Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "О сердце, разуме, кишечнике и золотой рыбке"

&nbsp У Виктора Пивоварова имеется замечательная во всех смыслах картина — «Тело московского неофициального искусства 60-70-х годов». Устроители его персональной выставки в Третьяковке решили поместить ее при самом входе в экспозицию. По идее, около этого холста должны останавливаться школьные экскурсии и по указке консультанта подробно изучать фамилии советского андеграунда. Картина представляет собой анатомическую схему человека, каждый из внутренних органов которого назван именем какого-нибудь неофициального художника. Кабаков с Приговым «отвечают» за мозг. Комар с Меламидом — за кричащий рот. Прямо в солнечном сплетении — Яковлев. Зверев — в центре кишечника.

Сам себя Пивоваров поместил под сердцем. Так он «развелся» с Ильей Кабаковым, вечным другом-соперником, с которым его постоянно сравнивают и сопоставляют. Сравнений и впрямь слишком много: оба от безденежья оформляли детские книжки, оба начали мыслить альбомами (сериями рисунков, парадоксально соединяющих изображение и текст), наконец, оба выехали на Запад, обзаведясь на родине титулом зачинателей московского концептуализма. Но здесь типология заканчивается — в дело вступают сердечные нюансы.

В одном из своих эссе (а Пивоваров очень достойный писатель, и к вернисажу выпущено аж три его сочинения) художник неожиданно для себя и лучше других критиков выразил то, чем он занимался все советские годы и в пражских мастерских: «Социалистический реализм описал советскую реальность так, как ее хотела видеть советская идеология, только со стороны специально выстроенного фасада. Внутренние помещения он не замечал и не описывал». Именно внутреннее, интимное, глубоко советско-детское и стало предметом его картин-метафор. Не случайно поэтому Пивоварова все больше равняют не с нашими нонконформистами, а с их Магриттом или Де Кирико. Кроме (и даже вместо) социальной критики у него на первом плане самокопание и самоирония над тем, что выкопал. Видимо, поэтому Пивоваров до сих пор встроен в актуальное искусство — рядом с солидной ретроспективой в Третьяковке может позволить себе эпатажную выставку «Темная комната» (сексуальное сквозь призму шестидесятника) в «XL-галерее».

Сегодня картины Пивоварова смотрятся как занятные аттракционы: вот он посадил на плечи Малевича лисицу, вот выпиливает портрет-полочку, соединяет наивность журнала «Веселых картинок», где работал фактически главным художником, с тягучестью коммунального быта. Редкий случай, когда внутренний диссидент не переполнен злобой и тяжеловесными романами о героическом прошлом. Наоборот (еще один кусок из пивоваровского сочинения): «Мама купила мне рыбку на Зацепском рынке. Живая такая, веселая рыбка. Аквариума у нас не было, и мы ее в большой банке из-под кабачковой икры держали. Но однажды, когда нас не было дома, она выскочила из банки и погибла.

Голос второй: Ты, собственно, к чему это рассказал?

Голос первый: Не знаю. Просто так».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK