Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Обнищание досуга Отдых против истерики"

Финансовый кризис поставил предприятия, работающие в сфере развлечений, на грань выживания: платежеспособность потребителей быстро сокращается, как и шансы самих компаний получить кредит.Вместе с тем в кризисе есть и положительные стороны: как показал мировой опыт, в трудные времена люди, чтобы отвлечься от проблем, начинают чаще посещать рестораны, кинотеатры и развлекательные центры.
   Финансовый кризис бушует не только в странах Европы и Америки, добрался он и до России. Прежде всего, это можно почувствовать по реалиям фондовых рынков, которые упали до уровня 2005 года, считает исполнительный директор группы компаний Broco Руслан Смирнов. Хотя и реальный сектор сейчас находится в тяжелом положении, добавляет эксперт. Особенно тяжело предприятиям малого и среднего бизнеса, для которых доступ к кредитным ресурсам традиционно осложнен различными препятствиями в виде бюрократических процедур, а также непомерно высокими процентными ставками. А сейчас они стремительно увеличиваются: спрос на деньги со стороны бизнеса растет, в то же время сами банки дают кредиты крайне неохотно. Ведь все оценивают имеющиеся риски.
   «Тогда как сфера услуг в России развита чрезвычайно слабо, — рассказывает Руслан Смирнов. — И она рискует если не умереть, то значительно сократиться». В условиях кризиса граждане начинают экономить, прежде всего, на различных развлекательных услугах — кино и ресторанах. Затронет кризис и спортивные клубы, так как население предпочтет заниматься спортом в более бюджетном варианте, прогнозирует эксперт.
   Аналитик управляющей компании «Финам Менеджмент» Максим Клягин считает, что причина сокращения бизнеса предприятий сферы развлечений будет напрямую связана с падением платежеспособного спроса, которое спровоцировано снижением темпов роста реальных доходов граждан с 10% примерно до 3—5%. Нынешний кризис вполне может иметь такие последствия. Поэтому как минимум в 2009 году темпы роста индустрии развлечений, сектора общественного питания и большинства других сегментов рынка платных услуг населению будут заметно ниже, чем в предыдущие несколько лет, прогнозирует Максим Клягин. Он указывает на то, что уже сейчас можно заметить, как постепенно обозначается тренд к сокращению или, по крайней мере, более экономному распределению потребительских бюджетов и снижению потребительской активности в целом. Поэтому в стабильном положении останутся лишь максимально демократичные концепции как ресторанов, так и компаний из большинства сфер интертеймента, считает эксперт.
   А вот вице-президент банка «Московский Капитал» Дмитрий Терехов рисует более мрачную картину будущего сферы развлечений: «В условиях финансового кризиса эту индустрию ждут не слишком веселые времена. Компании сферы обеспечения досуга недополучат солидную часть выручки, из-за чего многим из них придется ощутимо сократить затраты либо, как вариант, ввязаться в борьбу за клиента, вкладывая значительные средства в продвижение своих услуг». С выбравшими стратегию экономии все ясно, считает эксперт. Мы уже наблюдаем повальное сокращение штата сотрудников в компаниях из различных отраслей экономики. Таким людям уж точно будет не до увеселений, и это в очередной раз свидетельствует о начале трудного периода для представителей сферы развлечений, отмечает эксперт.
   А вот руководитель интернет-проекта Avito.ru Йонас Нордландер, считает, что кризис будет иметь для индустрии досуга и позитивные последствия: «Во время кризиса происходит очищение рынка. Его покидают мелкие компании, которые ориентированы на быстрый результат». Сфера развлечений здесь не исключение: настоящие игроки с долгосрочными планами после подобных событий только усиливают свои позиции, отмечает эксперт.
   «Вероятнее всего, мы увидим поглощение небольших предприятий сферы сервиса гигантами отрасли, — продолжает Руслан Смирнов. — Ведь фактически у малых предприятий нет выбора: либо закрывать бизнес, либо его продавать». Одним из последствий кризиса может стать заметное сокращение количества игроков и рост консолидации в этом сегменте, подтверждает Максим Клягин. По его мнению, дело в том, что фундаментально развлекательный сектор не теряет своей привлекательности для инвестиций и, несмотря на замедление темпов роста экономики в целом, обладает существенным потенциалом развития. «Поэтому крупные компании сферы досуга, обладающие достаточной финансовой устойчивостью, в среднесрочной перспективе будут проводить более активную политику в сфере слияний и поглощений, — прогнозирует Максим Клягин, — фактически скупая с очень существенным дисконтом к докризисным уровням цен активы конкурентов». Такой сценарий вероятен для большинства секторов развлекательной отрасли, считает эксперт. Исключением может стать лишь индустрия азартных игр. Там в связи с административным регулированием риски существенно выше, из-за чего развитие этого сектора в России выглядит менее привлекательно даже с учетом очень высокой доходности, считает эксперт.
   Начальник управления разработки и продвижения продуктов и услуг для малого и среднего бизнеса Росбанка Вера Маркосова также склонна считать, что кризис не будет иметь катастрофических последствий для сферы развлечений, хотя и затронет ее. «Предприятия сферы досуга и развлечений ожидает плавное снижение объемов бизнеса пропорционально общему падению потребления в стране, — прогнозирует эксперт. — Ошибочно было бы ожидать от этой сферы движения против рынка, когда на фоне снижения всей экономики она показывала бы рост». Индустрию развлечений можно назвать неким индикатором состояния экономики в целом, и рост потребления в данном сегменте будет сигнализировать об оздоровлении всей экономики, считает Вера Маркосова.
   А вот начальник отдела развития малого и среднего бизнеса Собинбанка Екатерина Писарева вообще считает, что компании, обеспечивающие досуг граждан, находятся в нынешних условиях в привилегированном положении: «Большинству таких предприятий легче удается справляться с кризисными явлениями, которые сегодня наблюдаются в экономике, так как они могут существовать не только за счет кредитов, но и за счет выручки. Конечно, без заемных средств расти и развиваться получится не у многих, но выжить в условиях кризиса такие предприятия смогут».
   Впрочем, жизнеспособность предприятий сферы услуг зависит от занимаемой ниши и ценовой категории, в которой они работают, добавляет Екатерина Писарева. Ведь кризис сказывается на благосостоянии населения, но люди не перестают пользоваться услугами, хотя и ищут более бюджетные варианты. Особенно это касается среднего класса, для которого кризис наиболее ощутим.
   Острота ощущений
   Если, следуя логике Екатерины Писаревой, попытаться оценить перспективы предприятий из разных ниш развлекательного бизнеса, в сравнительно выгодном положении остаются организации, обеспечивающие недорогой досуг, например бюджетные рестораны и кинотеатры. Также не испытают сильной депрессии заведения, зарабатывающие на азартных играх. Ведь на игроков кризис как таковой влияет мало. «Скорее всего, игорный бизнес, сфера общественного питания среднего и низкого ценового уровня будет более востребована и доступна для населения, — считает начальник аналитического управления банка «Петрокоммерц» Олег Соломин. — Что до элитных видов досуга, то тут состоятельных потребителей на всех не хватит. Хотя будут оставаться удачные проекты, но ненадолго — из-за быстрой смены настроений элиты, которые диктуются модой, например, на те или иные клубы и салоны красоты».
   Сегодня на рынке в связи с продолжающимся развитием кризиса наметилась тенденция по понижению класса действующих предприятий индустрии общественного питания, отмечает начальник управления корпоративного бизнеса банка «Возрождение» Ирина Семенова. По ее мнению, это объясняется перетоком клиентов в более демократичные заведения. Так что наиболее защищенными, по прогнозам аналитиков этого рынка, в нынешних условиях остаются предприятия эконом-класса, то есть рестораны быстрого питания.
   Что касается игорных заведений, то ситуация в этой узкой сфере мало связана с экономической составляющей, считает эксперт. По ее мнению, предприятия, зарабатывающие на азартных играх, сейчас являются чуть ли не единственными заведениями досуга и развлечений, которые хоть в какой-то мере могут рассчитывать на внешние капиталы. То есть на игорных заведениях все-таки еще можно заработать, поэтому инвесторы и продолжат вкладывать в эту индустрию средства.
   В то же время наметилась тенденция ужесточения государственного контроля над этим сегментом, а это уже негативный момент для участников рынка, добавляет Ирина Семенова. А вот вице-президент Пробизнесбанка Вячеслав Казанцев указывает на другие риски игорного бизнеса: «В кредитной политике многих банков содержится прямой запрет на финансирование казино и сетей игровых автоматов. В основном это связано с вопросом этичности данного бизнеса, а также с его криминальностью, высокими организационно-юридическими рисками и вероятностью утери обеспечения, например, из-за перемещения игровых аппаратов».
   Однако не все так уж и плохо. Индустрия развлечений получила от кризиса и некий скрытый катализатор. «В кризисные периоды людям свойственно компенсировать негативные эмоции, полученные на работе и от информационного поля, через приобретение еды, посещение ресторанов, развлекательных центров, на которые направляются средства, — рассказывает начальник управления корпоративного бизнеса Славянского банка Сергей Минасян. — Тогда как в обычной ситуации они могли бы быть, например, направлены на оплату бензина и текущих расходов на содержание автомобиля».
   События августа 1998 года заметно стимулировали развитие ресторанного бизнеса, приводит похожий пример директор департамента корпоративных клиентов ЮниКредит Банка Алексей Гренков. Ведь в сложные времена людям свойственно желание делать себе небольшие и сравнительно недорогие подарки, например, в виде похода в ресторан, поясняет эксперт.
   Этот же принцип ухода от негативных эмоций может сработать и в киноиндустрии. «Скорее всего, сократится количество проектов и отсеются множество непрофессиональных инвесторов, продюсеров и режиссеров, но удар по производству не скажется на прокате, — считает Йонас Нордландер. — Посещаемость кинотеатров не уменьшится. Во время кризиса люди начинают больше ходить в кино, у них увеличивается потребность в общении и развлечении». Если следовать этой логике, то можно предположить, что популярными будут комедии, которые позволят отвлечься от действительности. Статистика западных стран, например, показывает, что в неспокойные для экономики времена посещаемость кинотеатров росла, утверждает эксперт.
   Но даже если определиться с сектором, на который можно поставить, инвесторам необходимо не забывать и про финансовую модель, отмечает Олег Соломин. По его мнению, сейчас, как никогда, кредитору или инвестору понравится клиент, которому средства не нужны. Если расшифровать, то для финансирования интересно предприятие с минимальным долгом, с уже состоявшейся программой развития и не вовлеченное в сделки по слияниям или поглощениям, объясняет Олег Соломин.
   Что касается способов вложения средств в сферу развлечений, то, по мнению Олега Соломина, даже в условиях кризиса рецепты инвестирования достаточно просты и универсальны. Нужно выбрать сектор экономики с гарантированным массовым спросом и финансовую модель с низким уровнем зависимости от заемного капитала. Таков же универсальный совет и по долговому инструментарию, отмечает эксперт. Если раньше по крупным клиентам можно было говорить об облигационных займах и даже о евробондах, то теперь рыночные и бланковые долговые инструменты уходят пока на второй и третий план. Залоговое кредитование с учетом тщательного анализа закладываемого имущества — вот классический и наиболее надежный инструмент.
   Но практика показывает, что даже и в этом случае кредиторам теперь приходится быть более осторожными. «До кризиса основным кредитным продуктом нашего банка, как правило, были долгосрочные кредитные линии на развитие бизнеса наших заемщиков, например, на открытие новых или реконструкцию текущих объектов, — рассказывает начальник управления корпоративного финансирования Москоммерцбанка Антон Кузьменко. — Нынешний кризис, конечно, внес корректировки в наши планы. В первую очередь это сказалось на сокращении сроков и объемов предоставляемого финансирования». В оценке рисков Москоммерцбанк также ввел более жесткие требования, причем как к финансовому состоянию клиента, так и к обеспечению. Привлекательнее для банка теперь выглядят успешные сетевые проекты в среднем и экономном ценовом сегменте с невысоким уровнем долга, отмечает эксперт.
   В Росбанке тоже стали более внимательно подходить к оценке бизнеса заемщика и предлагаемого им обеспечения. «В связи с изменением ситуации на финансовых рынках в октябре 2008 года банком были скорректированы стоимостные условия кредитования», — рассказывает Вера Маркосова. Хотя она подчеркивает, что кризис все-таки не слишком существенно сказался на работе Росбанка с предприятиями малого и среднего бизнеса, к которым относится большинство представителей индустрии развлечений: технологии и принципы работы банка остались прежними. «Мировой финансовый кризис не оказал какого-то значительного негативного влияния на сотрудничество Пробизнесбанка с компаниями именно из сектора обеспечения досуга, — уверяет и Вячеслав Казанцев. — В случае если такие компании являлись клиентами банка до кризиса, то они и продолжают оставаться таковыми в условиях кризиса».
   Кредитное ужесточение
   Тем не менее если не считать заявлений отдельных банкиров, общая тенденция в сфере кредитования связана с существенным сокращением финансирования новых заемщиков (проектов). К другим тенденциям можно отнести рост ссудных ставок, более жесткий подход к оценке рисков по проектам, увеличение дисконта по обеспечению, в первую очередь на недвижимость, отказ от кредитования без залога. «Все это в полной мере коснулось кредитования отрасли услуг и развлечений, — отмечает Антон Кузьменко. — В целом по отрасли прогноз негативный, хотя об устойчивости можно говорить только в привязке к конкретному заемщику».
   А вот Дмитрий Терехов указывает на то, что объемы кредитования уже сократились, условия ужесточились, идет жесткий отбор компаний-заемщиков. Что касается кредитования предприятий сферы досуга и развлечений, то им будет труднее всего получить финансирование, считает эксперт. Этот факт подтвердил и заместитель председателя правления банка «Стройкредит» Сергей Рыбин. Он отметил, что особенно уязвимыми выглядят позиции компаний, работающих на арендованных площадях. Если банки по каким-либо причинам прекратят их кредитование, у предприятий могут начаться серьезные проблемы, считает эксперт.
   Однако и у тех, кто не увлекался арендой, положение не легче, а даже еще сложнее. «В наиболее трудной ситуации оказались предприятия, построившие свой бизнес на заемных средствах, направленных на покупку зданий и сооружений и их техническую реконструкцию, — считает вице-президент Московского индустриального банка Юрий Птицын. — Сложилась парадоксальная ситуация, когда компании, расположенные в собственных выкупленных за кредитные средства зданиях, оказались в более сложной ситуации, чем их коллеги, арендующие помещения».
   До недавнего времени казалось, что наличие собственной площади позволяет сократить риск роста операционных расходов, связанных с возможным увеличением арендной платы. При этом сейчас следует ожидать падения стоимости аренды, в то время как возможности по фондированию ранее полученных кредитов крайне ограниченны, объясняет Юрий Птицын. Более того, по его мнению, создаются реальные угрозы повышения процентных ставок по предоставленным кредитам, что создает серьезные операционные риски. В этих условиях банки будут крайне осторожно подходить к вопросам кредитования проектов, связанных с покупкой и реконструкцией новых площадей. Более реальным является поддержание текущей деятельности с предоставлением небольших ссуд на непродолжительный срок, считает эксперт.
   В качестве альтернативного варианта возможно рассмотрение кредитования потребителей услуг предприятий сферы развлечений (частных лиц) для снижения обязательств юридического лица, предлагает Юрий Птицын. Тем самым банки смогут диверсифицировать свой кредитный портфель и снизить принимаемые на себя риски. Одновременно такая схема представляет интерес и для предприятий, так как это один из способов снизить задолженность и привлечь дополнительную клиентуру.
   А вот Сергей Минасян видит выход для предприятий обеспечения в кредитовании под обороты: «Предприятия сферы обеспечения досуга всегда отличались работой на арендованных площадях, использованием специализированного, порой эксклюзивного оборудования, высокой долей заработной платы в себестоимости. С одной стороны, когда вложения в запуск объекта досуга окупаются обычно через 2—4 года, такой бизнес может показывать значительный возврат на вложенный капитал. С другой стороны, стабильность спроса на предлагаемые услуги зависит от их характера, расположения предприятия, моды». Таким образом, финансирование предприятий сферы досуга целесообразно, скорее, в виде кредитования под обороты, заключает эксперт. Ведь при финансировании на более длительные сроки кредитор сталкивается с нехваткой надежных залогов и трудностью прогнозирования денежных потоков.
   Другие способы финансирования для представителей отрасли развлечений в нынешней ситуации теряют актуальность, считает Сергей Минасян. В принципе, предприятия сферы досуга в незначительной степени зависят от поставщиков товаров, по которым можно было бы запросить предоставление отсрочки. Получить отсрочку по арендной плате или коммунальным платежам в текущей ситуации маловероятно. Задержка выдачи персоналу заработной платы вообще грозит руководителям компании уголовным преследованием. Заимствования у частных лиц ограничены по срокам, достаточно дороги, могут привести к необходимости включать такого заимодавца в состав собственников бизнеса. Таким образом, кредитование в банках остается по-прежнему ключевым способом финансирования предприятий сферы досуга, заключает Сергей Минасян.
   Понятно, что, кредитуясь под обороты, значительные средства на реализацию крупных проектов получить трудно, а можно лишь немного расширить бизнес. «Очевидно, что говорить о масштабных кредитных проектах в сфере развлечений в настоящее время не приходится, — подтверждает Юрий Птицын. — Для нее наступают достаточно сложные времена, когда придется опираться прежде всего на собственные силы».
   Рассчитывать на получения долгосрочного кредита на развитие или выполнение инвестпрограммы в нынешней ситуации бессмысленно, и не стоит искать кредиты на запуск каких-либо новых проектов в сфере развлечений, поддерживает коллег Антон Кузьменко. При этом он отмечает, что у потенциальных заемщиков пока остается возможность получения краткосрочного займа, но на привлечение даже такого финансирования сейчас могут рассчитывать только клиенты с высоким кредитным рейтингом и хорошим обеспечением.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK