской системе, скорее, развит сегмент luxury

personal banking, подразумевающий участие в статусных программах для клиентов и

интересные предложения по депозитным продуктам, комфортные условия обслуживания

в современных специальных отделениях.
"Клиенты, получившие опыт

классического private banking в Европе и США, будут ожидать от банков в России

такого же уровня обслуживания. В этих условиях конкурировать лишь с помощью

отдельного красивого офиса будет невозможно, надо расширять спектр услуг до

принятого в лучших банках Европы", - говорит Елена Шилина. Так что многим

российским игрокам PB-индустрии еще есть куда расти и за что

бороться.

СТЕПЕНИ БОГАТСТВА
В России рынок состоятельных клиентов

каждый из игроков определяет по-своему.
В классическом понимании, HNWI -

это граждане с $1 млн в ликвидных активах (наличных, быстрореализуемых ценных

бумагах, иногда учитывается недвижимость, используемая для извлечения дохода).

Ультрабогатые клиенты (UHNWI) готовы отдать в управление от $30 млн и выше. Есть

также сегмент богатых людей - mass affluent, которые располагают свободными

суммами от $100 тыс. до $1 млн, хотя в России многие игроки называют PB

обслуживание клиентов с капиталом от $50 тыс. до $500 тыс.

ЧЕГО ИЗВОЛИТЕ?
Private banking в Европе предполагает целый

комплекс услуг, включающий в себя традиционные банковские продукты, подбор

инвестиционного портфеля (не только из собственных продуктов банка, но и в

рамках стандарта открытой архитектуры - из лучших продуктов, доступных на рынке,

от разных управляющих), контроль над работой таких управляющих компаний,

структурирование активов клиента, в том числе юридические консультации,

консультации по налогообложению в разных странах, решение вопросов наследования,

а также работа со всеми видами активов клиента, например, привлечение экспертов

к оценке коллекций предметов искусства и полное ведение и сопровождение

расширения коллекций. Европейский PB также предусматривает помощь в организации

разнообразных сфер жизни клиента - подбор домашнего персонала, организацию

индивидуальных туров, аналитику элитных учебных заведений для детей и многое

другое.

ПЯТНА НА СОЛНЦЕ
Не стоит забывать, что кризис нанес удар по

репутации не только западных, но и российских инвестиционных компаний и банков.

Так, известная компания "Тройка Диалог" подверглась критике со стороны сразу

двух ведомств: ФСФР и ФАС, обвинивших ее в том, что она вводила в заблуждение

клиентов, передавших ей в доверительное управление миллионы рублей и получивших

убытки, не сравнимые с общерыночным падением. "Отрасль понесла существенные

имиджевые потери: многие клиенты потеряли доверие к услуге после неспособности

управляющих сохранить капиталы клиентов от обесценения на пике кризиса", -

сообщает замначальника аналитического отдела компании "Инвесткафе" Александра

Лозовая. Вместе с тем, уверяет Елена Шилина, большого оттока private banking из

России не наблюдалось: скорее, можно говорить о перераспределении клиентов,

которые, пострадав во время кризиса, разочаровались в своих менеджерах.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».