19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "О моде и демонстративном потреблении"

Архивная публикация 2006 года: "О моде и демонстративном потреблении"

С середины декабря Москва на месяц погружается в бесконечную вереницу новогодних вечеринок, показов и презентаций новинок моды.Город живет в атмосфере «демонстративного материального расточительства», «демонстративной праздности» и «демонстративного потребления».

Все эти термины ввел в оборот в конце XIX века американец Т. Веблен в книге «Теория праздного класса», где он попытался объяснить феномен моды. Не найдя рациональных оснований рабскому ей следованию, автор открыл, что мода — один из важнейших институтов буржуазного общества. Смысл — подтверждение преуспевания.

Во времена Веблена стилевой консерватизм не давал мужчинам особого простора, чтобы отличиться, — костюм-тройка, цилиндр, штиблеты. Даже часы были на цепочке и хранились в жилетном кармане. Портсигар, табакерка, набалдашник трости — немногое могло визуально поражать воображение окружающих. Поэтому главным объектом моды была женщина. По Веблену, функция женщин — «представлять доказательства платежеспособности их хозяина». Наряжая и украшая жену, посылая ее на уик-энд в Париж за шляпкой, глава семейства подает недвусмысленный сигнал в общество: крут на самом деле я.

В наши дни смысл института моды не изменился. Изменились объекты и атрибуты моды.

Демонстративное потребление в России дает толчок бизнесам, которые невозможно просчитать логически. Так, в начале 90-х на фоне ужасающей бедности вдруг успешным оказался бизнес по продаже норковых шуб, сначала из кусочков, а потом и из цельных шкурок. У многих счастливых обладательниц невиданных шубеек в доме не было еще ни стиральной машины-автомата, ни посудомоечной машины, ни машины вообще, но кто об этом знает! А вот войти в лифт, метро, офис с шиком — это да! На Западе норковая шуба у жены — венец в фиксации материального статуса семьи, а у нас — старт. То же самое и с дорогими машинами. Всегда поражаюсь криминальной хронике о покушении на очередного авторитета. Место покушения: подъезд хрущевки на улице тмутараканской при выходе из джипа ценой с эту самую хрущевку. То есть где живет — не важно, а на какой тачке к братве подкатить — смысл жизни!

Мода помолодела, а мужчины полномасштабно включились в гонку брендов и дизайнов. Сегодня не только одежда позволяет отличиться ее владельцам, как было во времена Веблена, но и наручные часы, сумки, портфели, машины, квартиры, яхты, виллы. Важнейшим атрибутом моды стали места отдыха праздного класса: Куршевель, Лазурный берег, Сардиния, Лондон. Забота о физической форме ввела моду на здоровую пищу, японскую кухню, регулярный фитнес непременно с персональным тренером, SPA, LPG, массаж, йогу, пилатес.

Модно иметь прислугу из Малайзии (очень часто вербуемую во время летнего отдыха на яхте), жить на Рублевке, ездить на матчи «Челси» на Сэмфорд-Бридж, писать трэш-книги а-ля Собчак.

Мода безжалостна к кошелькам модников: новые продукты предлагаются чаще, чем раз в год. Соседи, в свою очередь, зорко следят за ротацией часов, сумок, машин и бриллиантов, делая выводы о твоем благополучии.

Я часто замечаю небогатых молодых людей с дорогими моделями мобильников. При зарплате в $600 стоимость трубки в $1000 выглядит для меня абсурдной. «Зачем?» — спрашиваю. «Как — зачем? Круто. Друзьям показываю...» — «Так дорого же!» — «Ничего, за три получки отдам». Бедный мальчик. Он уже включен в гонку моды, в армию тех, чьи потребности формируются много раньше возможностей. Он из тех, кто не может жить без потребительского кредита.

Кстати, самые богатые уже не «парятся» по поводу дорогих часов — носят пластмассовые электронные Pulsar. Для них институт моды реализуется в ином масштабе — яхтах, самолетах, поместьях. Иерархия потребностей.

Глянцевые журналы, молодежные и музыкальные каналы формируют идеалы демонстративного потребления, заглядывая в дома «богатых и знаменитых». Противостоять моде невозможно. Разве что завести новую моду на аскетизм. Если она будет признаком высокого материального и социального статуса, то обязательно приживется.

С середины декабря Москва на месяц погружается в бесконечную вереницу новогодних вечеринок, показов и презентаций новинок моды.Город живет в атмосфере «демонстративного материального расточительства», «демонстративной праздности» и «демонстративного потребления».

Все эти термины ввел в оборот в конце XIX века американец Т. Веблен в книге «Теория праздного класса», где он попытался объяснить феномен моды. Не найдя рациональных оснований рабскому ей следованию, автор открыл, что мода — один из важнейших институтов буржуазного общества. Смысл — подтверждение преуспевания.

Во времена Веблена стилевой консерватизм не давал мужчинам особого простора, чтобы отличиться, — костюм-тройка, цилиндр, штиблеты. Даже часы были на цепочке и хранились в жилетном кармане. Портсигар, табакерка, набалдашник трости — немногое могло визуально поражать воображение окружающих. Поэтому главным объектом моды была женщина. По Веблену, функция женщин — «представлять доказательства платежеспособности их хозяина». Наряжая и украшая жену, посылая ее на уик-энд в Париж за шляпкой, глава семейства подает недвусмысленный сигнал в общество: крут на самом деле я.

В наши дни смысл института моды не изменился. Изменились объекты и атрибуты моды.

Демонстративное потребление в России дает толчок бизнесам, которые невозможно просчитать логически. Так, в начале 90-х на фоне ужасающей бедности вдруг успешным оказался бизнес по продаже норковых шуб, сначала из кусочков, а потом и из цельных шкурок. У многих счастливых обладательниц невиданных шубеек в доме не было еще ни стиральной машины-автомата, ни посудомоечной машины, ни машины вообще, но кто об этом знает! А вот войти в лифт, метро, офис с шиком — это да! На Западе норковая шуба у жены — венец в фиксации материального статуса семьи, а у нас — старт. То же самое и с дорогими машинами. Всегда поражаюсь криминальной хронике о покушении на очередного авторитета. Место покушения: подъезд хрущевки на улице тмутараканской при выходе из джипа ценой с эту самую хрущевку. То есть где живет — не важно, а на какой тачке к братве подкатить — смысл жизни!

Мода помолодела, а мужчины полномасштабно включились в гонку брендов и дизайнов. Сегодня не только одежда позволяет отличиться ее владельцам, как было во времена Веблена, но и наручные часы, сумки, портфели, машины, квартиры, яхты, виллы. Важнейшим атрибутом моды стали места отдыха праздного класса: Куршевель, Лазурный берег, Сардиния, Лондон. Забота о физической форме ввела моду на здоровую пищу, японскую кухню, регулярный фитнес непременно с персональным тренером, SPA, LPG, массаж, йогу, пилатес.

Модно иметь прислугу из Малайзии (очень часто вербуемую во время летнего отдыха на яхте), жить на Рублевке, ездить на матчи «Челси» на Сэмфорд-Бридж, писать трэш-книги а-ля Собчак.

Мода безжалостна к кошелькам модников: новые продукты предлагаются чаще, чем раз в год. Соседи, в свою очередь, зорко следят за ротацией часов, сумок, машин и бриллиантов, делая выводы о твоем благополучии.

Я часто замечаю небогатых молодых людей с дорогими моделями мобильников. При зарплате в $600 стоимость трубки в $1000 выглядит для меня абсурдной. «Зачем?» — спрашиваю. «Как — зачем? Круто. Друзьям показываю...» — «Так дорого же!» — «Ничего, за три получки отдам». Бедный мальчик. Он уже включен в гонку моды, в армию тех, чьи потребности формируются много раньше возможностей. Он из тех, кто не может жить без потребительского кредита.

Кстати, самые богатые уже не «парятся» по поводу дорогих часов — носят пластмассовые электронные Pulsar. Для них институт моды реализуется в ином масштабе — яхтах, самолетах, поместьях. Иерархия потребностей.

Глянцевые журналы, молодежные и музыкальные каналы формируют идеалы демонстративного потребления, заглядывая в дома «богатых и знаменитых». Противостоять моде невозможно. Разве что завести новую моду на аскетизм. Если она будет признаком высокого материального и социального статуса, то обязательно приживется.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».