Наверх
18 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Образование — всерьез и надолго"

 9 декабря правительство обсуждает вопросы развития системы образования. Это вопрос гораздо более важный, чем большинство политических и экономических проблем.

Во-первых, развитие образования — один из абсолютных приоритетов устойчивого развития современного общества. Опыт стран, демонстрировавших несомненные успехи в социальноэкономическом развитии за последние двадцать лет (скажем, Ирландия, Финляндия), свидетельствует: все они интенсивно вкладывали средства в образование. Этот сектор — ключевой для реализации популярной сегодня идеи удвоения ВВП. Если, конечно, понимать данную задачу не механистически, а с учетом коренной структурной модернизации нашей экономики.

Во-вторых, образование традиционно является сферой повышенного внимания в нашей стране. Важнейшая особенность российской культуры — стремление дать детям хорошее образование. Готовность инвестировать в образование россияне демонстрировали даже в самые тяжелые годы экономического кризиса.

О необходимости проведения реформы системы образования говорится с первых месяцев существования посткоммунистической России. Написано бесчисленное количество материалов, идут острейшие дискуссии. Несколько лет назад была принята Концепция модернизации российского образования. Но мы, увы, медленно продвигаемся в осознании проблем, стоящих перед нашим образованием, а также путей их решения.

У нас нет реального представления о качестве образования в современной России. Мы существуем в системе мифов и субъективных представлений о том, что же такое «современное российское образование». Мы уверены, что у нас очень хорошее образование, основанное на традициях и стремящееся к фундаментальности. Наверное, так оно и было четверть века назад. Но даже если этот тезис справедлив, уместны два других вопроса: во-первых, в какой мере качественное образование сохраняется в наших школах и, во-вторых, в какой мере такое образование соответствует вызовам современной эпохи, требующей от человека постоянного стремления к обновлению знания, а не только знания фундаментальных основ всего.

Имеющиеся международные сопоставления в области среднего образования показывают: российские школьники отстают от сверстников из наиболее развитых стран, особенно заметно это отставание в способности практического приложения полученных фундаментальных знаний.

Можно выделить ряд принципов — на них должно ориентироваться развитие нашего образования.

Прежде всего международная конкурентоспособность образования, которое лишь тогда будет считаться качественным, когда в наших школах захотят учиться граждане других стран, особенно развитых. Спрос на отечественных специалистов со стороны зарубежных университетов также является одним из показателей качества образования в стране, однако куда важнее организовать систему образования так, чтобы иностранные граждане предпочитали приезжать за дипломами в Россию, а отечественные преподаватели не уезжали бы из страны надолго.

Доступность образования для талантов — еще одно важнейшее требование. Система образования должна обеспечивать выявление талантов, к какой бы социальной или региональной группе ни относился человек, вовлекать их в образовательный процесс.

Привлекательность для инвестирования. Дело не только в желании граждан вкладывать в этот сектор свои сбережения. Образование должно быть привлекательно и для бизнеса, готового вкладывать сюда капитал. Для решения этих задач необходимо развитие современных финансовых инструментов и организационно-правовых форм. Это и новые формы организации учебных заведений, и создание современной системы образовательных кредитов, и правовое закрепление форм участия частных предпринимателей в учредительстве и функционировании учебного заведения.

Непрерывность образования, то есть возможности углублять или менять квалификацию на протяжении всей жизни. До сих пор в России непрерывное образование продолжает отождествляться с курсами профпереподготовки. Это — типично индустриальная трактовка, когда дело сводится к усовершенствованию ранее полученного знания. А современное образование предполагает возможность учиться постоянно, полностью меняя характер своей деятельности.

Наконец, комплексность реформы образования. Необходимо обеспечить не только увязку разных компонентов национальной системы образования, но и сопряженность реформы образования с другими направлениями социально-экономической трансформации, включая военную реформу (в части комплектования), реформу бюджетной системы, банковской сферы и др. Без всего этого модернизация так и останется благим пожеланием.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK