Наверх
19 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Обоснованное доверие"

Как часто пациенты, получив рецепт или предписание врача о приеме тех или иных препаратов, легкомысленно пренебрегают рекомендациями специалиста, отдавая предпочтение советам родных и знакомых.   Практически каждому из нас знакома эта ситуация. Казалось бы, что здесь страшного? На деле подобная легкомысленность — одна из главных проблем здравоохранения, причем не только в России.

   Опасность низкой комплаентности (приверженность больных лечению, невыполнение или неполное следование рекомендациям врача по приему лекарств) нельзя недооценивать. И дело не только в том, что безрезультатно потрачено время врача и улучшения в самочувствии больного не наступает. Главная беда — больной, не выполняющий рекомендаций по приему современных эффективных и безопасных препаратов, все равно «лечится» тем, чем ему советуют друзья и реклама. Зачастую это устаревшие, малоэффективные препараты или, что еще хуже и опаснее, БАД. Статистика свидетельствует: в США 14% потребителей предпочитают самолечение безрецептурными препаратами и лишь 34% уверены, что врач назначил правильный препарат. В РФ таких исследований не проводилось, но, возможно, в нашей стране процент «недоверчивых пациентов» может быть существенно выше.

   Еще одно малоприятное следствие низкой комплаентности — серьезное влияние на фармацевтический рынок. Усилия компаний по разработке новейших препаратов, затраты на исследование их эффективности, информирование врачей оказываются потраченными впустую. Ведь адекватные рекомендации медиков зачастую не приводят к ожидаемому результату — приобретению и правильному приему выписанного препарата. К примеру, в США, по данным Wilson Health Information, средний уровень надлежащего выполнения рекомендаций врача не превышает 50%. Даже в случае таких тяжелых заболеваний, как СПИД, эта цифра составляет лишь 54%, а при депрессии, хроническом бронхите и раке только 50%, 40% и 38% соответственно. По данным же Harris Interactive, из 33% пациентов, не принимающих назначенный препарат, больше трети не верят в его эффективность и еще примерно столько же думают, что не нуждаются в этом препарате. А 35% американцев вообще не покупают лекарство из-за желания сэкономить деньги. Все это в результате выливается в снижение темпов роста фармацевтического рынка и торможение его модернизации.

   В России ситуация не лучше. Так, в журнале «Сердечная недостаточность» коллектив авторов во главе с Леонидом Лазебником приводит следующую статистику: в 40% случаев россияне заменяют рекомендованный врачом препарат на иное лекарство из-за цены, 14% наших сограждан вообще не покупают лекарства из-за желания сэкономить, 10% не потрудились объяснить причины невыполнения рекомендаций врача. Причем 58% россиян мотивируют подобное отношение к лечению отсутствием регулярного врачебного контроля, то есть полноценного общения с врачом. Именно поэтому проблема комплаентности вызывает особое беспокойство в лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы. «Фармацевтический завод ЭГИС» — один из лидеров среди производителей, поставляющих лекарственные препараты в Россию (по сведениям КОМКОНа, продукция завода занимает третье место по количеству врачебных назначений в кардиологии, в частности), и эта проблема для нас, как и для других этических компаний, актуальна. Приблизительно о том же отношении свидетельствует и зарубежная статистика. По данным Council on Patient Information and Education, всего через час после посещения врача 60% пациентов не могут «воспроизвести» рекомендации этого самого врача! То есть вопрос эффективности общения между врачом и пациентом выходит на первый план не только в РФ, но и во всем мире. Каким образом фармацевтическое сообщество может способствовать решению этой проблемы?

   Среди наиболее действенных рычагов — сильные бренды, являющиеся одним из основных условий приверженности пациентов лечению. Сильный бренд, обладающий хорошей репутацией и подкрепленный позитивным имиджем фирмы, помогает врачу не только принять решение о лечении, но и вселить в пациента чувство уверенности в эффективности препарата. Например, летом 2005 года в программе ДЛО была предпринята попытка заменить «Супрастин» на имитацию этого известного бренда. Не найдя привычного препарата в списке, ведущие специалисты были обеспокоены тем, что доверяющие «Супрастину» аллергики не смогут безболезненно отказаться от бренда, с которым у них «сложились отношения». Ведь для больного, которому помогали и помогают конкретные бренды, не издашь приказ, что теперь он должен принимать «что дадут» — он имеет право отказаться. Разве увеличение количества отказов будет работать на улучшение имиджа программы ДЛО в обществе? Обоснованное доверие врача и пациента к бренду с большой буквы — существенный компонент эффективности лечения, особенно в России, где комплаентность и так чрезвычайно низкая.

   * Автор — кандидат медицинских наук, директор по маркетингу представительства «Фармацевтический завод ЭГИС» в России.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK