Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Объединенный силовой Бендукидзе"

Холдинг «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) и концерн «Силовые машины» объявили о слиянии. Компания «ОМЗ-Силовые машины» станет крупнейшим производителем энергетического оборудования в России.
Объединение произойдет путем обмена акций на паритетных условиях. Акционеры «Силовых машин» получат 50% акций ОМЗ, а владельцам ОМЗ, в свою очередь, перейдет в собственность 100% акций «Силовых машин». Для этого в ОМЗ планируют в скором времени провести внеочередное акционерное собрание и утвердить на нем дополнительную эмиссию акций, предназначенных для обмена на акции «Силовых машин». По словам Владимира Потанина, главы компании «Интеррос», контролирующей «Силовые машины», процедура объединения должна завершиться к концу будущего года. Уже сейчас известно, что возглавит совет директоров «ОМЗ-Силовые машины» нынешний глава ОМЗ Каха Бендукидзе, а генеральным директором будет Евгений Яковлев, который сейчас руководит концерном «Силовые машины». Объединенная компания станет достаточно крупной даже по европейским меркам, а в будущем, может быть, будет тягаться с такими гигантами, как General Electric и Siemens. Первичный экономический эффект заключается в возможности привлекать финансирование под более низкие проценты и в экономии на издержках.

Несмотря на паритетную схему объединения, большинство экспертов уверены, что истинным вдохновителем сделки был Каха Автандилович Бендукидзе. Напомним: еще после того, как весной нынешнего года ОМЗ получили контроль над «Атомстройэкспортом» (генеральный подрядчик по сооружению АЭС за рубежом) и приобрели блокирующий пакет в «Атомэнергоэкспорте» (один из трех мировых поставщиков оборудования и услуг по строительству АЭС), Каха Бендукидзе высказывал намерение получить контроль над всеми российскими поставками оборудования для атомных электростанций на экспорт.
Судя по всему, сейчас глава ОМЗ подошел вплотную к реализации своих амбициозных планов. Ведь нынешнее слияние компаний означает, что теперь под контроль Бендукидзе подпадают в том числе и поставки «атомного» оборудования «Силовых машин». Гендиректор «Силовых машин» Евгений Яковлев, как считают на рынке, не является в прямом смысле «человеком Потанина». Он, может быть, и «верноподданный», но прежде всего профессионал, радеющий за дело. А поскольку это «дело» в данном случае олицетворяет в большей степени Каха Бендукидзе, то слияние ОМЗ и «Силовых машин», пусть и с небольшой натяжкой, но все-таки можно назвать подтверждением экспертных прогнозов в отношении создания главой ОМЗ под своим крылом атомной империи.

Аннексии и контрибуции
Отдельно стоит проговорить вопрос, насколько справедливо создание компании на паритетных условиях. Прежде всего очевидна разница объемов продаж. У ОМЗ, повторимся, этот показатель за прошлый год составляет $435 млн., у «Силовых машин» — $330 млн. Однако Каху Бендукидзе эта разница не смущает. По его словам, ОМЗ могли бы еще полгода уточнять, с каким коэффициентом обменивать акции — 1 к 1,1 к 0,97 или 0,98. Но это была бы неоправданная трата времени и денег, поскольку объединение, на его взгляд, даст положительный эффект быстрее. Аналитики, в принципе, с ним согласны. Считается, что 2002 год не был для «Силовых машин» показательным, а в будущем году эта компания приблизится по объему продаж вплотную к ОМЗ. Компании продадут продукции примерно на $500 млн. каждая. Ко всему прочему, портфель заказов «Силовых машин» довольно значительно превышает объем заказов ОМЗ — $1,6 млрд. против $1,1 млрд.
Что же касается капитализации компаний, то и здесь впереди «Силовые машины» — $420 млн., тогда как ОМЗ сейчас стоят $300 млн. Но, как ни парадоксально, аналитики в один голос отдают пальму первенства все-таки ОМЗ, считая капитализацию «Силовых машин» виртуальной.
По словам финансового аналитика ИК Brunswick UBS Warburg Дмитрия Виноградова, согласно нынешним котировкам ситуация действительно выглядит так, что «Силовые машины» стоят дороже ОМЗ. Но на деле акции «Силовых машин» являются слаболиквидными, и далеко не факт, что обладатель этих бумаг сможет их сейчас продать по нынешним ценам. Торги по акциям «Силовых машин» в данный момент практически не ведутся, а значит, и обращать внимание на их нынешнюю стоимость, по мнению экспертов, не имеет смысла. Важнее раскрученность марки.
Каха Бендукидзе считается чуть ли не родным на фондовом рынке (в «свободном плавании» находится 55% акций ОМЗ), он систематически встречается с инвесторами, является активным членом РСПП, а ОМЗ, в свою очередь, является одной из четырех российских компаний, прошедших листинг на Лондонской фондовой бирже.
Ни в целом «Силовые машины» (в «свободном плавании» находится 20% акций), ни лично директор концерна Евгений Яковлев ничем подобным похвастаться не могут. Но с вхождением в альянс с ОМЗ фактически это приобретают. Ведь акции этой компании будут конвертированы в «раскрученные» акции компании Кахи Бендукидзе. Соответственно, «Силовым машинам» не придется тратиться ни на рекламу, ни на услуги инвестиционных банков, чтобы выйти на западный финансовый рынок. Тем не менее концерн на него автоматически выйдет, объединившись с ОМЗ.
Таким образом, капитализацию новой компании специалисты оценивают, ориентируясь исключительно на акции ОМЗ. По грубым подсчетам, это двойная стоимость компании Кахи Бендукидзе, то есть $600 млн. Причем, по оценкам аналитика Brunswick UBS Warburg, «ОМЗ-Силовые машины» имеет все возможности довольно быстро увеличить этот показатель.
Если после завершения объединения в конце будущего года новая компания начнет показывать те результаты, о которых как о прогнозах топ-менеджеры говорят сейчас, то в течение года-полутора капитализация «ОМЗ-Силовые машины», по оценкам специалистов фондового рынка, вполне может достигнуть $1 млрд.

Холдинг ОМЗ — крупнейшая в России компания в сфере тяжелого машиностроения — специализируется на инжиниринге, производстве и обслуживании оборудования и машин для ТЭК, горной промышленности, морских и речных перевозок и др. В 2002 году объем продаж компании составил $435 млн. Акции ОМЗ котируются на Лондонской фондовой бирже и РТС.

Концерн «Силовые машины» производит оборудование для электростанций (в том числе для АЭС), транспортное и железнодорожное оборудование. Объем продаж концерна в прошлом году составил $330 млн. Акции «Силовых машин» обращаются на РТС.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK