29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Очень важные деньги"

Архивная публикация 2003 года: "Очень важные деньги"

Банковский VIP-сервис в России делает первые шаги, но пионеры российского частного банковского обслуживания -- АБ "ИБГ НИКойл" и банк "Зенит" -- с оптимизмом смотрят в будущее, предсказывая бум Private Banking к концу года.Рецепт сохранения и приумножения капитала всем хорошо известен -- деньги должны работать. Для этого своими средствами надо управлять, то есть вкладывать их в различные финансовые или нефинансовые инструменты, причем с максимальной выгодой. Одни пытаются делать это самостоятельно, хотя и не всегда успешно. Другие предпочитают довериться профессионалам, становясь клиентами Private Banking, включающего в себя комплекс услуг по управлению капиталом клиента и его семьи. И если в мировой практике подобная услуга известна еще с середины XVIII века, то в России она появилась лишь в конце прошлого столетия. В целом же отечественная история работы банков с частным капиталом насчитывает не более десяти лет. Минувший, 2002 год стал переломным с точки зрения Private Banking: именно тогда банки стали выделять обслуживание частных состоятельных клиентов в самостоятельные направления бизнеса. Наиболее развиты подобные службы, например, в АБ "ИБГ НИКойл" ("НИКойл Private Banking") и банке "Зенит" (дирекция частных инвестиций). Кроме того, услуги для состоятельных клиентов предлагают также Сбербанк, Альфа-банк, Гута-банк, Росбанк, МДМ-Банк, Внешторгбанк и др.
Интересно, что сами банкиры к концу нынешнего года прогнозируют бум частного банковского обслуживания: с одной стороны, растет число клиентов, с другой -- все большее количество банков внедряет у себя эту услугу в том или ином виде. Эта тенденция отмечается не только российскими, но и международными экспертами.
Избран -- значит достоин

Кого же видят своими клиентами сами банки? На первый взгляд, ответить довольно просто: это частные лица с высоким уровнем достатка. Причем мера этого достатка определяется минимальной суммой инвестиций, на которую клиент может совершить начальную финансовую операцию (например, разместить средства в депозит, передать банку в доверительное управление и т.д.). Сегодня эта сумма ограничена $100 тыс.
По прогнозу специалистов, уже к концу нынешнего года эта сумма увеличится до $300--500 тыс., а к 2006-му возрастет до $1 млн.
При этом число состоятельных людей в России неуклонно растет. Круг реальных и потенциальных клиентов составляют сегодня, прежде всего, акционеры и топ-менеджеры самих банков, бизнесмены--владельцы собственного бизнеса и топ-менеджеры крупных компаний, спортивная и творческая элита. Клиентов Private Banking условно можно разделить на две группы в зависимости от преследуемых ими целей. Цель первых -- первоначальное накопление и приумножение капитала. В основном это люди, активно участвующие в работе собственных компаний и доверяющие заботу о своих деньгах профессионалам. Цель вторых -- сохранить имеющиеся средства от инфляции и затем передать следующему поколению в семье. Впрочем, и тех, и других отличает знание инвестиционных возможностей российского и международного рынков и общая финансовая компетентность.
Тем не менее наличие внушительных сумм на счетах клиента вовсе не означает, что банк будет обслуживать его в своем подразделении Private Banking. Главным критерием допуска к индивидуальному сервису является, по словам исполнительного директора дирекции частных инвестиций банка "Зенит" Людмилы Маслиевой, прозрачность и легальность бизнеса клиента и, соответственно, накопленного личного капитала. В первую очередь, банк должен понимать финансовую философию клиента, его манеру ведения бизнеса и структуру имеющихся активов, знать источник происхождения капитала.
Отдельно оговоримся, что частное банковское обслуживание принципиально отличается от более привычного нашему слуху VIP-обслуживания. Дело в том, что VIP-клиентом может стать не только владелец крупного личного состояния, но и любой из топ-менеджеров компании, обслуживающейся в банке (ему автоматически присваивается статус клиента VIP-класса). Такое деление вовсе не означает, что один вкладчик достойнее другого, просто банк подстраивается под каждого крупного клиента и предлагает ему соответствующие услуги (как правило, это отдельные операции по хранению средств на депозитах, доверительному управлению и т.п.). Впрочем, справедливости ради отметим, что сумма вхождения в VIP-категорию чуть ниже, чем того требует причастность к частному банковскому обслуживанию.
Ваш личный банкир

Швейцарцы уже давно сформулировали главную заповедь клиента Private Вanking: "Если вы доверяете своему персональному менеджеру и он выпрыгнет из окна, прыгайте за ним -- значит там деньги". Такого профессионального менеджера получает любой клиент частного банковского обслуживания. Несмотря на то, что зачастую менеджер обслуживает счета 40--50 клиентов, в его обязанности входит как минимум раз в месяц лично встречаться с каждым клиентом, постоянно следить за состоянием клиентских портфелей, анализировать, вносить коррективы и т.п.
Так что личный банкир подчас знает о финансах своих клиентов больше, чем сами клиенты. По мнению заместителя председателя правления АБ "ИБГ НИКойл" Андрея Куликова, руководителя "НИКойл Private Banking", "главное отличие российской практики частного банковского обслуживания от западной состоит в том, что на Западе человек должен доказать банку, что он может быть его клиентом, а в России все наоборот -- банк доказывает клиенту, что он может хранить и приумножать его деньги. По мере того как устанавливается это доверие, растет и глобальное качество управления средствами клиента, структура и инструментарий управления, так как банк получает более полную информацию о работающих активах".
Так, владелец крупного капитала, начав обслуживаться в системе Private Banking, готов сообщить банку и своему личному менеджеру только о небольшой сумме временно свободных средств, которые он хотел бы инвестировать. Банк, в свою очередь, в зависимости от состояния рынка, инвестиционной стратегии клиента может предложить один или несколько финансовых инструментов для вложения этих средств на определенный период (как правило, не менее полугода). Так что клиенту останется только выбирать и ждать результата, тем более что для каждой инвестиционной стратегии будет просчитана вероятная доходность и риск вложений. Если он готов рискнуть, то его деньги банк может распределить, например, следующим образом: 10% средств хранить на депозите, 80% вложить в ценные бумаги российских компаний, а еще 10% инвестировать в золото. Такая стратегия довольно оправданна, тем более что доходность рублевых инструментов (депозитов и ценных бумаг) на порядки выше по сравнению с валютными вложениями. К примеру, в 2002 году рост индекса РТС, отражающего состояние рынка акций, достиг 34%, а банки по рублевым вкладам предлагали до 14% годовых. Для сравнения: доходность долларовых депозитов в швейцарских банках сейчас составляет всего 1,12% годовых, в то время как российские банки дают 7--9% годовых в валюте.
Другой вариант распределения средств клиента: 30--40% средств инвестировать в паевые фонды, 15% -- оставить на депозитах, а на оставшиеся средства купить недвижимость. Сегодня этот вариант может быть даже еще более прибыльным, так как недвижимость дорожает с каждым днем, особенно в крупных городах.
"Если же в конечном итоге,-- говорит Людмила Маслиева, -- результат сотрудничества, то есть первая попытка распределения средств по совету банка, устроит вкладчика, то он, возможно, поделится с банком дополнительной информацией о своих активах. Постепенно, в процессе такого пошагового знакомства, банк для успешной работы узнает максимум информации о капитале клиента, источниках его дохода, расходах и даже дальнейших жизненных планах". В ответ на эту "исповедь" банк обязуется "свести дебет с кредитом" (то есть упорядочить все финансовые потоки, управлять ими исходя из конъюнктуры рынка). Проще говоря, по словам Андрея Куликова, "при наличии у клиента временно сводных средств банк должен размещать их с наилучшей доходностью, а при недостатке денег -- занимать на более выгодных условиях и под более низкие проценты. В этом отчасти состоит смысл финансового планирования, которое является одной из главных услуг Private Banking". Конечно, теория порой расходится с практикой, так как на деле все зависит от стартовых сумм клиента, его пожеланий, готовности рисковать и т.п. О том, как в реальности составляется и реализуется финансовый план, мы расскажем в следующем номере.

Банковский VIP-сервис в России делает первые шаги, но пионеры российского частного банковского обслуживания -- АБ "ИБГ НИКойл" и банк "Зенит" -- с оптимизмом смотрят в будущее, предсказывая бум Private Banking к концу года.Рецепт сохранения и приумножения капитала всем хорошо известен -- деньги должны работать. Для этого своими средствами надо управлять, то есть вкладывать их в различные финансовые или нефинансовые инструменты, причем с максимальной выгодой. Одни пытаются делать это самостоятельно, хотя и не всегда успешно. Другие предпочитают довериться профессионалам, становясь клиентами Private Banking, включающего в себя комплекс услуг по управлению капиталом клиента и его семьи. И если в мировой практике подобная услуга известна еще с середины XVIII века, то в России она появилась лишь в конце прошлого столетия. В целом же отечественная история работы банков с частным капиталом насчитывает не более десяти лет. Минувший, 2002 год стал переломным с точки зрения Private Banking: именно тогда банки стали выделять обслуживание частных состоятельных клиентов в самостоятельные направления бизнеса. Наиболее развиты подобные службы, например, в АБ "ИБГ НИКойл" ("НИКойл Private Banking") и банке "Зенит" (дирекция частных инвестиций). Кроме того, услуги для состоятельных клиентов предлагают также Сбербанк, Альфа-банк, Гута-банк, Росбанк, МДМ-Банк, Внешторгбанк и др.

Интересно, что сами банкиры к концу нынешнего года прогнозируют бум частного банковского обслуживания: с одной стороны, растет число клиентов, с другой -- все большее количество банков внедряет у себя эту услугу в том или ином виде. Эта тенденция отмечается не только российскими, но и международными экспертами.

Избран -- значит достоин


Кого же видят своими клиентами сами банки? На первый взгляд, ответить довольно просто: это частные лица с высоким уровнем достатка. Причем мера этого достатка определяется минимальной суммой инвестиций, на которую клиент может совершить начальную финансовую операцию (например, разместить средства в депозит, передать банку в доверительное управление и т.д.). Сегодня эта сумма ограничена $100 тыс.

По прогнозу специалистов, уже к концу нынешнего года эта сумма увеличится до $300--500 тыс., а к 2006-му возрастет до $1 млн.

При этом число состоятельных людей в России неуклонно растет. Круг реальных и потенциальных клиентов составляют сегодня, прежде всего, акционеры и топ-менеджеры самих банков, бизнесмены--владельцы собственного бизнеса и топ-менеджеры крупных компаний, спортивная и творческая элита. Клиентов Private Banking условно можно разделить на две группы в зависимости от преследуемых ими целей. Цель первых -- первоначальное накопление и приумножение капитала. В основном это люди, активно участвующие в работе собственных компаний и доверяющие заботу о своих деньгах профессионалам. Цель вторых -- сохранить имеющиеся средства от инфляции и затем передать следующему поколению в семье. Впрочем, и тех, и других отличает знание инвестиционных возможностей российского и международного рынков и общая финансовая компетентность.

Тем не менее наличие внушительных сумм на счетах клиента вовсе не означает, что банк будет обслуживать его в своем подразделении Private Banking. Главным критерием допуска к индивидуальному сервису является, по словам исполнительного директора дирекции частных инвестиций банка "Зенит" Людмилы Маслиевой, прозрачность и легальность бизнеса клиента и, соответственно, накопленного личного капитала. В первую очередь, банк должен понимать финансовую философию клиента, его манеру ведения бизнеса и структуру имеющихся активов, знать источник происхождения капитала.

Отдельно оговоримся, что частное банковское обслуживание принципиально отличается от более привычного нашему слуху VIP-обслуживания. Дело в том, что VIP-клиентом может стать не только владелец крупного личного состояния, но и любой из топ-менеджеров компании, обслуживающейся в банке (ему автоматически присваивается статус клиента VIP-класса). Такое деление вовсе не означает, что один вкладчик достойнее другого, просто банк подстраивается под каждого крупного клиента и предлагает ему соответствующие услуги (как правило, это отдельные операции по хранению средств на депозитах, доверительному управлению и т.п.). Впрочем, справедливости ради отметим, что сумма вхождения в VIP-категорию чуть ниже, чем того требует причастность к частному банковскому обслуживанию.

Ваш личный банкир


Швейцарцы уже давно сформулировали главную заповедь клиента Private Вanking: "Если вы доверяете своему персональному менеджеру и он выпрыгнет из окна, прыгайте за ним -- значит там деньги". Такого профессионального менеджера получает любой клиент частного банковского обслуживания. Несмотря на то, что зачастую менеджер обслуживает счета 40--50 клиентов, в его обязанности входит как минимум раз в месяц лично встречаться с каждым клиентом, постоянно следить за состоянием клиентских портфелей, анализировать, вносить коррективы и т.п.

Так что личный банкир подчас знает о финансах своих клиентов больше, чем сами клиенты. По мнению заместителя председателя правления АБ "ИБГ НИКойл" Андрея Куликова, руководителя "НИКойл Private Banking", "главное отличие российской практики частного банковского обслуживания от западной состоит в том, что на Западе человек должен доказать банку, что он может быть его клиентом, а в России все наоборот -- банк доказывает клиенту, что он может хранить и приумножать его деньги. По мере того как устанавливается это доверие, растет и глобальное качество управления средствами клиента, структура и инструментарий управления, так как банк получает более полную информацию о работающих активах".

Так, владелец крупного капитала, начав обслуживаться в системе Private Banking, готов сообщить банку и своему личному менеджеру только о небольшой сумме временно свободных средств, которые он хотел бы инвестировать. Банк, в свою очередь, в зависимости от состояния рынка, инвестиционной стратегии клиента может предложить один или несколько финансовых инструментов для вложения этих средств на определенный период (как правило, не менее полугода). Так что клиенту останется только выбирать и ждать результата, тем более что для каждой инвестиционной стратегии будет просчитана вероятная доходность и риск вложений. Если он готов рискнуть, то его деньги банк может распределить, например, следующим образом: 10% средств хранить на депозите, 80% вложить в ценные бумаги российских компаний, а еще 10% инвестировать в золото. Такая стратегия довольно оправданна, тем более что доходность рублевых инструментов (депозитов и ценных бумаг) на порядки выше по сравнению с валютными вложениями. К примеру, в 2002 году рост индекса РТС, отражающего состояние рынка акций, достиг 34%, а банки по рублевым вкладам предлагали до 14% годовых. Для сравнения: доходность долларовых депозитов в швейцарских банках сейчас составляет всего 1,12% годовых, в то время как российские банки дают 7--9% годовых в валюте.

Другой вариант распределения средств клиента: 30--40% средств инвестировать в паевые фонды, 15% -- оставить на депозитах, а на оставшиеся средства купить недвижимость. Сегодня этот вариант может быть даже еще более прибыльным, так как недвижимость дорожает с каждым днем, особенно в крупных городах.

"Если же в конечном итоге,-- говорит Людмила Маслиева, -- результат сотрудничества, то есть первая попытка распределения средств по совету банка, устроит вкладчика, то он, возможно, поделится с банком дополнительной информацией о своих активах. Постепенно, в процессе такого пошагового знакомства, банк для успешной работы узнает максимум информации о капитале клиента, источниках его дохода, расходах и даже дальнейших жизненных планах". В ответ на эту "исповедь" банк обязуется "свести дебет с кредитом" (то есть упорядочить все финансовые потоки, управлять ими исходя из конъюнктуры рынка). Проще говоря, по словам Андрея Куликова, "при наличии у клиента временно сводных средств банк должен размещать их с наилучшей доходностью, а при недостатке денег -- занимать на более выгодных условиях и под более низкие проценты. В этом отчасти состоит смысл финансового планирования, которое является одной из главных услуг Private Banking". Конечно, теория порой расходится с практикой, так как на деле все зависит от стартовых сумм клиента, его пожеланий, готовности рисковать и т.п. О том, как в реальности составляется и реализуется финансовый план, мы расскажем в следующем номере.

ВАДИМ ЩЕГЛОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама