19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "О защите детей от окружающей их чуши"

Архивная публикация 2007 года: "О защите детей от окружающей их чуши"

За годы работы в университете я обратил внимание на такую особенность человеческого восприятия: если часа четыре человек слушает всякую чушь, то даже если следующие четыре часа перед ним будет выступать гений, слушатель окажется не в состоянии воспринимать его гениальные идеи. За первые четыре часа он отупел.Конечно, я сам поражен тем фактом, что чушь, пропущенная через голову, является не нейтральной по отношению к способности человека воспринимать новое и умное. Казалось бы, прослушал ерунду и забудь, услышал умное — запомни и научись. Так нет! Глупость отупляет, резко снижает эвристические позывы личности, блокирует память и остроту восприятия.

Это важное знание для воспитания детей в семье. Потому что оно помогает методологически безошибочно осуществлять контроль над просмотром передач, мультиков и фильмов. При этом вы всегда в состоянии заменить по своему усмотрению фильмы ненужные и глупые на фильмы умные и нужные. Заодно воспитывается вкус. Ваш вкус! Сохраняется пространство свободы для детей в будущем на основе хорошего вкуса, доставшегося от вас, двигаться дальше.

Труднее контролировать этот процесс вне дома, когда мы отдаем детей в школу, а потом в университет. Сколько же глупостей и ненужного хлама эти институты пытаются запихнуть в головы наших детей! Как трудно через эти завалы отходов человеческой мысли продраться к очагам истинного знания. Учителя и профессора, глядя в окно, могут пол-лекции предаваться рефлексиям и ностальгическим воспоминаниям, как они «гремели кандалами по Владимирскому тракту». А преподавательская молодежь тщеславно предается рассказу о подробностях своей высокооплачиваемой консалтинговой деятельности и смакованию деталей о полетах на частных самолетах к северным нефтегазовым разработкам. И опять же не столько жаль впустую потраченного времени, хотя его тоже, сколько досадно за то, что дети резко теряют способность эффективно прослушивать блестящие лекции действительно хороших профессоров.

За тридцать лет отцовства я сделал также несколько важных открытий. Если с самого раннего возраста без сюсюканья, по существу объяснять ребенку принципиальное устройство мира и взаимосвязей в окружающем пространстве, то из такого ребенка, скорее всего, получится что-то выдающееся. То есть интерпретации мира вокруг него могут стать самым эффективным средством воспитания гениев. Можете рассказывать известные сказки, можете сочинять свои, можете придумывать сюжеты с живыми персонажами, перемешивая их со сказочными, можете просто рассказывать про конфликт на работе с негодяем Митишатьевым — не имеет значения, — эффект будет тем же: ваши дети уже в раннем возрасте будут радовать не по годам разумным восприятием действительности. И, кстати, они никогда не будут капризничать, топать ногами, кататься по полу, требуя купить очередную машинку или куклу.

Первого сына Максима я воспитывал, исходя из базового открытия: если уважать личность ребенка, то его нельзя избаловать, как бы сильно ни баловать. А воспитание второго сына Коли и дочери Вари было дополнено важным нюансом: необходимо уважать личность ребенка вплоть до уважения права этой самой личности на ошибку. Это самое трудное — мы ведь чаще всего видим ошибки и хотим защитить от них. Вмешиваемся «ради них же самих», а они этого пока не понимают, «а когда поймут — поздно будет». Появляется первая трещина в отношениях, возникает подозрение в нашей имманентной вероломности и бестактности, очень часто навсегда, непоправимо.

Детей воспитывать нетрудно. Их любят почти все. А уважают немногие. Потому так банален на пространстве столетий конфликт поколений, отцов и детей.

Нефильтрованная чушь, льющаяся с экрана телевизора, отупляет детей. Роль семьи в противостоянии этому отуплению уникальна и исключительна в своей эффективности. Уважение личности предполагает усилия по ее защите. Каждый день.

Это источник многих смыслов существования современного человека.

За годы работы в университете я обратил внимание на такую особенность человеческого восприятия: если часа четыре человек слушает всякую чушь, то даже если следующие четыре часа перед ним будет выступать гений, слушатель окажется не в состоянии воспринимать его гениальные идеи. За первые четыре часа он отупел.Конечно, я сам поражен тем фактом, что чушь, пропущенная через голову, является не нейтральной по отношению к способности человека воспринимать новое и умное. Казалось бы, прослушал ерунду и забудь, услышал умное — запомни и научись. Так нет! Глупость отупляет, резко снижает эвристические позывы личности, блокирует память и остроту восприятия.

Это важное знание для воспитания детей в семье. Потому что оно помогает методологически безошибочно осуществлять контроль над просмотром передач, мультиков и фильмов. При этом вы всегда в состоянии заменить по своему усмотрению фильмы ненужные и глупые на фильмы умные и нужные. Заодно воспитывается вкус. Ваш вкус! Сохраняется пространство свободы для детей в будущем на основе хорошего вкуса, доставшегося от вас, двигаться дальше.

Труднее контролировать этот процесс вне дома, когда мы отдаем детей в школу, а потом в университет. Сколько же глупостей и ненужного хлама эти институты пытаются запихнуть в головы наших детей! Как трудно через эти завалы отходов человеческой мысли продраться к очагам истинного знания. Учителя и профессора, глядя в окно, могут пол-лекции предаваться рефлексиям и ностальгическим воспоминаниям, как они «гремели кандалами по Владимирскому тракту». А преподавательская молодежь тщеславно предается рассказу о подробностях своей высокооплачиваемой консалтинговой деятельности и смакованию деталей о полетах на частных самолетах к северным нефтегазовым разработкам. И опять же не столько жаль впустую потраченного времени, хотя его тоже, сколько досадно за то, что дети резко теряют способность эффективно прослушивать блестящие лекции действительно хороших профессоров.

За тридцать лет отцовства я сделал также несколько важных открытий. Если с самого раннего возраста без сюсюканья, по существу объяснять ребенку принципиальное устройство мира и взаимосвязей в окружающем пространстве, то из такого ребенка, скорее всего, получится что-то выдающееся. То есть интерпретации мира вокруг него могут стать самым эффективным средством воспитания гениев. Можете рассказывать известные сказки, можете сочинять свои, можете придумывать сюжеты с живыми персонажами, перемешивая их со сказочными, можете просто рассказывать про конфликт на работе с негодяем Митишатьевым — не имеет значения, — эффект будет тем же: ваши дети уже в раннем возрасте будут радовать не по годам разумным восприятием действительности. И, кстати, они никогда не будут капризничать, топать ногами, кататься по полу, требуя купить очередную машинку или куклу.

Первого сына Максима я воспитывал, исходя из базового открытия: если уважать личность ребенка, то его нельзя избаловать, как бы сильно ни баловать. А воспитание второго сына Коли и дочери Вари было дополнено важным нюансом: необходимо уважать личность ребенка вплоть до уважения права этой самой личности на ошибку. Это самое трудное — мы ведь чаще всего видим ошибки и хотим защитить от них. Вмешиваемся «ради них же самих», а они этого пока не понимают, «а когда поймут — поздно будет». Появляется первая трещина в отношениях, возникает подозрение в нашей имманентной вероломности и бестактности, очень часто навсегда, непоправимо.

Детей воспитывать нетрудно. Их любят почти все. А уважают немногие. Потому так банален на пространстве столетий конфликт поколений, отцов и детей.

Нефильтрованная чушь, льющаяся с экрана телевизора, отупляет детей. Роль семьи в противостоянии этому отуплению уникальна и исключительна в своей эффективности. Уважение личности предполагает усилия по ее защите. Каждый день.

Это источник многих смыслов существования современного человека.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».