16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "О пользе конфискации"

Архивная публикация 2011 года: "О пользе конфискации"

Россия выполнила только треть международных рекомендаций по борьбе с коррупцией и не решилась на действительно радикальные меры. В следующем году России предстоит отчитаться перед Советом Европы о достижениях в борьбе с коррупцией. И хотя за последние два года Госдума приняла множество антикоррупционных законов, в целом ситуация так и не изменилась. Одну из причин эксперты видят в том, что на самые радикальные шаги, такие как конфискация имущества и уголовная ответственность юридических лиц, отечественные законодатели так и не пошли. Об этом в интервью "Профилю" рассуждает председатель Группы государств против коррупции Совета Европы (ГРЕКО) Драго КОС.
- В 2010 году в России был принят целый ряд законов, направленных на борьбу с коррупцией. Например, большинство российских чиновников должны теперь подавать декларацию о доходах, в государственных учреждениях были организованы комиссии по конфликтам интересов. Считаете ли вы эти шаги продуктивными?
- В своем оценочном докладе, принятом в декабре 2008 года, ГРЕКО рекомендует ряд мер для борьбы с коррупцией в российских органах власти. Например, принять законы о доступе к общественной информации, удостовериться, что набор сотрудников на госслужбу идет в рамках честной конкуренции, искоренить практику приема подарков. Еще одна предложенная мера - ввести практику, требующую от чиновников уведомлять о подозрениях в коррупции и защищать информаторов, которые добросовестно сообщают о своих подозрениях. Предупреждение конфликта интересов - основная задача этих мер. ГРЕКО отмечает определенный прогресс в том, что касается этих рекомендаций, в наблюдательном докладе, принятом в декабре 2010 года, и подчеркивает, что учреждение специальных комиссий по конфликту интересов, то есть органов, обладающих надзорными функциями, представляется довольно интересным решением в качестве профилактического дополнения к базовым положениям.
- В России на протяжении ряда лет проводится судебная реформа. Выросли зарплаты судей. Как вы считаете, привели эти шаги к каким-либо результатам?
- Судебная реформа - очень важный и долгосрочный процесс. И пока мне очень сложно давать оценку степени воздействия различных мер, предпринятых властями России. ГРЕКО приветствует увеличение доходов судей. Однако нужно учитывать условия их назначения и отставки. Все эти условия не менее важны, чем обеспечение судей жильем и повышение зарплаты. Такая система поощрений может рассматриваться всего лишь как мера, предоставляющая дополнительные выгоды помимо зарплаты. Но ГРЕКО полагает, что распределение таких благ и выгод на практике может вызвать зависимость судей от исполнительной власти.
- Можно ли считать российское правосудие независимым?
- В своем оценочном докладе по России ГРЕКО отметила, что консолидация независимой судебной системы - важнейшая задача, стоящая перед Россией на протяжении нескольких последних десятилетий. Ряд реформ в этой области уже состоялся. Но, чтобы избавиться от распространенного мнения, что судебная система в России все еще испытывает чрезмерное, неподобающее давление и поражена коррупцией, требуются дальнейшие улучшения.
- Как они могут выглядеть?
- ГРЕКО среди прочего рекомендует усилить судейскую независимость в сфере приема на работу, карьерного роста, а также в вопросах полномочий.
- Президент России внес законопроект, который предусматривает стократное увеличение штрафов для взяточников. Сможет ли это наказание заменить институт конфискации?
- Штраф и конфискация - разные вещи. Санкции, такие, как штрафы, - это наказание в отношении конкретного преступления. Иное дело - конфискация. Ее цель - отобрать выгоду у преступника. Мера, на которой настаивает ГРЕКО, подразумевает конфискацию в случае, когда нет криминального приговора. То есть, когда расходы чиновника превысили его легальные доходы, а происхождение остальных средств он объяснить не может. Иными словами, в дополнение к штрафам в России следует применять и конфискацию.
- Что, по-вашему, эффективнее в борьбе с коррупцией: высокие штрафы или длительные тюремные сроки?
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая Советом Европы, подразумевает, что санкции за преступления, связанные с коррупцией, должны быть эффективными, пропорциональными и предостерегающими от совершения такого рода правонарушений. В большинстве государств существуют штрафы и тюремные сроки для коррупционеров. Однако практика показывает, что наиболее эффективный инструмент борьбы с взяточничеством, то есть то, после чего брать взятку не хочется точно, - это конфискация нелегальных доходов. Таким образом, в дополнение к другим санкциям конфискация должна активно использоваться.
- В России началась масштабная реформа правоохранительных органов. Она подразумевает, что ответственность полицейских возрастет наряду с их зарплатами. Что вы думаете об этой реформе?
- Это очень интересная тема, в особенности в свете того, что в российских правоохранительных органах степень независимости сотрудников и их начальников довольно ограниченна, и всегда сохраняется риск влияния на их работу извне. Учитывая это обстоятельство, коррупция в России обычно рассматривается как широко распространенный феномен, в том числе в самих правоохранительных органах. Вопрос первостепенной важности - сделать так, чтобы те, кто борется с коррупцией, были максимально независимы в своей работе. Как влияние извне должно сопровождаться тщательнейшими, суровейшими проверками, так и неправомерное влияние внутри системы должно быть искоренено. С этой целью жесткий иерархический контроль внутри системы должен быть сбалансирован с уровнем независимости тех, кто расследует факты коррупции. Мы также отмечали, что сотрудники милиции и следователи в России работают в довольно скромных условиях, уровень их доходов заметно ниже по сравнению с другими служащими. ГРЕКО считает, что уровень независимости правоохранительных и следственных органов должен быть повышен, должны проводиться соответствующие проверки в соответствии с законом, а размер доходов сотрудников пересматриваться.
- Россия учла примерно треть рекомендаций, направленных на борьбу с коррупцией, предложенных ГРЕКО в 2008 году. Но если Москва не одобрит оставшиеся пункты, к каким шагам вы склоняетесь?
- Россия должна будет представить ГРЕКО доклад к 30 июня 2012 года и отчитаться в выполнении тех рекомендаций, которые еще не внедрены. Только после этого ГРЕКО даст оценку антикоррупционной борьбе в России. Я уверен, что нам сообщат о прогрессе и движении вперед в этом плане, так как значительное количество рекомендаций уже было учтено.
- Одних только юридических мер достаточно, чтобы победить коррупцию в России?
- Борьба с коррупцией в любой стране требует разносторонних и долгосрочных программ. Во многом речь идет о разнообразии различных превентивных, профилактических мер в органах власти, полиции, судебной системе и т.д. Обнаружение, выявление, расследование случаев коррупции, доведение дел до суда также очень важны. Однако помимо этого антикоррупционные меры должны охватывать все общество. Они должны быть нацелены на все общество, на защиту фундаментальных прав, открытость, власть закона. Они должны идти нога в ногу с законодательными антикоррупционными инициативами.

Россия выполнила только треть международных рекомендаций по борьбе с коррупцией и не решилась на действительно радикальные меры. В следующем году России предстоит отчитаться перед Советом Европы о достижениях в борьбе с коррупцией. И хотя за последние два года Госдума приняла множество антикоррупционных законов, в целом ситуация так и не изменилась. Одну из причин эксперты видят в том, что на самые радикальные шаги, такие как конфискация имущества и уголовная ответственность юридических лиц, отечественные законодатели так и не пошли. Об этом в интервью "Профилю" рассуждает председатель Группы государств против коррупции Совета Европы (ГРЕКО) Драго КОС.
- В 2010 году в России был принят целый ряд законов, направленных на борьбу с коррупцией. Например, большинство российских чиновников должны теперь подавать декларацию о доходах, в государственных учреждениях были организованы комиссии по конфликтам интересов. Считаете ли вы эти шаги продуктивными?
- В своем оценочном докладе, принятом в декабре 2008 года, ГРЕКО рекомендует ряд мер для борьбы с коррупцией в российских органах власти. Например, принять законы о доступе к общественной информации, удостовериться, что набор сотрудников на госслужбу идет в рамках честной конкуренции, искоренить практику приема подарков. Еще одна предложенная мера - ввести практику, требующую от чиновников уведомлять о подозрениях в коррупции и защищать информаторов, которые добросовестно сообщают о своих подозрениях. Предупреждение конфликта интересов - основная задача этих мер. ГРЕКО отмечает определенный прогресс в том, что касается этих рекомендаций, в наблюдательном докладе, принятом в декабре 2010 года, и подчеркивает, что учреждение специальных комиссий по конфликту интересов, то есть органов, обладающих надзорными функциями, представляется довольно интересным решением в качестве профилактического дополнения к базовым положениям.
- В России на протяжении ряда лет проводится судебная реформа. Выросли зарплаты судей. Как вы считаете, привели эти шаги к каким-либо результатам?
- Судебная реформа - очень важный и долгосрочный процесс. И пока мне очень сложно давать оценку степени воздействия различных мер, предпринятых властями России. ГРЕКО приветствует увеличение доходов судей. Однако нужно учитывать условия их назначения и отставки. Все эти условия не менее важны, чем обеспечение судей жильем и повышение зарплаты. Такая система поощрений может рассматриваться всего лишь как мера, предоставляющая дополнительные выгоды помимо зарплаты. Но ГРЕКО полагает, что распределение таких благ и выгод на практике может вызвать зависимость судей от исполнительной власти.
- Можно ли считать российское правосудие независимым?
- В своем оценочном докладе по России ГРЕКО отметила, что консолидация независимой судебной системы - важнейшая задача, стоящая перед Россией на протяжении нескольких последних десятилетий. Ряд реформ в этой области уже состоялся. Но, чтобы избавиться от распространенного мнения, что судебная система в России все еще испытывает чрезмерное, неподобающее давление и поражена коррупцией, требуются дальнейшие улучшения.
- Как они могут выглядеть?
- ГРЕКО среди прочего рекомендует усилить судейскую независимость в сфере приема на работу, карьерного роста, а также в вопросах полномочий.
- Президент России внес законопроект, который предусматривает стократное увеличение штрафов для взяточников. Сможет ли это наказание заменить институт конфискации?
- Штраф и конфискация - разные вещи. Санкции, такие, как штрафы, - это наказание в отношении конкретного преступления. Иное дело - конфискация. Ее цель - отобрать выгоду у преступника. Мера, на которой настаивает ГРЕКО, подразумевает конфискацию в случае, когда нет криминального приговора. То есть, когда расходы чиновника превысили его легальные доходы, а происхождение остальных средств он объяснить не может. Иными словами, в дополнение к штрафам в России следует применять и конфискацию.
- Что, по-вашему, эффективнее в борьбе с коррупцией: высокие штрафы или длительные тюремные сроки?
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая Советом Европы, подразумевает, что санкции за преступления, связанные с коррупцией, должны быть эффективными, пропорциональными и предостерегающими от совершения такого рода правонарушений. В большинстве государств существуют штрафы и тюремные сроки для коррупционеров. Однако практика показывает, что наиболее эффективный инструмент борьбы с взяточничеством, то есть то, после чего брать взятку не хочется точно, - это конфискация нелегальных доходов. Таким образом, в дополнение к другим санкциям конфискация должна активно использоваться.
- В России началась масштабная реформа правоохранительных органов. Она подразумевает, что ответственность полицейских возрастет наряду с их зарплатами. Что вы думаете об этой реформе?
- Это очень интересная тема, в особенности в свете того, что в российских правоохранительных органах степень независимости сотрудников и их начальников довольно ограниченна, и всегда сохраняется риск влияния на их работу извне. Учитывая это обстоятельство, коррупция в России обычно рассматривается как широко распространенный феномен, в том числе в самих правоохранительных органах. Вопрос первостепенной важности - сделать так, чтобы те, кто борется с коррупцией, были максимально независимы в своей работе. Как влияние извне должно сопровождаться тщательнейшими, суровейшими проверками, так и неправомерное влияние внутри системы должно быть искоренено. С этой целью жесткий иерархический контроль внутри системы должен быть сбалансирован с уровнем независимости тех, кто расследует факты коррупции. Мы также отмечали, что сотрудники милиции и следователи в России работают в довольно скромных условиях, уровень их доходов заметно ниже по сравнению с другими служащими. ГРЕКО считает, что уровень независимости правоохранительных и следственных органов должен быть повышен, должны проводиться соответствующие проверки в соответствии с законом, а размер доходов сотрудников пересматриваться.
- Россия учла примерно треть рекомендаций, направленных на борьбу с коррупцией, предложенных ГРЕКО в 2008 году. Но если Москва не одобрит оставшиеся пункты, к каким шагам вы склоняетесь?
- Россия должна будет представить ГРЕКО доклад к 30 июня 2012 года и отчитаться в выполнении тех рекомендаций, которые еще не внедрены. Только после этого ГРЕКО даст оценку антикоррупционной борьбе в России. Я уверен, что нам сообщат о прогрессе и движении вперед в этом плане, так как значительное количество рекомендаций уже было учтено.
- Одних только юридических мер достаточно, чтобы победить коррупцию в России?
- Борьба с коррупцией в любой стране требует разносторонних и долгосрочных программ. Во многом речь идет о разнообразии различных превентивных, профилактических мер в органах власти, полиции, судебной системе и т.д. Обнаружение, выявление, расследование случаев коррупции, доведение дел до суда также очень важны. Однако помимо этого антикоррупционные меры должны охватывать все общество. Они должны быть нацелены на все общество, на защиту фундаментальных прав, открытость, власть закона. Они должны идти нога в ногу с законодательными антикоррупционными инициативами.

СПРАВКА
ГРУППА СТРАН по борьбе с коррупцией (ГРЕКО) была создана в 1999 году для мониторинга антикоррупционных стандартов Совета Европы в странах, вступивших в эту организацию. Россия вошла в ее состав в 2007 году. Цель группы - помогать государствам бороться с коррупцией. Эксперты ГРЕКО проводят оценку и выявляют недостатки действующих национальных антикоррупционных механизмов. В соответствии с уставом государство-член ГРЕКО автоматически берет на себя обязательства проходить процедуры оценки ГРЕКО. Из 26 рекомендаций по борьбе с коррупцией, полученных от ГРЕКО, Россия выполнила чуть более трети. Полностью невыполненными оказались рекомендации ввести уголовную ответственность для юридических лиц и рассматривать коррупционные дела в соответствии с Уголовным, а не Административным кодексом. Частично выполнены были две рекомендации, упрощающие апелляции по коррупционным делам и определяющие подследственность по таким делам. Кроме того, была создана стратегия по борьбе с коррупцией, расширено сотрудничество между правоохранительными органами, занимающимися коррупционными делами, введены жесткие критерии для назначения прокуроров, организованы обучающие курсы для судей, налоговиков и правоохранителей, облегчены процедуры снятия иммунитета с официальных лиц, а также принятые аудиторами обязательства по сотрудничеству в борьбе с коррупцией. В настоящий момент членами ГРЕКО являются 46 государств, включая все страны Совета Европы, а также США.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».